Полный текст статьи
Печать

Проблема самообразования стала предметом пристального внимания ученых лишь в 60-70 годы прошлого столетия. Выделилась значительная группа исследователей, занимающихся ею: А.Я. Айзенберг, А.М. Арсеньев, А.К. Громцева, Г.С. Закиров, Н.Д. Иванова, В.С. Ильин, М.Г. Кузьмина и др.  Исследования по проблемам самообразования проводились в Волгоградском педагогическом институте под руководством Б. Райского, в Рязанском институте под руководством А. Кочетова, Новосибирском институте под руководством Ю. Шарова. К середине 80-х годов внимание к этой проблеме заметно ослабло. В теории разрабатывались лишь отдельные аспекты самовоспитания и самообразования школьников разных возрастных групп, а на практике ситуация в целом оставалась неблагополучной. В результате проведенного исследования И. Наумченко, занимающийся проблемами самообразования студентов, исследуя уровень общеобразовательной подготовки студентов I-III курсов двух престижных факультетов Мордовского университета, выявил, что 80 % из них закончили школу без троек или на «отлично». «Уже в вузе стало ясно, что эти отличники и хорошисты весьма слабо подготовлены к серьезной самостоятельной работе, к учебному процессу, характерным для высшего учебного заведения». Основная масса опрошенных студентов констатировала, что умением самостоятельной работы школа их не научила[1].

В научной литературе существует немалое количество определений термина «самообразование». Приведем некоторые из них: «Самообразование – это процесс получения образования без специального руководства со стороны» (З.Я. Горностаева), «это образование, приобретенное вне учебных заведений путем самостоятельной работы» (Педагогическая энциклопедия), «самостоятельное познание» (Н.Г. Ковалевская) [2]. 

Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование. На наш взгляд под самообразованием следует понимать специально организованную, систематически осуществляемую индивидом деятельность, целью которой является достижение определенных образовательных целей, таких как: удовлетворение познавательных интересов, повышение профессионального уровня и др. самообразование выступает как одна из высших форм проявления познавательной активности. Для поддержания познавательной активности необходимо наличие положительной установки на знания и их постоянное обогащение и углубление. Самообразовние возникает лишь при таком уровне развития познавательной активности. Недостаточно хотеть учиться и познавать, необходимо еще и уметь это делать, владеть техникой умственного труда.

Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом ее духовной жизни (Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин и др.). Являясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, оно связано с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Устойчивая потребность в самообразовании, ставшая одним из личностных качеств индивида, включает в себя не только потребность в знаниях, но также  и потребность в умственном труде.

Самообразование требует развития определенных качеств ума, таких как: самостоятельность, пытливость, наблюдательность, гибкость, систематичность, умение ставить и разрешать познавательные задачи и т.п. [3]. В свою очередь систематическое занятие этой деятельностью, что подтверждается результатами проведенного исследования,  наиболее эффективно способствует умственному развитию.

Результативность умственного труда определяется развитием не только необходимых мыслительных процессов и нравственно-волевых качеств. Так же  оно определяется и степенью владения технологией этого вида деятельности, а именно: умением слушать, осознанно читать и перерабатывать получаемую из источников информацию, пользоваться различными источниками получения знаний, умением планировать и рационально распределять свое время.

В работах Б.Ф. Райского обозначен ряд закономерностей самообразования, которые воспринимаются  именно в таком качестве. Это:

- стремление к самообразованию растет по мере удовлетворения его познавательных потребностей и интересов путем самообразовательной деятельности;

- стремление к самообразованию опирается на наличие у человека самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование;

 - стремление к самообразованию находится в связи с уровнем нравственного и умственного развития, образованности и производственной квалификации человека и развивается по мере расширения взаимодействия и углубления взаимосвязи личности с окружающей средой и повышением общественной активности человека;

- стремление к самообразованию находится в прямой зависимости от условий познавательной деятельности человека. Возникновение непреодолимых трудностей  в удовлетворении познавательных потребностей и интересов, а также повторяющееся недоведение до конца начатой самообразовательной деятельности влечет затухание стремления к самообразованию[1]. 

Что касаемо последней закономерности, по нашему мнению, оно требует уточнения. Она способно проявляться только в случае непреодолимых препятствий. Отрицать положительное значение преодоления трудностей в процессе удовлетворения сильных потребностей неправомерно в силу того, что, как утверждают психологи, преодоление трудностей в удовлетворении потребности является показателем ее интенсивности[4].

Самообразовательная деятельность имеет возрастные характеристики. В младшем школьном возрасте интенсивная потребность в знании и открытость к нему побуждают к эпизодическим актам самообразования у многих и к элементарной систематической, относительной самостоятельной самообразовательной деятельности у определенной группы. У подростков, оставаясь управляемой со стороны, она служит целям дополнения и расширения получаемого образования и у некоторой части – удовлетворения возникающих познавательных интересов помимо школьных программ. Нередко она становится средством самоутверждения в среде сверстников.

В юности самообразование интенсивно направляется в сферу возникающих профессиональных интересов, неся на себе все качества подросткового самообразования.

Взрослое самообразование выполняет все названные функции.

На основании изложенного выше и результатов  проведенного исследования  этапы (стадии) самообразования, можно свести к трем основным. По нашему мнению ими являются:

- положительное отношение к знанию и ситуативное, стихийное самостоятельное удовлетворение возникающей познавательной потребности при отсутствии освоенной технологии самообразовательной деятельности;

- самообразование становится более систематическим, целенаправленным и самостоятельным, но носит дискретный характер;

- самообразование- систематический, непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности.