Развитие цивилизации основывается на развитии интеллектуального потенциала каждого человека, закладка и становление которого начинаются в раннем детстве. В этой связи важны раннее выявление и надежная диагностика индивидуального уровня развития интеллекта.
Интеллектуальное (умственное) развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школьному обучению и ко всей будущей жизни. Само умственное развитие – есть сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью[1]. «Ядром» интеллектуального развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач[1].
Проблема изучения интеллекта, интеллектуальных операций и путей их становления у детей дошкольного возраста занимает значительное место в психологических исследованиях отечественных авторов: С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Обуховой, Н.Н. Поддьякова, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Т.В. Сенько, Л.А. Венгера, Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, Т.А. Григорьевой и зарубежных авторов: Г. Айзенка, Ж. Пиаже, А. Бине, Ф. Гальтона, В. Штерна и др.
Совершенно особым аспектом представляется изучение взаимосвязи языка и мышления в процессе их развития у ребенка. Ведь в этом случае речь идет об усвоении уже существующей статической системы языка и мышления через речемыслительную деятельность при помощи взрослых, уже владеющих данными системами, и путем подражания[1]. Язык - это особая знаковая система, состоящая из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли.
В исследованиях последних лет изучаются вопросы взаимосвязи интеллектуального и речевого развития дошкольников в разных направлениях: структурном (Ф.А. Сохин, В.И. Логинова, Е.М. Струнина, А.А. Смага, М.С. Лаврик, А.Г. Арушанова, М.М.Алексеева и др.); функциональном (О.С. Ушакова, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Г.А. Кудрина и др.); когнитивном (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова и др.), психолингвистическом (И.Т. Власенко, Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, А.В. Запорожец, Л.Ф. Тихомирова, Т. Р. Кислова и др.).
Проблема взаимосвязи интеллекта (а в узком смысле мышления) и речи является одной из самых важных в настоящее время. Данная взаимосвязь научно обоснована с психолингвистической точки зрения. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи[2]. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговаривая про себя, то есть мышление происходит в речевой форме. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.
Таким образом, мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы[2].
Поскольку речь и мышление тесно взаимосвязаны, следовательно, приоритетным направлением является работа над развитием словесно - логического мышления у дошкольников, которое положительно влияет на речевое развитие детей и невозможно без основных операций мышления – анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
На протяжении дошкольного детства ребенок овладевает все новыми и новыми умственными действиями, которые позволяют ему решать более сложные и разнообразные задачи[3]. Для развития мышления наиболее благоприятным оказывается именно дошкольный возраст. Этому развитию способствуют в максимальной степени основной вид деятельности – игра.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, 1992; Л.С. Выготский,1996; Ж. Пиаже 1969; А.Н. Леонтьев, 1972; Д.Б. Эльконин, 1978).
Анализ научных исследований позволил сформулировать гипотезу: – развитие интеллектуально-языковых способностей старших дошкольников будет осуществляться эффективнее в том случае, если на занятиях по развитию речи в ДОО систематически использовать специально подобранный модифицированный комплекс игровых приемов.
В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
– провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
– определить исходный уровень компонентов интеллектуально-языковых способностей (словесно-логического мышления, развития связной речи и логичного понимания текста при составлении рассказа по картине) у дошкольников старшего дошкольного возраста;
– разработать, апробировать и экспериментально доказать эффективность модифицированного комплекса игровых приемов, направленного на развитие интеллектуально-языковых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам разработать план работы. Вся работа включала в себя этапы: констатирующий, формирующий и контрольно-диагностический.
Нами учитывался тот факт, что интеллектуальные способности тесно связаны с речью дошкольника. Поэтому на занятиях по развитию речи мы исследовали этот взаимодействующий компонент. Учитывались способности правильного выстраивания словесного пояснения с учетом логики выражения смыслового содержания, последовательности мыслей при объяснении, умение избирательно пользоваться языковыми средствами, способность понимания речи и пр.
В рамках констатирующего эксперимента мы использовали два теста «Нелепицы» В. Правдиной и «Составление рассказа по картине» Т. Калининой.
