Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния памяти на успеваемость младших школьников;раскрыты понятия память, виды памяти; показано, что память влияет на успеваемость младших школьников; представлены результаты исследования влияния памяти на успеваемость младших шклдьников по трём методикам (Методика «Узнавание фигур» Бернштейна А.Н., методика «Образная память» Богданова Т.Г., методика «Узелок на память» А.Р. Лурия).
Ключевые слова: младший школьный возраст, память, виды памяти, успеваемость.

Память является основой психической жизни личности. Без сох­ранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее.

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Это запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков [1].

Выделяют три вида памяти:

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т.д.

2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события [2].

Младшие школьники быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Ученики часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, без попыток передать его содержание своими словами. Крутецкий В.А. так характеризует память младших школьников: «Во-первых, механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, младшие школьники еще не понимают, что конкретно от них требуют, когда перед ними ставят задачу запомнить. В-третьих, младшие школьники еще плохо владеют речью, им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами» [цит. по 3].

Некоторые особенности памяти младших школьников. Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала.

Если же говорить о запоминании словесного материала, то на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия [4].

Особенности забывания младших школьников. Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют.

На протяжении всего младшего, школьного возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу: Запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами, и т.д.

 На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания [5].

 Успеваемость младших школьников зависит не от уровня развития памяти, а способа подачи информации, тогда запоминание детьми происходит легче и надолго усваивается. Причина, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся – это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально психологических особенностей [6].

Наше исследование влияния памяти на успеваемость учащихся младших школьников проходило в три этапа и опиралось на научно-практические рекомендации по успешной реализации их содержания [7, 8, 9, 10]:

1) поисково-подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:

- проблема неуспеваемости в психологических исследованиях;

- особенности памяти младших школьников;

- подбор методов и методик исследования.

2) опытно-экспериментальный: диагностика памяти младших школьников.

3) контрольно-обобщающий: проверка гипотезы исследования, обобщения результатов исследования памяти младших школьников, формулировка выводов; оформление работы.

Для достижения данной цели были использованы следующие методики:

Методика № 1 «Узнавание фигур» Бернштейна А.Н.;

Методика № 2 «Образная память» Богданова Т.Г.;

Методик № 3 «Узелок на память» А.Р. Лурия.

Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. Из многочисленных когда-либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие достаточно полно судить о характере имеющихся у испытуемых [11].

Методика № 1 «Узнавание фигур» Бернштейна А. Н.

Цель: оценка зрительной памяти.

Очень высокий результат не показал никто из испытуемых;

Высокий результат у одного испытуемого (7%), он узнал верно 9 показанных фигур и 1 фигуру указал лишнюю, что говорит о высоком уровне зрительной памяти у испытуемого;

Норма у 8 младших школьников (53%), ими узнано 7-8 фигур;

Низкую норму показали 4 школьника (27%), эти дети узнали лишь 6 фигур;

2 ребенка (13%) показали низкий результат, эти младшие школьники узнали меньше 6 фигур, следовательно, уровень их зрительной памяти невысокий.

Представим полученные результаты на рисунке:

 

Рисунок 1. Результаты исследования по методике «Узнавание фигур» Бернштейна А. Н.

Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство школьников находятся на высоком и среднем уровне развития зрительной памяти. У многих детей хорошо функционируют процессы узнавания наглядного материала [12].

Сопоставив результаты с успеваемостью, можно предположить, что хорошая память младших школьников оказывает положительное влияние на успеваемость.

Методика № 2 «Образная память» Богданова Т.Г.

Цель. Изучение кратковременной образной памяти.

Представим эти результаты на рисунке 2: 

Рисунок 2. Результаты исследования по методике «Образная память» Богданова Т.Г.

Сопоставив результаты по методике «Образная память» Богданова Т.Г. с успеваемостью, можно также заметить, что хорошая образная память младших школьников оказывает положительное влияние на успеваемость. Однако, образная память у большинства младших школьников находится на высоком уровне. Материал, поданный таким образом детьми запоминается легче. Неразвитая образная память только у 20% младших школьников. Эти же дети с низким уровнем кратковременной зрительной памяти. Они запоминают и усваивают материал не так быстро и легко, как дети с хорошей кратковременной и образной памятью. С этими детьми требуется дополнительная работа [13].

Методик № 3 «Узелок на память» А.Р. Лурия.

Цель. Исследование логической памяти.

Исследование показало, что логическая память у младших школьников исследуемого класса находится в целом на высоком уровне. Сопоставив результаты по методике «Узелок на память» с успеваемостью, можно также заметить, что у детей с хорошей памятью успеваемость также высокая. Дети с низким уровнем кратковременной зрительной и образной памятью также отличаются низким уровнем логической памяти. Отсюда можно сделать вывод, что у данных детей память в целом плохо развита, и им требуется квалифицированная помощь и дополнительные занятия по развитию памяти [14].

Рисунок 3. Результаты исследования по методике «Узелок на память» А.Р. Лурия

Результаты исследования показывают, что у всех испытуемых отмечается нормальное развитие памяти. Наиболее высокие результаты исследования памяти наблюдались у девочек. Полученные результаты позволяют выделить сделать выводы, что у младших школьников память развита достаточно хорошо.

В сводной таблице, мы вывели средний бал развития памяти у младших школьников по всем трем методикам.

Таблица 1.

