Полный текст статьи
Печать

Одним из ведущих направлений модернизации высшего педагогического образования является совершенствование основных образовательных программ подготовки педагогических кадров, важной составляющей которого выступает создание системы оценочных средств.

Оценочные средства, согласно методическим рекомендациям Института качества высшего образования НИТУ МИСИС (В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, И.А. Зимняя, М.Б. Челышкова и др.), это контрольные задания, описание форм и процедур, предназначенных для определения уровня сформированности необходимых компетенций.

Система оценочных средств позволяет осуществлять контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых компетенций.

В процессе совершенствования рабочих программ по проекту «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), был доработан фонд оценочных средств для диагностики сформированности каждой компетенции, представленной в программе.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Психодиагностика в образовательной практике учителя», входящий в состав соответствующей рабочей программы дисциплины, включает в себя:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Перечень планируемых результатов обучения и типовые контрольные задания по дисциплине «Психодиагностика в образовательной практике учителя».

Компетенция ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия

Выпускник знает: основы психодидактики, поликультурного образования.

Данная компетенция оценивается по результатам выполнения тестовых заданий по дисциплине, например:

1. Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

– Л. С. Выготский

– Б. Г. Ананьев

– Л. С. Рубинштейн

– Дж. Брунер

2. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:

– ориентировочных действий

– контрольных действий

– исполнительных действий

– оценочных действий.

3. Толерантность как свойство личности выражается в:

нетерпимости к иным чувствам

терпимости к чужому образу жизни

терпимости к чужим обычаям, традициям

непринятии чужих мнений и идей.

Компетенция ОПК-2: способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.

Выпускник знает: основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

Оценочное средство: составление Maind-map (интеллект-карты) по:

- стадиям и кризисам развития;

- индикаторам и индивидуальным особенностям траектории жизни;

- возможным девиациям траекторий жизни;

- психодиагностическим процедурам (с рекомендациями по составлению интеллект-карты студенты могли ознакомиться в системе Moodle).

Компетенция ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

1. Выпускник знает: законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

Оценочное средство: составление Fishbone (фишбон) по психологическим законам периодизации и кризисам развития (с рекомендациями по составлению Fishbone студенты могли ознакомиться в системе Moodle).

2. Выпускник владеет и (или) имеет опыт деятельности: стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

Оценочное средство: разработка диагностической программы, направленной на изучение одной из сфер психики человека (эмоциональная, волевая, когнитивная и др.) на выбор. Студент по литературным источникам подбирает тестовые задания, направленные на изучение одной из сфер психики человека, готовит соответствующий стимульный материал и апробирует его на учебной группе.

Компетенция ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса

Выпускник владеет и (или) имеет опыт деятельности: навыками осуществления (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ.

Оценочное средство: интерпретация результатов теста и рекомендации по профессиональному самоопределению. 

Тест «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.

Александр С. получил по тесту ДДО следующие результаты:

По шкале Ч-Ч: 8; Ч-Т: 2; Ч-ХО: 6; Ч-П: 3; Ч-З: 2.

Проанализируйте полученные результаты и дайте рекомендации Александру С. по выбору профессии.

ОПК-3: готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса

Выпускник умеет: составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

Оценочное средство: составление психолого-педагогической характеристики (портрета) себя на основе результатов изученных тестов.

Методические рекомендации по составлению психологического портрета:

-Определить основные параметры индивидуально-психологических особенностей;

-Определить основные параметры исследования эмоциональной и поведенческой сферы испытуемого, а также волевого и мотивационного компонентов;

-Подобрать методики исследования, измеряющие данные параметры;

-Выбрать доступный способ изучения психического состояния испытуемого;

-Провести исследование испытуемого;

-Обработать и проанализировать результаты исследования;

-Составить психологический портрет испытуемого;

-Написать заключение по проведенному исследованию.

Таблица 1

Дифференциация студентов в соответствии с балльно-рейтинговой системой по дисциплине
«Психодиагностика в образовательной практике учителя»

Количество студентов, получивших в результате изучения дисциплины:

Абсолютное значение (чел.)

Относительное значение (%)

От 81 до 100 баллов

11

13,6

От 61 до 80 баллов

53

65,4

От 41 до 60 баллов

15

18,5

Менее 40 баллов

2

2,5

Таким образом, представленные оценочные средства позволяют рассматривать их как инструмент совершенствования основных образовательных программ, способствуют более детальному выявлению уровня сформированности компетенций. Все планируемые компетенции в рамках дисциплины «Психодиагностика в образовательной практике учителя» были сформированы у большинства студентов на среднем и высоком уровне.