В современных условиях реформирования всех ступеней образования особую значимость приобретают проблемы, связанные с подготовкой будущих педагогов, обладающих новыми профессиональными компетенциями, отвечающими вызовам XXI века. В профессиональном стандарте педагога, принятом в нашей стране в 2013 году, говорится, что учитель наряду с другими должен обладать умениями организовывать различные виды внеурочной деятельности, в том числе художественно-продуктивную.
В Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике продуктивная деятельность определяется как «деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами» [1]. Там же говорится, что основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Смеем предположить, что художественно-продуктивная деятельность - это деятельность по созданию продукта, имеющего определенную художественную ценность.
Для того, чтобы уметь организовывать как художественно-продуктивную, так и другие виды творческой деятельности, учитель сам должен обладать творческими способностями. Развитию творческого потенциала будущего учителя во многом способствуют инновационные педагогические технологии.
Одной из таких технологий является артпедагогика, которая может преподаваться как отдельная самостоятельная дисциплина на педагогических направлениях подготовки бакалавров и магистров в вузах. Об артпедагогике как одном из видов педагогической деятельности заговорили не так давно, впервые данный термин был введен в отечественную науку в 1998 году [2].
Сегодня под артпедагогикой мы понимаем формы, методы и средства искусства, позволяющие в процессе обучения создавать условия для развития личности, выражения внутреннего мира, развития творческих способностей. Предметом деятельности артпедагогики является использование в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности [3].
Само слово «артпедагогика» составлено из двух частей, одна из которых «art» в переводе с английского означает искусство, мастерство, ремёсла, художество. То есть буквально артпедагогика – это обучение, воспитание и развитие средствами искусства. Однако, по мнению многих ученых [4-6], это нечто большее, превосходящее по значению и сущности обе части слова. Е.А. Таранова пишет: «Соединяя в себе эти два термина-элемента, артпедагогика выступает как целостность, новая сущность, которая не сводится к совокупности ее составляющих, а становится «более чем эта сумма» [6].
Артпедагогика уходит своими корнями в далекое прошлое. Великие мыслители Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон определяли искусство как источник становления гармонии и порядка не только во всей вселенной, но и в человеческой душе. В разное время о педагогических возможностях искусства писали в своих работах Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, и др. Сегодня артпедагогика, являясь синтезом педагогики, психологии, психотерапии, искусствознания и, в целом, всего огромного спектра человекознания, может дать эффективный инструментарий для самостоятельного раскрытия творческого потенциала всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей в процессе создания продукта, имеющего эстетическую определенную ценность. Сегодня выделяются такие направления артпедагогики как: изотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, куклотерапия, драматерапия, паркотерапия, музыкотерапия, фототерапия и др.
Мы считаем, что освоение будущими учителями некоторых доступных психотерапевтических приемов и форм работы позволило бы им в своей профессиональной деятельности целенаправленно, осознанно, систематически заботиться о психологическом состоянии школьников средствами искусства. Как отмечает Е.Д. Лебедева, специальных медицинских знаний для этого не требуется [7]. Арттерапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы учителя без увеличения его временной нагрузки. К тому же некоторые специалисты не считают данное направление чисто психотерапевтическим, а признают его особой разновидностью творческой деятельности со значительным «лечебным» эффектом.
В связи с этим предлагаем ввести в учебные планы подготовки будущих учителей технологии, учителей начальных классов, социальных педагогов, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования дисциплину «Артпедагогика», основной целью изучения которой будет вооружение будущих педагогов арттерапевтическими технологиями для работы с различными категориями детей, в том числе и с детьми с особыми образовательными потребностями. Получая практический опыт организации художественно-продуктивной деятельности школьников, и в то же время будучи вовлеченными в творческую деятельность по созданию готовых изделий, имеющих эстетическую ценность, студенты имеют возможность освоить артпедагогику и как учебную дисциплину, и как искусство.
Полагаем, что включение в содержание подготовки будущих педагогов дисциплины «Артпедагогика» оказало бы положительное воздействие на процесс формирования у них таких важнейших на сегодняшний день компетенций как:
- работа с одаренными учащимися;
- работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Таким образом, артпедагогика как новое направление педагогической деятельности, являясь мощным средством развития как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы человека, имеет хорошие перспективы для своего развития и требует к себе особого внимания.