Почему утратили значение нравственные ценности в современном обществе?
Стоит задуматься над этой проблемой всерьез. Россия, Родина, родной край... До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти дорогие русскому человеку слова стали уходить на второй план. В наше непростое время стало нормой слышать о жестокости, грубости, бездуховности.
В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – воспитание «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации». Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед школой, стала подготовка гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
Я считаю, что уже с первых дней пребывания в школе у первоклассника формируется отношение к школе, учителям, одноклассникам. Поэтому каждый момент школьной жизни ученика должен воспитывать.
Одна из актуальных задач начальной школы в области духовно – нравственного развития и воспитания учащихся - правильная организация деятельности ребенка.
Всю свою работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, я основываю на словах А. Д. Экзюпери: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок. И сразу же приведи в порядок свою планету».
Для реализации воспитательных задач в своей работе использую нестандартные уроки. Считаю, что они формируют устойчивый интерес к деятельности, снимают напряжение на уроке, создают ситуацию успеха, оказывают эмоциональное воздействие, дают возможность раскрыться каждому учащемуся, решают коммуникативные проблемы. В своей работе для достижения воспитательных целей я использую практические методы обучения, такие как: частично-поисковый, исследовательский метод, творческий, бригадно – ролевой, групповой, игровой, соревновательный, метод активного диалога, метод анализа конкретных ситуаций.
Стараюсь каждый день учебного процесса начинать с пословиц и поговорок. Вместе с детьми работаем над значением, пытаемся связать с жизнью, приводим примеры из личного опыта. Это занимает немного времени, 2-3 минутки, зато постепенно в сознании ребенка ненавязчиво формируется понятие о добре и зле, о возможных поступках и недопустимых, способность к самостоятельным действиям, которые основываются на моральном выборе детей и принятой ответственности за результат.
По возможности на всех уроках стараюсь проводить работу над обогащением словарного запаса учащихся нравственными определениями, понятиями. Вот так выглядит словарик, в который мы на уроках русского языка записываем словарные слова. Поле деятельности в такой работе, как вы видите, велико. Даже к словам, совершенно отвлеченным от темы нравственности, дети пытаются придумать ассоциации с людьми, их поступками. Вот с кем может ассоциироваться у вас слово сорока или завод?
Словарное слово |
синоним |
антоним |
Пословица, поговорка, крылатое выражение |
Товарищ
Топор |
Друг, приятель
инструмент
|
Недруг |
Нет друга - ищи, а нашел - береги
Крепкую дружбу и топором не разрубишь. |
В плане развития духовно-нравственной личности большая роль отводится книге, ведь художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, на поступки.
1 класс. Азбука под редакцией А. Климановой. Рассказ «Чей конь» Л. Н. Толстого.
Почему мама не стала выяснять, кто виноват, кто прав?
Что теперь придется делать братьям?
А если они так и не поймут, что оба не правы, смогут они поиграть такой замечательной игрушкой?
Что вы посоветуете им? Затем детям в группах предлагается обыграть эту сцену, придумав к ней финал. И каждая группа находит разный выход из сложившейся ситуации.
Стараюсь выбирать такие формы работы, которые помогают воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, чувство ответственности за проделанную работу, умение договариваться и действовать сообща. Это работа в парах, группах, командах. Такой вид деятельности у младших школьников предполагает форму игры. В процессе игры формируются представления о таких понятиях, как «справедливость», «равенство», «лидерство», «отзывчивость», «солидарность», «преданность».
Командная игра «Контролер». Игра была проведена на уроке математики по теме «Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20». Цель данной игры - проверить не только знания учащихся, но и воспитать уважительное отношение к людям данной профессии, формировать осознанное и уважительное отношение друг к другу, толерантность и основы культуры. Были выбраны 3 контролера, которые впускали в свой автобус детей с определенным билетом. В завершении игры, по мнению пассажиров, был выбран самый вежливый контролер и пассажир каждого маршрута.
На уроке окружающего мира по теме: «Лес - наше богатство» удачно использовала мозговой штурм «Если в лесу беда». Каждой группе были предложены одинаковые вопросы, которые представляли собой экологическую проблему. Решение данных проблем записывалось в виде схем. Затем результаты озвучивались, коллективно сравнивались. Побеждала та группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.
