Полный текст статьи
Печать

Ручной художественный труд является неотъемлемой частью учебного труда школьника.В программу начальной школы традиционно входит выполнение изделий из доступных материалов: бумаги, картона, ткани, пластилина, природных материалов. Ручной труд  является важным компонентом учебной деятельности младших школьников в составе учебного предмета «Технология», т.к. развивает мелкую моторику рук; способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Ручной художественный труд по своему назначению направлен на удовлетворение эстетических потребностей школьника; способствует развитию фантазии, творческих способностей ребёнка и является важным звеном в формировании у учащихся первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности в тесной связи с основами художественной культуры.

На стыке начального и общего среднего образования важна преемственность содержания, форм, методов и средств для формирования результатов образования. Этот аспект особенно важен сейчас, в период перехода общего среднего образования на современные ФГОС [1]. В Федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделено  требованиям к результатам освоения основных образовательных программ. Значение ручного труда в технологическом образовании в ФГОС НОО [2] отражено через личностные,  метапредметные и предметные результаты.

Предметные:

  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  • приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Метапредметные:

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств  осуществления;
  • Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных  ориентаций
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [2].

Перечисленные требования напрямую (предметные) и опосредованно (метапредметные и личностные) касаются технологической подготовки (предметная область «Технология») и эстетического воспитания («Изобразительное искусство») школьников в системе образования. Учебной деятельностью школьников, способной объединить преимущества технологического и эстетического образования, является художественное проектирование, в основе которого лежит ручной художественный труд. Однако, в содержании образования два этих направления бывают лишь отдалённо связаны друг с другом, что зачастую не позволяет достигать необходимого образовательного результата. Это подтверждается мнением учителей, студентов и преподавателей вузов.

С целью изучения мнения заинтересованных сторон по данной теме, нами были составлены 7 вопросов, сформулированных на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ, соответствующих ФГОС школы [1].  С ноября 2014 по апрель 2016 г. г. были проведены опросы и собеседования с учителями начальных классов, преподавателями технологии и изобразительного искусства, руководителями общеобразовательных школ г. Кирова, учащимися и их родителями. Всего было опрошено более ста человек.

Вопросы, обсуждаемые на указанную тему и статистика ответов.

1.   Влияют ли занятия ручным художественным трудом на воспитание у школьников уважения к труду, на формирование личностного самоопределения, готовности и способности учащихся к саморазвитию? Насколько данные требования стандарта реализуются в современной системе технологического образования школьников?

- «Да, влияют и реализуются в полной мере» - 12 % респондентов;

- «Да, влияют, но реализуются не в полной мере» - 67 % респондентов;

- «Затрудняюсь ответить» – 21 % респондентов.

2.   Влияют ли занятия ручным художественным трудом на формирование системы значимых социальных и ценностно-смысловых установок учащихся, а также на формирование способности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества? Насколько данные требования стандарта реализуются в современной системе технологического образования школьников?

- «Да, влияют и реализуются в полной мере» - 6 % респондентов;

- «Да, влияют, но реализуются не в полной мере» - 52% респондентов;

- «Нет, не влияют» - 11% респондентов;

- «Затрудняюсь ответить» – 31 % респондентов.

3.  Влияют ли занятия ручным художественным трудом на формирование способности у учащихся к осознанию гражданской идентичности в поликультурном социуме?  Насколько эти требования стандарта реализуются в современной системе технологического образования школьников через изучение национальных традиций, ремёсел, декоративно-прикладного искусства региона?

- «Да, влияют, но незначительно; реализуются в полной мере» - 17 % респондентов;

- «Да, влияют; реализуются не в полной мере» - 2% респондентов;

- «Нет, не влияют» - 38 % респондентов;

- «Затрудняюсь ответить» – 43 % респондентов.

4.  Влияют ли занятия ручным художественным трудом на овладение школьниками технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач? Насколько данные требования стандарта реализуются в современной системе технологического образования школьников посредством изучения ручного художественного труда?

- «Да, влияют и реализуются в полной мере» - 66 % респондентов;

- «Да, влияют, но реализуются не в полной мере» - 34% респондентов.