Первая диагностическая методика была направлена на изучение уровня словесно-логического мышления испытуемых дошкольников. С этой целью мы показывали заранее подготовленную картинку, на которой изображены разные нелепицы. С помощью этой методики мы определяли умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
На все задание отводилось 2 минуты. За это время испытуемый дошкольник должен был заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Обнаружение испытуемым ребенком более 8 нелепиц свидетельствует о высоком уровневом показателе развития словесно – логического мышления. Испытуемые понимают и объясняют увиденные ими нелепые изображения, успевают удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. Выполнение тестового задания эмоционально захватывает ребенка. Отмечается высокий уровень самостоятельности в речевой сфере дошкольника.
Обнаружение от 6-8 нелепиц относится к среднему уровневому показателю. Видят нелепые изображения, однако не могут до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. Выполнение тестового задания базируется на фрагментарной речевой самостоятельности.
Низкий уровневый показатель характеризуется количеством названных нелепиц от 3 до 5. Испытуемые нуждаются в постоянной помощи экспериментатора в обнаружении нелепых изображений, а также в постоянном словесном пояснении взрослого. Отмечается низкий уровень самостоятельности. В речевых высказываниях отмечается скупость и напряженность.
Очень низкий показатель характеризуется низким количественным показателем нелепиц от 1 до 3. Испытуемый практически не понимает и не может словесно объяснить увиденное на картинке. В эмоциональном плане испытуемый безразличный и достаточно спокойный. Отмечается неверное воспроизведение текста ребенком, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, несамостоятельное выполнение предложенного задания.
Во всех уровневых показателях учитывается умение объяснить увиденные ошибки и умение найти правильный ход.
Рисунок 1
Результаты показателей уровня развития словесно - логического мышления у испытуемых дошкольников представлены в диаграмме
В ходе проведенного исследования мы увидели, что большинство испытуемых старших дошкольников испытывают определенные трудности при объяснении увиденных несовпадений. В объяснении дошкольников были зафиксированы фрагментарное отсутствие логичности смыслового содержания и пояснения. Дошкольники, вошедшие в группу с низким показателем, слабо выражают логическую цепочку словесных высказываний, слабо самостоятельно оперируют речью, частично обдумывают ответ и отбирают нужные слова для грамматических построений, испытывают трудности в мыслительных операциях.
Игра-задание 2 «Составление рассказа по картине» Т. Калининой. Цель второй предлагаемой методики заключалась в выявлении уровня развития связной речи и логичного понимания текста у детей выбранной нами группы на основе составления рассказа по картине. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком в естественных условиях.
Для составления рассказа дошкольникам давалась картина из серии «Кем быть?», «Милиционер-регулировщик». Речь испытуемых дошкольников оценивалась по следующим параметрам:
1) целостность и логичность высказываний - единство темы;
2) последовательность и структурное оформление высказываний;
3) связность;
4) развернутость рассказа, его объем, соотношение простых и сложных предложений;
5) самостоятельность;
6) плавность.
В ходе диагностирования выяснилось, что все испытуемые дошкольники имеют трудности в данном виде речевой деятельности. Уровень развития словесно-логического мышления в рамках составления рассказа у детей отмечался ниже среднего уровня.
Учитывая выделенные параметры диагностирования, нами был выделен цифровой балловый промежуток:
Высокий уровневый показатель соответствовал промежутку от 15 – 18 баллов;
Средний уровневый показатель – от 10 – 14 баллов;
Низкий уровневый показатель – от 6 – 9 баллов;
Очень низкий показатель – от 4 – 8 баллов.
При аналитической обработке показателей, можно заключить, что испытуемые дошкольники испытывают трудности в целостности и логичности высказываний, сохраняя тематическое единство. В плане последовательности и структурном оформлении высказываний так же наблюдались умозаключительные напряжения. Нами замечено, что испытуемые дошкольники нуждаются в специально организованной работе по развитию умений классифицировать, обобщать, сравнивать в собственных речевых высказываниях.
Анализ диагностики показал, что ни у одного испытуемого старшего дошкольника не наблюдается высокого уровня развития умений составления рассказов по картине, у пятнадцати человек наблюдался средний уровень связной речи и логического понимания текста, а у пятерых дошкольников был зафиксирован низкий уровневый показатель.
Рисунок 2
Показатели уровня развития связной речи и логичного понимания текста при составлении рассказа по картине представлены в диаграмме
Проведенная методика позволила выяснить, что в речевой сфере дошкольников отмечается низкий уровень словесно-логического мышления. Большинство испытуемых дошкольников правильно понимают содержание текста при пересказе и содержании картины при составлении по ней рассказа. Однако отмечаются затруднения в правильном логичном построении высказывания, нуждаются в наводящих вопросах и подсказках экспериментатора.
