Полный текст статьи
Печать

На современном этапе развития образования остро стоит проблема интеграции усилий общего и дополнительного образования для реализации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с новым федеральным образовательным стандартом.

Образовательный стандарт нового поколения (в п.9 ч.II ФГОС) устанавливает следующие требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

-            готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

-            сформированность мотивации к обучению и познанию;

-            ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

-            сформированность основ гражданской идентичности.

Интеграция усилий школы и системы дополнительного образования позволяет учащимся в большей степени достичь результатов, предусмотренных ФГОС.

Центр развития творчества детей и юношества «Лабиринт» города Кирова (ранее - Центр детского творчества с изучением прикладной экономики города Кирова) уже много лет сотрудничает со школами, реализуя дополнительные общеразвивающие образовательные программы. С 2012 года педагогический коллектив активно работает над модернизацией имеющихся и созданием новых дополнительных общеразвивающих образовательных программ, направленных на достижение учащимися результатов в соответствии с требованиями ФГОС по реализации внеурочной деятельности.

Педагогами Центра разработан и реализуется комплект модульных дополнительных общеразвивающих образовательных программ для учащихся начальной школы, направленных на:

- воспитание культуры общения и самоорганизации досуга детей;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие двигательной активности;

- развитие творческих способностей и освоение основ различных видов искусства, декоративно-прикладного творчества, основ дизайна и конструирования.

Остановимся подробнее на программах технологического профиля. Это дополнительные общеразвивающие образовательные программы «Волшебный сундучок», «Юный конструктор», «Волшебная кисточка», «Игрушки из бумаги», «Мягкая игрушка», «Бисероплетение», «Изостудия», «Лепка и роспись», «Дизайн и творчество».

Все данные программы разработаны для школьников 1-4-х классов, являются интегрированными и существенно расширяют знания и умения, формируемые у младших школьников в процессе обучения технологии в основной школе, создавая хорошую базу для успешного обучения ребят в среднем звене.

Так, например, дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор» (педагог И.А. Нелюбина) знакомит школьников с основами художественного творчества (композиция, цветоведение), основами конструирования и макетирования из бумаги, картона и других материалов, азами коллажирования. Ребята учатся делать развертки, конструируют на их основе несложные фигуры, создают объемные мобильные объекты (подарочная упаковка, мобили), в том числе и простейшие объемные архитектурные композиции.

Дополнительная программа «Лепка и роспись» (педагог Е.К. Тран) направлена на развитие творческих способностей детей посредством освоения традиционного вятского промысла – дымковской игрушки, а также освоения технологии изготовления оригинальных изделий из глины и соленого теста. В процессе занятий ребята осваивают приемы как лепки, так и росписи игрушек.

Программа «Волшебный сундучок» (педагоги А.Н. Салангина, Е.К. Тран) предусматривает работу школьников с природным материалом, бумагой и картоном, нитками, тканью, бросовым материалом. В процессе обучения ребята осваивают разные техники прикладного искусства, предусмотрено смешение техник. Каждое изделие, выполняемое школьниками, разработано в соответствии с праздниками или приурочено к определенной дате (например, международный день птиц).

Дополнительная общеразвивающая программа «Дизайн и творчество» (педагог А.Н. Салангина) знакомит учащихся с понятием «текстильный дизайн» через изготовление ими изделий в различных техниках декоративно-прикладного творчества, основным материалом в которых выступает текстиль. В процессе творческой деятельности учащиеся знакомятся с многообразием способов применения текстильных материалов для изготовления изделий, которые могут сдать украшением интерьера и одежды, подарком, аксессуаром и т.д.

Реализация данных и других дополнительных общеразвивающих образовательных программ осуществляется через активное сотрудничество коллектива ЦРТДЮ с классными руководителями и администрацией школ города.

Взаимодействие с общеобразовательными школами выстраивается следующим образом. Перед началом учебного года классный руководитель, дети и родители выбирают из предложенного Центром перечня две дополнительные образовательные программы, которые ребята будут осваивать (на базе ЦРТДЮ) в течение учебного года. Учебный класс делится на 2 группы по 12-15 человек, которые занимаются параллельно по двум разным программам. Через полгода группы учащихся меняются. Таким образом, каждый учащийся за учебный год осваивает две программы по 72 учебных часа, или 4 программы по 36 часов, занимаясь в Центре один раз в неделю по 2 учебных часа с перерывом 10 минут между занятиями.

Предлагая классам для реализации образовательные программы, мы стараемся скомпоновать их таким образом, чтобы программа технологической направленности реализовывалась в паре с программой социально-педагогической или физкультурно-спортивной направленности. Это позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его разносторонним и создать более комфортную для ребенка здоровьесберегающую образовательную среду.

Практика показала, что учащиеся с удовольствием посещают занятия в ЦРТДЮ «Лабиринт». Попав в развивающую среду дополнительного образования, ребята раскрывают себя с новой стороны, пробуют себя в разнообразных видах деятельности. Кроме того, они знакомятся со всем спектром деятельности Центра и в дальнейшем приходят на занятия в детские объединения и студии.

Совместная деятельность по реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС организована в ЦРТДЮ «Лабиринт» для учащихся близлежащих школ микрорайона: №№10, 14, 22, 24, 28, 48, Вятской православной гимназии.

В ходе реализации дополнительных общеразвивающих программ педагоги Центра активно используют современные информационно-коммуникационные средства: интерактивную доску, мультимедийные технологии, возможности сети интернет, специализированные программные средства и др. Благодаря этому расширяются возможности для личностного самоопределения и развития учащихся, возрастает их мотивация к обучению и творчеству.

Считаем, что подобное взаимодействие основного и дополнительного образования способствует повышению эффективности реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Возможности организаций дополнительного образования (кадровые и материальные ресурсы, апробированные дополнительные общеразвивающие образовательные программы) позволяют существенно расширить рамки школьной программы. Разнонаправленность реализуемых организациями дополнительного образования программ позволяет создать развивающую среду вне стен основного учреждения, способствуя личностному развитию каждого ребенка.