- «Затрудняюсь ответить» – 0 % респондентов.

5. Влияют ли занятия ручным художественным трудом на формирование навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование специальных умений и опыта деятельности, научного типа мышления, в том числе, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами работы? Реализуются ли на практике требования научности, сформулированные в ФГОС школы?

- «Да, влияют; реализуются в полной мере» - 26 % респондентов;

- «Да, влияют; реализуются не в полной мере» - 34% респондентов;

- «Нет, не влияют» - 21% респондентов;

- «Затрудняюсь ответить» – 19 % респондентов.

6. Достаточно ли обеспечение в технологическом образовании преемственности между начальным образованием и средним звеном школы посредством изучения ручного художественного труда?

- «Да, достаточно обеспечивается; при этом ручной художественный труд играет вспомогательную роль» - 26 % респондентов;

- «Да, достаточно обеспечивается; при этом ручной художественный труд не играет особой роли» - 52% респондентов;

- «Нет, не достаточно обеспечивается; при этом не уделяется значимой роли ручному художественному труду» - 11% респондентов;

- «Затрудняюсь ответить» – 31 % респондентов.

7.Используется ли на практике интегративная связь содержания предметных областей «Технология» и «Искусство» (учебный предмет «Изобразительное искусство») для решения общих образовательных задач, сформулированных ФГОС?

- «Да, используется» - 15 % респондентов;

- «Нет, используется не достаточно» - 77 % респондентов;

- «Затрудняюсь ответить» – 8 % респондентов.

В результате анализа опросов и комментариев к ответам опрашиваемых, были выделены следующие проблемы современного художественно-технологического образования.

 

  • Снижение уровня развитости у школьников психических процессов и качеств личности, участвующих в моделировании «ситуации достижения успеха», на формирование которых влияют такие факторы, как: привычка к самостоятельности, инициативности, творческой деятельности, подключение воли и терпения, настойчивости в достижении задуманного результата; навыки в организации рабочего места, соблюдение порядка, точности и аккуратности в работе; опыт формирования учащимися своей авторской среды деятельности из предметов, практически осознанных или выполненных самостоятельно, в том числе с подключением деятельностного подхода в процессе обучения; умение определять и выстраивать алгоритм или стратегию последующих этапов работы, соответствующих материалу, технологиям и качеству проектируемого продукта.
  • Проблема формирования у молодёжи ложных представлений о социуме и роли труда в жизни человека; развитие у подростков представлений о необязательности формирования у современного человека большого круга знаний, умений и навыков, даже в области самообслуживания; формирование так называемого «общества потребителей». Отмечается падение престижа рабочих профессий и интереса учащихся к ручному труду; несформированность у подростков любви и уважения к работе вообще, и к ручному труду в частности; крайне низкая мотивация выбора рабочих профессий молодёжью.
  • Постепенное утрачивание знаний о некоторых традиционных и уникальных технологиях и материалах, значениях, связанных с ними, что ведёт к снижению  этнокультурного воспитания молодёжи, обеспечения преемственности знаний, умений и навыков в области культурного наследия народа.

 

В качестве причин возникновения выявленных выше проблем учителя отмечают

  1. Разрыв в среднем звене школы интегративной связи при освоении основной образовательной программы между предметами «Технология» и «Изобразительное искусство», что не способствует развитию эстетического вкуса учащихся, композиционных способностей, развитию мелкой моторики рук и глазомера, правильной координации движений и синхронизации работы мозга, глаз и рук, формированию и развитию проектно-творческих способностей;
  2. Непонимание детьми практической полезности многих изготовляемых по программе объектов и значимости формирования умений их выполнения с помощью ручного труда при наличии в широкой продаже ассортимента сходных изделий;
  3. Недостатки в информационно-предметной подготовке учителей, использование ими в ряде случаев низкокачественной информации из интернета, а также незнание и неиспользование специальной терминологии;
  4. Расхождение в ряде случаев между интересом молодёжи к новым техникам и материалам для творчества и объектами труда, изучаемыми в рамках программы.
  5. Фактическое нивелирование деятельностного подхода в среднем звене школы, при организации практической работы с использованием заданий виртуально-проектного характера;
  6. Постепенная утрата в семейном воспитании традиций и культуры самостоятельного и совместного изготовления изделий с детьми, в соответствии с их возрастными особенностями, эстетическими и  национальными традициями (особенно у русского населения). Проблема этнокультурного воспитания учащихся, её решение посредством, в том числе, подключения ручного художественного труда заслуживает особого внимания. Учителя отмечают, что достаточно уделяют времени знакомству учащихся с этнокультурным наследием региона, организовывают посещения экскурсий, на уроках проводят беседы о традиционных промыслах, включают соответствующие просветительские элементы в систему воспитательных мероприятий школы. Но ожидаемого результата это не приносит.

