Полный текст статьи
Печать

В профессиональной подготовке учителей одной из важнейших составляющих является педагогическая практика студентов. В проекте НАТУ «МИСиС» и ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» педагогической практике  отводится особое место. Студенты-участники проекта проходят педагогическую практику в рамках модуля «Проектирование и реализация образовательных технологий», завершающего основную профессиональную образовательную программу. Освоение модуля базируется на успешном прохождении ими трех предыдущих модулей программы: «Образование в контексте социальной реальности», «ИКТ в деятельности учителя», «Организация образовательного пространства». После окончания данного модуля студенты, обучающиеся по данной программе, выходят на итоговую аттестацию (или процедуру независимой оценки квалификации). К реализации модуля «Проектирование и реализация образовательных технологий» в наибольшей степени, чем в других модулях привлекаются партнеры вуза по сетевому взаимодействию, прежде всего образовательные организации общего образования, так как модуль включает в себя мероприятия, проводимые на их базе: практические занятия, научно-исследовательскую деятельность студентов, педагогическую практику. В этом выражается усиление практической направленности в подготовке будущих педагогов, что опирается на требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога [2].

Освоение данного модуля студентами-участниками проекта направлено на решение следующих задач:

- формирование у обучающихся профессиональной позиции, способности к личному и профессиональному самоопределению и самореализации;

- освоение способов разработки и реализации учебных мероприятий в рамках основной образовательной программы на конкретной ступени обучения, об основных принципах деятельностного и компетентностного подходов,

- развитие коммуникативных, проективных, организационных и исследовательских умений, востребованных в педагогической деятельности;

- овладение продуктивными образовательными технологиями;

- вхождение в образовательное пространство школы в качестве педагога-профессионала;

- освоение способов межличностного и профессионального общения;

- развитие профессиональной рефлексии у будущих педагогов.

Педагогическая практика в данном проекте рассматривается нами не как отдельный этап обучения, она неразрывно связана со всеми элементами модуля. Во-первых, педагогическая практика базируется на занятиях-практикумах, проходивших на базе образовательных организаций среднего образования; во-вторых научно-исследовательская работа студентов является составной частью как аудиторных занятий,  так и педагогической практики, в ходе которой студенты выполняют свои выпускные квалификационные работы.

Программа педагогической практики проектировалась исходя из нескольких ведущих принципов. В первую очередь принципов интегративности и преемственности между различными дисциплинами учебного плана, в том числе и учебного плана основного (непедагогического направления подготовки).  Предусматривалась определенная вариативность с опорой на индивидуальные особенности студентов. В ходе освоения модуля «Проектирование и реализация образовательных технологий» в  полной мере был реализован принцип связи обучения с жизнью, а также сделан акцент на востребованность выпускных квалификационных работ в образовательном пространстве региона.

К началу производственной педагогической практики студенты-бакалавры уже осваивают специфику профессионально-педагогической деятельности, сущность педагогического проектирования, технологии, формы, методы и средства конструирования и контроля качества образовательного процесса. Педагогическая практика включает в себя три традиционных этапа.

I этап – подготовительный. Он начинается с установочной конференции в университете. Одной из целей этого этапа является обобщение теоретического материала и опыта прохождения практикумов на базе образовательных организаций.

II этап педагогической практики является основным. Объектом деятельности на данном этапе является реализация функций учителя-предметника и классного руководителя.

III этап – итоговый. На этом этапе студенты осмысливают и анализируют свою деятельность на практике, оформляют отчетную документацию и готовятся к заключительной конференции в университете.

Что традиционно формируется в ходе педагогической практики у будущих учителей?  Прежде всего, это – коммуникативные, диагностические, проектные, организаторские, культурно-просветительские педагогические умения и компетенции. Инновационность предлагаемой педагогической подготовки будущих педагогов выражается в повышении практической направленности на основе деятельностного и комптентностного подходов. В ходе освоения студентами модуля «Проектирование и реализация образовательных технологий», частью которого является педагогическая практика, происходит интеграция учения и исследования. От преподавания отдельных дисциплин  сделан переход к комплексной организации учебно-исследовательской деятельности студентов, объединяющей изучаемые элементы (обязательные и по выбору), научно-исследовательскую работу и педагогическую практику [4]. Кроме того, одной из  основополагающих позиций стала направленность на формирование исследовательских компетенций у студентов – участников проекта, поскольку это одна из задач академического бакалавриата  (см. рис. 1). 

