На современном этапе развития человеческого общества, не возникает сомнений в необходимости и важности сохранения и развития креативных способностей личности. Достоверно известно, что креативные способности присутствуют у каждого человека, но, несмотря на это, творческий креативный труд остается уделом немногих. А. Маслоу пришел по этому поводу к выводу, что креативность – это потенциал, данный каждому человеку от рождения, но во время социализации большинство из нас теряет эту способность [1]. Основываясь на данном заключении можно утверждать, что начинать развивать креативность нужно с самого раннего возраста, и продолжать работу в этом направлении на протяжении всей жизни. В связи с этим возникает необходимость в разработке программ развития креативности, а также поиске надежных способов ее измерения.
В качестве одного из инструментов реализации данных задач была разработана программа формирования креативности школьников, реализованная на уроках географии и истории в 5-х классах средней общеобразовательной школы. Программа представляет собой не отдельно взятую дисциплину, а была интегрирована в школьный курс перечисленных выше предметов. В основе программы лежат задания разработанные на основе эвристических методов, широко освещенных в работах Андрея Викторовича Хуторского [2]. В программе широко представлены задания, составленные на основе:
- метода эмпатии;
- метода гипотез;
- метода «Если бы…»;
- метода символического видения;
- метода рефлексии.
Тематика заданий была подобранна в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием дисциплин.
Для оценки качества разработанной программы, был проведен мониторинг уровня развития аспектов креативности «сложность», «воображение», «склонность к риску» и «любознательность» у школьников [8–11].
Целью мониторинга стало:
- измерение на линейной шкале уровня развития аспектов креативности у школьников как до, так и после реализации программы;
- проведение многофакторного дисперсионного анализа эффективности разработанной программы формирования креативности.
В качестве респондентов выступили ученики трех 5-х классов МБОУ СОШ № 39. В первом опросе, проводившемся до проведения эксперимента, приняли участие 74 человека, а в повторном, опросе после реализации программы – 80.
В качестве измерительного инструмента использовался один и тот же опросник до и после реализации программы формирования креативности [3].
Измерения проводились в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша [4]. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при решении задач в социальных системах [9]. Оценка качества данного опросника выявила невозможность его использования в качестве единого инструмента измерения креативности [13]. Но части данного опросника пригодны для измерения аспекта креативности для которого они предназначены, а именно «любознательность» [5], «воображение» [6, 7], «склонность к риску» [8], «сложность» [9].
Рассмотрим результаты полученных измерений. Мониторинг любознательности школьников, выявил статистически значимую общую положительную динамику ее роста во всех пятых классах участвующих в эксперименте (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения любознательности школьников до и после внедрения
программы формирования креативности
Фактор А |
Оценка любознательности (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
До реализации программы |
0,522 |
74 |
0,065 |
0,394 |
0,651 |
После реализации программы |
0,722 |
80 |
0,062 |
0,599 |
0,845 |
Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о увеличении уровня развития любознательности в среднем по всем классам после внедрения программы формирования креативности (0,722 логит, по сравнению с результатами полученными до внедрения этой программы 0,522 логит).
Также была выявлена противоречивая динамика (табл. 2). С одной стороны прослеживается значительный рост любознательности у девочек (с 0,352 до 0,879 логит), а с другой – небольшое его снижение у ребят (с 0,692 до 0,564 логит).
Таблица 2
Средние значения любознательности учеников в зависимости
от пола и эффекта программы формирования креативности
Фактор А (программа) |
Фактор С (пол) |
Оценка любознательности (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
До реализации программы |
м |
0,692 |
43 |
0,084 |
0,526 |
0,859 |
ж |
0,352 |
31 |
0,099 |
0,157 |
0,548 |
|
После реализации программы |
м |
0,564 |
46 |
0,081 |
0,404 |
0,725 |
ж |
0,879 |
34 |
0,094 |
0,693 |
1,065 |
Графически данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Динамика развития любознательности учеников в зависимости от пола
Этот эффект можно объяснить тем, что разработанная программа формирования креативности представляет больший интерес для девочек, чем для мальчиков. Но в целом программа показала свою эффективность.
