Полный текст статьи
Печать

В младшем школьном возрасте проблема профилактики конфликтов оcобенно актуальна. В этот период дети учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания. Поэтому очень важно обучать их умениям конcтруктивно разрешать  возникающие конфликты.

По мнению Б. И. Хасана, «конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [5, с. 103].

Профилактика – это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [4].

Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые приводят к деструктивному развитию противоречий между ними [1, c. 96 ].

В своей  деятельности, социальный педагог и педагог-психолог могут  использовать следующие методы: ролевые  игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арт-терапевтические  упражнения (групповой рисунок, рисунок  чувств), игры-испытания, релаксационные упражнения, приемы сказкотерапии.

Прием сказкотерапии – это одно из направлений арт-терапии. Посредством сказкотерапии можно разрешать эмоционально-личностные и поведенческие проблемы ребёнка. Сказкотерапия означает «лечение сказкой». По мнению Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой, когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими. Вовремя рассказанная сказка для ребёнка значит столько же, сколько психологическая консультация взрослого. Отличие только в том, что от ребёнка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идёт на внутреннем, подсознательном уровне [2, с.79]. Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [3, с.78]. 

В работе со сказкой могут использоваться следующие приёмы:

рисование, лепка по мотивам сказки. Можно инсценировать сказку, это даёт каждому участнику прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть их, помогает осознать собственный эмоциональный мир.

Работа с куклами помогает ребёнку корректировать свои достижения и делать поведение куклы максимально выразительным, формировать и проявлять через неё свои эмоции.

Рассказывание сказки. В процессе рассказывания и анализа сказки ребёнок при поддержке взрослого формирует своё отношение к той или иной проблеме, ситуации, герою. Развивается как когнитивный компонент отношений ребёнка (через познание себя и других), так и эмоциональный (с помощью сопереживания героям сказки).

Переписывание сказки. Переписывая или дописывая сказку, ребёнок выбирает наиболее соответствующую концовку сказки. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения, тревоги, страха. В этом –  психокоррекционный смысл переписывания сказок. Можно предложить придумать  как можно больше различных вариантов поведения, возможных в сказочной ситуации, а также придумать продолжение к сказке в зависимости от выбранного поведения. С помощью данного приёма дается возможность агрессивному ребёнку увидеть различные варианты поведения, а также проследить последствия того или иного выбранного поведения.

Сочинение сказок. Примерная схема, используемая при сочинении сказок: выбор главного героя (желательно дать ему имя), создание места, в котором приятно находиться герою, выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они существуют), описание любимых и нелюбимых занятий главного героя, рассказ о главной мечте (желании) героя, рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. (Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?) Завершение сказки. (Осуществилась ли мечта героя?).

Метод сказкотерапии позволяет решать ряд психологических проблем, возникающих у детей младшего школьного возраста. Помогает преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами, помогает ребёнку обрести уверенность в себе, излечить детские страхи, приобрести социальные навыки, отображает конфликт ребёнка и дает возможность размышлять над ним.