 Рис. 1. Формирование исследовательских компетенций у студентов – участников проекта 

Ориентация на формирование исследовательских компетенций у студентов обусловлена несколькими факторами. Исследование понимается как «один из видов научного познания, направленный на производство нового знания» [6]. Исследование представляет собой несколько взаимосвязанных процедур (действий и операций). В методологии науки выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования. В предлагаемой ОПОП педагогическая практика интегрирована с научно-исследовательской работой студентов и выполнением ими ВКР. Кроме того, в числе необходимых трудовых действий и соответствующих им трудовых умений педагога в профессиональном стандарте, также обозначены действия и умения исследовательского характера [3].

В педагогической литературе не раз отмечались ставшие традиционными затруднения студентов-будущих учителей в период педагогической практики, которые связаны не с усвоением психолого-педагогических и методических знаний, а с применением их в своей педагогической деятельности. Одним из первых на этот недостаток указывал В.А. Сластенин в середине 70-х гг. прошлого века [5, 165], но на сегодняшний день у студентов-практикантов остаются подобные сложности. По данным исследований, проведенных в ТГПУ им. Л.Н. Толстого в 2013-2014 учебном году, от 30 до 70% (в зависимости от факультета) студентов-практикантов испытывают трудности в коммуникационной сфере (в общении с учениками, учителями, родителями учащихся). Большинство современных студентов проектируют уроки, опираясь на методические рекомендации, издаваемые в помощь учителям, но при этом не учитывают реальные учебные возможности учащихся конкретного класса. При этом у 80% студентов-практикантов нарушается хронометраж урока, отмечается неверный отбор содержания изучаемого на уроке материала, необоснованный и, следовательно, неэффективный выбор методов и средств обучения и воспитания и т.д. В качестве причин подобных «неудач» студентов отметим отсутствие опоры на данные психолого-педагогической диагностики. Студенты недостаточно анализируют исходную информацию для проектирования и организации урока, не используют задачный подход в своей педагогической деятельности. В качестве решения обозначенных проблем мы предлагаем формировать педагогические умения у будущих педагогов на основе исследовательской деятельности и задачного подхода.

Исследовательская деятельность будущих педагогов в период педагогической практики может быть выражена в виде:

- педагогической диагностики (индивидуальная и групповая): диагностика обученности (знания, учебные умения) учащихся, изучение воспитанности класса и т.д.;

- психологической диагностики учителя: изучение ученика (его обучаемости, индивидуальные особенности развития познавательных процессов и т.д.), изучение коллектива учащихся (взаимодействие, общение, социометрия);

- исследований в области методов и приемов, средств обучения (изучение условий их выбора, повышение  результативности обучения  в конкретном классе на основе анализ ученого занятия, продуктов учебной деятельности учащихся и др.);

- исследований в сфере целей и содержания обучения (изучение условий постановки образовательных целей и задач, отбора содержания образования);

- исследований в области методов и приемов, средств оценки достижений учащихся;

- педагогической рефлексии.

Педагогическая практика рассматривается нами как квазипрофессиональная деятельность студентов-будущих учителей, т.к. она является профессиональной  деятельностью по форме и содержанию, но оценивается по учебным критериям. Профессиональная деятельность учителя оценивается по результатам учебных достижений учащихся: качество и результативность обучения учащихся, результативность сдачи выпускниками ОГЭ и ЕГЭ, участие и результативность в ученических конференциях и олимпиадах различного уровня и т.д. По данным критериям невозможно оценить эффективность деятельности студента-практиканта, т.к. период педагогической практики слишком короткий. В связи с этим во внимание принимаются только критерии процессуальные, а не результативные.

