Полный текст статьи
Печать

Почему утратили значение нравственные ценности в современном обществе?

Стоит задуматься над этой проблемой всерьез. Россия, Родина, родной край... До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти дорогие русскому человеку слова стали уходить на второй план. В наше непростое время стало нормой  слышать о жестокости, грубости, бездуховности.

  В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – воспитание «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации». Поэтому  одной из актуальных задач, стоящих перед школой, стала подготовка гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

    Я считаю, что уже с первых дней пребывания в школе у первоклассника формируется отношение к школе, учителям, одноклассникам. Поэтому каждый момент школьной жизни ученика должен  воспитывать.

     Одна из актуальных задач начальной школы в области духовно – нравственного развития и воспитания учащихся - правильная организация деятельности ребенка.

Всю свою работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников,  я основываю на словах А. Д. Экзюпери: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок. И сразу же приведи в порядок свою планету».       

  Для реализации воспитательных задач в своей работе использую нестандартные уроки. Считаю, что они формируют устойчивый интерес к деятельности, снимают напряжение на уроке, создают ситуацию успеха, оказывают эмоциональное воздействие, дают возможность раскрыться каждому учащемуся, решают коммуникативные проблемы. В своей работе для достижения воспитательных целей я использую практические методы обучения, такие как: частично-поисковый, исследовательский метод, творческий, бригадно – ролевой, групповой, игровой, соревновательный, метод активного диалога, метод анализа конкретных ситуаций.

Стараюсь каждый день  учебного процесса начинать с пословиц и поговорок. Вместе с детьми работаем над значением, пытаемся связать с жизнью, приводим примеры из личного опыта. Это занимает немного времени, 2-3 минутки, зато  постепенно в сознании ребенка ненавязчиво формируется понятие  о добре и зле, о возможных поступках и недопустимых,  способность к самостоятельным действиям, которые основываются на  моральном выборе детей и принятой ответственности за  результат.

 По возможности на всех уроках  стараюсь проводить работу над обогащением словарного запаса учащихся нравственными определениями, понятиями.   Вот так выглядит словарик, в который мы на уроках русского языка записываем словарные слова.   Поле деятельности в такой работе, как вы видите, велико. Даже к словам, совершенно отвлеченным от темы нравственности, дети пытаются придумать ассоциации с людьми, их поступками. Вот  с кем  может ассоциироваться у вас слово сорока или завод?

Словарное слово

синоним

антоним

Пословица, поговорка, крылатое выражение

Товарищ

 

Топор

Друг, приятель

 

инструмент

 

Недруг

Нет друга - ищи, а нашел - береги

 

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

 

В плане развития духовно-нравственной личности большая роль отводится  книге, ведь художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, на поступки.

1 класс. Азбука под редакцией А. Климановой. Рассказ «Чей конь»  Л. Н. Толстого.

Почему мама не стала выяснять, кто виноват, кто прав?

Что теперь придется делать братьям?

А если они так и не поймут, что оба не правы, смогут они поиграть такой замечательной игрушкой?

Что вы посоветуете им? Затем детям в группах предлагается  обыграть эту сцену, придумав к ней финал. И каждая группа находит разный выход из сложившейся ситуации.                      

   Стараюсь выбирать такие формы работы, которые помогают воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, чувство ответственности за проделанную работу, умение договариваться и действовать сообща. Это работа в парах, группах, командах.  Такой вид деятельности  у младших школьников предполагает форму игры. В процессе игры формируются представления о таких понятиях, как «справедливость», «равенство», «лидерство», «отзывчивость», «солидарность», «преданность».

   Командная игра «Контролер».  Игра  была проведена на уроке математики по теме «Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20».   Цель данной игры - проверить не только знания учащихся, но и  воспитать уважительное отношение к людям данной профессии,  формировать осознанное и уважительное отношение друг к другу, толерантность и основы культуры. Были выбраны 3 контролера, которые впускали в свой автобус детей с определенным билетом.  В завершении игры, по мнению пассажиров, был выбран самый вежливый контролер и пассажир каждого маршрута.

На уроке окружающего мира по теме: «Лес - наше богатство» удачно  использовала мозговой штурм «Если в лесу беда».  Каждой группе были предложены одинаковые  вопросы, которые представляли собой экологическую проблему.   Решение данных проблем записывалось в виде схем.  Затем результаты озвучивались, коллективно   сравнивались.  Побеждала та группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.

