Полный текст статьи
Печать

Профессиональный стандарт педагога предъявляет новые требования к подготовке будущих учителей и обуславливает необходимость модернизации педагогического образования. Современный педагог должен успешно решать множество профессиональных задач в области проектирования и реализации образовательного процесса в организациях общего образования разного уровня  и педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. Таким образом, профстандарт педагога предъявляет новые требования к высшему профессиональному педагогическому образованию. Это делает актуальным проект  Ф-92  «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия», выполняемого по решению Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Целью данного проекта является развитие сетевых форм получения педагогического образования на основе новых модулей и правил реализации программ бакалавриата, предполагающих многоканальность получения педагогического образования, как основы для совершенствования федеральных образовательных стандартов, разработки новых примерных основных образовательных программ. Данный проект пытается решить сложившееся противоречие между профессиональной подготовкой будущего учителя, основой для которой является ФГОС по направлению «Педагогическое образование» и квалификационными характеристиками, которые предъявляются Профстандартом.

Для успешного преодоления указанного противоречия требуется создание новых организационных и инфраструктурных форм организации образования. Одной из таких форм может стать структура сетевого взаимодействия «школа-вуз», это поможет создать действенный механизм подготовки профессиональных кадров, готовых решать практические задачи в новых реалиях.

Разработанная и апробируемая нами модель основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» позволяет студентам непедагогических направлений подготовки получить дополнительную психолого-педагогическую подготовку, что существенно повышает их конкурентоспособность на рынке трудах [2].

Партнеры вуза по сетевому взаимодействию, прежде всего образовательные организации общего образования - школы, в наибольшей степени привлекаются к реализации модуля «Проектирование и реализация  образовательных технологий» так как модуль включает в себя мероприятия, проводимые на их базе: практические занятия, научно-исследовательскую деятельность студентов, педагогическую практику.

Привлечение школы в качестве сетевого партнера связано с необходимостью формирования у обучающихся профессиональной позиции, способности к личному и профессиональному самоопределению и самореализации; освоения приемов межличностного и профессионального общения, способов разработки и реализации учебных мероприятий в рамках основной образовательной программы на конкретной ступени обучения, об основных принципах деятельностного и компетентностного подходов; развития коммуникативных, проективных, организационных и исследовательских умений, профессиональной рефлексии, востребованных в педагогической деятельности; овладения продуктивными образовательными технологиями; вхождения в образовательное пространство школы в качестве педагога-профессионала [1].

Разработчики программы решали основную задачу - спроектировать и апробировать вариативную, многоканальную модель подготовки педагогических кадров, предполагающей возможность перехода на педагогическое направление студентов непедагогических направлений подготовки в условиях сетевого взаимодействия. Разработанная образовательная программа направлена на создание возможностей построения индивидуальных образовательных траекторий студентам, обучающимся на непедагогических специальностях (направлениях подготовки), выразившим желание получить педагогическое образование, которое позволить им работать в образовательных учреждениях учителями-предметниками [3].

В ходе работы над реализацией проекта по апробации новой модели подготовки будущих педагогов мы ориентировались на квазипрофессиональный характер деятельности студентов, которая является на данном этапе учебной по форме, но профессиональной по своему содержанию. Учитывая то, что в эксперименте участвовали студенты, которые изначально не планировали связывать свою жизнь с работой учителя, нам необходимо было вызвать интерес к педагогической профессии, активизировать педагогическое мышление и формирование профессиональной компетентности. Нами было сделано предположение, что без «погружения» в реальную образовательную среду эффективно это сделать вряд ли будет возможно. В этой связи практические занятия были организованы на базе образовательных организаций общего образования, что позволило реализовать идею сетевого взаимодействия «школа – вуз». При этом, совместная деятельность школы и вуза базировалась на:

- обеспечении доступа обучающихся к современным образовательным технологиям;

- применении инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (включая, проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание элементов модулей в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности педагогов и потребностей работодателей);

- предоставлении возможности углубленного изучения отдельных модулей и их элементов;

- организации совместного контроля качества освоения обучающимися программы, реализуемой в сетевой форме (текущая аттестация по педагогической практике, итоговая аттестация по профессиональным образовательным модулям).

Для эффективного построения системы сетевого взаимодействия при подготовке педагогических кадров  к выбору образовательных организаций общего образования необходимо подходить особенно тщательно. Считаем целесообразным учитывать следующие критерии:

Качество образовательных услуг и их результативность. Этот критерий определяется как степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Сегодня основными показателями определяющими рейтинг школ являются не только обеспеченность высококвалифицированными кадрами, участие в инновационных образовательных проектах, техническая оснащенность, но и достижения учеников в Олимпиадном движении, показатели единого государственного экзамена и результаты поступления в вузы. Это определяет рейтинг школы в муниципальной системе образования.

Кадровые ресурсы. Далеко не всегда наличие большого количества учителей высшей категории говорит о готовности образовательной организации к реализации сетевого взаимодействия. Необходимо учитывать личностные качества как администрации школы, так и педагогического состава. Не только глубокие знания, но и открытость, педагогический оптимизм, высокая мотивация к профессиональной деятельности и желание осваивать новые педагогические позиции (сетевой педагог, тьютер) являются неотъемлемыми составляющими личности современного учителя, готового обучать школьников и помочь студентам в подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Гибкость образовательной организации - способность изменяться, адаптироваться к изменяющимися условиями в связи с реализацией сетевого взаимодействия с вузом. Образовательный процесс в школе не должен быть нарушен, но в него логично должен быть «вплетен» образовательный маршрут студентов.

Таким образом, внедрение сетевых структур в систему профессиональной подготовки будущих педагогов способствует формированию единого образовательного пространства, дает возможность решать разнообразные проблемы образовательных организаций, а главное обеспечивает эффективное «вхождение» в профессиональную деятельность будущих учителей.