Полный текст статьи
Печать

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретают вопросы сетевого обучения. Это диктуется изменением образовательной ситуации, характеризующейся формированием новой, открытой системы образования, нового содержания обучения, новых требований и условий. Данная ситуация связана с кризисом как системы образования в целом, так и системы профильного обучения в частности, который выражается в обострении проблем качества и релевантности образования, нехватке квалифицированных педагогических кадров, в кризисе финансирования, в отсталости образовательных технологий, в кризисе эффективности и производительности образовательной системы, возникшими противоречиями между современными запросами личности, общества, рынка труда и структурой образования.

Такое положение дел выглядит резким контрастом при сопоставлении с новейшими факторами и возможностями развития системы профильного обучения, такими как становление общего рынка образовательных услуг, создание единого образовательного пространства, интеграция образовательных организаций, сближение образовательных организаций с реальным сектором экономики, учет образовательных запросов населения, которые являются обязательными условиями развития системы образования в XXI веке.

Как следствие, одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого учащегося, формирование гуманных ценностных ориентаций, воспитание конкурентоспособной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. В связи с этим появляется необходимость перестройки деятельности образовательных организаций, поиск новых форм работы, которые бы обеспечивали подрастающему поколению возможность учиться в индивидуальном режиме; реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации; расширение возможностей для развития инициативности, творческого мышления учащихся, получение качественного образования вне зависимости от места проживания.

На основании педагогического опыта, части 1 статьи 13 и статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [5, 6] предполагаем, что в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций повысится качество профильного обучения в муниципальном образовании.

В систему сетевого профильного обучения мы включаем образовательные организации, управление, отношения между субъектами, а также дидактическую систему (технологии, средства, формы обучения). Обосновывая необходимые педагогические условия, мы учитываем многомерность, многофакторность системы и текущее ее состояние в условиях неопределённости.

В настоящее время недостаточно глубоко рассмотрены теоретические основы педагогического проектирования сетевой системы профильного обучения, а также педагогические условия развития и эффективного функционирования модели сетевого обучения, что не позволяет осмыслить объективные функции модели, эффективно развивать связи между образовательными организациями, обеспечить развитие всей системы профильного обучения. Необходимо выявление и научное обоснование педагогических условий реализации сетевой модели профильного обучения в муниципальном образовании.

Согласно В. И. Андрееву педагогические условия представляют собой «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1, с. 347]. Н. В. Ипполитова рассматривает педагогические условия как компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних и внешних элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие [4, с. 53]. В нашем исследовании под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых мер, способствующих успешной реализации модели сетевого профильного обучения и обеспечению ее развития. Комплекс педагогических условий мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых будет способствовать развитию системы профильного обучения в муниципальном образовании, повышению качества профильного обучения в сетевой форме, созданию образовательной среды, позволяющей обеспечить персональный выбор каждому ученику, развивать педагогическую инициативу, обеспеченную поддержкой руководства и эксклюзивностью авторских программ.

В качестве базы исследования определены школы муниципального образования Славянский район.

В соответствии с целью нашего исследования, нормативными документами мы выделяем механизмы обеспечения условий успешной реализации модели сетевого профильного обучения. Т. С. Анисимова считает, что важно знать и понимать влияние объективных законов и закономерностей при конструировании новых моделей в образовании [2, с. 10–11]. В связи с этим обратим внимание на закономерность детерминантной зависимости целей сетевого профильного обучения, технологий и содержания от социального заказа. Такая зависимость представляется естественной и обязательной. Однако, как показывает анализ практики, такое подчинение развивает пассивность, подчиненность господствующим мнениям.

Ряд авторов [3] рассматривают в качестве необходимых условий минимизацию искажения результата и других негативных явлений, предусмотрение рисков при моделировании.

Одним из важных условий является динамичное развитие нормативно-правовой базы реализации сетевой модели профильного обучения на муниципальном и региональном уровнях.

В ходе исследования нами анализировались документы на уровне муниципалитета, способствующие эффективной реализации сетевой модели профильного обучения:

  1. Положение о сетевой организации профильного обучения в г. Славянске-на-Кубани, в котором определяются порядок создания сети образовательных организаций; правовое положение сетевой организации профильного обучения; структура сети; задачи, функции, права, обязанности и ответственность участников сети; порядок взаимодействия образовательных организаций с иными структурными подразделениями при реализации профильного обучения.
  2. Положение о Координационном совете, которое регламентирует деятельность специально созданного коллективного консультационно-совещательного органа, осуществляющего управление сетевой организацией профильного обучения в общеобразовательных организациях.
  3. Положение о сетевой группе, в котором определяются условия и принципы создания сетевых групп учащихся, принципы мобильности учащихся профильных сетевых групп, права и обязанности учащихся данных групп.
  4. Единый сетевой учебный план общеобразовательных организаций муниципального образования Славянский район для 10–11-х классов, который представляет перечень сетевых учебных дисциплин с указанием объема их изучения, школ, где планируется проводить данные дисциплины, с разбивкой по учебным периодам, с указанием видов аттестации и сроков её проведения.
  5. Рекомендации по формированию индивидуальных учебных планов учащихся, содержащие перечень сетевых профильных дисциплин, принципы, порядок распределения часов профильных и непрофильных дисциплин для учащихся школ-участников сети.
  6. Положение о порядке проведения промежуточной и текущей аттестации обучающихся сетевой профильной группы.
  7. Типовая форма договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве при реализации профильного обучения, где обозначены общие условия взаимодействия образовательных организаций сети, права и обязанности участников сетевого профильного обучения.
  8. Приказы об утверждении перечня образовательных организаций, участвующих в сетевом профильном, приказ об утверждении перечня профилей и профильных направлений, реализуемых в образовательных организациях, приказ об открытии сетевых профильных групп.

