Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы адаптации первокурсников к обучению в университете; представлены результаты исследования психологической адаптации первокурсников; представлены выводы по данному исследованию.
Ключевые слова: психологическая адаптация, первокурсники, дезадаптация, адаптированность, студенты, адаптационный период.

Проблема адаптации первокурсников к обучению в университете является актуальной в наше время. Актуальность исследования адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в университете закладываются основы профессионализма, формируются потребность и подготовленность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в университете. Учебные нагрузки в университете принципиальным образом отличаются от школьных нагрузок. Информационная насыщенность учебного процесса, больший процент аудиторных занятий, наличие особых форм организации учебной деятельности – все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов.

В психологию понятие «адаптация» пришло из физиологии и в общем смысле означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой. Если развитие есть стратегия жизни, то адаптация – это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса. Важно отметить, что решающее различие в интерпретации понятия «адаптация» в рамках психологии связано с сугубо психологической трактовкой человеческой деятельности, не приемлющей отождествления развития психики человека с простым приспособлением организма [1].

Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент становления личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития [2].

Согласно Ф.Б. Березину, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека и его поведения требованиям среды [3].

Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2)              стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3)              аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

4)              ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды [4].

Успешность адаптации студентов первого курса к обучению в университете обусловлена адаптационными способностями молодых людей -их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. Возрастные особенности 17–18-летних юношей и девушек позволяют успешно адаптироваться к университету. Индивидуально-психологическиехарактеристики (стиль мышления и деятельности, темперамент, уровень развития мыслительных способностей идр.) и различные их сочетания могут определять успешность адаптации. Учет индивидуально-психологическихособенностей в учебном процессе, реализация специальных мероприятий и выполнение рекомендаций преподавателями может оптимизировать процесс адаптациипервокурсников [5].

Социальная ситуация развития в молодости характеризуется тем, что человек выходит в самостоятельную жизнь, начинает осуществлять свои жизненные планы. Это прежде всего выбор профессии, поступление в вуз или колледж. Неудачная попытка поступления или отсутствие средств на оплату учения расцениваются многими как крушение надежд, как необходимость заново строить жизненную программу. Ход дальнейшего развития личности во многом зависит от социально-профессионального положения. Но в любом случае переживается расхождение идеальных представлений с реальной действительностью. Молодым людям важно найти свое место в обществе, в жизни, в отношениях с другими людьми [6].

Ведущая деятельность в юношеском возрасте – учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в юношеском (студенческом) возрасте. В юности проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности — стремление приобрести социально значимую профессию [7, 8, 9, 10].

Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Переход в новую сферу волнителен как для подростков, так и для педагогов и их родителей. Учащимся приходится приспосабливаться к новым условиям учебной деятельности и общения [11].

На процесс адаптации студентов-первокурсников в университете и других учреждениях высшего образованиявлияют множество различных факторов. Вес и значение действия совокупных факторов на личность студентов в процессе адаптации различны. К числу таких факторов относят мотивацию, уровень их самоопределения, социальная смелость и уверенность в себе, общий уровень адаптивных способностей. Важным фактором, способствующим или препятствующим успешной социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни, является территориальный фактор – место жительства студента до поступления в учреждение среднего профессионального образования или в высшее учебное заведение [12].

Существуют различные классификации факторов адаптации. Так, И.Ю. Мильковская выделяет три блока факторов, влияющих на адаптацию к обучению в университете: социологический, психологический и педагогический [8].

Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Но наиболее важным периодом, своеобразным фундаментом является период обучения на первом курсе. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для успешной адаптации студентов.

По данной теме (Исследование адаптации первокурсников к обучению в университете) было проведено исследование. Экспериментальная база исследования: студенты 1 курса ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» группы ОФ-110/099-4-1 в количестве 15 человек.

В группе преобладает хорошее настроение, позитивный настрой на учебную деятельность. Студенты отзывчивы и внимательны друг к другу, оказывают помощь в учебе. Успеваемость хорошая. Психологический климат в коллективе теплый.