Кроме анкетирования и опросов была проведена аналитическая работа по изучению применяемых в технологическом обучении примерных образовательных программ, с целью выявления соответствия их содержания требованиям стандарта и возможностей его реализации. С будущими учителями, студентами Вятского художественного училища, отделений «Живопись», «Дизайн (по отраслям)» и «Декоративно-прикладное искусство и народное творчество» и студентами Вятского Государственного университета, направления подготовки «Изобразительное искусство» мы проанализировали наиболее часто используемую в общеобразовательных школах г. Кирова примерную программу системы «Школа России», и предлагающееся к  ней  на  CD носителе  методическое обеспечение для уроков «Технологии в 1-4 классах [3].

При анализе программы и  методического обеспечения для уроков «Технологии», наряду с несомненными плюсами в виде использования ИКТ и возможностями осуществлять интегративные связи предметной области «Технология» с учебным предметом «Окружающий мир», были отмечены важные упущения в содержании программы, имеющие значение при планировании и формировании образовательных результатов, соответствующих ФГОС [1]:

  • предлагаемые в программе изделия не связаны с бытом ребёнка и мало связаны с навыками его самообслуживания, не очерчивают проекцию на взрослую самостоятельную жизнь, что крайне актуально для младшего школьника; не предлагается область применения выполненных изделий, их функциональные характеристики, таким образом, отсутствует важный элемент мотивации к творчеству;
  • недостаточно освещаются композиционные и другие эстетические правила, необходимые при изготовлении конкретного изделия, что не формирует интереса школьника к творческому проектированию; недостаточно используются специализированные термины из области изобразительного искусства и художественного творчества, что сказывается в качестве инструктажа и демонстрации способов действия и, в конечном счёте, качества изделия;
  • не анализируется материал для изготовления предлагаемых изделий (бумага, картон и др.), клеевые и другие соединительные материалы для использования в творчестве, их ассортимент, качества, характеристики, правила применения и сочетания с материалами, что существенно для достижения успешного проектируемого результата;
  • не анализируется ассортимент инструментов, используемых в рамках программы; их качества, характеристики, правила выбора и применения в творчестве, что сказывается на качестве работы и получаемого результата; не анализируется аналогия применения в быту подобных инструментов и материалов, техник и технологий, сходных с теми, что использовались на уроке, т.е. не проводится параллель практических навыков, формируемых на уроке и реальной жизнью;
  • имеются существенные недоработки в знакомстве учащихся с организацией рабочего места и правилами техники безопасности, что формирует культуру творческого труда учащихся;
  • имеются некоторые недоработки в аспекте знакомства учащихся с образцами этнокультурного наследия региона с использованием погружения учащихся в практическую деятельность;
  • большинство предлагаемых изделий и инструктаж к ним предполагают лишь копировальный и аналоговый уровень практической работы, недостаточно предпосылок к мотивации творчества, реализации авторской мысли.

В результате проведённого совместно со студентами Вятского художественного училища и Вятского Государственного университета анализа, были сформулированы следующие рекомендации для эффективной организации учебного процесса в области художественно-технологического образования с применением ручного труда в начальной школе.

