Целью Болонского процесса были стандартизация и сопоставимость и тем самым взаимное признание дипломов о высшем образовании в Европе. Это должно поднять уровень академической мобильности преподавателей и студентов и способствовать сотрудничеству между вузами разных стран.
Для Германии интернационализация вузов является центральным элементом для того, чтобы занять ведущее место среди научно-образовательных учреждений в мире. В мире глобальной конкуренции германские вузы очень хорошо представлены, однако, существует еще потенциал для оптимизации [4].
Согласно подписанной 26 и 27 апреля 2012 в Бухаресте 47 странами Болонского процесса стратегии мобильности для европейского пространства высшего образования, каждому государству, участвующему в Болонском процессе, требуется выработать свою стратегию интернационализации вузов. В Германии уже накоплен опыт в данной области, например, HRK (Hochschulrektorenkonferenz, букв. Конференция ректоров вузов, добровольное объединение государственных и признанных государством университетов и специализированных вузов в Германии) и DFG (Немецкое научно-исследовательское сообщество) давно признали необходимость интернационализации вузов и приняли меры для ее осуществления.
Опираясь на этот опыт, в Германии разработана стратегия интернационализации вузов, включающая 9 направлений [4]:
Стратегическая интернационализация отдельных вузов
Интернационализация понимается как инструмент обеспечения качества, который включает в себя все области вузовской деятельности: научные исследования, обучение, повышение квалификации, управление. Все должно быть продумано таким образом, чтобы через ориентирование на сервис и гостеприимность стать привлекательными и конкурентоспособными.
- Улучшение правовых условий интернационализации
Германия достигла уже многих улучшений во многих правовых сферах, например, в правах иностранных граждан и признании соглашений в области образования и в будущем намерена стараться решать по возможности все возникающие препятствия. В качестве другой стороны оптимизации правовых условий интернационализации в Германии видят упрощение аккредитации двусторонних учебных программ.
- Внедрение культуры гостеприимства (Willkommenskultur)
Интеграция иностранных студентов возможна только, если в вузах будет внедряться культура гостеприимства. Наряду с преподавателями ключевую роль здесь играет административный персонал. Чрезвычайно важно участие в обучении межкультурному общению и изучение иностранных языков сотрудниками на всех уровнях вузов. Германия поддерживает «Европейскую хартию исследователей» и «Кодекс поведения по набору исследователей», поэтому вузам необходимо проверить, насколько принятые ими обязательства соответствуют этим соглашениям.
- Развитие интернациональных кампусов
Интернациональный кампус предоставляет различные предложения, как для немецких, так и для иностранных студентов и преподавателей. Это может быть проведение семинаров на иностранных языках, особенно на английском языке и одновременно организация курсов немецкого языка для иностранцев, чтобы они могли полноценно участвовать в академической, культурной и социальной жизни.
- Повышение академической мобильности обучающихся
Германия рассматривает в качестве реалистичной цели достичь к 2020 году того, чтобы 50% всех обучающихся смогли доказать свой зарубежный опыт и треть студентов свое пребывание за границей в течение минимум трех месяцев. Для этого необходимо, прежде всего, улучшение признания учебных достижений и разработка интегрированных международных учебных курсов с вузами-партнерами за рубежом. Должны быть приняты меры к тому, чтобы, повысить небольшой опыт академической мобильности в некоторых сферах, например, математике, информатике, естественных науках и технике (в Германии называют эти предметы аббревиатурой MINT-Fächer: Mathematik, Informatik, Naturwissenschaften, Technik).
- Повышение международной привлекательности вузов Германии
Германия, HRK (Конференция ректоров вузов) и DAAD (Германская служба академических обменов) поддерживают вузы в том, чтобы создавать благоприятные условия для выбора и допуска иностранных обучающихся и преподавателей, а также оказывать помощь индивидуальными и гибкими мерами в начальной стадии обучения или преподавания. В интернациональной конкуренции за «самые умные головы» важно улучшение информирования об учебных программах и грантах, открытых вакансиях, нахождения соответствующих вузов, аспектах социального страхования или правовых особенностях пребывания иностранцев в Германии. Создание информационных сайтов, лучше всего многоязычных считается важным аспектом повышения международной привлекательности вузов Германии.
- Привлечение лучших зарубежных (молодых) ученых и преподавателей
Зарубежные ученые могут принести новые перспективы, повышение качества обучения, возможность знакомства с новой культурой, новые методические и теоретические подходы, повышают мотивацию зарубежного пребывания обучающихся из их стран. В Германии считают необходимым создавать новые программы для защиты докторантов.
- Построение международных научно-исследовательских связей
Германия намерена поддерживать вузы улучшением условий, таких как направленное информирование, стратегическое консультирование и активная поддержка в приобретении средств и проектном менеджменте для того, чтобы развертывать интернациональное научно-исследовательское сотрудничество.
- Внедрение предложений по транснациональному высшему образованию.
Учебные курсы за рубежом и многостороннее сотрудничество вузов усиливают международную репутацию вузов, увеличивают количество будущих специалистов и менеджеров и помогают при привлечении высококвалифицированных выпускников для докторантуры. Германия всячески поддерживает немецкие вузы в создании структур и полномочий в странах-партнерах.
В заключение хотелось бы отметить, что опыт Германии в сфере интернационализации вузов может быть использован в России, особенно в сфере межвузовской кооперации, образование вузовских служб мобильности, создание благоприятных условий для пребывания иностранных студентов и преподавателей, формирование атмосферы гостеприимства, организация бесплатных курсов русского языка для иностранцев, создание фондов и организаций академических обменов, подобных DAAD.