Полный текст статьи
Печать

Многочисленные исследователи в рамках истории и гуманитарных наук описывают интерес человека к интересу в области своего будущего.

В настоящее время такой же  интерес обоснован высоким уровнем неопределенности, случайности. Это требует от человека потенциального самоизменения,  содержание знаемого не имеет законченно­го характера, а  будущее связано с веером возможно­стей, тем более, что задачи и цели будущего не формулируются в жесткой форме [3].

У молодого человека, студента формирование образа будущего происходит в в качестве возрастного новообразования, он развивает прогности­ческие возможности. Результатом же явля­ется создание личностью молодого человека образа будущего или предположения о следствиях, ориентированных в будущее.

В психологических исследованиях проблема образа будущего рассматривается либо в контексте различных сторон психической жизни человека: целеполагание, принятие решений, мотивация, мышление и т. п., либо как специальный предмет анализа.

У студента необходимая способность к временной организации собственной деятельности связана с осознанием и переживанием жизнедеятельности, своего жизненного пути.

Выявление ресурсов и потенциала жизненного опыта в юношеском возрасте, является особенно важным и значимым. Это предстает через открытие молодым человеком перспектив своего будущего и необходимых ресурсов для их самореализации.

Студенческий возраст связан с юностью – этому возрасту соответствует период от 15 - 16 до 21 - 25 лет. В качестве ведущей деятельности в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность.

Рассмотрим категорию «студенчество». В этом качестве рассматривается - возрастная категория, которая включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом.

По утверждению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст является чувствительным периодом относительно развития основных социальных перспектив взрослеющего человека [1]. Высшее образование оказывает существенное влияние на психику человека, развитие его личности. В период обучения в университете, при наличии благоприятных условий происходит развитие человека. В этот период развивается склад интеллекта, который имеет отношение к профессиональной направленности личности.

Как правило, нормальный уровень общего интеллекта и мотивации дает лишь возможность успешного обучения в вузе .

Все категории общей психологии- память, мышление, речь, воображение, внимание- все это имеет отношение к прогнозу успешности.

Страна изменилась и меняется, в то время, как современный молодой человек оказывается в ситуации нестабильности. Такие состояния как смятение и неуверенность в завтрашнем дне, отсутствте моделей поведения, идеалов не дает человеку формировать новые ориентиры будущего для предстоящего развития, профессионального и личностного самоопределения.

Актуальность работы в данном направлении определяется современными объективными требованиями, предъявляемыми к молодежи. Неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят, или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни. В этих условиях задача высшей школы состоит в развитии у студента способности видеть жизненную временную перспективу, способность самому определять цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив. Активность, самостоятельность, инициативность, мобильность в поисках работы, конкурентоспособность, а также адаптивность к нововведениям и высокая стрессоустойчивость - вот те качества, которыми должен обладать современный молодой человек на рынке труда. 

Негарантированный характер занятости, наличие динамичности и неопределенности структурной занятости, расширение пространства и многогранность свободного профессионального выбора - все это еще более усложняет процесс профессионального самоопределения молодежи. Вследствие этого многие молодые люди делают стихийный, часто неадекватный выбор профессии, приводящий в ряде случаев к кризисным явлениям, связанным с развитием их профессиональной карьеры, и зачастую оказывающий негативное влияние на всю дальнейшую жизнь. Такое положение дел, в свою очередь, наносит немалый экономический урон и государству, которое затрачивает огромные средства на обучение специалистов, впоследствии не работающих по избранной профессии.

Задача формирования «образа будущего» студента университета имеет прямое отношение к вопросам самоорганизации жизнедеятельности, причем мерой служит самостоятельность в принятии решений, умение определить свое место в жизни, способность организовать свое время в учебной деятельности, планировать время своей жизни.

В рассматриваемой теме существует  ряд противоречий, а именно:

- между повысившейся значимости в социуме фактора времени и слабой подготовленности студента строить свою жизнь с учетом временного фактора;

- самоопределения студента в университете и отсутствием у большинства студентов умений реального целеполагания и самоорганизации;

- между стремлением студента стать успешным в профессии, жизнедеятельности и ограниченным выбором способов и средств обучения самостоятельному руководству собой в образовательном пространстве университета.