  1. В содержании технологического образования необходимо предлагать для изготовления разнообразные функциональные объекты ручного художественного труда, связанные с бытом ребёнка, особенно с новым статусом первоклассника. Примерные объекты: декоративные магниты для магнитной доски (для т.н. «записок-напоминалок»); декоративные панно и подобные объекты, совмещённые с расписанием уроков, распорядком дня учащегося, календарём, списком планов на каникулы, и т.п.; «карандашница», «скрепочница», коробочка для магнитов и подобные изделия – ёмкости для использования дома или в классе; брелок для «ключей первоклассника»; «крючок для ключей первоклассника»; сменные рамки-паспарту – для вывешивания новых работ (одинакового формата); изготовление самодельных инструментов для получения оттисков, рисования, склеивания и т.п.; украшение фоторамки для фото друга, и т.д.
  2. На учебных занятиях необходимо формировать культуру рабочего места и творческого труда, экономного отношения к бумаге и картону, а, значит, и к природным ресурсам страны. В частности, рекомендуется распределять плоскость рабочего стола на отдельные рабочие зоны: зону инструментов, зону материалов, рабочую зону и зону монтажа изделия; не рекомендуется  демонстрировать учащимся нанесение клея на детали изделия навесу над самим изделием; не выкладывать на рабочий стол ненужные, лишние инструменты. Необходимо иметь на рабочем столе специальные приспособления (ёмкости, коробочки, игольницы) для: хранения колющих и режущих инструментов, хранения хрупких и сыпучих материалов, складывания обрезков бумаги и остатков цветной бумаги и картона; демонстрировать и предлагать варианты экономного использования и утилизации бумажных остатков (например, изготовление самодельной бумаги).
  3. Необходимо в ходе подготовки к урокам и их проведения анализировать с учащимися материал для изготовления предлагаемых изделий (бумага, картон, ткань, пластилин и др.), их различия, рабочие характеристики и правила выбора для конкретных целей.  Уделять должное внимание разнообразным клеевым и другим соединительным материалам (не только клею ПВА) для использования в творчестве; их ассортимент, качества, характеристики, преимущества, рекомендации по выбору в соответствии с правилами безопасности и сочетания с материалами. Также необходимо проводить с учащимися небольшие аналитические беседы не только о материалах, применяемых на уроках, но и о сходных по характеристикам материалах, применяемых в быту и профессиональном творчестве (например, ДВП, гипсокартон, мастика, замазка, полимерная глина и пр.)
  4. Необходимо в ходе подготовки к урокам анализировать с учащимися и их родителями ассортимент инструментов, применяемых на уроках (особенно ножницы и канцелярские ножи!), их качества, характеристики, правила выбора и применения в творчестве; проводить аналогии применения в быту (родителями, специалистами и пр.) подобных инструментов и материалов, техник и технологий, сходных с теми, что использовались на уроке, т.е.  проводить параллель практических навыков, формируемых на уроке и реальной жизнью.
  5. Для формирования интереса школьника к творческому проектированию необходимо разработать и соблюдать при выполнении каждого изделия необходимые композиционные и другие эстетические правила. Учителю необходимо знать и использовать специализированные термины из области изобразительного искусства (например, «смешивание цветов», «растяжка», «фактура», «соразмерность» и пр.) и художественного творчества (особенно при использовании техник «Лепка» и «Оригами»).  Демонстрацию способов действия лучше разбивать на отдельные этапы для обеспечения оптимального осознания школьниками специфики техники исполнения, а видео-инструктаж сопровождать необходимыми комментариями.
  6. Следует избегать выполнения «безликих» поделок (псевдо изделий), лишь отдалённо напоминающих предметы быта и культуры народов России, если таковые заложены в программе. Необходимо знакомить учащихся с образцами этнокультурного наследия в непосредственной связи с изделиями, изготавливаемыми на уроке через погружение в практическую деятельность методами копирования, аналогизации, учитывая особенности региональной культуры.
  7. Рекомендуется в алгоритме выполнения учащимися задания на уроке предусматривать возможность «авторского» завершения изделия с возможностью использования комбинированных техник и обоснования учеником выбранного авторского решения.

Автор статьи приглашает принять участие в обсуждении описанной проблематики технологического образования преподавателей технологии, учителей начальных классов и всех заинтересованных лиц.