Электронный образовательный курс – будущее современной школы.
Необходимость их использования в настоящее время в основной школе вопрос спорный, но, тем не менее, функциональность их возможностей для успешного образовательного процесса не может не привлекать педагогов.
Благодаря закону «Об образовании в Российской Федерации» сетевая и электронная формы обучения обрели законодательный статус [1].
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].
Электронное обучение (e-learning) — это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов [2]. Электро́нный образова́тельный ресу́рс (ЭОР) – основной компонент информационной образовательной среды (ИОС), который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий (ГОСТ Р 53620-2009).
Одним из элементов ЭОР выступает - электронный образовательный курс.
Электронные образовательные курсы могут использоваться в качестве самостоятельного инструмента или входить в единый комплекс системы обучения. В любом случае они призваны решать поставленные задачи - успешно передавать и закреплять необходимые знания, а для этого им нужно быть интерактивными, гибкими, вовлекать и мотивировать обучаемых и контролировать процесс обучения.
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Одно из требований – это подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Профессиональное самоопределение, рассматривается как система воспитательных, социально – психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда [3]. Для преподавания этого раздела предлагается использовать электронный образовательный курс «Профессиональное самоопределение». Основой для его разработки служит авторская методика доцента СыктГУ Н.Н. Новиковой, реализуемая в рамках преподавания дисциплины «Проектирование электронных образовательных курсов» при обучении магистрантов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Пройдя обучение, магистрант М. П. Деришева создала электронный курс для использования в школе на уроках технологии по профессиональному самоопределению школьников.
Курс в электронной форме позволит решить задачи:
- обеспечения наглядности в преподавании курса;
- стимулирования творческой, познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- обеспечения непрерывности и полноты дидактического цикла процесса обучения;
- способствования организации ориентиров для самообразования;
- организации тренировочной учебной деятельности;
- воспитания навыков контроля, самоконтроля.
Электронный курс разработан для учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы, рассчитан на 34 учебных часа.
Методика данного электронного курса предполагает его использование, как на урочных занятиях, так и самостоятельно при выполнении домашнего задания.
Электронный курс создан на платформе Google Sites, предназначенный для создания сайтов.
Информационный материал в электронном курсе представлен разными способами:
– в виде видеоролика;
– в виде Google рисунка, Google схемы;
– в виде текстового материала;
- в виде Google презентации.
Дистанционный курс организован таким образом, чтобы можно было реализовать все основные цели обучения:
¾ изучить информационный материал;
¾ проверить, насколько результативно прошло усвоение материала;
¾ пообщаться с преподавателем и другими обучающимися;
¾ выполнить практические задания.
Структурно электронный образовательный курс включает целый ряд блоков:
Блок «О курсе» – настраивает и мотивирует учащихся на серьезную, продуктивную работу.
Сетевой курс состоит из 4 разделов, каждый раздел содержит несколько тем для изучения. Для проверки усвоения знаний по каждой теме предусмотрены интерактивные электронные тесты, предусматривающие разные типы заданий. Тесты созданы с помощью Google Формы, благодаря которым можно быстро провести контроль знаний и выставить оценку. Результаты тестов сохраняются и проверяются автоматически. Важным элементом курса является блок «Дополнительная литература» – информация, предусмотренная для самостоятельного углубленного изучения учащимися предложенного материала.
В курсе много практических заданий, составленных по определенным правилам, ориентированных на проверку того, как обучающийся может выполнять определенные операции и действия. Обеспечены различные виды действий: поиск информации, создание Google презентации, заполнение Google таблицы, Google документов, Google рисунков; а так же различные типы заданий: написание эссе-сочинения, прохождение online-тестов, выполнение интерактивных карточек-заданий, созданных с помощью LearningApps и т.д. Задания так же предусматривают различные формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные. Учитель к каждому заданию может дать комментарии к выполненной работе. Ученик имеет возможность выполнить работу над ошибками.
Электронная ведомость – наглядно отражает успеваемость учащихся и степень выполнения практических заданий.
Электронным образовательным курсом могут воспользоваться учащиеся, осваивающие программы, как в очной форме обучения, так и формах индивидуального образования.
Курс размещен в сети интернет и доступен в любое время всем участникам образовательного процесса. Для успешной работы на уроке школьнику необходим персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, умение работать в браузере GoogleChrome, динамики, рабочая тетрадь.
Курс находится в процессе разработки. Предполагается подбор online-программ, отражающих деятельность той или иной профессии, прохождение виртуального online-собеседования с работодателем , составление online-резюме и его размещение в сети Интернет.
Достоинствами электронного образовательного курса являются тематический принцип изложения материала, четкая структура, доступность, богатый иллюстративный материал, разнообразие и интерактивность предлагаемых заданий и видов деятельности учащихся на уроке. Все это способствует формированию у школьников метапредметных умений, системы прочных знаний, навыков и умений и обеспечивает наиболее эффективное их развитие [4].
Интеграция электронного и традиционного обучения является условием перехода на новую парадигму обучения, создания мобильного образовательного пространства для обучения людей в течение всей жизни и формирования личности новой генерации с планетарным мышлением и готовностью к дистанционному профессиональному взаимодействию.
Так внедрение ЭОР в школьный учебный процесс, а именно использование электронного образовательного курса при изучении курса «Профессиональное самоопределение», будет способствовать не только повышению мотивации к изучению курса, развитию информационной грамотности, но и подготовит школьников к жизни в информационном обществе, где практически все услуги будут электронными, а профессиональная деятельность будет невозможна без Интернета, сетевых социальных и профессиональных сообществ.