Прогрессивное движение человечества напрямую связано с творческим процессом и людьми, способными бросить вызов новому времени. Именно неутомимая жажда творчества ведет к развитию не только индивидуальной личности, но и способствует прогрессу общества в целом, становлению человеческой культуры.
В психологической, философской, педагогической литературе можно встретить различные определения понятия творчества. Г.Ф. Гегель считал, что творчество – это диалектическое саморазвитие субъекта. По мнению американского учёного П. Хилла, творчество «…можно определить успешный полёт мысли за пределы неизвестного». Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые были не известны ранее». Известный российский философ А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций [цит. по 1, с. 7].
В отношении того, что является источником творчества, какова его роль в жизнедеятельности и развитии человечества, высказываются различные точки зрения.
З. Фрейд утверждал, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное, по Фрейду, – самая «творческая» часть психики. Компенсационная теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. По мнению Э.З. Фромма, Г.У. Олпорта – творчество как образ жизни человека (а не только как решение конкретных задач), человек – как творец собственной жизни. В современных психолого – педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Многие психологи придерживались той точки зрения, что творческие способности есть просто максимальное выражение способностей (Г.Ю. Айзенк, Д. Векслер, Д. Равен, К.М. Гуревич). По мнению представителей личностно – деятельностного подхода: С. Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, К. К. Платонова, В.Н. Мясищева, А. Г. Ковалёва, способности – это индивидуально – психологические особенности, не сводимые к знаниям и умениям, но имеющие отношение к успешному выполнению деятельности и формирующиеся в ней С.Л. Рубинштейн определял способности следующим образом: «Это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей» [цит. по 2, с. 124].
По мнению С.Л. Рубинштейна, способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. «Между задатками и способностями очень большая дистанция, – подчеркивает С.Л. Рубинштейн. Между одними и другими – весь путь развития личности» С.Л. Рубинштейн выделяет два основных компонента структуры способностей:
1.«Операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;
2. «Ядро» – психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза. К.К. Платонов под способностями понимает – совокупность (структуру) довольно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально – психологических качеств личности, структуру личности, реализующуюся в определенном виде деятельности, степень соответствия данной личности в целом требованиям определенной деятельности. По мнению Б.М. Теплова, способности, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности [цит. по 3, с. 312].
В большинстве случаев творческий человек – это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Именно поэтому проблема творчества в целом рассматривается в естественной связи с мышлением. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление также можно понимать, как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком реальности, которая приходит к человеку в виде чувственных образов, полученных посредством комбинации восприятий, взятых из прошлого опыта.
По мнению Ж. Пиаже, существуют следующие подструктуры образного мышления: топологическая, проективная, порядковая, метрическая, композиционная (алгебраическая). С помощью первой подструктуры – топологической, ребенок формирует в представлении требуемый образ или необходимые визуальные преобразования. Проективная подструктура – эта доминанта обеспечивает возможность распознавать, создавать, представлять, оперировать и ориентироваться среди зрительных объектов или их графических изображений с любой точки отсчета, под различными ракурсами. Сравнивать и оценивать в общем качественном виде предпочитают дети, у которых доминирующей является порядковая подструктура. «Метристы» (дети с доминирующей метрической подструктурой) акцентируют свое внимание на количественных характеристиках и преобразованиях. Дети с доминирующей композиционной (или алгебраической) подструктурой постоянно стремятся к всевозможным комбинациям и манипуляциям, вычленению дополнительных частей и их сбору в единое целое (единый блок), к сокращению («свертыванию») и замене нескольких преобразований одним, даже без прямой необходимости в этом, быстро и легко переключаются с прямого действия на обратное). По мнению Ж. Пиаже, сформировать образное мышление у детей значит сформировать у них каждую из указанных подструктур в их единстве и взаимосвязях [цит. по 4, с. 56].
Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:
– мышление становится вне ситуативным;
– освоение речи приводит к развитию рассуждений, возникает понимание причинности явлений;
– детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
– ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
– возникают попытки объяснить явления и процессы;
– экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
– складываются предпосылки следующих качеств ума: самостоятельность, гибкость, пытливость.
Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника вне ситуативным, однако образное мышление у старших дошкольников еще не полностью сформировано. Кроме того, уровень образного мышления становится подготовительным этапом в развитии индивидуально – психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей ребенка [цит. по 5, с. 139].
Поскольку творчество представляет собой процесс развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, дошкольное детство – сенситивный период для развития творческих способностей.
В учреждении дошкольного образования старшие дошкольники осваивают широкий круг деятельности: игровую, музыкально – художественную, познавательно – исследовательскую, продуктивную.
Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма активности на этом возрастном этапе.
Наиболее характерны для старшего дошкольника сюжетно-ролевые игры. Играя, старшие дошкольники не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводят с помощью ролей и игровых действий. Огромное значение в сюжетно – ролевой игре имеет импровизация, что и роднит ее с творчеством. Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию творческой активности, воображения детей старшего дошкольного возраста.. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры – драматизации.
Музыкально – художественная деятельность (включает музыкальную и художественную деятельности). Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Художественная деятельность детей может быть представлена в различных областях (театральной, хореографической, хоровой, литературной) и проявляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры)
Литературная деятельность. Первые проявления литературного творчества можно наблюдать уже в старшем дошкольном возрасте. Детские дразнилки, считалки – своеобразная сатирическая лирика – являются наиболее распространенным видом детского поэтического творчества. Другим видом детского словесного творчества являются сочиненные дошкольниками сказки, продолжающиеся истории, рассказы. Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех компонентов литературных способностей.
