Полный текст статьи
Печать

Образовательный процесс в любом образовательном учреждении сопряжен с учетом, анализом и по возможности исправлением современных рисков. Среди последних можно отметить кризисный переходный период отечественного образования на новые образовательные программы в соответствии с Болонским соглашением, сложности перестройки системы преподавания, ломки стереотипов в педагогическом сознании отечественных педагогов и преподавателей, а также неумении студентов и учащихся строить межличностные отношения с администрацией образовательного учреждения, преподавателями в рамках деловой коммуникации, не желание в группе сверстников доверяться и прочие риски.  Рассмотрим рабочие определения, активно используемые нами – это «гуманизация образования», «гуманизация межличностных отношений», «гуманные межличностные отношения», «малая группа».

Под гуманизацией образования мы будем понимать многоплановый социально-психологический процесс утверждения гуманистических ценностей, стимулов, мотивов поведения, очеловечивание целостной картины мира у ребенка и взрослого, развитие гуманистического мышления и мировоззрения через вариативность и дифференцированность обучения, многообразие программ и учебников при личностной центрации на обучаемом, обеспечивающих личностный смысл образования и личностный смысл изучаемых предметов [1-4].

Анализ понятия «отношение» зарубежной и отечественной психологией позволяет рассматривать понятие «отношение» как активную интегральную позицию, определяющую индивидуальный характер деятельности и поступков, возникающую в результате взаимодействия субъектов, отражающую ранее приобретенный опыт целостной системы избирательных взаимосвязей и их переживаний [5].

Предпринятый нами анализ философской, педагогической, психологической литературы показал, что проблема гуманизации образования имеет достаточно большое количество направлений своего решения за счет включения тех факторов, которые обеспечивают гуманизацию межличностных отношений, последние представляют собой систему внутренних связей личности с окружающей действительностью в виде переживаний, действий, поступков, позиций, которые стали ее мировоззрением и выражаются в уважении (неуважении) достоинства и прав человека, его ценностей, отзывчивости, гуманного отношения, эмпатии, ассертивности и прочих проявлениях как к самому себе, так и к другим людям [1-5].

Под гуманными межличностными отношениями нами будет пониматься результат позиции или диспозиции субъектов образовательной деятельности, возникающий в процессе педагогического взаимодействия, где конгруэнтно реализуются в вербальной коммуникации когнитивный, эмоциональный и волевой уровни развития личности [1-5].

Малая студенческая группа отличается динамичностью процессов становления, структурирования, изменения межличностных взаимоотношений, возрастная, а нередко и половая гомономность, так как происходит перераспределения групповых ролей, низвержение лидеров, статусное возвышение новых студентов и прочее. Динамика малой группы зависит от групповых феноменов, напрямую определяющими личностными особенностями участников группы, например такими, симпатии, желание доминировать, межличностная ориентация, стремление к лидерству и прочее. Поэтому в каждой малой группе существует определенная специфика межличностных отношений.

 

Так студенты негуманитарных специальностей (технари) к окружающим показывают следующие виды отношений как авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный. У студентов гуманитарных специальностей преобладают по типам отношения к окружающим показатели по зависимости, дружелюбию, альтруизму, подчинению.

Межличностные отношения в студенческой группе отличаются и развиваются в динамике от первого к пятому курсу. Для студенческой группы первокурсников характерны такие типы межличностных отношений как внушаемость, зависимость, доминантность, подозрительность. К пятому курсу студенты в большей степени проявляют дружелюбие и альтруизм. Нередко межличностные отношения в студенческих группах развиваются стихийно и этими процессами никто специально не занимается. Для их улучшения необходима гуманизация.

Гуманизация межличностных отношений в студенческой группе — это определенный способ мышления его членов, строящийся на реализации принципов ненасилия, недискриминации, свободы выбора, которые становятся их мировоззрением, выражающееся в уважении достоинства и прав каждого участника трудового взаимодействия, его ценности как личности и как профеккионала, обеспечивающие ему систему межличностных отношений с данном коллективе, выражающуюся в чутком, отзывчивом, заботливом, терпимом, эмпатическом проявлении к людям и самому себе.

