Полный текст статьи
Печать

В основу Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положена следующая идея: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда». [1]

Идея, на самом деле, очень актуальная в условиях современного мира, так как жизнь меняется стремительно, меняются и требования, предъявляемые к молодёжи. Если хорошее образование нужно было всегда, то теперь молодому человеку необходимо быть целеустремлённым, творческим, коммуникабельным, уметь ориентироваться в большом потоке информации и извлекать нужную, быстро переучиваться, решать профессиональные и жизненные задачи.

А школа должна дать не только знания, но и помочь раскрыть личность ребенка, его способности, сформировать необходимые качества. Здесь одинаково важны знания, умения и навыки, формируемые в традиционной школе, но не менее важно развитие личностных и метапредметных результатов образования. Поэтому актуальными становятся универсальные учебные действия, которые вводятся ФГОС.

Педагоги, работающие в современной школе, подготовлены к переходу на ФГОС. Это и ознакомление с текстом Стандарта, и посещение курсов повышения квалификации, и самообразование. Теоретических знаний может быть достаточно на момент начала работы по ФГОС, но как это будет реализовано на практике? Такой вопрос встал и передо мной, как перед учителем, который должен начать работу в 5 классе по новому Стандарту. Как сохранить все те результаты, что уже были наработаны учителями начальной школы, закрепить и развить их на своих уроках? Какими должны быть пути формирования УУД на уроках русского языка и литературы? Как построить урок таким образом, чтобы были реализованы системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы?

Основной формой организации учебного процесса был и остаётся урок. А современный урок – это проблемно-диалогический. Обучающийся не получает знания в готовом виде, с полным объяснением материала, а должен быть введён в ситуацию «незнания», «затруднения» и желания в сотрудничестве найти путь решения проблемы. Поэтому тщательно продумываю все этапы урока и деятельность свою и обучающихся на каждом из этапов.

Во-первых, что ученик должен узнать на уроке и через какое пробное учебное действие создать проблемную ситуацию. В ходе воспроизведения ранее изученного и установления преемственных связей прежних и новых знаний использую один из способов введения в проблемную ситуацию: «с затруднением» или «с удивлением». Оба способа (в своей практике чаще прибегаю к первому способу) в конечном итоге показывают обучающимся, что имеющихся знаний недостаточно, выполнить задание без новых знаний невозможно, нужно сформулировать проблему урока в виде темы и цели урока.

Во-вторых, спланировать в основной части урока такие формы и методы обучения, которые помогут обучающимся самостоятельно приблизиться к решению проблемы. На уроках русского языка это может быть наблюдение над языковым материалом, анализ и синтез языковых явлений, эвристический метод, а формы работы – парная, групповая. Такие формы работы предполагают развитие коммуникативных навыков.

На уроках русского языка на основе анализа слов, увидев закономерность написания орфограммы, обучающиеся могут сами сформулировать правило и проверить себя по учебнику. В ходе диалога, отвечая на вытекающие один из другого вопросы, обучающиеся приходят к правильному выводу, который и станет решением возникшей проблемы. Использование на уроке опорных сигналов (схем, таблиц), которые являются результатом совместной работы на уроке и возникают по ходу решения проблемы, также дают положительный результат для закрепления знаний и решения выдвинутой проблемы. На уроках литературы при работе с текстом использую задания, которые направлены на формирование УУД: составить план текста, пересказ от лица героя, оценка действий героя произведения, разгадывание кроссворда, устное рисование портрета героя и др.

В-третьих, продумываю результат работы на уроке, выход из проблемы.

В-четвёртых, выбираю задания для применения знаний, которые носят проблемный характер, заставляют обучающихся искать ответы на вопросы. Задания могут быть дифференцированными. Самостоятельная работа обучающихся проводится под руководством учителя, на неё отводится половина времени урока. Обязательными элементами урока является взаимопроверка и взаимоконтроль.

В-пятых, планирование и использование различных приёмов рефлексии.

По – новому готовиться к уроку, проводить его, оценивать достижения обучающихся – это то, чему сразу не научишься, переходя от традиционного обучения к новому стандарту. Поэтому считаю одной из своих задач на данном этапе – постоянное повышение профессионального уровня, самообразование.

Если говорить о первых результатах работы по ФГОС на уроках русского языка и литературы, то хочется отметить, что обучающиеся стали активнее, увереннее, не боятся сделать ошибки, потому что знают: им помогут их исправить, найти путь выхода из сложной ситуации, направят к правильному решению. И такими проводниками являются как учитель, так и обучающиеся.