Мониторинг развития аспекта креативности «сложность» позволил установить, общее увеличение его уровня развития с 0,079 логит до 0,155 логит.
Таблица 3
Средние значения аспекта креативности «сложность» до и после внедрения программы формирования креативности
Фактор А |
Оценка сложности (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
До реализации программы |
0,079 |
74 |
0,037 |
0,006 |
0,151 |
После реализации программы |
0,155 |
80 |
0,035 |
0,085 |
0,224 |
Данные, представленные в табл. 4, также отражают рост уровня развития аспекта креативности «сложность» у школьников в среднем по классам. В 5А с 0,108 до 0,161 логит, в 5Б с 0,009 до 0,161 логит, и с 0,118 до 0,132 логит в 5В классе.
Таблица 4
Средние значения сложности у школьников в зависимости от эффекта
программы и класса, в котором они обучаются
Фактор А (программа) |
Фактор B (класс) |
Оценка сложности (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
До реализации программы |
5А |
0,108 |
26 |
0,064 |
-0,017 |
0,234 |
5Б |
0,009 |
24 |
0,064 |
-0,118 |
0,135 |
|
5В |
0,118 |
24 |
0,063 |
-0,006 |
0,243 |
|
После реализации программы |
5А |
0,171 |
28 |
0,060 |
0,052 |
0,289 |
5Б |
0,161 |
28 |
0,059 |
0,045 |
0,278 |
|
5В |
0,132 |
24 |
0,063 |
0,007 |
0,257 |
Графическое отображение данной информации приведено на рис. 2.
Рис. 2. Динамика развития сложности у учеников в зависимости от класса
Динамика развития данной латентной переменной в зависимости от пола учащихся представлена в табл. 5 и отображена на рис. 3.
Таблица 5
Средние значения аспекта креативности «сложность» у школьников
в зависимости от пола и эффекта программы
Фактор А (программа) |
Фактор С (пол) |
Оценка сложности (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
До реализации программы |
м |
0,099 |
43 |
0,048 |
0,005 |
0,193 |
ж |
0,058 |
31 |
0,056 |
-0,052 |
0,169 |
|
После реализации программы |
м |
0,141 |
46 |
0,046 |
0,050 |
0,232 |
ж |
0,168 |
34 |
0,053 |
0,063 |
0,273 |
Данные приведенные в табл. 5, также отражают рост аспекта креативности «сложность» у воспитанников в зависимости от их пола.
Рис. 3. Динамика развития «сложности» у учеников в зависимости от их пола
На основании графических данных можно отметить больший эффект программы по отношению к девочкам чем к представителям мужского пола.
Рассмотрим результаты оценки эффективности исследуемой программы по отношению к аспекту креативности «склонность к риску». Полученные результаты (табл. 6) свидетельствуют о том, что работа, проводившаяся в рамках программы развития креативности, оказалась неэффективной. В среднем по всем классам наблюдается снижение уровня склонности к риску школьников с 0,204 логит до 0,127 логит. Результаты могут быть обусловлены тем, что в целом «склонность к риску» рассматривается как негативный фактор, и искореняется педагогическим коллективом.
Таблица 6
Средние значения склонности к риску школьников до и после внедрения
программы формирования креативности
Фактор А |
Оценка склонности к риску (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
До реализации программы |
0,204 |
74 |
0,031 |
0,143 |
0,266 |
После реализации программы |
0,127 |
80 |
0,030 |
0,069 |
0,186 |
Представляет интерес эффект программы в зависимости от класса испытуемых. Соответствующие данные представлены в табл. 7 и отображены на рис. 4.
