Полный текст статьи
Печать

Динамизм современных экономических и демократических преобразований в обществе вызывает к жизни потребность в педагогах, умеющих анализировать меняющиеся социальные тенденции, активно включаться в процессы общественного развития.

Специалисту системы образования необходимо быть высокообразованным и готовым к осуществлению разнообразных видов деятельности. Современная педагогическая практика сложна, многогранна и определяет запрос на подготовку педагога в определенных и конкретных направлениях профессиональной деятельности. Такой специализацией на сегодняшний день является социально-педагогическая деятельность с семьей школьника.

Семья – важнейший социальный феномен, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Современные семьи существуют в условиях формирования нового типа социально-экономических отношений. Происходит становление иной политической системы и интенсивная социальная переструктуризация российского общества. Все это обусловливает эволюцию массового сознания людей, меняются их убеждения, идеалы, стереотипы поведения.

Российское общество сегодня отчетливо осознало опасность, связанную с ослаблением педагогического потенциала семьи и социальной микросреды. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания и определяет приоритетные цели, задачи, решение которых требует построения адекватной системы социально-педагогического сопровождения семьи и ребенка в образовательном процессе.

Положение детей в России в начале XXI века вызывает тревогу. В Российской Федерации сорок два миллиона детей, что составляет 28,5% всего населения. Социальная депривация, то есть недостаточность, ограниченность или отсутствие тех или иных условий, материальных ресурсов для выживания и развития ребенка, сложившаяся система образования, воспитательные возможности родителей, состояние здравоохранения характеризуют положение детей в России.

Растет число детей жертв насилия, подвергавшихся жестокому обращению со стороны родителей, воспитателей, ухудшается здоровье детей, их питание, отдых.Среди детского населения происходит снижение уровня нравственности, забываются духовные традиции, которые составляют основу идейного единства народа [2]. Согласно данным опроса Института социологии РАН, 55% молодых людей, то есть большинство, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. При этом молодежь устойчиво демонстрирует существенно меньший уровень осуждения аморальных и неэтичных поступков по сравнению со старшим поколением [4, с. 7]. Это детерминируется многими факторами: экологическим, экономическим, социальным, демографическим кризисом, которые в совокупности увеличивают число детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии. Во многих современных исследованиях (Е.Г. Бреева, М.И. Буянов,  И.Ф. Дементьева,          Г.М. Иващенко, Е.Ю. Клепцова, Н.Ю. Синягина, Л.М. Шипицына, В.М. Целуйко и др.) выявляется негативное воздействие кризисных семейных структур, определяется достаточно широкий спектр причин, приводящих детей к девиациям.

Роль и значимость семьи в жизни ребенка изучена и доказана демографами, социологами, философами, педагогами, психологами, медиками (В.Г. Алексеева,          Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.В. Дармодехин, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, К.Е. Игошев, С.В.Ковалев, Т.А. Куликова, Т.В. Лодкина, В.С. Мухина, Л.И. Маленкова, Г.М. Миньковский, Л.К. Пелипенко, М.М. Плоткин, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.). Отмечено, что педагогическое воздействие на ребенка оказывается при взаимодействии всех составляющих воспитательного потенциала семьи.

Российское государство признает детство важным этапом жизни человека. Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, развитие у детей общественно значимой активности, воспитание высоких нравственных качеств в настоящих условиях требуют от социума поддержки, заботы об их жизни, развитии, образовании и воспитании.

Важной формой оказания помощи детям и родителям может стать специально организованный процесс – социально-педагогическое сопровождение семьи и личности в вопросах воспитания, что требует от специалиста более высокого профессионализма, самоотдачи.

В настоящий момент процесс сопровождения семьи или личности осуществляется в основном психологами, медиками в рамках оказания помощи психически здоровым людям (А.А. Деркач, И.В. Дубровина, Х. Лийметс, В.С. Мухина, В.И. Слободчиков и др.). Вопросам социально-педагогического сопровождения семьи в воспитании подрастающего поколения не уделено в теории педагогики достаточного внимания.

Социально-педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит, как в превентивном процессе научения ребенка/взрослого самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта [Симонова 2000: 42].

Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». В самом общем значении сопровождение – это встреча людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отлично от процесса управления, который может быть осуществлен извне, без оказания непосредственной помощи, личного участия. На незнакомом, опасном участке жизненного пути человека или семьи сопровождение необходимо, а не просто желательно. Сопровождающая сторона является профессионально компетентной и может обеспечить удовлетворение потребностей и безопасность сопутствующих. Специалист сознательно берет на себя определенные обязательства и ответственность в вопросах сопровождения.

