Полный текст статьи
Печать

В рамках диссертационного исследования «Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе художественно-технологической деятельности» в течение нескольких месяцев (с  января 2014 по  апрель 2015) изучалось мнение учителей школ Кировской области относительно возможности формирования ценностных ориентаций  в  школе. В качестве предметных областей, при освоении которых возможно формирование ценностных ориентаций школьников, рассматриваются предметные области «Технология» и «Изобразительное искусство». Авторы хотят обратить внимание общественности на широкие, порой нереализуемые в полном объеме возможности данных образовательных областей для духовно-нравственного развития школьников.

Данный вопрос актуален для современной школы и общества в целом, что подчеркивал президент Российской Федерации  В.В.Путин в своих посланиях  к Федеральному собранию. Кроме того, не так давно был восполнен пробел, существовавший со времен распада Советского Союза – был сформулирован национальный воспитательный идеал. Государство описало идеальный образ школьника, имеющий приоритетное значение для общества в конкретную историческую эпоху. Для современной эпохи, имеющей как и все предшествующие свои сложности, главным, на что нужно делать упор стало духовно-нравственное возрождение, развитие школьников - «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.», - так начинается одна из глав концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России. «Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства…» [1, с.5].                                       Социальный заказ, который поставило государство перед школой, определен, и, как выяснилось, важен для современного общества, поэтому следующим шагом стало выяснение мнения  прямых исполнителей этого заказа - учителей. Авторам было важно узнать,  возможно ли использовать потенциал таких областей как изобразительное искусство и технология для формирования ценностных ориентаций школьников.

В анкетировании приняли участие 120 учителей гуманитарных дисциплин школ Кировской области. На данном этапе нам было интересно  знать мнение учителей по ряду приведенных ниже вопросов, для того, чтобы подтвердить или опровергнуть заявленную гипотезу.                                          
Теперь обратимся к деталям нашего опроса. Представленная ниже анкета состояла из восьми вопросов, первый из них был вводным, в ответе на него нужно было назвать преподаваемые предметы и стаж работы. Группы анкетируемых состояли из гуманитариев, но разброс дисциплин был большой, так, в опросе участвовали учителя изобразительного искусства, технологии, музыки, мировой художественной культуры, истории искусства, педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы. Педагогический стаж работы был так же различным, начиная с года и до 42 лет работы по специальности.  

Второй и третий  вопросы имели прямое отношение к нашему диссертационному исследованию, участникам предлагалось пояснить, «какой смысл вкладывается в понятие «ценность» и «ценностные ориентации», в ответе на четвертый вопрос эти понятия  предлагалось соотнести. Как мы видим из диаграмм, большинство анкетируемых определило иерархию понятий «ценность» и «ценностные ориентации», отметив, что первое по своему охвату шире. Однако в ответах на второй и третий вопросы не все опрошенные смогли дать пояснение понятиям, но большинство представило содержательные варианты ответов. Так, при ответе на второй вопрос: «Какой смысл вкладывается по Вашему мнению в понятие ценность?» учителя поясняли:  «…это то, что человеку дороже всего», «…то, что дорого, то, что важно», «…значимое для личности, общества (духовность, нравственность)», «Самое главное, то к чему стремишься - совершенство», «…что-то необходимое, без чего человеку трудно оставаться человеком», «стержень человеческой души». Ответы на третий вопрос были  так же емкими: «это направление, верный ориентир на пути к постижению ценностей», «пути достижения того, что важно», «это то, к чему мы должны стремиться», «это то, на что опираешься при стремлении к совершенству», «это «нацеливание» на достижение ценностей», «направленность личности на пути к ценностям».

В ответах на пятый, более конкретный вопрос, касающийся учебных предметов, на которых возможно формирование ценностных ориентаций, учителя предложили большой охват различных областей, в том числе и негуманитарных. В диаграмме показано, сколько раз встречался конкретный упомянутый предмет в ответах учителей, так как определенного списка предметов предложено не было, и испытуемый был волен  написать любое количество предполагаемых предметов. Так же из диаграммы следует, что ведущие позиции, по мнению учителей, для формирования ценностных ориентаций  в  современной школе  занимают предметные области «Изобразительное искусство», «История», «Литература», «Технология».

В рамках задач проводимого исследования  изучается возможность использования региональных особенностей, промыслов и ремесел для формирования ценностных ориентаций школьников, поэтому вопрос под номером шесть так же имел практическую направленность, создавая возможность участникам для рассуждения. При ответе на вопрос: «Выделите промыслы Вятского края, знакомство с которыми Вы бы включили  в свою авторскую программу, почему?» анкетируемые выделили одиннадцать промыслов, наиболее часто в ответах испытуемых упоминались следующие: дымковская игрушка – ее назвал каждый участник анкетирования, вятская матрешка – была названа 112 раз, среди наиболее редких ответов были: вятская гармошка, традиционный вятский костюм. Большинство учителей отметили, что все вятские промыслы изучать нужно, поскольку они  культивируют бережное отношение к природе, отражение ее красоты в изделиях, многие отметили роль самого мастера в создании изделия в отличие от поточной продукции, некоторые назвали конкретные темы, с которыми можно связать изучение вятских промыслов «... матрешка - раскроет тему материнства, дымковская игрушка – роль творца на каждом этапе ее создания…, «…дымковскую игрушку важно изучать как самый известный вятский промысел».