Урок обобщения по теме «Общение» в форме игры «Цветик – семицветик». Цель данной игры - развитие умения делать правильный духовный выбор. Суть игры заключалась в том, что каждый ребенок срывал лепесток, загадывал желание и записывал его на лепестке. Под слова одноименной сказки: «Лети, лети, лепесток...» дети, взявшись за руки, ходили по кругу. Затем после того как все желания были загаданы, коллективно определяли, какое желание удовлетворяет личную потребность, а какое несет в себе общественное значение. Делали выводы. В конце игры выявили то желание, которое понравилось больше других, путем аукциона.
Подробнее хочется рассказать о проведенной мною экскурсии. Тема: «Экскурсия «По экологической тропе». Цели экскурсии:
- знакомство с растениями и животными, обитающими в природной среде;
- формирование познавательного интереса к объектам природы, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
- воспитание патриотизма, ценностного отношения к природе, представления об эстетических идеалах, чувства ответственности за проделанную работу.
Первый этап экскурсии проводится в школе, где сообщаются цели и задачи экскурсии. Проводится беседа по технике безопасности.
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес. Путешествие будет необычным потому, что мы будем путешествовать по особенным тропкам, волшебным. Встретимся с местными жителями и возьмем у них интервью.
- Перед тем как мы отправимся в гости к природе, я предлагаю вспомнить правила поведения в природе в форме переклички между рядами. Кто больше и по - существу?
- Мы определили основные правила поведения в лесу. Хочу напомнить еще одно золотое правило: «Мало знать - нужно обязательно выполнять»
- Итак, мы в лесу.
«Минутка календаря»
- Что можно рассказать об объектах неживой природы? (состояние неба, ветер, ощущения - тепло, холодно, жарко)
- Что изменилось в жизни объектов живой природы с наступлением лета? (трава, деревья, кустарники, птицы, насекомые)
Как я уже говорила, наша экскурсия « По экологической тропе» необычная.
- Давайте поразмышляем: что же такое «экологическая тропа»?
- Предлагаю тихонько начать передвигаться по тропке и рассмотреть все, что нас окружает с точки зрения эколога.
- А кто такой эколог? (с греческого «эко»- дом, «лог»- наука , человек, изучающий науку о доме, о Земле и о законах, по которым мы должны жить на земле)
- Значит, что мы должны подметить, шагая по тропе? (в каком состоянии находятся природные объекты, как им «живется» среди нас, людей)
- Предлагаю каждой группе выбрать один природный объект. Хочу напомнить, что я предлагала взять интервью, для этого представьте, что ваш объект на время ожил. Что бы он смог рассказать вам о своей жизни. Учитываем и то, что не всех обитателей можно подметить вот так сразу, советую присмотреться, заглянуть в траву.
- Все группы получили карточки-опросники. Пожелание: собранную информацию вы должны держать в тайне (дать объекту природы имя, записать все то, что он мог рассказать вам о своей жизни: место рождения, способы питания, комфортность условий проживания, есть ли жалобы на совместное проживание с другими объектами природы, в том числе и с человеком, что может угрожать жизни)
Идет сбор информации, педагог контролирует и направляет работу.
Когда задание будет выполнено, дети снова соберутся вместе.
- Предлагаю рассказать о своем объекте, называя его по имени, которое вы ему дали. Остальные участники игры должны догадаться, о ком идет речь.
- Рассказ можно вести от своего имени, представив себя в роли того, кого вы выбрали. Можете к рассказу добавить жесты, использовать пантомиму.
- Какие же экологические проблемы прозвучали в монологах …..?
- Как предотвратить беду, которая нависла над жителями данного природного сообщества?
- Когда вы придете сегодня домой, поделитесь впечатлениями об экскурсии с родителями и подумайте, какие экологические знаки можно развесить в этом лесу. И будет замечательно, если вы сюда вернетесь с взрослыми и повесите эти знаки в нужных местах, только чтобы не навредить природе.
В работе над воспитанием высоконравственной личности невозможно поставить точку. Поэтому всегда находишься в поиске и где-то есть недовольство собой: что-то не доделала, что-то вовремя не заметила, вовремя не сказала. И важно теперь, чтобы «... не поздно заметить, не поздно найти» ту ниточку доверия ребенка к тебе, педагогу, который вовремя направит, вовремя подскажет, посоветует и не останется равнодушным.
Хочется снова вернуться к словам Экзюпери: «Если я заставлю задуматься ребенка над тем, что нужно быть «чистым» не только на словах, но и в делах, значит, все это не зря!»