Вопросы качественной организации учебно-исследовательской работы студентов в вузе с каждым годом становятся всё более актуальными. По нашему мнению, одним из самых важных результатов данной работы является то, что в процессе совместной исследовательской деятельности создаются оптимальные условия для самореализации личности как преподавателя, так и студента. При этом оба действующих лица учебно-исследовательской работы выступают как субъекты процесса обучения в соответствии с интерактивным характером процесса обучения, актуальным на данный момент.
Самореализацию личности можно определить как «стремление к самораскрытию и самоосуществлению личности» [1, с. 11], причём не только на уровне «познания и раскрытия бытийных тенденций личности», но и «в непосредственном их деятельностном воплощении» [Там же]. Личность начинает стремиться к самореализации с момента осознания себя и продолжает проектировать и осуществлять данный процесс на протяжении всей жизни.
Учёба, начиная с начальной школы до вузовского образования и далее, даёт личности возможность самореализации в разных видах деятельности: учебной, воспитательной, учебно-исследовательской, практической. Учебно-исследовательская деятельность студентов позволяет «соединять теорию и практику, формируя благоприятную образовательную среду» [2, с. 2516]. В практике вузовского образования она проявляется чаще всего в форме выполнения курсовых работ (проектов) и выпускной квалификационной работы (ВКР).
Цель статьи – рассмотреть возможности самореализации личности преподавателя и студента вуза в ходе выполнения последним ВКР. Исследование проводится на базе Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», где, начиная с 2002 года, ведётся подготовка специалистов, а в настоящее время бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Вопросы учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» рассматривают различные исследователи. Н.Н. Булынский, Н.В. Парская, Д.Д. Мишина уделяют внимание научно-педагогическим аспектам данной работы [3]. Ж.В. Нечеухина посвятила кандидатскую диссертацию научно-методическим вопросам подготовки ВКР [4]. В.А. Штерензон, Н.И. Каравайчиков предлагают рассматривать ВКР с позиций проектного менеджмента и применять методы сетевого планирования [5]. Как видим, исследователей волнуют научные, методические и технические аспекты учебно-исследовательской деятельности студента, психологические же привлекают внимание в меньшей степени. Проблема самореализации личности в процессе подготовки ВКР пока осталась без рассмотрения.
Подготовка студентами под руководством преподавателей кафедры «Гуманитарные науки и иностранные языки» ВКР позволяет нам в течение нескольких лет наблюдать за возможностями данной учебно-исследовательской деятельности для развития и самореализации личности преподавателя и студента.
Первое, что стоит отметить: сложно оценить, кому ВКР даёт больше – преподавателю или студенту. Для студента это разовая работа, в ходе выполнения которой он многое узнаёт, даже открывает в себе и в научном мире. Многому научившись, студент идёт дальше и, как правило, не имеет возможности исправления ошибок (а они всегда бывают). У преподавателя же есть возможность с каждым годом совершенствовать свою деятельность, исправлять допущенные ошибки, работать над собой, продумывать более продуктивные способы организации деятельности студентов. Немало нового открывая для студента, выполнение ВКР гораздо больше даёт педагогу, открывая ему возможности профессионального роста, совершенствования в научно-исследовательской сфере, повышения собственной исследовательской культуры.