Последние два вопроса должны, по замыслу автора, показать какая значимость придается предметным областям «Технология» и «Изобразительное искусство» при формировании ценностных ориентаций в современном образовательном процессе. Когда речь зашла о значимости предметных областей, то учителя оказались более единодушными, отметив в большинстве своем, что образовательные области и их возможности не оценены по достоинству. Были и те, кто выразил собственное мнение по данным вопросам: «предмет, несомненно, важный, но в его преподавании общеобразовательные школы ущербны», «для нас важнее сдать ЕГЭ, чем на протяжении  всего обучения воспитывать прекрасное в душах детей», «про искусство просто  забыли» - вот несколько ответов на седьмой вопрос о значимость изобразительного искусства при формировании ценностных ориентаций. Эмоциональными были и ответы на восьмой вопрос о значимости технологии в современном образовательном процессе школы по формированию ценностных ориентаций: «значимость предмета занижается, сходит на «нет», «незначимый, ненужный предмет для современной школы», «это важнейший жизненный учебный предмет незаслуженно забытый!», «очень жаль, что многие важные предметы остались «за спинами» тех предметов, по которым сдают ЕГЭ. У предмета технология огромный спектр образовательных возможностей, он так важен для жизни!».

Проведенное анкетирование обозначило следующую проблему: «Почему не смотря на наличие потенциала образовательных возможностей предметных областей «Изобразительное искусство» и «Технология» для формирования ценностных ориентаций школьников эти образовательные возможности не используются в полной мере?» 

Вопросы

Ответы

1.Какие предметы в школе  Вы преподаете? Ваш стаж педагогической работы.

 

Изобразительное искусство

Музыка

История искусства

Технология

Педагоги дополнительного образования

Учителя начальной школы

2. Какой смысл, по Вашему мнению, вкладывается в понятие «ценность»                           

-«это то, что человеку дороже всего»

-«то, что дорого, то, что важно»

- «значимое для личности, общества (духовность, нравственность)

-«Самое главное, то к чему стремишься - совершенство»

-«что-то необходимое, без чего человеку трудно оставаться человеком»

-«стержень человеческой души»

3.Какой смысл, по Вашему мнению, вкладывается в понятие «ценностные ориентации»  

 

-«это направление, верный ориентир на пути к постижению ценностей»

-«пути достижения того, что важно»

-«это то, к чему мы должны стремиться»

-«это то, на что опираешься при стремлении к совершенству»

- «это «нацеливание» на достижение ценностей»

-«направленность личности на пути к ценностям»

 

4.Какое из понятий, по Вашему мнению, шире «ценность» или «ценностные ориентации». Какое из них считаете определеннее?

 

 

5. Как Вы считаете, на основе каких предметов наиболее возможно формирование ценностных ориентаций школьников?

 

6. Выделите промыслы Вятского края, знакомство с которыми Вы бы включили  в свою авторскую программу, почему?

 

7. Какая значимость, по Вашему мнению, придается предметной области «изобразительное искусство» в современном образовательном процессе школы по формированию ценностных ориентаций

А. Один из главных предметов

Б. Достойный, равно значимый предмет

В. Образовательная область не оценена по достоинству

Г. ИНОЕ

 

Далее приведем ответы, относящиеся к варианту «Г» (иное)

-«предмет  несомненно важный, но в его преподавании общеобразовательные школы ущербны»

- «для нас важнее сдать ЕГЭ, чем на протяжении  всего обучения воспитывать прекрасное в душах детей»

-«про искусство просто  забыли»

8.Какая значимость, по Вашему мнению, придается предметной области «технология» в современном образовательном процессе школы по формированию ценностных ориентаций

 

А. Один из главных предметов

Б. Достойный, равно значимый предмет

В. Образовательная область не оценена по достоинству

Г. ИНОЕ

 

Далее приведем ответы, относящиеся к варианту «Г» (иное)

- «значимость предмета занижается, сходит на «нет»

-«незначимый, ненужный предмет для современной школы»

-«Это важнейший жизненный учебный предмет незаслуженно забытый!»

- «Очень жаль, что многие важные предметы остались «за спинами» тех предметов, по которым сдают ЕГЭ. У предмета технология огромный спектр образовательных возможностей, он так важен для жизни!»