При проектировании содержания педагогической практики была разработана система учебных заданий для студентов-практикантов, в каждое из которых был включен элемент исследования. Для организации педагогической практики студентов-участников проекта разработан дневник педагогической практики.  Назначение дневника практики -  помочь организовать деятельность студента в процессе педагогической практики, он является своего рода зеркалом, отражающим всю деятельность студента на базе практики. Дневник педагогической практики – это еще и контрольный документ, по которому руководители педпрактики оценивают ее ход и результаты. Мы ориентировались, прежде всего, на развитие интеллектуальной инициативы студентов.

«Интеллектуальная инициатива — это желание самостоятельно, и по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности, это готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность» [6, 206]. Психологи рассматривают интеллектуальную инициативу как свойство личности, представляющее собой интеграцию познавательных и мотивационных факторов. Кроме того, полагаем, что основное назначение педагогической практики для будущих учителей - освоить решение типовых и нетипичных педагогических задач, что возможно только на основе  исследовательской позиции. Объектами исследований студентов-практикантов в ходе педагогической практики являются: нормативная база образовательной организации, учебно-методическая документация, система управления образовательной системой, процесс обучения, внеурочная деятельность учителя-предметника, воспитательная работа классного руководителя, система взаимодействия школы с родителями учащихся, развитие познавательных процессов учащихся.

Приведем примеры тем для мини-исследований, которые студенты-участники проекта выполняют в ходе педагогической практики.

Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи.

Формирование толерантности у учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Психолого-педагогические основы развития ученического самоуправления во внеклассной работе.

Формирование самостоятельности у учащихся в учебном процессе.

Особенности организации воспитательной среды в малокомплектной сельской школе.

Агрессивность учащихся как психолого-педагогическая проблема.

Психолого-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся в процессе их обучения в школе.

Психолого-педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий на уроках.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся в учебно-воспитательном процессе.

Использование компьютера в процессе обучения как психолого-педагогическая проблема.

Структура и содержание исследовательской деятельности студента в ходе педагогической практики включают следующие компоненты:

- анализ актуальности проводимого исследования;

- целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;

- выбор средств, методов, адекватных поставленным целям;

- планирование, определение последовательности и сроков работ;

- проведение исследования;

- оформление результатов в соответствии с целями исследования;

- представление результатов своего исследования [1].

Педагогическая практика в рамках данного проекта проектируется в условиях сотрудничества «школа-вуз». Образовательные организации общего образования не просто являются базами практики, при правильном взаимодействии изменяется образовательная  среда будущего педагога.

Что может предложить школа для подобного сотрудничества: студенты работают на базе практики в полном погружении в профессиональную среду, исследуют и перенимают практический опыт учителей. В качестве риска можем отметить возможности передачи и негативного опыта также.  Вуз при таком взаимодействии – это проводник инновационных технологий, основанных на педагогических и психологических исследованиях, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В качестве результатов использования предлагаемых подходов в ходе педагогической практики, реализуемой в рамках проекта модернизации педагогической образования в сентябре-октябре 2015 года, на основе наблюдения за деятельностью студентов, анализа их учебно-методической и отчётной документации по итогам практики и анкетирования преподавателей, можно сделать первые обобщения. Проблемы коммуникации в ходе педагогической практики отмечались лишь у отдельных студентов. Полагаем, что в данном случае решающую роль сыграли практические занятия, которые неоднократно проходили на базе практики при освоении модулей «Организация образовательного пространства» и «Проектирование и реализация образовательных технологий». Ошибки в проектировании уроков, основанные на игнорировании данных психолого-педагогической диагностики, отмечены только у 20 % студентов-практикантов, по сравнению с 50-60 % у студентов-практикантов при традиционном обучении.

Отметим, тем не менее, проблемы и риски, которые необходимо учитывать в перспективе реализации данного проекта. Преодолевать коммуникативные трудности студентов с субъектами образовательного процесса позволяют практикумы и погружение в образовательную среду, но при этом на первый план выходят нравственно-этические нормы психолого-педагогической диагностики. Учителя-практики в отдельных случаях «навязывают» студентам определенные стереотипы в отношении учащихся и форм организации образовательного процесса. Для формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов необходим более длительный период, чем полтора года, отведенных на реализацию данного проекта.