Полный текст статьи
Печать

В современных условиях реформирования российской экономики одним из важнейших направлений, представляющих научный интерес, является развитие рыночных отношений в сфере труда. На сегодняшний день формирование рынка труда и одновременно растущая безработица являются новыми для нашего общества процессами. При этом развитие рынка труда в России и в ее регионах можно представить как явление, носящее противоречивый характер, характеризующееся снижением численности занятых в экономике и реальным ростом теневой и вторичной занятости; формальным отсутствием массовой безработицы наряду с имеющимися высокими показателями скрытой и частичной безработицы.

Одной из главных особенностей рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель- в приобретении товара, работник в выборе места работы и т.д. [1;15].

Таким  образом, происходящие новые процессы и явления в сфере трудовых отношений требуют научной разработки методологии и методики исследования рынка труда с учетом одновременного совершенствования информационного обеспечения и использования инструментов маркетинга.

Активность проходящих в сфере трудовых отношений на современном этапе развития экономических отношений находится под контролем государства. Следует отметить, что несостоятельность монетарной идеологии государственной экономической политики можно объяснить отсутствием действенных механизмов стимулирования производства. При проведении экономических преобразований одновременно происходит обострение социальной напряженности, а предлагаемые Правительством и органами законодательной власти мероприятия по решению социальных проблем, к сожалению, недостаточно эффективны. Вторым фактором, влияющим на сферу труда, стала либерализация отношений собственности, которая обусловила формирование частного сектора. При этом активно развивающееся предпринимательство, малый бизнес, их влияние на занятость населения во многом имеют важное значение,  не только с точки зрения снижения уровня безработицы. Анализ трудов зарубежных и отечественных ученых показал слабую взаимосвязь между ростом частных фирм и увеличением занятых в период их становления [2]. Однако, развитие предпринимательской инициативы во многом меняет сферу трудовых отношений, при этом формируя новые типы работодателя и работника. Данный процесс сопровождается  трансформацией трудовых ценностей, меняется значимость места работы в жизни самого работника, усиливается роль его индивидуальных конкурентоспособных и личностных качеств. В соответствии с этим возрастает значение третьего фактора, оказывающего воздействие на состояние сферы труда, это экономическая активность населения, основывающаяся на жизненных ориентирах граждан и отражающая уровень и характер их социально-экономической адаптации к новым экономическим отношениям.

   Большое значение для исследования рынка труда имеет применение маркетинговых инструментов, благодаря которым производится распределение рабочей силы, способствующее более эффективному  использованию способности человека к труду, повышению производства и трудовой мотивации работников. Рынок труда характеризуется формированием цены труда а, следовательно, - запуском механизма социального распределения. Конкуренция  имеет место, когда работодатели конкурируют за   привлечение работников нужной квалификации, а работники конкурируют за лучшие условия найма. Именно такое соотношение и  обеспечивает, в определенной степени, саморегулирование рыночного механизма.

В целях успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда следует использовать методологию маркетинга. Главным тезисом маркетинга является ориентация на потребителя и производство продукта, который пользовался бы спросом и мог бы выгодно реализовываться. Маркетинг рабочей силы предполагает создание и функционирование комплексной эффективной системы регулирования занятости населения, осуществляющей, в частности, и маркетинговые функции, такие как стратегическое планирование, маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложение, продвижение, реклама и стимулирование трудоустройства, определение цены рабочей силы.

Вопросы маркетинга рабочей силы только начинают ставиться в экономических исследованиях. А практическое применение некоторых методов маркетинга уже сейчас имеет место, об этом свидетельствует анализ деятельности государственных служб по обеспечению занятости населения и частных агентств по найму. Если государственные службы занятости в основном применяют некоторые способы сбытовой концепции маркетинга, то частные агентства по найму - отдельные методы концепции традиционного маркетинга. Комплексная же система маркетинга в деятельности этих структур отсутствует, что мешает им владеть ситуацией на рынке труда, и как следствие - стремление разрешать сиюминутные проблемы, не задумываясь о будущем.

