Полный текст статьи
Печать

Профессиональная подготовка, грамотно осуществляемое обучение сотрудников полиции является одной из важнейших проблем и одним из приоритетных направлений деятельности полиции на сегодняшний день. Изменения, которые произошли и происходят практически во всех сферах жизни общества, требуют новых профессиональных знаний и умений.

В решениях Министерства внутренних дел Российской Федерации и других документах неоднократно отмечалась необходимость повышения уровня профессионального обучения личного состава органов внутренних дел. Нарастающая сложность задач и возросшие требования эффективности деятельности настоятельно требуют всемерного повышения, совершенствования профессионализма сотрудников органов внутренних дел, подготовки сотрудников, отвечающих современным требованиям рынка труда[1].   

Актуальность проблемы совершенствования профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел (ОВД) обусловливается рядом объективно сложившихся противоречий, среди которых:

- изменения, происходящие в экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества с одной стороны и недостаточный их учет в процессе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел с другой;

- жесткие и повышенные требования к профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел и отсутствие целостной концепции формирования профессионально-важных качеств  слушателей;

- возможности современных образовательных технологий в совершенствовании профессионального обучения и реальное состояние практики;

Анализ профессиональной подготовки слушателей в образовательных структурах системы МВД России свидетельствует, что осуществляемое обучение не всегда достигает требуемых результатов.  В силу недостаточной развитости коммуникативных способностей имеют место конфликты с гражданами, случаи неправомерного и неумелого применения специальных средств, физической силы. Имеют место факты нерешительности при необходимости действовать быстро и оперативно. Но при этом одной из основных задач обучения является - подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел в соответствии с требованиями правоохранительной деятельности[2].

Проблема профессионального обучения сотрудников ОВД всегда была и остается актуальной, так как от уровня их подготовленности в конечном итоге зависит как общий уровень профессиональной компетентности будущих правозащитников, так и состояние правопорядка в целом по стране.

Успешное решение задач, стоящих перед органами внутренних дел, во многом зависит от уровня подготовки личного состава. Готовность к правомерному и решительному применению мер принуждения для охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, умение тактически грамотно действовать в различных ситуациях при пресечении преступлений и административных правонарушений достигается прежде всего уровнем организации учебного процесса в образовательных организациях МВД России, применяемыми технологиями, профессионализмом должностных лиц, принимающих участие в обучении и воспитании слушателей.

На практике в процессе служебной деятельности перед работниками полиции постоянно возникают задачи, решение которых происходит в условиях острого дефицита времени, когда нужно в короткий промежуток времени распознать характер назревающего либо уже происходящего события, объективно его оценить и принять правильное решение, принятие которого во многом обусловливается наличием и сформированностью у сотрудника правоохранительных органов необходимых профессиональных качеств.

В то же время, как показывает проведенное исследование, в органах внутренних дел служит немалое количество должностных лиц, не имеющих должной теоретической и практической подготовки к деятельности в системе «человек-человек», они выполняют свои функции, используя сложившиеся стереотипы, которые далеко не всегда эффективны в условиях служебной деятельности.

И от того, насколько полно и скоро будет решена эта проблема, зависит формирование и становление сотрудника полиции нового времени, способного выполнять стоящие перед правоохранительными органами задачи на высоком профессиональном уровне.

В настоящее время Министерством внутренних дел России сформирована и получила целостное развитие система профессиональной подготовки, обеспечивающая потребности ОВД в квалифицированных сотрудниках, включающая все подсистемы и этапы обучения.

Созданию этой системы предшествует огромная работа по укреплению нормативно-правовой базы и управленческой составляющей профессиональной подготовки кадров, экспериментальная практика по внедрению в процесс обучения новых технологий, изучение, обобщение отечественного и зарубежного передового опыта.

Обучению сотрудников умелым, эффективным и тактически грамотным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач во многом способствует уровень организации профессионального обучения сотрудников ОВД, используемые при этом формы и методы[3].

