Понятия «компетенция» и «компетентность» часто используются в одном контексте. C английского языка, откуда пришло это понятие, «competence» переводится и как «компетентность», и как «компетенция». И.А. Зимняя, не дифференцируя их, трактует компетентность как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека (Зимняя И.А., 2003). А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения: «компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (Хуторский А.В., 2002). Иными словами, понятие «компетентность» оказывается шире, чем понятия «знания», «умения», «навыки». Компетентность рассматривается как способность действовать на основе полученных знаний в конкретных ситуациях.
Понятие «эмоциональная компетентность» соотносится с понятиями «социальный интеллект» (Торндайк Э.,1920), «социально-эмоциональная компетентность» (Головин С.Ю., 1998), «социально-психологическая компетентность» и «эмоциональный интеллект» (Сэловей П., Майер Дж., 1990; Гоулмен Д., 2008; Бар-Он Р., 1996).
Термин «эмоциональная компетентность» понимается как система интер- и интраперсональных эмоциональных способностей, основными функциями которой являются управление эмоционально-волевой сферой собственной личности и влияние на эмоциональное состояние других людей (Степанова А.П., 2011).
Основными составляющими эмоциональной компетентности являются:
- коммуникативный компонент - представлен внутренним позитивным настроем, эмпатией и коммуникабельностью;
- рефлексивный компонент - представлен рефлексией своих поступков и причин возникновения эмоциональных состояний, анализом мотивов поступков других людей;
- когнитивный компонент - представлен идентификацией собственных эмоциональных состояний, а также состояний других людей;
- поведенческий компонент - представлен контролем своего эмоционального состояния и выбором способов достижения цели, а также настойчивостью и использованием полученной эмоциональной информации в общении с окружающими;
- интегральная характеристика эмоциональной компетентности - стрессоустойчивость.
Учащиеся младшей школы обладают по-разному выраженной эмоциональной компетентностью (ЭК). Ученик с высоким уровнем ЭК имеет следующие характеристики коммуникативного компонента:
− стабильный позитивный настрой независимо от наличия трудностей;
− устойчивый настрой на коммуникацию;
− устойчивое эмпатийное отношение к окружающим (Кузнецова К.С., 2012).
Развитая эмоциональная компетентность позволяет младшему школьнику контролировать свои эмоциональные побуждения, распознавать и учитывать, как негативные, так и позитивные эмоции - как собственные, так и эмоции другого человека, по модальности и интенсивности; характеризуется богатым словарем эмоций и в ситуации общения позволяет в равной степени ориентироваться как на свое состояние, так и на эмоции других людей. Ситуация фрустрации воспринимается как разрешимая, прогнозируется возможный позитивный выход, рассматривается возможность договориться или получить помощь со стороны взрослого (Мавлянова О.В., 2011).
Во ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) содержатся требования к организации образовательного процесса, в частности к результатам. Об этом говорится следующее: «…развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». К УУД относятся познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
В число требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования входят следующие:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования (1-4 классы) относятся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Формирование и развитие эмоциональной компетентности отвечает за личностные результаты младшего школьника и соотносится с воспитанием регулятивных и коммуникативных УУД, а также с формированием и развитием качеств социальной компетенции, о которой говорится во ФГОС НОО. Развивая эмоциональную компетентность младших школьников, педагог добивается результатов, установленных в образовательном стандарте.
Грамотная устная и письменная речь влияет как на личностные результаты учащегося, так и на метапредметные, включающие освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметных понятий. При нарушениях речи страдает активное использование речевых средств, мешающее решению коммуникативных и познавательных задач. В частности, общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушениями звукопроизношения, недоразвитием фонематических процессов, выраженным отставанием и нарушением в формировании словарного запаса и грамматического строя. Первичный дефект влечет за собой наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, воображения и т.д.), в том числе и в эмоциональной сфере. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют серьезные трудности в организации речевого поведения, а также трудности общения с окружающими людьми (Филичева Т.Е., 1993, Левина Р.Е., 1968).
Программа ФГОС НОО подразумевает в числе прочих психолого-педагогических условий, реализацию полноценного развития детей на фоне эмоционального благополучия к себе и к миру. Проблема особенностей становления и формирования регулятивных и коммуникативных УУД, в том числе эмоциональной лингвистической информации в детском возрасте, в частности у младших школьников с ОНР, недостаточно изучена. Преодоление ОНР при психологическом, педагогическом и логопедическом подходе строится в основном на развитии вербальной стороны речи, уделяя меньше внимания изучению невербальной ее стороны, в том числе и эмоциональной. Формирование и развитие эмоциональной сферы, при должной с ней работе, может компенсировать речевые нарушения у младших школьников.