Подростковый возраст порождает стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию [1]. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.
Причинами создания данной внеурочной программы стали:
- отсутствие аналогов подобных образовательных программ,
- существующие программы портфолио обучающихся в основном носят собирательный характер или в них не реализуется метапредметный подход..
Теоретическим базисом программы стали:
- психологические работы Ю.Л. Линецкого [1, 4-10],
- собственный опыт разработчиков программы в организации пространства развития рефлексии у обучающихся.
Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного [5].
В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [3]. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями [4]. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга [7].
Л.Д.Демина поясняет рефлексию так: Рефлексия – это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями [5]. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания [8]. Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими [9]. Рефлексия – это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад [10]. Рефлексия - инструмент самосознания, и как развитие самосознания порождает потребность в рефлексии, так и рефлексия, в свою очередь, позволяет развиваться самосознанию [5]. Личностная рефлексия - это всегда целенаправленное и осознанное действие личности [5].
Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.
Одной из форм развития рефлексии является ведение учащимися портфолио. Совместно с учащимися разрабатывается его структура, которая содержит титульную страницу с краткой информацией об авторе портфолио и три блока:
- Учебная деятельность (наиболее значимые для учащегося работы с самоанализом и оценкой или с комментарием, в котором он выражает свое отношением к ним);
- Внеучебная и дополнительная деятельность (комментарии отношения к занятиям);
- Приложение (грамоты, дипломы, подтверждающие участие учащихся в мероприятиях разного уровня).
Портфолио пятиклассника служит для решения следующих задач:
- способствует адаптации учащегося к требованиям и условиям обучения в среднем звене;
- позволяет приобрести учащимся различные формы по развитию метапредметных навыков в области различных мыслительных операций, а также совершенствовать смысловое чтение;
- содействует проявлению индивидуальности учащегося и его саморазвитию.
Цель образовательной программы – формирование у учащихся 5-6 классов элементов рефлексии в процессе создания портфолио.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
С учащимися пятых классов |
С учащимися шестых классов |
1.Сформировать у учащихся пятых классов навык оценки своей учебной, внеучебной, дополнительной деятельности. 2. Поддержать у учащихся важность и значимость владения устного и письменного анализа своей деятельности, как элементов рефлексии. 3.Актуализировать интерес пятиклассников к устному и письменному анализу своей деятельности.
|
1.Сформировать и закрепить у учащихся шестых классов навык систематической оценки своей учебной, внеучебной, дополнительной деятельности. 2.Поддержать важность и значимость владения устного и письменного анализа своей деятельности, как элементов рефлексии. 3. Мотивировать шестиклассников к регулярному устному и письменному анализу своей деятельности. |
Новизной образовательной программы является то, что:
- в программе реализуется метапредметный подход;
- на основе литературных источников мы разработали самостоятельно схему развития личностной рефлексии в подростковом возрасте (рис.1) [1,6,10].
Из схемы следует, что развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте осуществляется при помощи формирования осознанного отношения подростка к событиям своей жизни, времени своей жизни, процедуре выбора, и осознанию своих желаний.
Рис. 1
Заявленные результаты внеурочной программы достигаются:
- в совместной деятельности учителей-предметников с классным руководителем,
- при реализации внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка»,
- при условии взаимных доверительных отношений обучающихся и учителя, реализующего данную внеурочную программу.
Риски реализации программы
Риски |
Пути минимизации рисков |
|
Выстроить доверительные отношения учителям с учащимися. Содействовать сплочению ученического коллектива. Реализовать данную программу классным руководителям. |
|
Предусмотреть клише для написания самоанализа или комментариев |
|
Саморазвитие и самосовершенствование учителей в рефлексии |
Внеурочная программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Количество часов: 8 часов в год (5 класс); 17 часов в год (6 класс).
Учебно-тематический план - 5 класс (8 часов в год)
№ занятия |
Тема |
Планируемый результат |
Формы деятельности учащегося |
1. |
Разработка структуры портфолио. |
Совместно с учащимися разработаны разделы портфолио. |
Первичная актуализация, беседа, рефлексия. |
2. |
Образовательное событие «Сентябревка». |
Учащиеся прожили процедуру выбора, выбрали личностно-значимую лабораторию. |
Анализ образовательных услуг, выбор личностно-значимой лаборатории, рефлексия. |
3. |
Методика незаконченных предложений. |
Создана ситуация осмысления учащимися событий своей жизни. |
Осознают некоторые события своей жизни. |
4. |
Рефлексивное эссе. |
Создана ситуация осмысления учащимися событий своей жизни. |
Знакомятся с формой рефлексивного эссе. Осознают некоторые события своей жизни. |
5. |
Презентация деятельности учащегося в лабораториях первого потока. |
Учащиеся знакомятся с деятельностью лабораторий первого потока, определяются, насколько они заинтересованы в данной деятельности. |
Знакомят одноклассников с прожитой деятельностью в лабораториях, со своими успехами, проблемами и переживаниями. |
6. |
Выбор лаборатории второго потока. |
Учащиеся прожили процедуру выбора, выбрали личностно-значимую лабораторию. |
Выбор личностно-значимой лаборатории, рефлексия. |
7. |
Презентация деятельности учащегося в лабораториях второго потока. |