Психологи сопровождение рассматривают как системную интегративную технологию социально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа. Определяя содержательные характеристики сопровождения, исследователи отмечают, что оно «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна. Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода семьи и личности к самопомощи.

Социально-педагогическое сопровождение в нашем исследовании выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи семье в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации ребенка. В процессе социально-педагогического сопровождения семьи специалист определяет условия, выбирает направления деятельности и оказывает необходимую и достаточную (не избыточную) поддержку. Педагог мобилизует потенциальные ресурсы родителей, направленные на совершенствование воспитательного влияния.

Анализ социально-педагогической теории и практики позволяет увидеть, что на сегодняшний день сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и немедленную переделку», а поиск скрытых ресурсов жизнедеятельности семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе психолого-педагогических условий для полноценного развития личности ребенка [1, с. 160].

Сопровождение семьи в вопросах воспитания возможно и необходимо: содержание задает семья, находящаяся на той или иной стадии развития или попавшая в трудную жизненную ситуацию. Взаимодействие в процессе сопровождения предполагает общее объединение усилий, активность специалистов, родителей и всех членов семьи.

Основной целью социально-педагогического сопровождения семьи является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни посредством:

–восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

–возрождения отечественной культурно-исторической и религиозных традиций;

–творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;

–формирования системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

В связи с этим актуальной становится проблема профессиональной готовности специалистов, в том числе педагогов, к сопровождению различных моделей семей современных школьников в вопросах воспитания.

Понятие «готовность» анализировалась в исследованиях, посвященных вопросам общей психологической готовности человека к труду (В.В. Сериков, А.А. Смирнов), рассматривающих процесс формирования готовности личности к отдельным видам деятельности (П.К. Анохин, А.Э. Голубева, И.А. Крупнов, А.Р. Лурия), к профессиональной педагогической деятельности (С.А. Николаенко, В.А. Сластенин, Р.Г. Шакирова, А.И. Щербаков и др.). Анализ работ по проблеме готовности к профессиональным видам деятельности показывает, что исследователи данный феномен рассматривают как необходимое условие, как возможность и способность субъекта эффективно включаться в соответствующую деятельность. Кроме этого, в содержании готовности личности к деятельности выделены как деятельностная, так и психологическая составляющая. Поэтому рассмотрение готовности в исследованиях осуществляется в рамках функционального и личностного аспекта.

Функциональная готовность понимается как совокупность определенных знаний, необходимых для осуществления определенной деятельности, и сформированных на ее основе умений и навыков, способствующих успешному включению в данную деятельность. Личностная готовность рассматривается как сложное, устойчивое интегративное качество личности, в структуру которой входит ряд компонентов, таких как мотивационный, содержательный, операционный и др. Рассматривая системный характер профессиональной готовности, исследователи выделяют такие характеристики, как долговременная и ситуативная подсистемы. В.А. Сластенин выделяет ситуативную (временную) готовность, включающую мотивационно-ценностный и операционально-действенный компоненты [6, с. 127].

В современной литературе готовность к социально-педагогической деятельности рассматривается через профессиональную готовность специалиста. Так, исходя из понимания социально-педагогической деятельности как особого вида профессиональной деятельности, сущность которой заключается в деятельности субъекта по преобразованию социальной ситуации, процесса, явления в социуме соответственно педагогическим целям и задачам, В.Ш. Масленникова рассматривает профессиональную готовность социального педагога как систему интегративных личностных образований, находящихся в координированных и субкоординированных взаимодействиях и охватывающих информационные образы, диспозиционно-интенциональные характеристики определенного вида, а также психические черты и свойства специалиста, реализующиеся в социопедагогической деятельности [3].

Готовность педагога к профессиональной деятельности в образовательном учреждении как целостное личностное образование, соединяющее в себе ценностно-когнитивный, действенно-регулятивный, эмоциональный, технологический, оценочно-прогностический компоненты, реализуется на уровне стремления педагога к научному осмыслению действительности, способности к аксиологическому отношению к миру человеческих отношений, потребности к социально значимому действию.

Профессиональную готовность педагога к социально-педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей рассматриваем как интегративную характеристику личности специалиста, включающую комплекс психолого-педагогических знаний, умений и навыков, профессионально значимых личностных качеств, а также мотивационно-волевых, когнитивно-содержательных, коммуникативно-рефлексивных установок. Специалист строит свою концепцию на основе понимания того, что оказание социальной и педагогической помощи адресуется не только для семей группы особого риска. Она может потребоваться любой семье, оказавшейся в трудном положении или в определенных кризисных ситуациях.