Таблица 7
Средние значения склонности к риску школьников в зависимости
от эффекта программы и класса в котором они обучаются
Фактор А (программа) |
Фактор B (класс) |
Оценка склонности к риску (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
До реализации программы |
5А |
0,269 |
26 |
0,054 |
0,163 |
0,375 |
5Б |
0,186 |
24 |
0,054 |
0,079 |
0,292 |
|
5В |
0,159 |
24 |
0,053 |
0,054 |
0,264 |
|
После реализации программы |
5А |
0,150 |
28 |
0,050 |
0,050 |
0,250 |
5Б |
0,149 |
28 |
0,050 |
0,050 |
0,247 |
|
5В |
0,083 |
24 |
0,053 |
-0,022 |
0,189 |
Данные, представленные в табл. 7, свидетельствуют о полученном отрицательном эффекте. Наблюдается снижение уровня развития склонности к риску у школьников. В 5А с 0,269 до 0,150 логит, в 5Б с 0,186 до 0,149 логит и с 0,159 до 0,083логит в 5В классе.
Рис. 4. Динамика развития склонности к риску учеников в зависимости от класса
Рассмотрим эффект программы на уровень развития данной латентной переменной в зависимости от пола учащихся. Данные характеризующие данный процесс представлены в табл. 8.
Таблица 8
Средние значения склонности к риску школьников
в зависимости от пола и эффекта программы
Фактор А (программа) |
Фактор С (пол) |
Оценка склонности к риску (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
До реализации программы |
м |
0,202 |
43 |
0,040 |
0,122 |
0,281 |
ж |
0,207 |
31 |
0,047 |
0,114 |
0,301 |
|
После реализации программы |
м |
0,120 |
46 |
0,039 |
0,044 |
0,197 |
ж |
0,134 |
34 |
0,045 |
0,046 |
0,223 |
Как видно, данные приведенные в табл. 8, также отражают общее снижение данного аспекта креативности как у мальчиков, так и у девочек. Графически данная информация представлена на рис. 5.
Рис. 5. Динамика развития склонности к риску учеников в зависимости от их пола
Рассмотрим влияние программы на развитие воображения у школьников. В результате исследования была выявлена статистически значимая общая положительная динамика роста воображения у школьников в целом с 0,128 логит до 0,320 логит (табл. 9).
Таблица 9
Средние значения уровня воображения у школьников до и после внедрения программы формирования креативности
Фактор А |
Оценка воображения (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
||||
До реализации программы |
0,128 |
74 |
0,058 |
0,014 |
0,242 |
После реализации программы |
0,320 |
80 |
0,055 |
0,211 |
0,429 |
Данные, представленные в табл. 10, также свидетельствуют о положительном эффекте программы на каждый класс в отдельности. Было выявлено повышение уровня развития воображения у школьников в 5А с 0,166 до 0,248 логит, в 5Б с 0,088 до 0,434 логит и с 0,129 до 0,278 логит в 5В классе.
Таблица 10
Средние значения воображения школьников в зависимости от эффекта
программы и класса в котором они обучаются
Фактор А (программа) |
Фактор B (класс) |
Оценка воображения (логит) |
Объем выборки |
Стандартная ошибка (логит) |
95% доверительный интервал |
|
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|||||
До реализации программы |
5А |
0,166 |
26 |
0,100 |
-0,032 |
0,364 |
5Б |
0,088 |
24 |
0,101 |
-0,111 |
0,287 |
|
5В |
0,129 |
24 |
0,099 |
-0,067 |
0,326 |
|
После реализации программы |
5А |
0,248 |
28 |
0,094 |
0,062 |
0,434 |
5Б |
0,434 |
28 |
0,093 |
0,251 |
0,618 |
|
5В |
0,278 |
24 |
0,100 |
0,081 |
0,475 |
Таким образом, на основании данных полученных по результатам проведенного мониторинга можно сделать следующие выводы.
Разработанная и реализованная программа развития креативности несовершенна и нуждается в доработке. Основным недостатком программы является ее недостаточный эффект на представителей мужского пола, а также отсутствие положительной динамики в развитии аспекта креативности «склонность к риску». Но в тоже время, программа оказалась эффективной по ряду показателей, таких как:
- развитие аспектов креативности «любознательность», «воображение», «сложность»;
- ярко выраженная положительная динамика развития аспектов креативности у девочек.
В связи с этим необходима дальнейшая работа по усовершенствованию программы, направленная на устранение перечисленных выше недостатков.