Учащиеся знакомятся с деятельностью лабораторий первого потока, определяются, насколько они заинтересованы в данной деятельности. |
Знакомят одноклассников с прожитой деятельностью в лабораториях, со своими успехами, проблемами и переживаниями. |
8. |
Защита портфолио. |
Оформленное портфолио учащихся. Защита портфолио. |
Рефлексия |
Учебно-тематический план - 6 класс (17 часов в год)
№ занятия |
Тема |
Планируемый результат |
Формы деятельности учащегося |
1. |
Разработка структуры портфолио. |
Совместно с учащимися разработаны разделы портфолио. |
Первичная актуализация, беседа, рефлексия. |
2. |
Презентация внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка» |
Учащиеся познакомились с внеурочной комплексной образовательной программой «Семерочка» |
Первичная актуализация, беседа, рефлексия. |
3. |
Что такое рефлексивное эссе? |
Создана ситуация осмысления учащимися событий своей жизни. |
Вспоминают форму рефлексивного эссе. Осознают некоторые события своей жизни. |
4-8. |
Рефлексивное эссе «Мой рост в предмете». |
Создана ситуация осмысления учащимися навигации в предметах внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка» |
Осваивают форму рефлексивного эссе. Осознают свое продвижение в предмете после освоения каждого модуля внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка». |
9. |
Мои достижения и успехи. |
Зафиксирован позитивный опыт освоения модулей внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка». |
Осмысливают свое продвижение в предмете после освоения каждого модуля внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка». |
10. |
Мои трудности и неудачи. |
Учащиеся определяют и осмысливают свои трудности и неудачи в процессе освоения модулей внеурочной комплексной образовательной программы «Семерочка». |
Осмысливают свое продвижение в предмете после освоения каждого модуля внеурочной комплексной образовательной программой «Семерочка». |
11. |
Поиск ресурсов преодоления неудач. |
Учащиеся находят ресурсы преодоления своих трудностей и неудач. |
Первичная актуализация, беседа, рефлексия. |
12. |
Мой план преодоления трудностей. |
Составлены планы преодоления трудностей учащимися. |
Первичная актуализация, беседа, рефлексия. |
13. |
Презентация планов преодоления трудностей. |
Учащиеся знакомятся с трудностями одноклассников и вариантами их устранения. |
Знакомят одноклассников со своим планом преодоления трудностей, рефлексия. Рекомендуют другие пути устранения проблем. |
14-15. |
Подготовка портфолио к защите. |
Оформленное портфолио учащихся. |
Осмысливают некоторые образовательные события своей жизни. |
16-17. |
Защита портфолио. |
Защита портфолио. |
Рефлексия. |
Содержательная часть
Структура портфолио:
- титульный лист с краткой информацией об авторе;
- учебная деятельность;
- внеучебная и дополнительная деятельность;
- приложение.
Для высказывания своих суждений используются :
- Методика незаконченных предложений. Дописать тезис — это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи:
- Знаю, что глупо, но боюсь…
- Думаю, что я достаточно способен, чтобы…
- Моей самой большой ошибкой было…..
- Когда мне начинает не везти, я…..
- Больше всего я хотел бы в жизни…. .
- · Эссе - собственные мысли автора по конкретному вопросу. Предлагается следующий план для его написания:
- вступление,
- формулировка проблемы,
- комментарии к проблеме (рассуждение о проблеме и путях ее разрешения),
- авторское мнение и аргументация,
заключение(вывод, обобщение сказанного).
- Беседа (по запросу обучающихся
Методическая часть программы
Согласно со схемой развития личностной рефлексии в подростковом возрасте (рис.1) в образовательном процессе используются следующие методы развития рефлексии:
- погружение подростков в полярные характеристики отношения к жизни (себе, другим людям), такие как "иметь", "быть", "сознательный выбор" и "бегство от свободы" – данный метод способствует формированию системы ценностей у учащихся, является ведущим на этапе стихийной рефлексии;
- знакомство подростков со своей системой отношений к таким составляющим личностной рефлексии как: "время", "событие", "желание", "выбор" и "осознанность" - данный метод способствует накоплению у учащихся способов и приемов личностной рефлексии, является ведущим на этапе подражающей рефлексии.
Технологии развития рефлексии представлены на рис. 2-3. На протяжении всей деятельности осуществляется сопровождение учащихся.
Диагностическая часть
Целенаправленное развитие личностной рефлексии психологи отслеживают по следующим критериям:
- формирование устойчивой временной перспективы (наличие проекта, ИОМ,ИОТ);
- наличие осознанных целей (реалистичных, достижимых);
- социально-ролевая (позднее профессиональная) идентификация;
- наличие способности к самооценке (позднее к углубленной самооценке);
- наличие высокого уровня самоуважения;
- наличие мотивации к социально-значимым действиям;
- способность брать на себя ответственность. [1,5,7,8,9]
В основу мониторинга данной образовательной программы лег критерий «наличие у учащихся способностей к самооценке». С этой целью в начале учебного года организуются классные часы, где совместно с учащимися разрабатывается структура портфолио и критерии, по которым в дальнейшем проводится его защита. В конце учебного года организуется классный час, на котором учащиеся защищают портфолио.
Примерными критериями портфолио могут быть:
Критерий |
Показатели |
Балл |
Наличие портфолио |
Есть портфолио |
1 |
Нет портфолио |
0 |
|
Соответствие структуре портфолио |
Портфолио соответствует полностью |
3 |
Есть замечания к структуре портфолио |
2 |
|
Портфолио не соответствует разработанной структуре |
1 |
|
Наличие комментариев и самоанализа в портфолио |
Есть работы с самоанализом или комментариями к 4-5 различным предметам |
5 |
Есть работы с самоанализом или комментариями к 2-3 различным предметам |
3 |
|
Есть работы с самоанализом или комментариями к одному предмету |
1 |
|
Наличие приложения |
Есть приложение |
1 |
Нет приложения |
0 |
|
|
ИТОГО: |
10 |
Рис. 2
Технология развития рефлексии в пятых классах
Рис. 3