Со студентами было проведено исследование по методике

Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой «Адаптированность студентов в ВУЗе».

Результаты исследования представлены на рис. 1. 

Рис. 1. Результаты исследования по методике Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой «Адаптированность студентов вВУЗе». 

Анализ результатов, представленных на рис.1, показал, что 7% студентов (1 человек) имеют пониженный уровень адаптированности к учебной группе, 33% студентов (5 человек) имеют средний уровень адаптированности к учебной группе, 59% студентов (9 человек) имеют повышенный уровень адаптированности к учебной группе.Дезадаптированныхк учебной группе студентов нет. Студентов с высоким уровнем адаптированности к учебной группе нет. Также по результатам исследования отмечено, что 7% студентов (1 человек) имеют пониженный уровень адаптированности к учебной деятельности, 26% студентов (4 человека) имеют повышенный уровень адаптированности к учебной деятельности, 66% студентов (10 человек) имеют средний уровень адаптированности к учебной деятельности. Дезадаптированных к учебной деятельности студентов нет. Студентов с высоким уровнем адаптированности к учебной деятельности нет. 60% студентов (9 человек) имеют повышенный уровень интегративной адаптированности, 40% студентов (6 человек) имеют средний уровень интегративной адаптированности. Студентов с низким, пониженным и высоким уровнями интегративной адаптированности нет.

Со студентами было проведено исследование по методикедиагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптированная А. К. Осницким форма опросника).

Рис. 2. Результаты исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. 

Анализ результатов, представленных на рисунке 1, показал, что в группе преобладает высокий уровень адаптированности студентов (33% студентов, 5 человек) и уровень адаптированности в зоне неопределенности (52,8 – 8 человек), что соответствует норме. Низкие показатели адаптированности у 13,2 % студентов (2 человека). Высоких показателей дезадаптированности нет. Преобладают низкие показатели дезадаптированности 58,2 % (8 человек) и показатели в зоне неопределенности 46,2% (7 человек), что можно считать нормой.

Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что в группе испытуемых преобладает средний и повышенный уровень адаптированности к обучению в университете. Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, студенты легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания.

Для студентов, имеющих пониженный уровень адаптации к обучению в университете составлены рекомендации по оптимизации процесса адаптации.

В решении задач адаптации студента, будущего специалиста необходима специальная помощь педагога, которая определяется стратегиями педагогической поддержки в первые месяцы обучения, которое связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору.

Таким образом, период адаптации первокурсника к обучению в университете является очень важным для его развития как личности. Адаптация молодежи к студенческой жизни – сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.

Одной из значительных трудностей, с которыми сталкиваются абитуриенты в стенах университета – это необходимость адаптации к новым условиям жизнедеятельности, которые предполагают необходимость самостоятельной организации своей жизни, планирование, повышение личной ответственности, снижение внешнего контроля жизнедеятельности вчерашних школьников. Помимо этого, адаптация требуется к новым видам и формам деятельности.

Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Но наиболее важным периодом, своеобразным фундаментом является период обучения на первом курсе. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для успешной адаптации студентов.

Ссылки на источники 

  1. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 2. – 180 с.
  2. Кузнецова И.Г. Проблемы социально-дадактической адаптации студентов «первого профессионального поколения» // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2011. - № 2. – 228с.
  3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П.:Книголюб, 2012. — 270 с.
  4. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2010. - № 6. – 400с.
  5. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2011. - № 3. – 180с.
  6. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Методология модернизации процессов формирования познавательно - профессиональной активности студентов / Вестник ЧГПУ №1, 2010. – 71-80с.
  7. Инновационная культура бакалавров и магистров психолого-педагогического образования: монография/ сост. Долгова В.И. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. – 226с.
  8. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Исследование эмоционально-волевой регуляции студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– 2015. – №5. – С. 69-73.
  9. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А.Ткаченко. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – 100 с.
  10.  Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2013. - № 3. -230с.
  11. Мирзаянова Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности: Кризисы, способы упреждения и смягчения. - Минск.: Интерсофт, 2012.-111с.