Маркетинговая средства включает в себя ключевые факторы традиционного маркетинга - «четыре Р»: товар, цена, каналы распределения и стимулирование сбыта [3;123]. Условия для маркетинговой деятельности на рынке труда можно представить следующим образом:

  • формируется рынок современного покупателя трудовых услуг;
  • конкуренция как между работниками так и между работодателями;
  • у работника и работодателя утверждается долговременная мотивация в сфере занятости;
  • работник и работодатель свободны в выборе принятия решения о найме;
  • появилась относительная свобода в перемещении рабочей силы;
  • сформировались условия для свободного помещения капитала.

Значение маркетинга на рынке труда можно определить следующими моментами:

  • так как большинство людей работает и/или нанимают рабочую силу, то маркетинг позволил бы получить информацию, дав им возможность стать более избирательными и результативными в трудовых отношениях;
  • маркетинг во многом способствует улучшению урегулирования процессов формирования и распределения (перераспределения) трудовых ресурсов через сбор и анализ информации, изучение конъюнктуры рынка труда, получение данных о возможных объемах и структуре необходимых профессий и специальностей, стимулирование распределения трудовых ресурсов, проведение соответствующей рекламы;
  • маркетинг может значительно повлиять на воззрения людей и их образ жизни, так как уже сейчас повышаются требования работодателей к нанимаемому работнику (высокая профессиональная компетентность, деловитость, предприимчивость, инициативность, организованность и пунктуальность, здоровый образ жизни, знание иностранного языка, уровень культуры и т.д.), а у работников формируются свои соответствующие требования к рабочему месту (соответствующая затратам труда заработная плата, хорошие условия труда, устраивающий работника распорядок рабочего дня, перспективность профессии, корпоративная культура и т.п.);
  • маркетинг на рынке труда может содействовать улучшению качества жизни, так как все три перечисленные выше моменты в совокупности создают работнику, фирме и обществу условия для эффективного использования рабочей силы, а, следовательно, для удовлетворения потребности всех субъектов трудовых отношений.

С учетом того, что в сфере маркетинговой деятельности задачи, стратегии и программы развития быстро устаревают, возникает необходимость в переосмыслении и переоценке организации общего подхода к рынку. Представляется, что одним из эффективных инструментов маркетинга в современных условиях развития экономики может также стать и аудит  маркетинговой деятельности как инструмент контроля в системе управления предприятием [4].

На рынке труда иногда возникают ситуации, при которых избыточный спрос на трудовые ресурсы и избыточное их предложение нарушают общее равновесие, при этом  только государственное вмешательство в этот процесс может стать  необходимым регулятором всего рыночного процесса.  В связи с этим, для снижения степени нестабильности, упорядочения конкуренции и прогнозирования развитие рынка труда, большое значение может иметь применение маркетинговых приемов и методов, основанных на результатах исследований рынка и его элементов. 

Маркетинговые исследования рынка труда представляют собой сбор и анализ информации о факторах, которые определяют конъюнктуру рынка труда с целью снижения степени неопределенности и риска при принятии грамотных управленческих решений. Кроме того, на основе результатов маркетинговых исследований можно выявить недостатки в содержании деятельности фирмы, исследовать изменение рыночной конъюнктуры, что позволит соизмерить действие фирмы при возникшем при этом риске.

Наряду с общерыночными тенденциями и процессами, а также структурой рынка и динамикой занятости, к объектам маркетинговых исследований рынка труда следует отнести показатели, определяющие его конъюнктуру: спрос, предложение, цена и конкуренция.

При проведении маркетинговых исследований на рынке труда следует, прежде всего, произвести оценку базовых параметров рынка и определить его место в классификационной системе, т.е. определить его по ряду критериев: пространственная характеристика, временные параметры, уровень конкуренции, степень регулируемости, этап развития, критерии моделирования, признаки сегментирования.

К пространственным характеристикам можно отнести международные, национальные, региональные, локальные рынка труда. Критерий временных параметров включает  реальный и потенциальный рынок труда. Следует отметить, что при анализе рынка труда рассматриваются, в том числе, и его ретроспективные параметры, что позволяет наблюдать за его динамикой и прогнозировать его тренды.

