Полный текст статьи
Печать

Современное общество выдвигает конкретные требования к субъектам образовательного процесса, одно из которых – «идти в ногу со временем», что обусловлено сменой парадигмы образования. Анализ ряда работ показывает, что часть педагогов сферы высшего образования не адаптировалась к новой системе образования, поэтому не может быть успешной в педагогической деятельности. Под успешной педагогической деятельностью мы подразумеваем подготовку студентов вуза, конкурентноспособных на рынке труда, что ставит следующую задачу перед педагогом: быть самому конкурентноспособным. В этом контексте важным моментом является понимание того, что педагог высшей школы – это не просто транслятор знаний, а тот, кто сможет организовать студента как можно быстрее и эффективнее ориентироваться в проблемных ситуациях, «прикладывать» свои знания и умения на практике. Ещё Пифагор говорил о том, что задача педагога не в передаче знаний и навыков, а в передаче вдохновения для уже последующего саморазвития и самообразования человека [1].

Возникает потребность в свете новых требований к профессионализации педагога высшей школы в необходимости развития нового профессионального самосознания, которое является одним из главных регуляторов поведения и деятельности профессионала.

В.С. Мухина под самосознанием, как основой профессионального самосознания, понимает «ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые определяют индивидуальное бытие личности. Эта система организуется в структуру самосознания, представляющую собой единство развивающихся по определенным закономерностям звеньев» [2].

С точки зрения Г.И. Симоновой системообразующим и регулирующим фактором профессионального роста и развития человека является его самосознание, которое выступает как результат самопознания и самоотношения, как устойчивый комплекс представлений и суждений индивида о самом себе, своих способностях и возможностях [3, С. 244].

По мере развития профессионального самосознания происходит осознание личностью качеств, которые востребованы в избранной области, а также происходит создание образа себя как профессионала.

Чаще всего в отечественной литературе профессиональное самосознание рассматривается как часть общего самосознания личности, чего мы будем придерживаться. В рамках данного подхода профессиональное самосознание характеризуется со стороны содержания осознаваемых личностью сторон своего профессионального Я, в состав которого наряду с личностными характеристиками включаются и индивидные характеристики (физиологические особенности, физические свойства), а также «динамическое Я», в частности, особенности умственного и физического развития личности [4].

Профессиональное самосознание носит социальный характер. Человек должен понимать свое социальное положение, а также правила и нормы, устанавливаемые социумом, в котором он находится, что будет влиять на становление профессионального самосознания.

В нашем узком смысле социальная среда – среда высшего учебного заведения, а нормы и правила устанавливает система образования.

А.К. Маркова в профессиональное самосознание включает:

– осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;

– осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;

– учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

– самооценивание человеком своих отдельных сторон: понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя;

– положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к формированию позитивной «Я-концепции» [5].

Развитие профессионального самосознания педагога является многоаспектным явлением, так как педагог высшей школы сочетает в себе несколько социальных ролей. Он является и преподавателем, и организатором, и творцом. В первую очередь развитие будет происходить через внешнее взаимодействие: через формы организации процесса обучения и непосредственно социальную среду, в которой находится педагог, а дополнять это развитие будут личностные особенности, творческая деятельность. Важно то, что развитие профессионального самосознания педагога высшей школы не может остановиться, так как процесс педагогической работы – процесс непрерывных изменений, под которые постоянно необходимо подстраиваться.

Становление профессионального самосознания происходит в пространстве совместного бытия с обучающимся, в рамках которого осуществляется общение и совместная деятельность, что позволяет педагогу подвергнуть рефлексивному анализу совместную деятельность и сформировать новое практическое содержание своей профессиональной деятельности, новое отношение к ней, самому себе в ней.

Таким образом, необходимо понимать, что профессиональное самосознание обязательно для профессионализации личности. Педагог, развивая профессиональное самосознание, в современном обществе сможет быть конкурентноспособным.