Полный текст статьи
Печать

Объектом социологического исследования явились две группы населения, детерминированные по возрасту: молодежь, в возрасте от 18 и до 25 лет, представители зрелого населения, в возрасте от 40 и до 60 лет.

В качестве метода выбрано анкетирование, так как этот метод позволяет изучить множество мнений, выделенных групп населения, относительно интересующих вопросов. Исследование носит статус пилотажного.

Обработка полученных данных производилась в компьютерной программе SPSS Statistics.

Итак, перейдем к описанию социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в социологическом опросе.

В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 1136 человек, из которых половину составляют респонденты от 18 до 25 лет и от 40 до 60 лет. Важно отметить, что 50% респондентов оказались женщинами, остальные 50% – мужчины. Среди опрошенных большую часть составляют люди с высшим образованием (53%), с большим отрывом по количеству респондентов (37%) оказались со средним образованием и наконец, 10% составили респонденты со средним профессиональным образованием. По материальному положению наши респонденты разделились следующим образом: 64% из опрошенных отнесли себя к среднему достатку, 20% имеют низкие доходы и только 16% оценивают свой достаток выше среднего.

В первом блоке мы рассмотрели предпочтения медиапотребителей. На вопрос: «Какими источниками информации Вы обычно пользуетесь?» 86% опрошенных выбрали сеть Интернет. Остальные респонденты выбрали телевидение (8%), газеты и журналы (6%), нужно отметить, что этот вариант ответа был отмечен исключительно поколением старшего возраста и, наконец, последний вариант – радио, не был отмечен ни одним респондентом. Можно сказать, что сеть Интернет по значимости превосходит любые другие источники у поколений разных возрастов. Следует отметить, что первая гипотеза исследования, относительно того, что молодежь чаще, чем поколение старшего возраста, использует сеть Интернет для получения информации, подтверждается, так как 92% молодого поколения выбрало данный вариант ответа, что на 12% больше, чем поколение старшего возраста. Так же выяснилось, что поколение старшего возраста использует печатные издания, радио, телевидение чаще, нежели чем сеть Интернет подтверждения не имеет. В полученных результатах по группе взрослого населения лишь 12% используют прессу и 6% – телевидение в качестве источников информации.

 Респондентам также был задан вопрос о том, как часто они интересуются новостями в источниках информации. Мнения на этот вопрос разделились следующим образом: 49% из числа всех опрошенных интересуются новостями несколько раз в день, затем 19% предпочитают находиться в курсе событий один раз в день, 18% интересуются жизнью в стране и за ее пределами несколько раз в неделю и 14% отметили, что следят за новостями несколько раз в месяц. Стоит отметить, что старшее поколение (54%) на 10% больше, чем молодежь предпочитает интересоваться новостями несколько раз в день. Одинаковое количество (7%) представителей двух групп наблюдают за новостными событиями лишь раз в месяц.

Следующий вопрос данного блока был посвящен тому, какие виды новостей больше всего интересуют горожан. На это вопрос предлагалось выбрать не более трех вариантов ответа. Самыми популярными новостями оказались культура (62%), криминальные новости (34%), здоровье и техника (31%), внешняя политика (28%). Меньше всего людей интересует социальная политика (6%), астрология (8%), мода (9%). В целом по возрастным категориям сложилась следующая ситуация. Молодежь (60%) также, как и поколение старшего возраста (62%) больше всего интересуется культурой, но меньше на 8% чем взрослые (38%) криминальными новостями. Вторыми по значимости новостями молодежь определяет внешнюю политику (32%), тогда как старшее поколение 24%. Можно отметить, что старшая возрастная группа более обеспокоена новостями о здоровье (36%), нежели чем молодежь (26%). Новостями об автомобилях, бытовой и компьютерной технике интересуется 31% респондентов.

Что касается требований к информации, то особое предпочтение респонденты отдают визуальной (44%), к ней относится: документальная съемка, клипы, фотографии; а также текстовой на мониторе (36%). Данные молодого и старшего поколения довольно близки, так 46% и 42% соответственно выбрали самый популярный вариант ответа. 38% молодежи и 32% старшего поколения предпочитают читать новости на мониторе. Старшее поколение (22%) чаще, чем молодежь (12%) принимает информацию на бумажном носителе. Вариант ответа «воспринимаемая на слух (чтение диктора)» не был выбран ни одной категорией граждан.

Личный уровень владения информационными технологиями мы оценим во втором блоке нашего исследования. Относительно времени, которое тратят респонденты за компьютером, ответы 16% респондентов двух групп поровну разделились в выборе варианта «от 1 до 3-х часов в день». 70% горожан утверждает, что проводит за компьютером от 3-х до 7 часов в день. Различия в возрастном аспекте выявились следующим образом: молодое поколение (74%) на 12% чаще указывало на эту позицию, нежели старшее поколение (66%). Менее одного часа в день пользуются компьютером только 6% поколения старшего возраста.