Количественный анализ результатов эксперимента выглядит следующим образом: ни одного испытуемого дошкольника не отмечалось на высоком уровневом показателе в рамках констатирующего эксперимента.
60% испытуемых старших дошкольников составляют группу со средним уровневым показателем развития связной речи и словесно-логического мышления; 40% испытуемых дошкольников составляют группу с низким уровнем развития связной речи и словесно-логического мышления.
С целью наглядного изображения полученных данных нами была составлена таблица с показателями уровня развития связной речи и логичного понимания текста у испытуемых дошкольников выбранной нами возрастной категории.
Таблица 1
Показатель уровня развития связной речи и логичного понимания текста у испытуемых старших дошкольников
Уровневый показатель |
Количество испытуемых |
Процентные показатели |
Высокий |
– |
– |
Средний |
15 |
75% |
Низкий |
5 |
25% |
Вывод об уровне интеллектуального развития испытуемых старших дошкольников сделан на основе суммарной оценки развития всех обследованных компонентов словесно-логического мышления и речи.
Полученные результаты легли в основу второго этапа работы, в ходе которого мы определили комплекс занятий по развитию интеллектуально-языковых способностей, с целью позитивных изменений в плане мыслительно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие мышления ребёнка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В интеллектуальном развитии дошкольника большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения педагога, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит педагог, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.
В ходе занятий важно развить у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию. Для овладения операцией сравнения мы обучали дошкольников видеть сходное в разном и разное в сходном. Надо сравнивать форму с формой, назначение предмета с таким же качеством другого предмета, внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными сторонами другого предмета.
С этой целью мы предлагали дошкольникам такие игры-упражнения (И. В. Вачков):
1. Для развития анализа, синтеза и классификации. Перед ребенком выкладывались 3 – 4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Испытуемый ребенок должен определить и объяснить, какая из картинок лишняя.
После просмотра картинки ребёнку предлагалось ответить на следующие вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
В работе мы использовали игровые упражнения [4] на развитие умений классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Так, например, мы давали ребенку задание с пояснением предлагаемых вопросов: Что нарисовано? Назови каждый предмет в ряду? Какие общие признаки объединяют предметы? Назови предметы в ряду одним словом? В работе нами использовались наглядно-дидактические картинки.
В предлагаемой игре ребенку даны картинки, на которых изображены мак, дуб, гвоздика, роза, берёза, голубь, ель. Перед началом игры эти карточки вырезаются. Задание ребёнку: разложить эти карточки на 3 группы: отдельно – цветы, отдельно – птицы, отдельно – деревья.
2. Для развития анализа и синтеза. Мы брали картинки из детского лото и описывали словесно предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет.
3. Для развития анализа и сравнения. Ребенку необходимо было сказать, что ему нравится в предмете или явлении, а что – нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему – нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.
4. Для развития анализа и обобщения. Мы предлагали назвать одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень.
В своей работе мы использовали игровые приемы для визуального запоминания букв. В этом направлении работы предлагалось детям выкладывание букв из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.
На занятиях по развитию речи использовалось чтение сказок, пословиц, поговорок, что было связано с развитием смысловой стороны речи: умением находить многозначные слова, использовать в своей речи слова, обозначающие качественные характеристики. Нами использовались задания, включающие словарную, вопросно-ответную работу и работу над предложениями и связной речью. Все используемые нами задания усложнялись постепенно с учетом улучшения качества речи испытуемых дошкольников.
Дети старшего дошкольного возраста в некоторых случаях испытывают затруднения в понимании словесных выражений. Для этого мы предлагали дошкольникам отгадывать загадки и просили объяснять отгадки. В рамках такого вида заданий детям предлагалось самостоятельно придумывать свои загадки. Это сложный, но при этом занимательный процесс, способствовал активизации словарного запаса дошкольников и формированию смысловой логичности речи. Свои загадки дошкольники зарисовывали, что способствовало лучшему запоминанию.
Так же мы использовали такой прием как, загадки – добавлялки. Загадки – добавлялки (на договаривание слов) помогают приучить дошкольников внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; они способствуют ознакомлению детей с термином слово.
С помощью сказок мы обогащали словарь испытуемых дошкольников эмоциональной лексикой, образными словами и выражениями.
