Полный текст статьи
Печать

Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Актуальность психологических исследований в области мотивации поведения человека обусловлена необходимостью понимания закономерностей поведения человека, возникших из необходимости найти и внедрить процессы, позволяющие напрямую воздействовать на профессиональную деятельность.

Х. Хекхаузен отмечал, что едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации [1].

В литературных источниках можно встретить различные определения термина «мотивация». Однако все определения можно отнести к двум направлениям: содержательному и динамическому.

В рамках содержательного направления мотивацию рассматривают со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов (В. Г. Асеев, К. Мадсен, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.).

Представители динамического направления рассматривают мотивацию не как статичное образование, а как процесс, механизм (В. К. Вилюнас, И. А. Джидарьян, М. Ш. Магомед-Эминов и др.).

Исследуя психологические механизмы развития мотивации, В. К. Вилюнас отмечает, что мотивация человека не сводится к ограниченному числу сложившихся и поочередно актуализирующихся мотивов и обнаруживается скорее как сложное мотивационное поле, определяющее поведение на основе взаимодействия в нем множества субъективно переживаемых оценок и побуж­дений [2].

Так же в рамках динамического направления проведены исследования под руководством В. А. Бодрова, Г. В. Ложкина, А. Н. Плюща, которые определяют мотивацию как одно из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности личности. В структуре мотивации данные авторы рассматривают следующие этапы: отражение ситуации, целеобразование, программирование деятельности, принятие решения о действии, коррекция хода выполнения действия [3].

         В данном исследовании мы будем исходить из понимания мотивации, подразумевающей детерминацию поведения вообще, включающего всю совокупность различ­ных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов. Придерживаясь динамического направления, под мотивацией профессиональной деятельности мы понимаем систему психологических факторов, побуждающих, направляющих и регулирующих профессиональную деятельность.

Изучение вопросов профессиональной мотивации актуально и для правоохранительной сферы. Современные требования общества и государства в сфере защиты прав человека и гражданина предъявляют к органам внутренних дел повышенные обязательства, что, в свою очередь, предполагает полную самоотдачу служителей правопорядка.

Вопросы мотивации в органах внутренних дел нашли свое отражение в работах И. В. Бабичева, А. И. Дубняковой, С. П. Егорычева, К. Э. Комарова, С. Ф. Ляха, О. А. Мусатовой, М. В. Пряхина, Н. А. Тигунцева и других.

Исследуя психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, С. Ф. Лях провел анализ уровня выраженности мотивационных предпочтений. Ведущими были отмечены «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические», «познавательные» и «социальные» мотивационные предпочтения [4].

Анализируя мотивацию сотрудников ОВД, как специфического мотивационного образования, В. В. Вахнина установила, что ведущим компонентом профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел является мотивация достижения успеха [5].

Таким образом, теоретический анализ позволил сделать выводы о том, что мотивация: выступает в структуре личности одним из основных компонентов, является фактором, детерминирующим поведение человека. В свою очередь профессиональная мотивация обусловливает побудительную активность личности в конкретной профессиональной деятельности. Другими словами  понятие мотивация профессиональной деятельности применяется в ситуации анализа факторов, побуждающих поведение в определенной должности.

В связи с этим возникает научный интерес в изучении особенностей профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел. Исследование профессиональных мотивов позволит определить дальнейшую успешность сотрудников органов внутренних дел, определить направления совершенствования профессионализма и повышения эффективности служебной деятельности.

В рамках эмпирического исследования нами изучены особенности профессиональной мотивации у сотрудников органов внутренних дел. Для сбора эмпирических данных в работе использовались следующие методики: «Мотивации достижения» (А. Мехрабиан) [6], «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин) [7], пятифакторный опросник NEO-FFI (В. Е. Петров) [8], тест «Профессиональная мотивация» (С. Ф. Лях) [4].

         Полученные данные прошли статистическую обработку при помощи пакета программ SPSS 17. Анализируя результаты эмпирического исследования с применением коэффициента линейной корреляции Пирсона (r) мы выявили, что:

– имеется прямая корреляционная связь мотивации достижения к успеху с потребностью формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения (0,45; p≤0,05);

– потребность в совершенствовании коррелирует с организованностью и последовательностью в достижении целей (0,46; p≤0,05);

         – существует связь стремления к освоению нового опыта с профессиональными (0,43; p≤0,05) и социальны мотивами (0,39; p≤0,05) у сотрудников органов внутренних дел;

         – потребность в общении у сотрудников органов внутренних дел коррелирует с познавательными (0,37; p≤0,05) и социальными мотивами (0,416; p≤0,05);

         – так же обнаружена взаимосвязь мотивов престижа с потребностью в завоевании признания со стороны других людей (0,37; p≤0,05).

         На втором этапе анализа и интерпретации данных применялся критерий U-Манна-Уитни с целью обнаружения различий в особенностях профессиональной мотивации у двух групп сотрудников органов внутренних дел с высокими уровнем и низким уровнем мотивации достижения.

         Этот анализ показал, что существуют значимые различия между группами:

         – в потребности совершенствования, росте и развитии как личности (p≤0,01);

– потребности формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения в коллективе (p≤0,05);

– в уровне выраженности познавательных (p≤0,05) и прагматических мотивов (p≤0,05) у сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом можно сделать выводы о том, что у сотрудников органов внутренних дел, с высоким и низким уровнем мотивации достижения имеются различия в выраженности профессиональных мотивов; мотивация достижения к успеху и потребность в поддержании стабильных взаимоотношений и доверительности являются зависимыми характеристиками; профессиональные и социальные мотивы деятельности могут осуществляться в поиске и освоении нового опыта, знаний.