Самореализация личности педагога проявляется в том, что повышается уровень знаний и умений самого научного руководителя. Работая вместе со студентом над каждой новой темой, преподаватель занимается самообразованием, в частности, изучает диссертационные исследования и публикации последних лет (ведь в ВКР должен быть анализ свежей, современной литературы, а ни для кого не секрет, что в суете повседневных занятий педагогу не всегда удаётся отслеживать последние публикации). Особенно обогащает научный потенциал совместное со студентами участие в научно-исследовательских конференциях, как внутривузовских, так и на других уровнях, в других учебных заведениях. В Азово-Черноморском инженерном институте проводятся ежегодные студенческие научно-практические конференции в апреле, в работе которых регулярно участвуют студенты, выполняющие ВКР, с результатами своей деятельности. К примеру, студентка Н.А. Матвиенко в 2015 году заняла первое место на данной конференции в секции гуманитарных дисциплин с докладом «Деловая игра как способ формирования профессиональных компетенций при преподавании курса “Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования” в ГБОУ НПО РО “Сельскохозяйственный профессиональный лицей № 92”». Студентка А.Ю. Белых в том же году заняла третье место с докладом «Работа в малых группах как средство формирования коллективизма при изучении курса “Слесарное дело и технические измерения” в ГБОУ НПО РО “Сельскохозяйственный профессиональный лицей № 92”». Стабильные успехи студентов в выступлениях на студенческих научно-практических конференциях свидетельствуют о прогрессивном развитии личности педагога и студента. С 2015 года в вузе проводится также отдельная научно-исследовательская конференция по итогам выполнения ВКР студентами направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Полезны совместные со студентами публикации в научных и методических изданиях. Разрабатывая вместе со студентами тему научно-исследовательской работы, преподаватель обогащает интеллектуальную, творческую и эмоциональную сторону своей личности. Приведём примеры таких публикаций:
Крылова М.Н., Белых А.Ю., Матвиенко Н.А. Наиболее актуальные проблемы современной педагогики как предмет выпускной квалификационной работы в вузе // Современная педагогика. – 2015. – № 4 (29). – С. 4-9.
Рыбалко С.Е., Кроливецкая И.Е. Эмоциональное выгорание педагога (на примере ГБПОУ КК Белоглинского аграрно-технического техникума) // Наука и образование в жизни современного общества: Сб. научн. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов: Юком, 2015. – С. 123-125.
Маркосян Р.А., Кроливецкая И.Е., Остапенко И.А. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе (на примере профессионального сельскохозяйственного лицея № 92) // Наука и образование в жизни современного общества: Сб. научн. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов: Юком, 2015. – С. 81-84.
(В приведённых примерах публикаций полужирным шрифтом выделены фамилии научных руководителей).
Контролируя исследовательскую работу, проводимую студентом, педагог сам многому учится: оттачивает умение отбирать литературу для анализа и работать с нею; отрабатывает умение формулировать положения научного аппарата исследования; осознаёт суть практической части научного исследования как итога самостоятельной аналитической работы автора; осознаннее осуществляет выбор тем для исследований студентов; обретает точность в выборе методов исследования; выводит на уровень навыка умение правильно, в соответствии с современными требованиями, оформлять работу; оттачивает стиль научного исследования, что способствует более умелой корректировке языка работ студентов; формирует навыки научного руководства, общения со студентами в процессе исследования.
На наш взгляд, важно то, что, предлагая студентам темы для исследования, корректируя их в дальнейшем, научный руководитель имеет возможность проявить и собственные научные интересы, согласуя с ними выбор тем. Научная пассивность, инертность для научного руководителя ВРК неприемлема, он понимает, что стимулировать самостоятельность и активность студентов получится только у того руководителя, который «горит» сам, который способен постоянно «поставлять» продуктивные идеи для организации научного поиска. Для развития личности педагога часто необходим посыл, толчок, и таким толчком является научное руководство ВКР.
Идеальным становится совпадение при выборе и формулировке темы ВКР научных предпочтений педагога и интересов студента. Работая над теоретическими проблемами в рамках изучаемых в вузе дисциплин психолого-педагогического цикла, проходя педагогическую практику в образовательных учреждениях, студент обычно начинает чувствовать интерес к какой-либо теме (темам), и, если научный руководитель даст этому интересу проявиться, то это, несомненно, будет способствовать самореализации личности будущего выпускника.
При выборе темы научно-исследовательской работы (курсового проекта, ВКР), актуальных как для научных руководителей, так и для студентов, мы акцентируем внимание на конкретизации тем научных работ. Рассмотрим несколько тем:
1. Белых А.Ю. Работа в малых группах как средство формирования коллективизма при изучении курса «Слесарное дело и технические измерения» в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей № 92» (2015 год, руководитель – М.Н. Крылова).
