Обращение к заявленной проблеме на сегодняшний день является особенно актуальным. Причину интереса к данной проблематике достаточно ясно вскрыл П.А. Сорокин, который писал, что в обычные времена размышления о человеческой судьбе в обществе является уделом мыслителей и ученых. Но во времена серьезных испытаний эти вопросы приобретают не только теоретическую, но и практическую важность, они волнуют всех — мыслителей и простонародье. Так как огромная часть населения чувствует себя раздавленной кризисом (10). По результатам исследований Бетанели (1998 г.), Сикевич (1999 г.) складывается весьма удручающая картина: у молодежи нет уверенности в завтрашнем дне, отсутствуют идеалы, чувство безысходности и пессимизма испытывает значительная часть людей молодого возраста. Не случайно М. Селигман иногда называет современную Россию «самой несчастливой страной» (9). Однако, оценка качества и смысла жизни, отражающаяся в эмоциональном переживании удовлетворенности жизнью, является сложным и недостаточно изученным феноменом. Справедливо отмечает И. Джидарьян (2), количество отечественных работ на подобные темы не превышает десятка. Наибольший интерес, с точки зрения обсуждаемой темы, представляет небольшое эмпирическое исследование К. Муздыбаева (1981), в котором сделана попытка соотнести удовлетворенность жизнью, ощущение счастья и переживание смысла собственного бытия. Но он исследовал влияние различных социально-демографических факторов, прежде всего — возраста и социального положения — на ощущение счастья и удовлетворенности жизнью у рабочих ряда промышленных предприятий г. Ленинграда в конце 1970-х годов. Наше исследование продолжает традицию конкретных научных исследований в русле указанной проблематики и имеет цель осветить проблему счастья, смысла и удовлетворенности жизнью в аспекте их соотношения и взаимообусловленности. Ответ на вопрос, в чем смысл жизни современных молодых людей, что для них есть счастье и удовлетворенность жизнью и каким образом связаны данные категории, необходим потому, что позволяет понять степень субъективного благополучия современных российских студентов, определить меру их психологической вписанности в социум и разработать целевые программы молодежной политики.
С древнейших времен мыслители спорят между собой, что такое счастье и что делает людей счастливыми. За условную меру счастья после долгих дискуссий ученых (Аргайл М., Динер Э., Джидарьян И., Комаров В., Леонтьев Д., Майерс Д., Попов Б., Селигман М., Чиксентмихали М., Эммонс М. и др.) была принята характеристика «субъективное благополучие» (“Subjective Well-Being”), связанная с удовлетворенностью от жизни и положительными эмоциями.
М. Селигман указывает, что счастье включает в себя одновременно 2 типа переживаний: удовольствие и удовлетворение. Удовольствие имеет сильный чувственный эмоциональный компонент, и в нем практически не задействованы когнитивные процессы. Удовлетворение имеет место тогда, когда человек занимается любимым делом и полностью вовлечен в эту деятельность. Как отмечал Т. Кашдан: «Люди счастливы, когда они вовлечены в значимые занятия и деятельность, приносящую благо» (цит. по 3).
Счастье и удовлетворенность жизнью — 2 центральных мотива в жизни каждого человека. Но «нельзя понимать счастье как полную, абсолютную удовлетворенность жизнью», - писал в свое время Г. Лейбниц (цит. по 2).
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что удовлетворенность жизнью представляет собой интегральное психологическое образование, состоящее, как минимум, из двух компонентов: общей оценки удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности ее смыслом, результатами и перспективами. В данном случае смысл жизни трактуется как самореализация личности. Смысл жизни, являясь элементом сознания, служит интегрированной основой жизнедеятельности личности.
В. Франкл (12) рассматривал смысл основанием подлинного счастья, противопоставляя обретение смысла чувственному удовольствию, считая, что удовольствие — не цель, а следствие удовлетворения желаний человека.
Опираясь на теоретические позиции С.Л. Рубинштейна, касающиеся способов существования человека в мире, счастье, как и удовлетворенность жизнью, в своем широком философско-онтологическом контексте является, по нашему мнению, способом субъективного бытия человека, в котором выражаются его наиболее индивидуализированные, интимно-личностные и одновременно целостные формы осознания себя и своего существования в мире с точки зрения реализации личностных смыслов и жизненных устремлений.
Таким образом, счастье и чувство общей удовлетворенности жизнью являются характеристиками не просто личности, а личности как субъекта жизни, поскольку приобретают свой истинный смысл только в соотношении с масштабом целостной человеческой жизни — в единстве ее прошлого, настоящего и будущего. А.В. Серый определяет этот процесс как актуальное смысловое состояние личности. Базовый компонент этого состояния - ценностно-смысловая ориентация личности, которая представляет собой интернализованное отношение человека к определенным группам ценностей, систему его установок, убеждений, целей, и выражается в его поведении.
