Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности актуальная и востребованная проблема. Участники или субъекты образовательной деятельности не умеют конструктивно выстраивать межличностные отношения по отношению друг к другу. Нередко эмоциональные реакции и стереотипы сознания мешают взаимодействию и межличностной коммуникации.
Основные методологические и теоретические положения нашего исследования явились результатом анализа гуманизации образования в широком философском и культурологическом аспекте; психолого-педагогических особенностей реализации идей гуманизации образовательной деятельности в образовательных учреждениях разного уровня (Ш. А. Амоношвили, А. Г. Асмолов, М. Н. Берулава, И. А. Баева, Л. П. Буева, В. В. Давыдов, Е. Ю. Клепцова, В. Г. Маралов, Т. А. Рубанцова и др.).
Под гуманизацией межличностных отношений, мы понимаем систему внутренних связей личности с окружающей действительностью в виде переживаний, действий, поступков, позиций, которые стали ее мировоззрением и выражаются в уважении (неуважении) достоинства и прав человека, его ценностей, отзывчивости, гуманного отношения, эмпатии, ассертивности и прочих проявлений как к самому себе, так и к другим людям [1-5].
Гуманизация межличностных отношений, таким образом, зависит от складывающихся в образовательной деятельности между ее участниками или субъектами связей в виде переживаний, действий, позиций, которые стали мировоззрением и выражаются в уважении (неуважении) достоинства и прав человека, его ценностей, отзывчивости, эмпатии, ассертивности, гуманного отношения и прочих проявлений к себе и к другим.
Под гуманными межличностными отношениями нами будет пониматься результат позиции или диспозиции субъектов образовательной деятельности, возникающий в процессе межличностного взаимодействия, где конгруэнтно реализуются в вербальной коммуникации когнитивный, эмоциональный и волевой уровни развития личности [1-5].
Нами изучались специфика принятия как ведущего психологического механизма гуманных межличностных отношений [3].
Суть механизма принятия как процесса – это включение другого в индивидуальное пространство личности за счет понимания, эмпатии, ассертивности.
Принятие по определению процесс, значит, уже механизм. Однако можно выделить состояние принятия как преодоления барьера, способности к принятию как качества личности, перерастающих при определенных условиях в свойство. Например, студент после полученной стипендии находится в радостном возбужденном эмоциональном состоянии, близкому к эйфории соответственно, он более открыт к окружающей действительности и границы его восприятия внешнего мира шире. Или педагог, который в сознательном возрасте получает желательный опыт материнства или отцовства, будет в большей степени ориентирован на понимание и терпимое отношение как достоинств, так и недостатков других воспитанников, поскольку для него проблемы ученика не будут являться катастрофичными и угрожающими его системе педагогических ценностей и человеческих смыслов, так как он состоялся как родитель и ему понятны переживания, поступки, мысли молодежи. Обратным процессу принятия будет непринятие как нежелание встать на позицию другого, невозможность простроить связь между событиями, переживаниями и ожиданиями у другой стороны. Непринятие может быть обращено и на собственную личность. Например, непринятие собственного тела или возраста. В этом случае человек будет маниакально бороться с лишним весом или его отсутствием или делать бесконечные пластические операции. Возможно непринятие событий или очевидных фактов жизнедеятельности личности, или непринятие каких-то своих черт или состояний, например беспокойства и тревоги.
Принятие в интересующем нас аспекте актуализируется при задействовании и раскрытии таких психологических категорий, как понимание, эмпатия, ассертивность.
Рассмотрим, что представляют собой составляющие механизма принятия – это эмпатия, понимание и ассертивность.
Часть авторов эмпатию по праву считают механизмом, в частности, Н. Н. Обозов и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. С точки зрения Н. Н. Обозова, эмпатию можно разложить на три уровня. Первый уровень – когнитивная эмпатия, которая проявляется в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Эмоциональная эмпатия – второй уровень эмпатии, здесь наблюдается уже понимание состояния другого человека, проявление сопереживания и сочувствия ему, эмпатическое отреагирование. Второй уровень эмпатии объединяет в себе два варианта. Первый вариант включает простейшее сопереживание, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека. И, наконец, третий уровень эмпатии как высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению, подобный стиль поведения называется помогающим. Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости [2]. В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии – эмоциональная и действенная. Кроме этого ее первый уровень – когнитивная эмпатия, связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния, является, как считает А. Л. Журавлев, чисто когнитивным процессом. Нами разделяется данная позиция А. Л. Журавлева, и поэтому эмпатия нами не выделяется отдельным механизмом развития и формирования гуманных межличностных отношений, а является составной частью функционирования механизма принятия.
Способность к принятию, согласно утверждению гуманистически ориентированной психологии, является базисной личностной особенностью. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и к доверию им. А это, в свою очередь, приводит к доверию к человеческой природе и сопричастности к другим людям.
Принятию окружающих такими, какие они есть, способствует понимание. Понимание в отечественной психологии исследовалось М. М. Бахтиным, В. А. Лекторским и др. Следует заметить, понимание способствует оценке и изменению воссоздаваемой в сознании ситуации, составляющих ее этапов и элементов, а также перемещение и видоизменение когнитивных оснований ситуации от одного ее элемента к другому. При этом связи и их значение, значимость между элементами ситуации меняется. Главнейшее звено процесса понимания заключается не только и не столько в установлении связей, сколько главным образом в определении значимости их. Таким образом, понимание здесь будет являться в виде взаимодействия с некоторым субъектом или объектом, в результате которого воссоздается работающая структура или схема этого субъекта или объекта. Понять что-либо или кого-либо - это значит собрать данную схему, структуру как ее функционирование в действии.
При отсутствии личностной вовлечённости понимание приводит к отстранённости, например, от воспитанника или коллеги, к невозмутимости и игнорированию.
Основой принятия должно стать сопереживание, эмоционально-интуитивное принятие и постижение внутреннего мира.
В рассмотрении эмпатии мы опираемся на разработанное Е. Н. Васильевой, Л. П. Выговской, Т. П. Гавриловой, Л. П. Стрелковой, И. М. Юсуповым и др. понятие феномена, который имеет множество форм проявления, и придерживаемся точки зрения Т. П. Гавриловой, Л. П. Стрелковой и др. относительно двух ведущих форм эмпатии: сопереживания и сочувствия, где сочувствие рассматривается как более высокая форма эмпатического реагирования[3].
Принятие как психологический механизм гуманных межличностных отношений тесно связано с ассертивностью, которая имеет три основных значения: уверенность в себе и готовность принимать ответственность за свои действия; конструктивный подход к решению проблем; желание не ущемлять чужих интересов. Следовательно, под «ассертивным поведением» понимается принцип «живи сам и давай жить другим» [5].
Таким образом, ведущим психологическим механизмом при гуманных межличностных отношениях становится принятие чего-либо как данности, как объективно существующей реальности.