Анализ показал отсутствие единой системы сетевого профильного обучения на уровне муниципального образования Славянский район. Причинами такого положения дел послужило отсутствие механизма финансирования (подушевое финансирование в каждой образовательной организации), недостаточное владение информационными ресурсами, отсутствие контента и единого информационно-образовательного пространства, недостаточная готовность системы управления для обеспечения работы образовательных организаций в условиях сети, неразработанность системы оценивания.

Условием реализации сетевого профильного обучения в муниципалитете, на наш взгляд, является единое ресурсное пространство (материально-техническое, кадровое, финансово-правовое, научно-методическое, информационно-коммуника­ционное, психологическое).

Единство ресурсов участников сети позволяет обеспечить качественное, непрерывное образование учащихся, способствовать личностному развитию на основе адекватной оценки их возможностей и способностей в выбранном направлении профильного обучения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В настоящее время в условиях ограничения источников финансирования школ не всегда имеется возможность оснащения современным оборудованием кабинетов, открытия мастерских, лабораторий для проведения профильных занятий. Сетевая организация обучения предполагает, что любой учащийся будет иметь доступ к ресурсам сетевых организаций (школы, вузы), согласно выбранным профильным дисциплинам (современное оборудование, библиотеки, предметные кабинеты, учебно-методические комплекты по профильным предметам, курсам).

В современной системе профильного обучения зачастую подготовкой учащихся профильных классов занимаются педагоги, не имеющие квалификации, а также опыта инновационной деятельности. Единые кадровые ресурсы предполагают формирование базы лучших педагогов муниципального образования компетентных в соответствующей предметной области знания и методах обучения.

Единое финансово-правовое пространство определяет источники совместного финансирования, регламентирует права и обязанности участников сетевой организации.

Информационно-коммуникационные ресурсы формируют единое информационное поле с помощью Интернет технологий для получения качественного профильного обучения. Планируется создание единой базы, где будет доступна информация об образовательных услугах, спросе и предложениях рынка труда, возможностях карьерного роста, самообразования.

Психологическое сопровождение сетевого обучения будет способствовать адекватному осознанию собственных возможностей и способностей в сфере деятельности, связанной с будущей профессиональной карьерой и личным жизненным успехом, познавательных интересов, склонности к различным профессиям, профессиональному самоопределению, саморазвитию. В системе образования МО Славянский район открыты ресурсные центры по подготовке кадров в области техносферной безопасности «Спасатель» в Славянском сельскохозяйственном техникуме, по подготовке кадров в области сельского хозяйства (плодоводства и овощеводства) в ГБПОУ КК СЭТ.

При их создании были учтены территориальные и отраслевые положительные тенденции, связи с успешно развивающимися современными научно-производственными комплексами (в частности агрофирма «Сад-Гигант»)

Из этого опыта можно выявить еще одно неизменное педагогическое условие сетевого обучения – это необходимость широкого участия педагогов в исследовательской деятельности. Реализация этого условия меняет обучение в сетевой форме на качественном уровне, развивает инновационность, обеспечивает продуктивность профильного образования.

Еще одним из условий реализации сетевой модели профильного обучения является возможность перемещения учащихся и учителей образовательных организаций, входящих в сеть.

Учащиеся осваивают базовые предметы, оставаясь на своих местах в школе, профильные предметы учебного плана выбранного ими профиля и элективные курсы могут изучать в других школах города, участвующих в сетевой модели профильного обучения. При этом оценивание учебных достижений учащихся осуществляется как учителями школ, в которых данные ученики обучаются, так и сетевыми учителями из других образовательных организаций.

Также на основании договора о совместной деятельности сетевые образовательные организации обеспечивают условия для реализации сетевого учебного плана и утвержденных индивидуальных учебных планов; организацию питания учащихся, учебно-воспитательного процесса, обеспечение учащихся учебной и научной литературой, проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Важным условием реализации модели является создание мотивации учащихся к участию в сетевых взаимодействиях, представлении собственных достижений.

Учащимся предоставляется право построения собственного образовательного маршрута, выбора форм оценивания, контроля, программ и курсов исходя из собственных возможностей и способностей в сфере деятельности, связанной с будущей профессиональной карьерой и личным жизненным успехом. Расширение спектра образовательных услуг в целях обеспечения доступности качественного среднего (полного) образования, создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников через построение индивидуальных образовательных маршрутов послужит повышению мотивации учащихся.

Таким образом, необходимо отметить, что данные педагогические условия формируются комплексно, включая различные составляющие (педагогические, методические, административные). Только при их комплексном соблюдении взаимодействие на принципах социального партнерства позволяет преодолевать закрытость и автономность образовательных учреждений, выстраивать вертикальные и горизонтальные связи между образовательными учреждениями, преследующими единые цели, что приводит к заметному расширению спектра выбора предоставляемых образовательных услуг, повышению качества и эффективности использования ресурсов в системе образования.

Выявленные нами условия являются необходимыми при реализации сетевого профильного обучения. Но их нельзя считать достаточными для продуктивного развития без количественной оценки, которую мы намерены осуществить в разработке математической модели.