Полный текст статьи
Печать

Подростковый возраст порождает стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию [1]. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Причинами создания данной внеурочной программы стали:

-     отсутствие аналогов подобных образовательных программ,

-     существующие программы портфолио обучающихся в основном носят собирательный характер или в них не реализуется метапредметный подход..

Теоретическим базисом программы стали:

-     психологические работы Ю.Л. Линецкого [1, 4-10],

-     собственный опыт разработчиков программы в организации пространства развития рефлексии у обучающихся.

      Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного [5].

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [3]. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями [4]. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга [7]. 

Л.Д.Демина поясняет рефлексию так: Рефлексия – это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями [5]. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания [8]. Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими [9]. Рефлексия – это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад [10]. Рефлексия - инструмент самосознания, и как развитие самосознания порождает потребность в рефлексии, так и рефлексия, в свою очередь, позволяет развиваться самосознанию [5]. Личностная рефлексия - это всегда целенаправленное и осознанное действие личности [5].

Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.

Одной из форм развития рефлексии является ведение учащимися портфолио. Совместно с учащимися разрабатывается его структура, которая содержит титульную страницу с краткой информацией об авторе портфолио и три блока:

  • Учебная деятельность (наиболее значимые для учащегося работы с самоанализом и оценкой или с комментарием, в котором он выражает свое отношением к ним);
  •  Внеучебная и дополнительная деятельность (комментарии отношения к занятиям);
  • Приложение (грамоты, дипломы, подтверждающие участие учащихся в мероприятиях разного уровня).

Портфолио пятиклассника служит для решения следующих задач:

-        способствует адаптации  учащегося к требованиям и условиям обучения в среднем звене;

-        позволяет приобрести учащимся различные формы по развитию метапредметных  навыков  в  области различных мыслительных операций, а также совершенствовать смысловое чтение;

-        содействует проявлению индивидуальности учащегося и его саморазвитию.

Цель образовательной программы –  формирование у учащихся 5-6 классов элементов рефлексии в процессе создания портфолио.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

С учащимися пятых классов

С  учащимися шестых классов

1.Сформировать у учащихся пятых классов навык оценки своей учебной, внеучебной, дополнительной деятельности.

2. Поддержать у учащихся важность  и значимость  владения устного и письменного анализа своей деятельности, как элементов рефлексии.

3.Актуализировать интерес пятиклассников к устному и письменному анализу своей деятельности.

 

1.Сформировать и закрепить у учащихся шестых классов навык систематической оценки своей учебной, внеучебной, дополнительной деятельности.

 2.Поддержать важность  и значимость  владения устного и письменного анализа своей деятельности, как элементов рефлексии.

3. Мотивировать шестиклассников к регулярному устному и письменному анализу своей деятельности.

Новизной образовательной программы является то, что:

-          в программе реализуется метапредметный подход;

-               на основе литературных источников мы разработали самостоятельно схему развития личностной рефлексии в подростковом возрасте (рис.1) [1,6,10].

Из схемы следует, что развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте осуществляется при помощи формирования осознанного отношения подростка к событиям своей жизни, времени своей жизни, процедуре выбора, и осознанию своих желаний. 

Рис. 1

   Заявленные результаты внеурочной программы достигаются:

-        в совместной деятельности учителей-предметников с классным руководителем,

-        при реализации внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка»,

-        при условии взаимных доверительных отношений обучающихся и учителя, реализующего данную внеурочную программу. 

Риски реализации программы

Риски

Пути минимизации рисков

  1. Отсутствует взаимное доверие и откровенность между обучающимся и учителем (классным руководителем)

Выстроить доверительные отношения учителям с  учащимися.  Содействовать сплочению ученического коллектива. Реализовать данную программу классным руководителям.

  1. Отсутствие самоанализа или комментариев в портфолио учащихся

Предусмотреть клише для написания самоанализа или комментариев

  1. Низкая способность к рефлексии учителя (классного руководителя)

Саморазвитие и самосовершенствование учителей в рефлексии

Внеурочная программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Количество часов: 8 часов в год (5 класс); 17 часов в год (6 класс).

 

Учебно-тематический план - 5 класс  (8 часов в год)

№ занятия

Тема

Планируемый результат

Формы деятельности учащегося

1.

Разработка структуры портфолио.

Совместно с учащимися разработаны разделы портфолио.

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

2.

Образовательное событие «Сентябревка».

Учащиеся прожили процедуру выбора, выбрали личностно-значимую лабораторию.

Анализ образовательных услуг, выбор личностно-значимой лаборатории, рефлексия.

3.

Методика незаконченных предложений.

Создана ситуация осмысления учащимися событий своей жизни.

Осознают некоторые события своей жизни.

4.

Рефлексивное эссе.

Создана ситуация осмысления учащимися событий своей жизни.

Знакомятся с формой рефлексивного эссе. Осознают некоторые события своей жизни.

5.

Презентация деятельности учащегося в лабораториях первого потока.

Учащиеся знакомятся с деятельностью лабораторий первого потока, определяются, насколько они заинтересованы в данной деятельности.

Знакомят одноклассников с прожитой деятельностью в лабораториях, со своими успехами, проблемами и переживаниями.

6.

Выбор лаборатории второго потока.

Учащиеся прожили процедуру выбора, выбрали личностно-значимую лабораторию.

Выбор личностно-значимой лаборатории, рефлексия.

7.

Презентация деятельности учащегося в лабораториях второго потока.

Учащиеся знакомятся с деятельностью лабораторий первого потока, определяются, насколько они заинтересованы в данной деятельности.