2. Базанаева Э.А. Решение проблемных ситуаций как способ формирования профессиональных компетенций при изучении курса «Устройство автомобилей» в ГБОУ СПО РО «Белокалитвинский политехнический техникум» (2015 год, руководитель – Е.В. Магомедова).
Мы видим здесь несколько уровней конкретизации: конкретен сам предмет изучения, то есть явление, внедряемое в процесс обучения (работа в малых группах или решение проблемных ситуаций), конкретна цель применения данного явления (формирование коллективизма или профессиональных компетенций), конкретны дисциплина, в рамках которой происходит внедрение и место исследования – образовательное учреждение.
Конкретизация обеспечивает самостоятельность работы, научную новизну, возможность маленьких собственных научных открытий студента. Это очень важно с учётом того, что, согласно современным требованиям к содержанию научных работ, в исследовании обязательно должно быть собственное научное слово автора, его находки, результаты, полученные самостоятельно, не взятые из чужих работ. Для преподавателя же, кроме того, очень важно, что конкретизация, о которой сказано выше, неразрывно связана с самостоятельностью работы, по сути, является гарантом наличия исследовательского компонента.
Фактором самореализации личности студента должно стать проводимое им в рамках ВКР исследование. Студент должен осознать, что научное исследование – это его собственная работа, а не реферирование чужих текстов. Тогда в процессе работы студент будет чувствовать удовлетворение от того, что ему удалось самореализоваться как личности с собственным взглядом на предмет анализа, в нашем случае – на процесс профессионального обучения.
Ещё одним условием самореализации личности студента мы считаем индивидуальный подход при выборе темы. Студент должен осознавать, что он выбирает сам, для чего предлагаемых тем должно быть несколько, целый список. Но даже в этом случае надо помнить о возможностях студентов: кому-то подойдёт тема посложнее, а кто-то способен справиться только с простейшей. Несомненно, чем ниже уровень студента, там сложнее с ним работать. Но ведь кто-то должен научить вести исследовательскую работу и студентов, основным учебным баллом которых является «удовлетворительно». Им тоже необходимо внимание, уважение, создающие условия для самореализации личности. Зато в работе с ними даже невысокий результат ценится выше «пятёрки» иного отличника. И такая «политика» педагога будет способствовать формированию психологического комфорта личности студента, который «предполагает отсутствие конфликта, стрессов; ощущение успешности собственной деятельности» [6, с. 109].
Успешность научно-исследовательской деятельности, которая проводится нами в Азово-Черноморском институте со студентами направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», подтверждается участием и получением призовых мест во всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ. Информация об участии в IX Всероссийском конкурсе по итогам защиты ВКР 2015 года, проходившем на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Участие в конкурсе ВКР преподавателей и студентов кафедры «Профессиональная педагогика и иностранные языки» в 2015 году
Название работы |
Автор |
Руководи-тель |
Номинация конкурса |
Занятое место |
Педагогический коллектив как фактор развития личности педагога на примере ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей № 92» |
Маркосян Рима Араиковна |
Кроливецкая Ирина Евгеньевна |
Психолого-педагогические основы профессионального образования |
II |
Деловая игра как способ формирования профессиональных компетенций при преподавании курса «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей № 92» |
Матвиенко Наталья Александров-на |
Крылова Мария Николаевна |
Профессионально-педагогические технологии в профессиональном образовании |
III |
Итак, самореализация личности педагога и студента, представляющая собой стремление субъекта образовательного процесса к самораскрытию, имеет большие перспективы и может полноценно осуществляться в ходе написания студентами выпускных квалификационных работ. Написание ВКР стимулирует самореализацию личности студента и наставника, так как в ходе подготовки и защиты дипломной работы создаются условия для совершенствования их знаний, умений и навыков; отработки научных предпочтений; совместного творчества. Важно учитывать исследовательские предпочтения педагога и студентов при выборе тем работ, индивидуально подходить к работе с каждым студентом, полноценно организовывать научное исследование.