Работа посвящена изучению образа будущего у студентов. В качестве объекта выступает образ будущего у студентов. Особенности образа будущего у студентов ДВФУ выбраны в качестве предмета данного исследования.

По выражению Н.А. Бернштейна, всякое движение направляется «моделью потребного будущего»[2]. На личностном уровне образ будущего не только отражает потенциальные возможности субъекта, но и является фактором, детерминирующим эффективность жизнедеятельности человека в настоящем.

Учитывая взаимосвязь временных модусов, можно воздействовать на актуальную психологическую ситуацию, характеризуемую для современных студентов чувством излишней напряженности, неудовлетворенности в контактах с близким окружением, недовольством обстановкой, деструктивными склонностями. Большинство методов психологического воздействия в воспитательных и психотерапевтических целях реализуется с опорой на процессы и структуры самосознания, поэтому изучение психической структуры "Я-будущий" в структуре личности способно определять наличие либо отсутствие деформации "Я-концепции", связанные с когнитивно-эмоциональными компонентами личности дает возможность упредить когнитивные нарушения, связанные с прогнозом будущего.  Вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования «Особенности образа будущего у современных студентов» и придает ей теоретическую и практическую значимость.

В работе В.Э. Шляпентоха указывается что прогнозирование представляет собой сложный вид научной деятельности[4].

Тщательное и постоянное изучение представлений, образов будущего в сфере обыденного, непрофессионального сознания имеет огромное научное и практическое значение.

Можно выделить две разновидности представлений о будущем. Одна из них касается будущего самого индивидуума и его ближайшего социального окружения, вторая — будущего региона, страны, всего мира. Первую разновидность представлений о будущем часто называют «ожиданиями», вторую — «образом будущего». Процесс формирования «образа будущего» имеет сложный характер. Решающую роль в нем играют социальное положение личности, ее информированность и индивидуальные особенности. С повышением уровня образования и информированности резко возрастает интерес к экологическим проблемам: если не будут осуществлены своевременно необходимые акции как в масштабе отдельных стран, так и глобально- люди могут столкнуться с совершенно новыми, резко отрицательными явлениями[4]. Человек не обречен на прямолинейное восприятие будущего, ряд факторов заставляет его учитывать качественно новые элементы[4]. 

Е. Б. Быкова в своей работе «Образ будущего в картине мира и Я-концепции личности» выявила взаимосвязь смысловых категорий образа будущего с показателями "Я-представлений" себя в будущем [5].

Чем более определенное представление будущего у испытуемых, тем интеллектуальнее видят они себя в близком будущем, чем больше наличие духовных ценностей в будущем, тем более серьезными оценивают себя в близком будущем, чем более напряжен человек в вечернее время, тем несчастливее его образ будущего, и чем более расслаблен в вечернее время, тем более спокойный образ будущего, чем более умным и зрелым видит себя человек в будущем, тем более красивым представляется ему его образ будущего. Е.Ф. Платаш показывает, что целенаправленное формирование образа профессии у студентов будет способствовать достижению важной цели политики в области высшего образования — эффективной профессионализации студентов и повышению качества выпускаемых специалистов[6]. Анализ научной литературы по различным аспектам подготовки молодежи к выбору профессии, знакомству с ее основами и дальнейшей профессионализации  позволяет говорить о том, что в настоящее время отмечается ориентация на, внешнюю сторону той, или иной профессии; отсутствие у старшеклассников и абитуриентов самоанализа, качеств в соответствии- с образом будущей профессии; неразвитость представлений о себе и будущей профессии; слабая информированность- в области планирования-' будущей карьеры. При этом подчеркивается, что неотъемлемой составляющей становления профессионала является развитие представлений о конкретных компонентах профессиональной деятельности (3. А. Решетова, В. Д. Шадриков и др.) [7].

Образ будущего выступает одним из значимых элементов образа мира, в связи. с этим его изучение ведется по разным направлениям, но в основном исследуются его различные составляющие. Назревшая проблема формирования образа будущей профессии у студентов освещена лишь эпизодически в контексте исследования других проблем высшей школы. В научных исследованиях на должном уровне не представлены работы, отражающие целостную систему формирования образ профессии, не выявлены-педагогические условия формирования образа профессии у студентов в процессе профессиональной подготовки в целом и в процессе изучения отдельных дисциплин.