Полный текст статьи
Печать

Творческие способности являются основой художественной деятельности. Под творческими способностями понимаются определенные особенности, которые индивидуальны у каждого человека, что способствует отличию одного человека от другого.

Творчество рассматривается в работах Л.С.Выготского. Объясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог отмечал, что творческой мы называем такую деятельность, которая создаёт что-то новое, одинаково, будет ли это создано творческой деятельностью любой вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которое живёт и оказывается только в самом человеке. Утверждая, что творчество является необходимым условием существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем содержится хоть что -то нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [1]. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно- подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная),и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени [1]. Таким образом, можно выделить, что творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. 

Творческие способности развиваются в условиях творческой активности личности, т.е. при условии стремления человека к действию, при его желании проявлять и развивать свои способности. Задача педагога -  создать условия для активной деятельности. Большим потенциалом для развития творческих способностей детей обладают такие педагогические технологии, как проектная деятельность, педагогические мастерские, тренинги, игровые, исследовательские технологии, также различные формы и средства для организации активной деятельности школьников. Одним из эффективных средств развития творческих способностей является мастер-класс. Мастер-класс это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции [2]. Мастер-класс это продуктивное взаимодействие педагога и школьников, в рамках которого осуществляется активное творческое участие с ярко выраженной мотивационной окраской. В процессе проведения мастер-класса можно развивать творческие способности с большей эффективностью, поскольку деятельность основана на интересе, предоставляется возможность свободно мыслить, фантазировать, находить нестандартные решения, создавать за короткий промежуток времени изделие от начала до конца.

В рамках исследовательской работы «Организация мастер-классов как средство художественно-технологической подготовки школьников» в доме детского творчества «Вдохновение» города Кирова на базе школы юных модельеров «Кудесница» были проведены мастер-классы по нескольким темам с целью определения эффективных условий для развития творческих способностей школьников. На примере мастер-класса по теме «Изготовление изделий из фоамирана» поясним педагогические условия на различных этапах его проведения.

В ходе мастер-класса реализовалось несколько этапов. На подготовительном этапе основной задачей являлось привлечение внимания участников к работе с материалом «фоамиран», создание атмосферы для творческого обмена. Для этого был выбран небольшой кабинет, где заранее были расставлены парты в формате «круглого стола», чтобы все участники могли наблюдать за работой друг друга, могли обмениваться идеями, общаться. Благодаря этому создалась творческая, рабочая атмосфера в классе, затем было проведено ознакомительное анкетирование для определения исходного уровня учащихся.

На втором этапе проведения занятия применялся метод мозгового штурма, способствующий активизации мыслительного процесса у учащихся. Педагог задает вопросы, а школьники предлагают любые варианты идей. В нашем случае был проведен устный опрос, о том знакомы ли ребята с таким материалом, как фоамиран, знают ли они какие изделия из него можно выполнить, технологию обработки этого материала и т.д. В результате сформировалось умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение оформлять свои мысли в устной форме.

Изложение краткого информационного материала происходило на следующем этапе занятия. В форме презентации были изложены сведения о фоамиране, что это за материал, откуда он произошел, приемы и технологии работы с ним. Для наглядности использовался дополнительный иллюстративный материал, представлены изделия из фоамирана, в нашем случае это были различные цветы, такие как пион и роза, которые оформили изделия в виде брошей, заколки и ободки. Для активизации школьникам задавались вопросы, о том какие еще изделия  можно предложить для творческих идей.

На четвертом этапе проходила практическая часть занятия. В ходе этого этапа дети получили инструкцию для выполнения поделки по алгоритму. А затем реализовали такую же поделку на практике самостоятельно. Во время создания этой поделки учителем осуществлялся индивидуальный подход к каждому в форме наставничества. Учитель наблюдал и помогал справиться с заданием. В результате дети освоили и применили полученные знания на практике.

 На пятом этапе осуществилась дидактическая игра, повышающая интерес и удерживающая их внимание на задании, поскольку монотонная технология выполнения изделия утомила наших учениц. Нами были применены игровые методы. Проведены игры - описать любыми прилагательными материал  фоамиран, придумать из набора букв, входящих в состав слова, другие слова.  И, поскольку все делали цветы, то называли по очереди, кто какие цветы знает.  После игры ребята сделали необходимые выводы о применении изделий (цветов) из фоамирана.

Одним из важных этапов мастер-класса выступал заключительный этап – рефлексия. Для развития способностей творчески мыслить было предложено интересно представить свое изделие,  проведена фотосессия с примеркой уже готового изделия.  

На завершающем этапе проводилось  анкетирование. Задавались вопросы такие как «Насколько соответствовало Вашим ожиданиям содержание мастер-класса?», «Достаточно ли Вам было теоретической информации?», «Достаточно ли Вам было практических заданий?», «Насколько актуальным было для Вас данное мероприятие?», «Насколько применимы полученные знания и навыки в Вашей дальнейшей творческой деятельности?», «Насколько педагог доступно и интересно доносил до Вас информацию?», «Насколько педагог был внимателен к каждому участнику мастер-класса?». Таким образом, осуществился самоанализ ученика и анализ учителя. По результатам анкетирования были выявлены качественные и количественные результаты мастер-класса. В начальной анкете 8 детей сказали, что им интересно творчество, в заключительной это сказали уже 10 детей. Также 9 из 10 детей качественно усвоили мастер-классы, у одной девочки возникли  трудности, но это не помешало ей выполнить работу до конца. Это видно по опросу, и по нашим наблюдениям. 8 детей написали, что они научились чему-то новому. Все дети отметили, что им понравилась атмосфера в классе и работа преподавателя, так же большинство оценили мастер-класс на десять баллов по 10-и бальной шкале.

В результате исследования было установлено, что на проведенном мастер-классе  развитие творческих способностей осуществлялось в виде подражания и имитации. Это начальный уровень развития и он является подготовительным к дальнейшей творческой деятельности, включает в себя: накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества; освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов. В процессе участия в работе мастер-класса дети освоили технологию создания цветов из фоамирана, при этом проявили свою творческую индивидуальность в использовании цвета, по-разному комбинируя их в изделиях, применяя разные формы и размеры цветов.

Проводя мастер-класс, педагог старается не просто обучить учащихся, а увлечь их процессом, активизировать, пробудить интерес и фантазию в процессе созидательной деятельности. Таким образом, мастер-класс — универсальная технология, несущая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информационных знаний и формированию способностей и навыков. Отсутствие соревновательного характера деятельности позволяет работать детям в собственном темпе, что способствуют становлению позитивной атмосферы в классе. Таким образом, накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности. А это значит, что у учащегося появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию и самоактуализации, что в дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала, так и личности в целом.