Урок обобщения по теме «Общение»  в форме игры «Цветик – семицветик».  Цель данной игры - развитие умения делать правильный духовный  выбор.  Суть игры заключалась в том, что каждый ребенок срывал лепесток, загадывал желание и записывал его на лепестке.  Под слова одноименной сказки: «Лети, лети, лепесток...» дети, взявшись за руки, ходили по кругу. Затем после того как все желания были загаданы, коллективно определяли, какое желание  удовлетворяет личную потребность, а какое несет в себе общественное значение. Делали выводы. В конце игры выявили  то желание, которое понравилось больше других, путем аукциона.

   Подробнее хочется рассказать  о проведенной мною экскурсии. Тема: «Экскурсия «По экологической тропе». Цели экскурсии:

  • знакомство с растениями и животными,  обитающими в природной среде;
  • формирование познавательного интереса к объектам природы, умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание патриотизма, ценностного отношения к природе, представления об эстетических идеалах, чувства ответственности за проделанную работу.                  

  Первый этап экскурсии проводится в школе, где сообщаются цели и задачи экскурсии. Проводится беседа по технике безопасности.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие  в лес. Путешествие будет необычным потому, что мы будем путешествовать по особенным тропкам, волшебным.  Встретимся с местными жителями и возьмем у них интервью.

- Перед тем как мы отправимся в гости к природе, я предлагаю вспомнить правила поведения в природе в форме переклички между рядами. Кто больше и по - существу?

    - Мы определили основные правила поведения в лесу. Хочу напомнить еще одно золотое правило: «Мало знать - нужно обязательно выполнять»

- Итак, мы в лесу.

      «Минутка календаря»

  -  Что можно рассказать об  объектах неживой природы? (состояние неба, ветер, ощущения - тепло, холодно, жарко)

  -  Что  изменилось в жизни объектов живой природы с наступлением лета? (трава, деревья, кустарники, птицы, насекомые)

Как я уже говорила, наша экскурсия « По экологической тропе» необычная.

  -  Давайте поразмышляем: что же такое «экологическая тропа»?

  -  Предлагаю тихонько начать передвигаться по тропке и рассмотреть все, что нас окружает с точки зрения эколога.

  - А кто такой эколог? (с греческого «эко»- дом, «лог»- наука , человек, изучающий науку о доме, о Земле и о законах, по которым мы должны жить на земле)

  - Значит, что мы должны подметить, шагая по тропе? (в каком состоянии находятся природные объекты, как им «живется» среди нас, людей)

  - Предлагаю каждой группе выбрать один природный объект. Хочу напомнить, что я предлагала взять интервью, для этого представьте, что ваш объект на время ожил. Что бы он смог рассказать вам о своей жизни. Учитываем и то, что не всех обитателей можно подметить вот так сразу, советую присмотреться, заглянуть в траву.

  - Все группы получили карточки-опросники. Пожелание: собранную информацию вы должны держать в тайне  (дать объекту природы имя, записать все то, что он мог рассказать вам о своей жизни: место рождения, способы питания, комфортность условий проживания, есть ли жалобы на совместное проживание с другими объектами природы, в том числе и с человеком, что может угрожать жизни)

Идет сбор информации, педагог контролирует и направляет работу.

Когда задание будет выполнено, дети снова соберутся вместе.

  - Предлагаю рассказать о своем объекте, называя его по имени, которое вы ему дали.  Остальные участники игры должны догадаться, о ком идет речь.

  - Рассказ можно вести от своего имени, представив себя в роли того, кого вы выбрали. Можете к рассказу добавить жесты, использовать пантомиму.

  - Какие же экологические проблемы прозвучали в монологах …..?

  - Как предотвратить беду, которая нависла над жителями данного природного сообщества?

  - Когда вы придете сегодня домой, поделитесь впечатлениями об экскурсии с родителями и подумайте,  какие экологические знаки можно развесить в этом лесу. И будет замечательно, если вы сюда вернетесь с взрослыми и повесите эти знаки в нужных местах, только чтобы не навредить природе.

В работе над  воспитанием высоконравственной личности невозможно поставить точку. Поэтому всегда находишься в поиске и где-то есть недовольство собой: что-то не доделала, что-то вовремя не заметила, вовремя не сказала. И важно теперь, чтобы «... не поздно заметить, не поздно найти» ту ниточку доверия ребенка к тебе,  педагогу, который вовремя направит, вовремя подскажет, посоветует и не останется равнодушным.

 Хочется снова вернуться к словам Экзюпери: «Если я заставлю задуматься ребенка над тем, что нужно быть «чистым»  не только на словах, но и в делах, значит, все это не зря!»