Частота взаимодействия населения с сетью Интернет позволяет говорить о том, насколько респонденты включены в виртуальное пространство. Можно отметить, что примерно одинаковое число респондентов 37% и 38% используют сеть от 3-х до 7 часов в день и более соответственно. 40% молодежи также уверенно выбирает ответ: «от 3-х до 7 часов в день» против 34% горожан старшего возраста. Как прежде отмечалось, старшее поколение (6%) также неохотно пользуется, теперь уже, сетью Интернет менее одного часа.

Подводя итоги по двум предыдущим вопросам, можно сказать, что результаты исследования подтверждаются, так как время медиапотребления у молодежи больше, чем у поколения старшего возраста, а также частота использования компьютерной техники выше у молодежи, нежели у людей старшего возраста. Интернет сегодня является повседневной реальностью большинства населения страны. В стране созданы предпосылки для развития практик медиапотребления в интернете: широкополосный доступ в Интернет уже является основным типом подключения, возрастает проникновение мобильного интернета, дешевеют устройства, предназначенные для выхода в сеть.

В исследовании мы попытались проанализировать, какое средство выхода в сеть Интернет используют горожане. Результаты показали, что 74% опрошенных используют смартфоны, 11% совсем не пользуются мобильным Интернетом, 6% респондентов предпочитают для этих целей планшеты. Вариант ответа «другое» отметили 9% респондентов. Горожане старшего поколения на 8% меньше используют смартфоны, чем молодежь (78%). Данные двух групп опрошенных близки к средним значениям по массиву.

 С целью проанализировать степень вовлеченности населения в виртуальную реальность, в анкету был включен следующий вопрос: «Участвуете ли Вы в дискуссиях на различных форумах?». Большинство (81%) респондентов ответили отрицательно, соответственно 19% принимают участия в дискуссиях на форумах в сети. Стоит отметить, что в число тех, кто принимает участие, в большей степени относится поколение старшего возраста (24%), тогда как молодежь лишь 14%. Можно предположить, что взрослое поколение чаще делится опытом, обсуждают насущные проблемы с высоты прожитых лет, тогда как молодежь использует сеть для просмотра видеозаписей, прослушивания музыки, игры, общения в режиме онлайн.

Если говорить о том, какие каналы респонденты смотрят чаще всего, то на первом месте, по количеству выбранных ответов, находится «Первый» (27%), второе место занимает «СТС» (24%), на третьем месте стоит «ТНТ» (14%). Следующее место занимает канал «Россия» (13%). Пятое и шестое место разделили такие каналы, как «НТВ» (10%), «Муз-ТВ» (9%). И, наконец, замыкает наш рейтинговый перечень каналы, которые выбрали по 4-3 % опрошенных: «Спорт» (4%), «MTV»(4%), «Discovery» (4%), «Культура» (3%), «Би-би-си» (3%). Кроме того, 38 % респондентов не смотрят телевизор и 17% отметили вариант «другое», в котором указали «Дождь», «Ю-ТВ» и ряд англоязычных телеканалов. По возрастным группам в варианте ответа «не смотрю телевизор» респонденты разделились поровну.

Респондентам также был задан вопрос о предпочтениях прессы. Как оказалось, больше половины опрошенных (84%) не читает прессу. В группах 88% молодежи и 80% поколения старшего возраста отметили данную позицию. Остальные читают «Аргументы и факты» (6%), «Коммерсант» (6%), данные варианты были выбраны исключительно поколением старшего возраста. Также горожане выбирали ответы «Спорт» (4%), «Гламур» (3%).

Что касается радиоволн, которые имеют популярность у респондентов можно выделить «Радио Рекорд» (36%), «Европа Плюс» (25%), «DFM» (20%). 43% опрошенных горожан не слушают радио. Отклонение в пользу радио «Европа Плюс» в 5% выявлено у молодежи. По остальным позициям средние значения близки к значениям по возрастам.

Следующим блоком вопросов было выявлено изучить качества медиаинформации, которые важны респондентам, уровень доверия, оперативность того или иного источника, факторы формирования собственного мнения (конкретные передачи, журналисты, программы, каналы, сайты, блоги). Оценить уровень достоверности информации из различных источников респондентам предлагалось в таблице. По каждому источнику информации нужно было выбрать один вариант: «Скорее, достоверная», «Скорее, не достоверная», «Затрудняюсь ответить». Относительно сети Интернет 30% респондентов выбрали первый вариант, 37% горожан считают сеть не достоверным источником и 33% не смогли объективно оценить достоверность данного источника. 32% старшего поколения и 28% молодого поколения считают, что сеть Интернет достоверный источник информации. Различия на 4% в пользу старшего поколения не дают нам говорить о том, что молодое поколение чаще считает Интернет достоверным источником информации, чем представители старшего поколения.

