Полный текст статьи
Печать

Электронный образовательный курс – будущее современной школы.

Необходимость их использования в настоящее время в основной школе вопрос спорный, но, тем не менее, функциональность их возможностей для успешного образовательного процесса не может не привлекать педагогов.

Благодаря закону «Об образовании в Российской Федерации» сетевая и электронная формы обучения обрели законодательный статус [1].

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

Электронное обучение (e-learning) — это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и  электронных образовательных ресурсов [2]. Электро́нный образова́тельный ресу́рс (ЭОР) – основной компонент информационной образовательной среды (ИОС), который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий (ГОСТ Р 53620-2009).

Одним из элементов ЭОР выступает - электронный образовательный курс.

Электронные образовательные курсы могут использоваться в качестве самостоятельного инструмента или входить в единый комплекс системы обучения. В любом случае они призваны решать поставленные задачи - успешно передавать и закреплять необходимые знания, а для этого им нужно быть интерактивными, гибкими, вовлекать и мотивировать обучаемых и контролировать процесс обучения.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Одно из требований – это подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Профессиональное самоопределение, рассматривается как система воспитательных, социально – психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда [3]. Для преподавания этого раздела предлагается использовать  электронный образовательный курс «Профессиональное самоопределение». Основой  для его разработки служит авторская методика доцента СыктГУ Н.Н. Новиковой, реализуемая в рамках преподавания дисциплины «Проектирование электронных образовательных курсов» при обучении магистрантов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.  Пройдя обучение, магистрант М. П. Деришева создала электронный курс для использования в школе на уроках технологии по профессиональному самоопределению школьников.

Курс в электронной форме позволит решить задачи:

- обеспечения наглядности в преподавании курса;

- стимулирования творческой, познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- обеспечения непрерывности и полноты дидактического цикла процесса обучения;

- способствования организации ориентиров для самообразования;

- организации тренировочной учебной деятельности;

- воспитания навыков контроля, самоконтроля.

Электронный курс разработан для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы, рассчитан на 34 учебных часа.

Методика данного электронного курса предполагает его использование, как на урочных занятиях, так и самостоятельно при выполнении домашнего задания.

Электронный курс создан на платформе Google Sites, предназначенный для создания сайтов.

Информационный материал в электронном курсе представлен разными способами:

– в виде видеоролика;

– в виде Google рисунка, Google схемы;

– в виде текстового материала;

- в виде Google презентации.

Дистанционный курс организован таким образом, чтобы можно было реализовать все основные цели обучения:

¾      изучить информационный материал;

¾      проверить, насколько результативно прошло усвоение материала;

¾      пообщаться с преподавателем и другими обучающимися;

¾      выполнить практические задания.

Структурно электронный образовательный курс включает целый ряд блоков:

Блок «О курсе» – настраивает и мотивирует учащихся на серьезную, продуктивную работу.

Сетевой курс состоит из 4 разделов, каждый раздел содержит несколько тем для изучения. Для проверки усвоения знаний по каждой теме предусмотрены интерактивные электронные тесты, предусматривающие разные типы заданий. Тесты созданы с помощью  Google Формы, благодаря которым можно быстро провести контроль знаний и выставить оценку. Результаты тестов сохраняются и проверяются автоматически. Важным элементом курса является блок «Дополнительная литература» – информация, предусмотренная для самостоятельного углубленного изучения учащимися предложенного материала.

В курсе много практических заданий, составленных по определенным правилам, ориентированных на проверку того, как обучающийся может выполнять определенные операции и действия. Обеспечены различные виды действий: поиск информации, создание Google презентации, заполнение Google таблицы, Google документов, Google рисунков; а так же различные типы заданий: написание эссе-сочинения, прохождение online-тестов, выполнение интерактивных карточек-заданий, созданных с помощью LearningApps и т.д. Задания так же предусматривают различные формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные. Учитель к каждому заданию может дать комментарии к выполненной работе. Ученик имеет возможность выполнить работу над ошибками.

Электронная ведомость – наглядно отражает успеваемость учащихся и степень выполнения практических заданий.

Электронным образовательным курсом могут воспользоваться учащиеся, осваивающие программы, как в очной форме обучения, так и формах индивидуального образования.

Курс размещен в сети интернет и доступен в любое время всем участникам образовательного процесса. Для успешной работы на уроке школьнику необходим персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, умение работать в браузере GoogleChrome, динамики, рабочая тетрадь.

Курс находится в процессе разработки. Предполагается подбор online-программ, отражающих деятельность той или иной профессии, прохождение виртуального online-собеседования с работодателем , составление online-резюме и его размещение в сети Интернет.

Достоинствами электронного образовательного курса  являются тематический принцип изложения материала, четкая структура, доступность, богатый иллюстративный материал, разнообразие и интерактивность предлагаемых заданий и видов деятельности учащихся на уроке. Все это способствует формированию у школьников метапредметных умений, системы прочных знаний, навыков и умений и обеспечивает наиболее эффективное их развитие [4].

Интеграция электронного и традиционного обучения является условием перехода на новую парадигму обучения, создания мобильного образовательного пространства для обучения людей в течение всей жизни и формирования личности новой генерации с планетарным мышлением и готовностью к дистанционному профессиональному взаимодействию.

Так внедрение ЭОР в школьный учебный процесс, а именно использование электронного образовательного курса при изучении курса «Профессиональное самоопределение», будет способствовать не только повышению мотивации к изучению курса, развитию информационной грамотности, но и подготовит школьников к жизни в информационном обществе, где практически все услуги будут электронными, а профессиональная деятельность будет невозможна без Интернета, сетевых социальных и профессиональных сообществ.