Сводная таблица уровня развития памяти младших школьников

«Узнавание фигур»

«Образная память»

«Узелок на память»

Уровень развития памяти

балл

Результат

балл

Результат

балл

Результат

1

3,7

Норма

6

Средний уровень

5

Очень высокий уровень

Высокий

2

2,4

Низкий результат

6

Средний уровень

4

Высокий уровень

Высокий

3

1,8

Норма

7

Высокий уровень

3

Средний уровень

Средний

4

1,9

Высокий

7

Высокий уровень

5

Очень высокий уровень

Высокий

5

5,6

Низкая норма

7

Высокий уровень

3

Средний уровень

Высокий

6

2,5

Низкий результат

3

Низкий уровень

4

Высокий уровень

Низкий

7

0,6

Низкая норма

7

Высокий уровень

4

Высокий уровень

Средний

8

1,7

Норма

8

Высокий уровень

2

Низкий уровень

Средний

9

0,8

Норма

4

Низкий уровень

4

Высокий уровень

Низкий

10

2,6

Низкая норма

7

Высокий уровень

3

Средний уровень

Средний

11

1,8

Норма

6

Средний уровень

4

Высокий уровень

Средний

12

2,7

Норма

7

Высокий уровень

2

Низкий уровень

Средний

13

0,7

Норма

8

Высокий уровень

4

Высокий уровень

Высокий

14

1,8

Норма

6

Средний уровень

5

Очень высокий уровень

Высокий

15

2,6

Низкая норма

3

Низкий уровень

2

Низкий уровень

Низкий

Итак, по всем трем методикам

Низкий – у 3 (20%) младших школьников;

Средний – 6 (40%) младших школьников

Высокий – 6 (40%) младших школьников

Методы математической статистики

Цель: Определение тесноты (силы) и направления корреляционной связи между двумя признаками – успеваемости и пяти младших школьников [15].

У нас есть 2 ряда значений:

1. Уровень развития памяти;

2. Уровень успеваемости

Подсчитаем, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Присвоим ранги признаку Y и фактору X Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы: 

Сумма по столбцам матрицы равны между собой и контрольной суммы, значит, матрица составлена правильно.

По формуле вычислим коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

 

Связь между признаком Y и фактором X умеренная и прямая

Оценка коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Значимость коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Для того чтобы при уровне значимости α проверить нулевую гипотезу о равенстве нулю генерального коэффициента ранговой корреляции Спирмена при конкурирующей гипотезе Hi. p ≠ 0, надо вычислить критическую точку:

где n - объем выборки; p - выборочный коэффициент ранговой корреляции Спирмена: t(α, к) - критическая точка двусторонней критической области, которую находят по таблице критических точек распределения Стьюдента, по уровню значимости α и числу степеней свободы k = n-2.

Если |p| < Тkp - нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Ранговая корреляционная связь между качественными признаками не значима. Если |p| > Tkp - нулевую гипотезу отвергают. Между качественными признаками существует значимая ранговая корреляционная связь.

По таблице Стьюдента находим t(α/2, k) = (0.05/2;13) = 2.16

Поскольку Tkp < p, то отклоняем гипотезу о равенстве 0 коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Другими словами, коэффициент ранговой корреляции статистически - значим и ранговая корреляционная связь между оценками по двум тестам значимая [16].

В результате подсчета, при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена, нами установлено, что память оказывает влияние на успеваемость первоклассников.

При помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявлено, что существует взаимосвязь между уровнем развития памяти первоклассников и их школьной успеваемостью.

Вывод:

Актуальность темы исследования заключается в том, что память – важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности, в частности для школьного обучения. Развитие памяти младших школьников оказывает влияние на успеваемость первоклассников.

Целью исследования было изучение влияния памяти на успеваемость младших школьников. Для достижения данной цели были использованы следующие методики: «Узнавание фигур»; «Образная память»; «Узелок на память».

Исследование обнаружило нормальное состояние функции кратковременной зрительной, образной и логической памяти. В группе показатели памяти у девочек были выше, чем у мальчиков.

Успеваемость младших школьников: 8 человек с высокой успеваемостью – оценки «4»-»5»; 6 первоклассников – средняя успеваемость – преимущественно оценка «3»-»4»; 1 ученик с низкой успеваемостью – «2»-»3».

При помощи критерия ранговой корреляции Спирмена проверили, оказывает ли влияние память на успеваемость младших школьников В результате подсчета, при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена, нами установлено, что память оказывает влияние на успеваемость младших школьников. 

Ссылки на источники:

  1. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. Дубровиной И. В. и М. И. Лисиной, М., 2012. – 312 с.
  2. Возможности практической психологии в образовании / Под редакцией Н.В. Пилипенко Москва УЦ «Перспектива» 2010 г. – 206 с.
  3. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2012. – 148 с.
  4. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Ось-89, 2012. – 272 с.
  6. Зинченко П.И. и др. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 2010. – 212 с.
  7. Возможности практической психологии в образовании. Под редакцией Пилипенко Н.В. Москва УЦ «Перспектива» 2010 г. – 206 с.
  8. Педагогическая психология//под ред. Регуш Л.А., Долговой В.И. и др. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ. -  255 с.
  9. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Шумакова О. А. Диагностико - аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации / Библиотека специального психолога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Челябинск: Изд-во «АТОСКО», 2008. – 115с.
  10. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Шумакова О. А. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии / Библиотека специального психолога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Челябинск: Изд-во «АТОСКО», 2008. – 118 с.
  11. Носс Н.И. Психодиагностика. – М: Юрайт, 2014. – 500 с.
  12. Вергелес Г. И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.:Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та, 2011. – 158 с.
  13. Выготский Л. С. Педагогическая психология/Лев Выготский под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСЕ: Астрель: Люкс, 2010. – 671с.
  14. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера, 2013. – 302 с.
  15. Подсчет Коэффициента ранговой корреляции Спирмена http://math.semestr.ru/corel/spirmen.php
  16. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена http://math.semestr.ru/corel/spirmen.php