Знакомят одноклассников с прожитой деятельностью в лабораториях, со своими успехами, проблемами и переживаниями.

8.

Защита портфолио.

Оформленное портфолио учащихся. Защита портфолио.

Рефлексия

 

Учебно-тематический план - 6 класс (17 часов в год) 

№ занятия

Тема

Планируемый результат

Формы деятельности учащегося

1.

Разработка структуры портфолио.

Совместно с учащимися разработаны разделы портфолио.

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

2.

Презентация внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка»

Учащиеся познакомились с внеурочной комплексной образовательной программой «Семерочка»

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

3.

Что такое рефлексивное эссе?

Создана ситуация осмысления учащимися событий своей жизни.

Вспоминают форму рефлексивного эссе. Осознают некоторые события своей жизни.

4-8.

Рефлексивное эссе «Мой рост в предмете».

Создана ситуация осмысления учащимися навигации в предметах внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка»

Осваивают форму рефлексивного эссе. Осознают свое продвижение в предмете после освоения каждого модуля внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка».

9.

Мои достижения и успехи.

Зафиксирован позитивный опыт освоения модулей внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка».

Осмысливают свое продвижение в предмете после освоения каждого модуля внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка».

10.

Мои трудности и неудачи.

Учащиеся определяют и осмысливают свои трудности и неудачи в процессе освоения модулей внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка».

Осмысливают свое продвижение в предмете после освоения каждого модуля внеурочной комплексной образовательной программой «Семерочка».

11.

Поиск ресурсов преодоления неудач.

Учащиеся находят ресурсы преодоления своих трудностей и неудач.

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

12.

Мой план преодоления трудностей.

Составлены планы преодоления трудностей учащимися.

Первичная актуализация, беседа, рефлексия.

13.

Презентация планов преодоления трудностей.

Учащиеся знакомятся с трудностями одноклассников и вариантами их устранения.

Знакомят одноклассников со своим планом преодоления трудностей, рефлексия. Рекомендуют другие пути устранения проблем.

14-15.

Подготовка портфолио к защите.

Оформленное портфолио учащихся.

Осмысливают некоторые образовательные события своей жизни.

16-17.

Защита портфолио.

Защита портфолио.

Рефлексия.

Содержательная часть

Структура портфолио:

  • титульный лист с краткой информацией об авторе;
  •  учебная деятельность;
  •  внеучебная и дополнительная деятельность;
  • приложение.

Для высказывания своих суждений используются :

  • Методика незаконченных предложений. Дописать тезис — это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи:

- Знаю, что глупо, но боюсь…  

- Думаю, что я достаточно способен, чтобы…  

- Моей самой большой ошибкой было…..  

- Когда мне начинает не везти, я…..  

- Больше всего я хотел бы в жизни….  .

  • ·      Эссе - собственные мысли автора по конкретному вопросу. Предлагается следующий план для его написания:

-          вступление,

-          формулировка проблемы,

-          комментарии к проблеме (рассуждение о проблеме и путях ее разрешения),

-          авторское мнение и аргументация,

заключение(вывод, обобщение сказанного).

  • Беседа (по запросу обучающихся

Методическая часть программы

Согласно со схемой развития личностной рефлексии в подростковом возрасте (рис.1) в образовательном процессе используются следующие методы развития рефлексии:

  1. погружение подростков в полярные характеристики отношения к жизни (себе, другим людям), такие как "иметь", "быть", "сознательный выбор" и "бегство от свободы" – данный метод способствует формированию системы ценностей у учащихся, является ведущим на этапе стихийной рефлексии;
  2. знакомство подростков со своей системой отношений к таким составляющим личностной рефлексии как: "время", "событие", "желание", "выбор" и "осознанность" - данный метод способствует накоплению у учащихся способов и приемов  личностной рефлексии, является ведущим на этапе подражающей рефлексии.

Технологии развития рефлексии представлены на рис. 2-3. На протяжении всей деятельности осуществляется сопровождение учащихся.

Диагностическая часть

Целенаправленное развитие личностной рефлексии психологи отслеживают по следующим критериям:

  1. формирование устойчивой временной перспективы (наличие проекта, ИОМ,ИОТ);
  2. наличие осознанных целей (реалистичных, достижимых);
  3. социально-ролевая (позднее профессиональная) идентификация;
  4. наличие способности к самооценке (позднее к углубленной самооценке);
  5. наличие высокого уровня самоуважения;
  6. наличие мотивации к социально-значимым действиям;
  7. способность брать на себя ответственность. [1,5,7,8,9]

В основу мониторинга данной образовательной программы лег критерий «наличие у учащихся способностей к самооценке». С этой целью в начале учебного года организуются классные часы, где совместно с учащимися разрабатывается структура портфолио и критерии, по которым в дальнейшем проводится его защита. В конце учебного года организуется классный час, на котором учащиеся защищают портфолио.

Примерными критериями портфолио могут быть:

Критерий

Показатели

Балл

Наличие портфолио

Есть портфолио

1

Нет портфолио

0

Соответствие структуре портфолио

Портфолио соответствует полностью

3

Есть замечания к структуре портфолио

2

Портфолио не соответствует разработанной структуре

1

Наличие комментариев и самоанализа в портфолио

Есть работы с самоанализом или комментариями к 4-5 различным предметам

5

Есть работы с самоанализом или комментариями к 2-3 различным предметам

3

Есть работы с самоанализом или комментариями к одному предмету

1

Наличие приложения

Есть приложение

1

Нет приложения

0

 

ИТОГО:

10


Рис. 2 

Технология развития рефлексии в пятых классах

Рис. 3