Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Демакова А. О. Педагогическое эссе по теме: «Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 29. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95471.htm.
Аннотация. В работе представлено педагогическое эссе, описывающее субъективную точку зрения автора на один из ключевых вопросов теории воспитания. Очерк состоит из трех частей: вступление, основная часть, в котором содержится суждения автора и заключение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Демакова Алена Олеговна,студенткаII курса специальности 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), г. Киров

Педагогическое эссе по теме:«Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания»

В советской педагогике деятельность была направленана развитие социально типичного, но в постсоветский период это направление деятельности сместилось в сторону становления и воспитания в ребенке индивидуальности. Постепенно это направление деятельности стало укореняться. Так что же такое индивидуальность и как она развивается в процессе воспитания и обучения? Попробуем найти ответ на этот вопрос. Существует очень много определений понятия индивидуальность, но, на мой взгляд самым удачным является определение И.И. Резвицкого. Он считает, что индивидуальность состоит не столько в том, что каждый индивид неповторим, хотя и в этом также заключен момент его индивидуализации, а в том, что каждый человеческий индивид –это отдельный, самобытный мир, который, будучи, включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность. Существует семь принципов воспитания индивидуальности: 1) целостность; 2) бинарность; 3) доминантность; 4) вариативность; 5) сформированность помогающих отношений; 6) творческая активность; 7) рефлексивность. Методы воспитательного взаимодействия являются бинарными. Они обеспечивают в процессе воспитания двуединство деятельности педагога и активности ребенка. К разряду основных приемов и методов можно отнести шесть пар способов взаимодействия воспитателя и его воспитанника.

Таблица

Способы деятельности педагогаСпособы самодеятельности ребенка1.методы и приемы познания ребенка1. методы и приемы самопознания2.методы и приемы понимания ребенка и его жизнедеятельности2.методы иприемы самопонимания3.методы и приемы педагогического проектирования 3.методы и приемы самопроектирования4.методы и приемы помогающего созидания4.методы и приемы самосозидания5. методы и приемы педагогической рефлексии5. методы и приемы саморефлексии6. методы и приемы педагогической коррекции6. методы и приемы самокоррекции

Учителю необходимо иметь отчетливые представления об индивидуальной траектории жизнедеятельности и развития каждого ребёнка и на их основе более детально и обоснованно планировать индивидуальную работу с каждым учеником. Творчество очень важно для развития индивидуальности ученика. Способность педагога направить и поддержать развитие творческой стороны ученика будет способствовать формированию у него уникальных черт личности, индивидуального стиля деятельности и способность ученика творчески подходить к решению проблем.В процессе индивидуализации ребенка очень важное значение имеет взаимодействие учителя и ученика. Только при правильной организации работы учителя, направленной на формирование личности, как индивидуальности, может привести к наилучшему результату.