Так, например, динамика показателя среднегодовой численности занятого населения в России за последние несколько лет относительно стабильна и, скорее всего, в ближайшее время не изменится, хотя показатели рассчитываемых коэффициентов не могут быть оценены положительно: коэффициент трудовой нагрузки имеет тенденцию к увеличению, а коэффициент трудового замещения (как общий, так и отдельно для мужчин и для женщин), наоборот, не показывает положительной динамики.

По степени регулируемости, определяемой степенью государственного вмешательства в механизм рынка труда, можно выделить регулируемый и нерегулируемый рынок. На регулируемом рынке труда взаимоотношения между его субъектами строятся на основе нормативно-правового регулирования, включающей развитую систему трудового законодательства, социальных гарантий, коллективно-договорного регулирования, систему охраны труда, судебных, арбитражных и других структур. Нерегулируемому же рынку труда присуще практически полное отсутствие социальной защищенности работников, привлеченных, чаще всего, относительно высоким материальным вознаграждением.

Именно состояние спроса и предложения на трудовые ресурсы определяют характер конкурентных отношений на рынке труда. Чистая конкуренция характеризуется большим числом фирм, конкурирующих за наем работников конкретной специальности и квалификации и многочисленными квалифицированными работниками, предлагающими свою рабочую силу. При этом ни фирмы, ни работники не могут полностью контролировать рыночную ставку заработной платы, а фирмы могут нанимать столько работников, сколько им необходимо по рыночной ставке заработной платы.

При рассмотрении рыночной ситуации, когда основным работодателем выступает конкретная фирма, а множество потенциальных работников предлагают определенный конкретный вид труда,  можно говорить о монополии на рынке труда, что часто имеет место  условиях моногородов, мелких населенных пунктов, на отдельных отраслевых рынках.

В своем развитии рынки труда могут проходить несколько этапов. Так, можно выделить формирующиеся рынки труда (это могут быть рынки, становление которых связано с переходным периодом экономики или формированием новых отраслей промышленности).

По критерию мобильности рабочей силы выделяют внутренний и внешний рынки труда. Внутренний (внутрифирменный) рынок труда ограничен пределами предприятия, частью предприятия или специализацией профессионального сообщества и представляет собой систему, в пределах которой определением цены трудовых ресурсов, его распределением и принятием решений об обучении управляет ряд административных правил и процедур, устанавливаемых предприятием. Это является отличительным моментом при разделении внутреннего рынка от внешнего, предполагающего мобильность трудовых ресурсов между государствами, предприятиями, фирмами и регулируемого экономическими переменными: спрос, предложение, цена трудовых ресурсов, конкуренция.

Большое значение при проведении маркетинговых исследований рынка труда имеет характер связи между внутренним и внешним рынками труда, который представляет собой движение трудовых ресурсов по направлениям к внутреннему рынку труда и от него. При этом характеристики трудовых ресурсов, поступающих на внутренний рынок труда с внешнего, определяются требованиями предприятия, как к количественным, так и к качественным их характеристикам.

Беря за основу критерий качества трудовых ресурсов, можно выделить первичный и вторичный рынки труда. На первичном рынке предлагается работа более квалифицированному персоналу, соответственно, с более высокой заработной платой, льготами, хорошими условиями  труда и прочее, в то время как на вторичном рынке работа будет менее привлекательна, нестабильна, а также менее оплачиваема.

Исследование моделей рынка труда имеет важное значение при определении стратегии маркетинга в сфере занятости, разработке долгосрочных программ развития рынка. Однако необходимо учитывать, что наряду с формальным рынком труда функционирует и неформальный рынок, характеризующийся отсутствием официальной регистрации деятельности и преобладанием самозанятости населения, т.е. трудно регулируемый.

Сегментация рынка труда представляет собой разбивку предложения трудовых ресурсов и спроса на них на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же мотив занятости. Например, с позиции работодателя, можно сегментировать рынок труда по географическим, демографическим, экономическим, психографическим и поведенческим признакам.