Далее больше половины опрошенных горожан (53%) считают, что информация, транслируемая по телевизору, скорее не достоверная. Так считают 58% старшего поколения, против 48% молодого. Затем, 24% медиапотребителей затруднились ответить на данный вопрос, остальные 23% считают телевизионную информацию вполне достоверной.

Схожая ситуация складывается со следующим источником информации: радио. Доверяют ему 24% опрошенных, не доверяют 44% и не находят ответа 31%. И, наконец, относительно прессы примерно половина (45%) выбрали третий вариант ответа, 41% все же считает информацию с газет и журналов не достоверной, а остальные 14% верят прессе.

Таким образом, можно сказать, что респонденты не считают ни один источник информации достоверным, наибольшие сомнения у них вызывает телевидение. Так считают больше половины (58%) опрошенных старшего поколения и 48% молодежи. Больше всего доверия респонденты все же отдали сети Интернет (30%), затем радио (25%), телевидению (23%) и замыкает цепочку пресса (14%). Можно предположить, что доверие сети Интернет связано с наличием в нем большого количества разносторонней информации.

 Так же мы рассмотрели такой вопрос: «Какое качество информации для Вас является существенным?», 35% респондентов отметили, что для них важна новизна и актуальность, 23% ценят практическую ценность информации, 22% нуждаются в информации для расширения своего кругозора и 20% видит в информации практическую пользу.

Относительно оперативности источников 91% медиапотребителей выбрали сеть Интернет, остальные 9% – телевидение. Первый вариант ответа молодежь указывает чаще на 5%, чем в среднем по массиву.

На открытые вопросы, касающиеся передач, прессы, блогов, которые помогают формировать собственное мнение, респонденты отвечали неохотно. К указанным сайтам и блогам относятся – «Яндекс новости», «doca.com», «vk.com», «ВЦИОМ»; к передачам – «Вести» и «Новости»; к радио – «Эхо Москвы» и «DFM».

Подводя итоги, стоит сказать, что в условиях роста многообразия медиаканалов и насыщения ими повседневной жизни меняются объемы, структуры и привычные практики потребления медиа. В среднем респонденты отводят семь часов в сутки на контакты с различными медиа. В двух рассмотренных возрастных группах интернет уже номер один. Практики онлайн-потребления различных медиа постепенно распространяются среди населения, но в разном масштабе. Сокращается время на радио и прессу, телевидение продолжает удерживать планку в бюджете времени пользователя, но так, же с тенденцией к понижению.

По результатам исследования можно описать три типа потребителей медиа, которые были выявлены кандидатом философских наук, руководителем отдела медиа исследований и консультантом отдела Международного института маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь» С. Г. Давыдовым и Т. А. Немудровой.

Дадим более подробное описание групп.

 1. «Новаторы», молодая группа (средний возраст 21,5 лет), представители которой активнее других пользуются новыми технологиями в повседневной жизни и часто разделяют крайние позиции, согласно которой пресса скоро будут вытеснены электронными медиа. Также среди них много геймеров. Новаторы не стремятся избегать рекламных сообщений, интернет чаще считают средством для развлечений и отдыха. Однако за неразборчивостью в контенте можно увидеть приоритет интереса к собственному – иному, невзрослому – информационному пространству. В среднем новаторы проводят семь часов в сети, интересуются сайтами о культуре, спорте, моде, жизни «звезд», технике. Информацию предпочитают воспринимать визуальную, т.е. съемки, оперативным источником для является сеть Интернет.

2. «Разборчивые», т. е. наиболее требовательные к потребляемой информации и наиболее консервативные в применении медиатехнологий. Разборчивые старше новаторов на 20 лет (средний возраст – 45 лет). Разборчивые предпочитают информационный контент развлекательному, активно интересуются новостными передачами, каналами и часто получают информацию из нескольких источников, чтобы иметь возможность сопоставить. Отношение разборчивых к рекламным сообщениям – скептическое. Они равнодушны к новизне: новому блокбастеру разборчивый предпочтет классический фильм. Мобильным телефоном, входящие в этот кластер, пользуются для типичных функций: дозвона и приёма звонков. Разборчивые имеют самый высокий уровень интереса к спортивной информации.

3. Группа средних потребительски ориентированных отличается молодым средним возрастом (25 лет) и преобладанием женщин. Высока доля лиц со средним, высшим образованием. Представители данного кластера отдают дань традиционным медиа, проявляя интерес к новым СМИ. Среди них большая часть потребителей радио, прессы и телевидения. В информационной сфере дают предпочтения информации о здоровье, астрологии, социальной политике. Время нахождения в сети, исследуемого типа людей, не превышает трех часов в день, наиболее благоприятная информация – текстовая на мониторе.

 Итак, инновационное поведение в сфере коммуникативных технологий все же более характерно для молодежной аудитории и сопряжено новаторской стилистикой и с непритязательностью в отношении разновидности информации, тогда как консерваторы в области технологий наиболее критично воспринимают потребляемую медиаинформацию.