Полный текст статьи
Печать

Современному обществу нужны конкурентоспособные, мобильные, креативные специалисты, которые должны осознать необходимость собственного професcиoнального и личнoстнoго рaзвития. Отсюда следует, что самообразoвание – это целенаправленная познавательная деятельность, где личность управляется сама собой в приобретении систематических знаний в разных областях науки. В педагогическом словаре мы находим, что на оснoве самообразoвания лежит интерeс занимающeгося в органическом сочетании с самоcтоятельным изучeнием материaла [2].

Проблемы самообразования рассматриваются в контексте непрерывного образования, которое дает возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.  

В исследованиях В.И.Андреева, О.Н.Козловой, П.Н.Осипова рассмотрены философские и методологические аспекты самообразования в   связи с самовоспитанием и саморазвитием. Самообразование, с философской точки зрения, является процессом познания, результатом которого выступают новые знания.

В педагогике и психологии проблемой самообразования занимались такие ученые как А.К.Громцева, М.А.Данилов, Г.С.Закиров, Л.С.Колесник, Б.Ф.Райский, М.Н.Скаткин и др.  В их работах мы находим результаты исследования сущности процесса самообразования, условия и средства развития саморазвивающейся личности, пути и средства управления и самоуправления самообразовательной деятельностью и др. 

Отдельные стороны самообразования студентов высших педагогических учебных заведений изучены Ф.Н.Гоноболиным, С.Б.Елкановым, И.Л.Наумченко, В.А.Сластениным и др. [3].

По нашему мнению, качество подготовки к профессионально-педагогическoй деятельности  во многом зависит от уровня самообразования самих студентов. Уровень самообразования студентов зависит от    систематического и непрерывного совершенствования теоретических знаний и профессиональной  компетентности.

Как считает Данилов Д.А., правильно поставленное самообразование студентов  высших профессиональных учебных заведений имеет важное значение в решении образовательных и воспитательных задач: расширяет их кругозор, обогащает знаниями, стимулирует волю, целеустремленность, способствует развитию познавательных интересов, творческого потенциала и совершенствованию профессионального развития [1].

Для роста уровня самообразования создаются условия, способствующие развивать умения самостоятельно углублять и совершенствовать полученные познания, расширять круг научных интересов исследовательских проблем, применять их на практике. Так, например, в педагогическом институте СВФУ им. М.К Аммосова функционируют научные кружки, где студенты  получают возможность свободно проявлять и развивать свою индивидуальность, интеллектуальное самообогащение, профессиональные компетенции. Также создание эвристических ситуаций на лекционных занятиях, инициирующих познавательную самостоятельность студентов,   применение  проблемных методов обучения и методов самоконтроля, интерактивных и традиционных активных способов обучения, при освоении способами самостоятельной познавательной дeятельности.

Целью профессионально-педагогического самообразования является  личностное самосoвершенствование, что позволяет достичь высокого общекультурного уровня, профессиональной компетентности, личностного самоопределения, развивать возможности и способности, творческого потенциала, способности к диалогу, рефлексии, как важнейшей личностной характеристики. 

Формами самообразования студентов становятся научно-методические семинары, круглые столы, встречи, прохождение практик в образовательных учреждениях, центрах, изучение и обсуждение специальной педагогической и психологической литературы, подготовка и участие в научно-практических конференциях и др.

Таким образом, самообразование студентов является одной из результативных форм подготовки к профессионально-педагогической деятельности, в ходе которой формируется «саморазвивающийся» специалист.