Применение таких инструментов маркетинга, как сегментация, позволяет более глубоко и тщательно анализировать возможности рынка трудовых ресурсов, определить его параметры, обосновать социальные программы, программы обучения и переподготовки, регулировать отдельные целевые рынки. Кроме того, сегментация во многом позволяет принимать правильные управленческие решения в отношении персонала и проводить обоснованную кадровую политику, что особенно важно в условиях модернизации экономики и развития индивидуального подхода к персоналу.

При исследовании спроса и предложения на рынке труда необходимо понимать, что в масштабах национальной экономики возможно одновременно на уровне отдельных сфер и территорий наблюдать ситуацию, когда имеет место и дефицит рабочей силы, и полная занятость (так, согласно данным официальной статистики, уровень безработицы по всей России составляет в 2014 г. 5,2%, а отдельно только в Москве 0,8 - 0,9%), а сама безработица, т.е. общая характеристика рынка труда складывается из характеристик отдельных локальных рынков.

Большое значение, как было отмечено выше, имеет конъюнктура на рынке труда, которая зависит от ряда факторов, связанных  как с экономической ситуацией, так и с индивидуальными особенностями рыночных субъектов хозяйствования. Так, предложение со стороны трудовых ресурсов определяется рядом характеристик: демографическими, социально-экономическими, психографическими, поведенческими, а также зависит от развития системы образования и уровня профессиональной подготовки работников и их способности к труду. Динамика и структура спроса на трудовые ресурсы определяется не только спадом и подъемом производства в стране или регионе, но  зависит также и от изменения отношений собственности, инвестиционного климата, финансово-бюджетной, социальной и кредитной политики государства.

Исследуя рынок труда, следует обратить внимание на такую важную характеристику как развитие рыночной инфраструктуры, которая включает

государственные и негосударственные учреждения, задействованные в системе развития занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, страховые и правовые организации, обеспечивающие взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

При проведении маркетинговых исследований следует использовать комплексный подход и применять маркетинговый инструментарий, рассматривая все элементы маркетинга, включая товар «трудовые ресурсы», его цену, распределение и продвижение. Главной целью исследования товара «трудовые ресурсы» является определение соответствия качественных характеристик работников требованиям работодателей и уровня их конкурентоспособности, что во многом позволяет разрабатывать эффективные программы подбора и развития персонала в соответствии с тенденциями развития экономики в целом и предприятия, в частности. Кроме того, это способствует развитию  рынка трудовых ресурсов и снижению неудовлетворенности руководителей качествами своих сотрудников.

При исследовании цены трудовых ресурсов основное внимание следует уделить на определение цены труда с применением анализа факторов определяющих этот показатель, включая рыночную конъюнктуру, механизм государственного регулирования заработной платы, инвестиции в человеческий капитал и др.

При анализе распределения трудовых ресурсов важным является  определение путей и способов  поиска работников нужной квалификации и исследование каналов трудоустройства, а также выявление наиболее эффективных  методов привлечения персонала. Эти направления анализа позволят разработать эффективную систему коммуникаций, наладить развитие партнерских связей посредством отношений с различными структурами, обеспечивающими занятость на рынке труда и эффективное взаимодействие государственных и негосударственных рыночных структур. Кроме того,  при выборе источника привлечения персонала учитывать специфику  трудовых ресурсов того или иного региона и характер поведения работников на рынке труда, поскольку эти показатели весьма дифференцированы по отельным территориям. 

Преимуществом компаний, проводящих маркетинговые исследования рынка труда и его сегментов, является возможность оперативного реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, динамику показателей развития рынка, изменение мотивов работников и многие другие факторы и явления. Полученная при анализе маркетинговая информация становится важным  ресурсом поддержания не только конкурентоспособности, но и является важнейшим источником для формирования и развития стратегии и политики управления персоналом компании, привлечения сотрудников необходимой квалификации, разработки программ по повышению лояльности сотрудников к компании и укреплению HR-бренда компании.

         Таким образом, применение маркетингового инструментария для целей исследования рынка труда позволяет достичь оптимального соответствия  между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений, затрагивая при этом все  стадии воспроизводства рабочей силы: формирование, распределение (перераспределение), обмена и использования.