В овладении особенностями речи детей мы учитывали такие характеристики как: связность и последовательность изложения, виды предложений, использование прямой речи, диалогов, соотношение разных частей речи, согласование слов в предложениях, использование предложений второстепенными и однородными членами, логичность построения, а так же выразительность интонационной стороны речи детей. В этом случае мы использовали сказки, пословицы. Дошкольникам пересказывали сказки, придумывали свои, составляли рассказы с использованием пословиц.
Еще одним направлением нашей работы являлось обучение дошкольников построению высказывания. Так, одним из заданий направленным на формирование грамматическими категориями явилось задание, в котором предлагалось назвать черты характера героев сказок:
1) Заяц трусишка (какой?) -…
2) Серый волк (какой?) -…
3) Лиса Патрикеевна (какая?) -… и т.д.
С целью развития понимания речи и использования языковых средств сознательно самими детьми мы применяли в работе серию потешек, загадок, прибауток, детских стихов. Словарные упражнения заключались в подборе новых и уже знакомых слов, значение которых надо уточнять.
В наглядных игровых заданиях мы предлагали дошкольникам дифференцировать определенные звуки из слов, слова с определенными звуками из текста. При запоминании букв мы опираться на образы, сравнивая буквы с различными небуквенными изображениями. В используемых предметных картинках можно найти «вписанные» буквы.
После проведенной работы, нами была проведена повторная диагностика на основе вышеописанных методик. Использование вышеописанных диагностических методик позволило сохранить целостность исследования и произвести статистическую обработку полученных данных.
Рисунок 3
Результаты показателей уровня развития словесно - логического мышления у испытуемых дошкольников представлены в диаграмме
Мы видим, что сократилось количество испытуемых дошкольников, составлявших группу с низким уровневым показателем. В заключительной фазе формирующего эксперимента нами было зафиксировано всего два испытуемых ребенка в этой группе. Возросло количество дошкольников в группе с высоким уровневым показателем.
Проведя данное исследование, мы увидели, что большинство детей уже правильно классифицируют все понятия, объединяя их по ведущему признаку, умеют правильно подобрать к заданному слову похожие слова, а также подбирают к слову по несколько определений.
Таблица 2
Показатель уровня развития связной речи и логичного понимания текста у испытуемых старших дошкольников
Уровневый показатель |
Количество испытуемых |
Процентные показатели |
Высокий |
9 |
45% |
Средний |
9 |
45% |
Низкий |
2 |
10% |
В количественных показателях произошли значительные изменения. В группу с высоким уровневым показателем вошло 10 испытуемых дошкольников старшего возраста (50% от общего количества испытуемых). В группу со средним уровневым показателем вошло 8 дошкольников, что составило 40% от общего количества испытуемых. Группа со средним показателем сократилась на 7 испытуемых дошкольников. В группе с низким показателем вошло 2 ребенка, что составило всего 10% от общего количества испытуемых детей. По сравнению с констатирующим экспериментом группа с данным показателем сократилась на 3 ребенка.
Наблюдение показывает, что большинство испытуемых дошкольников стали правильно согласовывать слова в речевых построениях, составляют предложения из заданных слов, логично выстраивают предложения. В основном дети правильно пользуются грамматическими конструкциями, однако в их речи все же встречаются некоторые недочеты.
Анализируя контрольный мониторинг можно отметить, что связная речь испытуемых детей улучшилась. Дошкольники стали более грамотно оформлять свои высказывания, логически строить рассказ по картине. Дети не нуждаются в наводящих вопросах, подсказках экспериментатора. После проведения работы мы отметили в речи дошкольников умения делать выводы, самостоятельно оперировать речью, обобщать, отбирать нужные слова дифференцировать графические буквенные образы.
Проведенная работа показала, что систематическая и целенаправленная работа эффективно влияет на процесс интеллектуально-языкового развития у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из анализа экспериментальной работы, можно заключить, что наша гипотеза о том, что развитие интеллектуально-языковых способностей старших дошкольников будет осуществляться эффективнее, если на занятиях по развитию речи в ДОУ систематически использовать специально подобранный модифицированный комплекс игровых приемов подтвердилась, а поставленные задачи были реализованы.
Эффективность разработанных планов, подобранных средств и методов, организованной системы работы подтвердилась полученными результатами контрольного этапа.