На внутреннюю взаимосвязь смысла жизни и счастья впервые указал Б.Н. Попов (1986). Позднее на эту взаимосвязь указала Е.А. Парадиз. Она отмечает, что важнейшим условием обретения человеком счастья является осознание реального смысла человеческого существования (7). В.Г. Немировский рассматривает в качестве главного условия обретения человеком счастья наличие цели в жизни. «Чем значительнее для человека достигнутая им цель, тем острее ощущение счастья», - пишет В.Г. Немировский (6).
Теоретический анализ специальной литературы позволяет заключить: удовлетворенность жизнью, ощущение счастья и смысложизненные ориентации находятся в тесной взаимосвязи.
Цель нашего исследования состояла в установлении связи между степенью удовлетворенности жизнью и ощущением счастья у студентов и выявлении смысложизненных ориентаций, которые обусловливают эту связь.
Одной из гипотез, которая проверялась в нашем исследовании, являлось предположение о том, что существуют различия в показателях счастья, удовлетворенности жизнью и смысложизненных ориетациях у студентов младших и старших (выпускных) курсов ВУЗа.
Выборку исследования составили 60 студентов в возрасте от 18 до 21 года — 30 первокурсников и 30 испытуемых 4-го курса.
В качестве методического инструментария применялись:
– «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динер в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина (2003);
– «Шкала субъективного счастья» В. Любомирски в адаптации Д.А. Леонтьева (2003);
– «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (1988).
Полученные первичные данные позволяют утверждать: студенты первого курса в большей степени, чем старшекурсники, чувствуют себя счастливыми. Для наглядности полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Степень ощущения счастья
Степень ощущения счастья |
Студенты 1-го курса |
Студенты 4-го курса |
Высокая степень ощущения счастья |
31,00% |
4,80% |
Средняя степень ощущения счастья |
48,30% |
54,20% |
Низкая степень ощущения счастья |
20,70% |
41,00% |
Установлено, что юноши ощущают себя менее счастливыми, чем девушки. При этом юноши-первокурсники чувствуют себя счастливее, чем юноши четвертого курса. Наоборот, девушки-старшекурсницы ощущают себя несколько счастливее, чем девушки-первокурсницы.
Удовлетворенных жизнью студентов больше на 1-м курсе, чем на четвертом (см. Таблица 2).
Таблица 2. Степень удовлетворенности жизнью
Степень удовлетворенности жизнью |
Студенты 1-го курса |
Студенты 4-го курса |
Высокая степень |
36,90% |
10,20% |
Средняя степень |
46,60% |
53,20% |
Низкая степень |
16,50% |
36,60% |
Выявлено, что девушки и младших, и старших курсов более удовлетворены свой жизнью, чем юноши. Эти показатели несколько возрастают у девушек к четвертому курсу. Юноши-первокурсники более удовлетворены своей жизнью, чем юноши-старшекурсники.
Итак, с одной стороны, испытуемые первокурсники более удовлетворены своей жизнью и более счастливы. Но, с другой стороны, девушки старших курсов, в отличие от юношей-старшекурсников, и более удовлетворены жизнью, и ощущают себя более счастливыми.
Корреляционный анализ подтвердил взаимосвязь счастья и удовлетворенности жизнью и в мужской, и в женской выборке: чем больше юноши удовлетворены жизнью, тем более они счастливы (r=0,263, p=0,05) и наоборот; чем более счастливыми ощущают себя девушки, тем более удовлетворены жизнью (r=0,348, p=0,05) и наоборот.
Что касается смысложизненных ориентаций, то наиболее выраженными и у первокурсников, и у старшекурсников являются следующие показатели их смысложизненных ориентаций: «Осмысленность процесса жизни» и «Локус-жизнь». Причем данные по шкале «Локус-жизнь» у студентов четвертого курса ниже, чем у студентов первого курса. То есть и студенты первого курса, и студенты четвертого курса воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный различными событиями и переживаниями и наполненный смыслом. Студенты убеждены, что могут сознательно управлять потоком своей жизни, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Но студенты-старшекурсники в этом отношении более критично оценивают свои возможности, понимая, что некоторые жизненные события не всегда зависят от их желаний.
Наименее выражена шкала и у студентов первого, и четвертого курсов «Локус-Я», что говорит о недостаточности их веры в себя, в свои силы.
В отличие от первокурсников, в смысложизненных ориентациях старшекурсников выражены такие показатели, как «Цели в жизни», особенно у юношей, и «Результат жизни», которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Полученные данные требуют психологического осмысления, а начатое исследование — своего продолжения.