Далее рассмотрим некоторые психологические рекомендации и алгоритмы построения гуманных межличностных отношений в малой студенческой группе.

Рекомендации для администрации образовательного учреждения.

  1. Структурировать образовательный процесс, согласовывая его с преподавательским составом.
  2. Обеспечить комфортные условия для работы преподавателей и обучения студентов.
  3. Способствовать развитию профессиональной деятельности преподавательского состава.
  4. Создавать условия для повышения престижа учебного заведения и качества получения профессии студентами.
  5. Пресекать проявления нетерпимости студентов друг к другу, такие как травля, манипулирование, шантаж, табуированная лексика, психологическое насилие, преследование какого-то из студентов по возрастному, религиозному и иному признаку.
  6. Способствовать развитию гуманных и нравственных качеств студентов (доброты, милосердия, человечности, сочувствия) на собственном примере.
  7. В присутствии студентов не выяснять отношения с преподавателями, не давать комментарии и оценку личности и поведения своих коллег.

Рекомендации для преподавателей.

  1. Выстраивать межличностные отношения со студентами с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Разнообразить процесс образования студентов с применением новых проектных и иных инновационных технологий.
  3. Активизировать и стимулировать познавательные устремления студента, использовать степень его личностной активности, а также создавать условия для самодвижения и поощрения инициативных студентов.
  4. Повышать свой профессиональный, культурный, информационный уровень.
  5. Осознавать границы собственной некомпетентности и по возможности устранять ее.
  6. Находиться и поддерживать постоянный диалог между преподавателем и студентом, для получения обратной связи и корректировки успешности и эффективности образовательной ситуации.
  7. Рассматривать студента с позиций личностно-центрированного подхода.
  8. Объективно оценивать знание составляющую компетентности студента.
  9.  Установить личный контакт со студентами (обращаться по имени, зрительный контакт, поддерживающие и ободряющие жесты, доброжелательная улыбка).
  1. Установление связей сотрудничества преподавателя со студентом, с использованием новых средств связи, таких как интернет и прочие виды по договоренности сторон.
  2. В индивидуальных контактах (беседа, экзамен, зачет и прочее) выслушивать по возможности не перебивая до конца.
  3. Следить за собственной речью, высказываниями, интонацией, мимикой и пантомимикой в различных образовательных ситуациях.
  4. Анализировать свою деятельность, развивать способность признавать свои промахи и ошибки в общении со студентами, исправлять их.
  5. Ясно и понятно излагать материал, проявлять самообладание, выдержку, терпимость.
  6. Стараться решать проблемные ситуации в доброжелательном тоне, не повышая голос.
  7. Способствовать развитию гуманных и нравственных качеств студентов (доброты, милосердия, человечности, сочувствия) на собственном примере.

Рекомендации для студентов:

  1. Заниматься саморазвитием личности для раскрытия индивидуально-творческого потенциала и своих горизонтов.
  2. Учиться испытывать радость от процесса образования и осознания собственного личностного, интеллектуального и иного роста.
  3. Ответственно относиться к обучающему процессу.
  4. Уважительно относиться к себе, преподавателям, администрации образовательного учреждения, а также другим членам группы.
  5. Соблюдать этические нормы поведения в образовательном учреждении к сотрудникам, педагогическому и управленческому составу, членам своей учебной группы (обращаться по имени и отчеству, следить за собственной речью и интонацией).
  6. Проявлять вежливость, инициативу и самостоятельность в общении с преподавателем.
  7. Развивать гибкость реагирования на учебную ситуацию, уверенность в своих силах.
  8. Развивать собственные гуманные качества личности: доброжелательность, терпимость, выдержку, самообладание, самоконтроль, открытость, доверие, принятие и прочее.
  9. Проявлять доброжелательность и тактичность в общении со всеми участниками или субъектами образовательного процесса.
  10. Свободно и открыто выражать свои мысли в конструктивной форме.