Познавательно – исследовательская деятельность побуждают детей старшего дошкольного возраста к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, включает: экскурсии, занимательные опыты, моделирование и реализацию проекта.
Продуктивные виды деятельности включают изобразительную и конструктивную. Продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Изобразительное детское творчество – самое массовое, направленное на изображение окружающей действительности.
Конструктивная деятельность. Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.
Развивающая образовательная среда в учреждении дополнительного образования также способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Анализ научно – теоретических исследований позволяет выявить несколько различных подходов к формулированию понятия «дополнительное образование детей».
Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности.
Дополнительное образование – это целенаправленный процесс развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Учреждения дополнительного образования расширяют знания о творческих возможностях детей, обеспечивают возможность успеха в избранной сфере деятельности и способствуют развитию их творческих способностей.
Цель дополнительного образования – создание возможностей для постижения формирования и осуществления интересов, способностей, наклонностей и талантов личности для их самореализации и самоопределения в мире.
Процесс психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста включает определенные иерархические уровни. Эти уровни, так или иначе, связаны с построением дерева целей и программ, реализующих эти цели и подцели.
Дерево целей – иерархическое визуальное представление достижения целей; принцип, при котором главная цель достигается за счет совокупности второстепенных и дополнительных целей [цит. по 6, с. 42].
Для нахождения цели важно знать, из чего она состоит. Состав цели лучше всего определить, разделив ее на задачи нижестоящего уровня. Такая декомпозиция называется «деревом целей».
Графическое изображение дерева целей психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста представлено нами ниже на рисунке 1.
Рисунок 1 Дерево целей психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с поставленными целями и задачами по проблеме исследования психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нами было разработано дерево целей, которое определяет основные направления работы со старшими дошкольниками.
Генеральная цель: Теоретически обосновать и экспериментально выполнить развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1. Изучить проблемы развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Проанализировать проблемы развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе.
1.2. Выявить возрастные особенности образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Разработать модель психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Опытно – экспериментально исследовать образное мышление и творческие способности у старших дошкольников.
2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.
2.2. Охарактеризовать выборку и результаты констатирующего эксперимента.
3. Разработать программу психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3.1. Апробировать программу психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3.2. Экспериментально проверить эффективность данной программы – осуществить формирующий эксперимент и проанализировать результаты исследования.
3.3. Разработать психолого – педагогические рекомендации по развитию образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3.4. Планировать поэтапное совершенствование программы психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, распространить передовой опыт в системе образования.
На основе метода целеполагания – дерева целей, мы построили модель психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Моделирование (от франц. modelе – образец) – исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – оригинала. Создание упрощенных моделей системы – действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания [цит. по 6, с. 30].
Модель психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста – это системное образование, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков:
Блок 1. Диагностика. Основная цель данного раздела: выявить уровень мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на текущий момент. Основная работа в данном блоке заключается в проведении диагностических методик с детьми и оценке полученных результатов.
Блок 2. Разработка и апробация программы психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель: сформировать оптимальный уровень образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством системы развивающих занятий.
Блок 3. Оценка эффективности программы психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель данного раздела: отследить уровень образного мышления и творческих способностей старших дошкольников после проведения развивающих мероприятий. Для этого используются те же методики, что и для первичной диагностики.
Блок 4. Анализ исследования и составление рекомендаций для родителей и педагогов.
Модель включает в себя следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и результативный. Целевой компонент модели формируется на основе целей психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Содержательный компонент модели включает: психогимнастические упражнения, дискуссии, мозговой штурм, игры – коммуникации, развивающие упражнения творческого характера, рекомендации. Процессуальный компонент модели включает определенную систему форм, методов, приемов и средств развивающего воздействия. Результативный компонент определяет результат психолого – педагогической деятельности.
Модель психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста представлена нами ниже (см. рисунок 2)
Рисунок 2 Модель психолого – педагогического развития образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, несмотря на все многообразие подходов к изучению проблемы творчества, на наш взгляд самым достоверным является следующее определение: творчество – это способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. З. Фромм).
Творческие способности есть просто максимальное выражение способностей. Существуют два основных компонента структуры способностей:
1.«Операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;
2. «Ядро» – психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.
В большинстве случаев творческий человек – это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Именно поэтому проблема творчества в целом рассматривается нами в естественной связи с мышлением.
Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком реальности, которая приходит к человеку в виде чувственных образов, полученных посредством комбинации восприятий, взятых из прошлого опыта.
Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника вне ситуативным, однако образное мышление у старших дошкольников еще не полностью сформировано. Кроме того, уровень образного мышления становится подготовительным этапом в развитии индивидуально – психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей ребенка.
Поскольку творчество представляет собой процесс развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, дошкольное детство – сенситивный период для развития творческих способностей.
Дополнительное образование является не только эффективным инструментом выявления природных способностей детей старшего дошкольного возраста, но и детерминантом развития творческих способностей.
Психолого – педагогическое развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста включает в себя определенную модель и дерево целей.
Мы подошли к пониманию модели как к упрощенному мысленному или знаковому образу какого – либо объекта или системы объектов, используемых в качестве «заместителя» и средства оперирования.
Метод целеполагания – дерево целей – иерархическое визуальное представление достижения целей; принцип, при котором главная цель достигается за счет совокупности второстепенных целей.