Современное состояние профессионального обучения характеризуется стремлением к его модернизации, повышению качества подготовки сотрудников ОВД, внедрению непрерывности образования и практической ориентированности учебного процесса с учетом особенностей образовательных учреждений и спецификой региона.

Профессиональное обучение считалось и считается одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности ОВД.

Вопросам организации и проведения профессионального обучения всегда уделялось должное внимание руководством МВД России. Подтверждением этому положения приказа МВД России №385 от 31.03.2015г. «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с положениями приказа руководители (начальники) органов, организаций и подразделений МВД России организуют и обеспечивают подготовку сотрудников органов внутренних дел на уровне, необходимом для выполнения служебных обязанностей, принимают непосредственное участие в проведении занятий с сотрудниками, осуществляют контроль и несут персональную ответственность за организацию и состояние подготовки кадров. Так же, должностные лица, участвующие в инспектировании, контрольных и целевых проверках деятельности органов, организаций и подразделений МВД России по направлениям оперативно-служебной деятельности, в ходе проверки осуществляют анализ, оценивают качество и эффективность обучения личного состава подразделений по соответствующим направлениям оперативно-служебной деятельности и принимают лично участие в проведении занятий по наиболее актуальным темам.

В создавшихся условиях актуальность подготовки сотрудника-профессионала, способного жестко противостоять проявлениям преступности налагает повышенные требования не только на кадровые аппараты ОВД, одной из важнейших задач которых в соответствии с ведомственными приказами, является осуществление качественного отбора кандидатов для службы в ОВД, но и на образовательные организации МВД России, осуществляющими профессиональное обучение.

Качественная подготовка сотрудников, впервые принятых на службу в ОВД возможна при построении учебно-воспитательного процесса в виде единой целостной системы, последовательно охватывающей этапы всего периода обучения и учитывающей при этом уровень профессионально-педагогической подготовленности должностных лиц, задействованных в обучении, владении ими передовыми технологиями и методиками обучения, направленными на развитие профессиональных качеств полицейского-профессионала. В настоящее время, в период смены образовательной парадигмы, перехода от унифицированного образования к вариативному, от информационного к деятельностному, от субъект-объектного подхода в обучении к личностно-ориентированному от состава преподавательского корпуса требуется не только знание предмета и умение излагать его, но также и умение проектировать педагогический процесс, прогнозировать результативность обучения, управлять этим процессом, владеть современными педагогическими технологиями, в основе которых лежит подготовка сотрудника-профессионала, способного правильно подбирать и рационально сочетать различные формы и методы обучения, гибко реагировать на быстро меняющиеся условия, требования отрасли и интересы обучаемых.

Так же необходимо при организации обучения учитывать при выборе форм и методов обучения и региональные особенности: постоянно прибывающие мигранты различных национальностей, различного вероисповедания, социального статуса, в том числе и из стран СНГ, невысокий жизненный уровень, развитость коррупции, сложную криминогенную обстановку в Северо-Кавказском регионе и т.д.

Проведенный анализ программ обучения для различных должностных категорий слушателей  определяет одну общую задачу, это - осуществление подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел в соответствии с требованиями правоохранительной деятельности. При этом, продолжительное время при подведении итогов практической деятельности различных служб и подразделений ОВД РФ регулярно отмечается недостаточный профессионализм полицейских, не всегда грамотные и правомерные действия которых могут приводить к негативным последствиям, получающим порой общественный резонанс на всю страну.

В процессе профессиональной подготовки сотрудника правоохранительной системы, организации их деятельности и профессионального взаимодействия необходимы строгая согласованность всех звеньев образовательного процесса, подчинение их конечной цели и искомому результату, который одновременно является и главным критерием эффективности подготовки кадров в образовательных организациях МВД России. Необходимыми и достаточными условиями для функционирования системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД на наш взгляд, являются: внедрение новых форм и методов обучения слушателей на основе интенсивных педагогических технологий; создание практической основы для быстрой реализации дифференцированной, качественной профессиональной подготовки кадров, призванных работать в новых условиях становления и развития правового государства - это то, чем обусловлен успех профессиональной деятельности сотрудника Министерства внутренних дел.