Мотивационно-волевой компонент готовности педагога к социально-педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей характеризуется следующими признаками:

–проявление профессионального интереса к изучению, разрешению семейной ситуации;

–эмоционально-волевое переживание жизненной проблемы как конструктивной задачи в сложившейся ситуации;

–осознание того, что эффективное разрешение проблемной ситуации возможно только в процессе сотрудничества школы и семьи  и общения с ребенком;

–позитивный настрой специалиста на работу с семьей и вера в успех;

–личная заинтересованность в продуктивных результатах.

Деятельность, связанная с поддержкой и помощью семье в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации ребенка, определяет необходимость развития способности к анализу профессионального общения, самоуправлению, саморегуляции, самокоррекции в профессиональной деятельности. Это требование вызывает необходимость введения в структуру готовности коммуникативно-рефлексивного компонента.

Коммуникативно-рефлексивный компонент включает способности к установлению профессиональных отношений, к осуществлению индивидуального подхода к детям и взрослым, к анализу педагогических ситуаций, прогнозированию собственных действий и действий всех участников, самоанализу результатов своего общения с гуманистических позиций, к самоанализу своего опыта с позиций целесообразности для развития человека.

Социально-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей рассматривается как вид профессиональной деятельности, осуществляемый специалистами и направленный на оказание как индивидуальной помощи ребенку, так и всей семейной системе. Названное сопровождение организуется через предоставление социально-педагогических услуг: консультирования, информирования, диагностики, реабилитации, социально-педагогической помощи и поддержки; через единство теоретического и практического компонентов на основе собственной педагогической позиции.

Модели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении могут строиться на основе различных подходов, таких как оказание социально-педагогической индивидуальной и групповой помощи в решении возникающих проблем; через организацию педагогической поддержки социального и личностного развития ребенка; через выстраивание процесса социально-педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей.

Обозначим некоторые особенности социально-педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей.

1. Социально-педагогическое сопровождение семьи осуществляется на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей.

2. Решение выдвинутых задач в значительной степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся всех участников образовательного процесса, от общей педагогической культуры родителей и всего социума.

3. На уровне общеобразовательного учреждения это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта образовательного процесса, осуществляемого образовательным учреждением.

4. Социально-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей в условиях образовательного учреждения реализуется в деятельности освобожденных классных руководителей, школьных психологов, социальных педагогов, учителей-предметников.

5. Для получения позитивных результатов в процесс сопровождения вовлечены все субъекты, которые контактируют, прямо или косвенно, с ребенком: его родители, родственники, педагогические работники, управленцы и специалисты различных служб, его друзья, другие значимые для ребенка люди.

6. Установление социальных контактов ребенка – условие и важная органичная часть как работы по проведению социального исследования ситуации ребенка и его семьи, так и профилактической работы социально-педагогического сопровождения семьи в вопросах семейного воспитания.

7. Опора на гуманистические принципы диктует необходимость привлечения участников взаимодействия, в том числе и ребенка, к разрешению жизненных проблем. Такой подход позволяет ребенку полно реализовать свои образовательные потребности и возможности.

Социально-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей – это постоянная, непрерывная работа, целью которой является социальная адаптация ребенка, сопровождение его к взрослой жизни, где он будет самостоятельным.

Социально-педагогическое сопровождение семьи, на наш взгляд, является необходимым условием, обеспечивающим эффективную социализацию детей.

Основные задачи образовательного учреждения, осуществляющего социально-педагогическое сопровождение учащихся, заключаются:

-в разработке технологии взаимодействия школы и семьи, в основу которого положено создание системы субъект-субъектных отношений между его участниками;

–в создании условий для реализации (восстановления) воспитательного потенциала семьи и саморазвития ее членов;

–в преодолении трудностей и решении конкретных задач воспитания ребенка, реализации его прав как личности;

–в использовании потенциальных ресурсов для сопротивления семьи воздействию негативных факторов, устремленности к решению жизненных и педагогических проблем.

Социально-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей позволит реально осуществить гуманистические личностно ориентированные подходы в целостном воспитательном процессе, в результате чего предполагается снижение остроты проявлений кризиса семьи, укрепление института семьи, возрождение и сохранение лучших отечественных традиций семейного воспитания; активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других субъектов образовательного процесса; создание активно действующей системы поддержки семейного воспитания.

Образовательное учреждение, педагогический коллектив призван обеспечить единство педагогов и родителей, помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.

Вместе с тем вопросы подготовки специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями требуют дальнейшего совершенствования в системе непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров.