Полный текст статьи
Печать

Данная статья опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования». 

Одним из современных требований к школьному образованию является организация процесса обучения, ориентированного на саморазвитие и самореализацию личности каждого обучающегося. На первое место выходят не предметные знания и умения, а универсальные учебные действия, обеспечивающие «умение учиться». Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Учителю следует помнить, что на уроке может идти работа по формированию как всех четырех видов УУД, так и отдельных конкретных универсальных учебных действий.

С первых дней обучения в начальной школе важно уделять внимание формированию личностных УУД. Личностные универсальные учебные действия помогают младшим школьникам ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,  соблюдать общепринятые моральные нормы.

Прежде чем приступать к проектированию урока, учителю необходимо выделить и понять ключевые моменты, из которых складываются личностные универсальные учебные действия. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий.

Самоопределение:

- кто Я, какие во мне есть особенности, чем я отличаюсь от других людей, чем я на них похож;

- что я могу;

- что у меня получается хорошо, а что не получается;

- понимание социальной принадлежности: я живу в семье, в городе, стране.

Смыслообразование (что я делаю и зачем):

- понимание границ того «что я знаю» и «незнания», стремление к преодолению этого разрыва;

- что я хочу (какие цели я ставлю);

- что я делаю с удовольствием, а что по необходимости (какие мотивы я преследую),

  Моральное оценивание:

- что во мне есть хорошее, а что плохое;

- моё знание моральных норм: что такое хорошо и что такое плохо;

- как я к этим нормам отношусь;

- соблюдаю ли я принятые моральные нормы.

Самоопределение включает вопросы формирования Образа–Я, т.е. представление о самом себе. Образ-Я – изменяющееся понятие, он формируется у человека в течение всей жизни. Задача педагога заключается в том, чтобы акцентировать внимание ребёнка на его рост и изменения, помочь зафиксировать и осознать их.

Дети младшего школьного возраста живут настоящим. У них не сформировано представление себя в будущем. Им сложно планировать, распределять время, представить, что будет завтра. А вот  «прошлое» дети начинают осознавать. Поэтому на уроках учитель старается обращаться к их собственному опыту, побуждая детей сравнивать себя нынешнего с недавним прошлым.

Педагог помогает ребёнку найти баланс между «Я – большой – Я – маленький».  В чем я большой, в чём я маленький. Например: ребёнок пришёл в школу. Он считает себя «большим» в своих глазах, в глазах окружающих. Но в школе он первоклассник, он самый маленький. Перед учителем стоит сложная, но  важная задача: создать условия для формирования у ребёнка временнОй перспективы.

 Учителями начальных классов гимназии разработано портфолио ученика начальной школы. Это не только портфель накопления достижений, в нем есть страницы, которые позволяют ребенку осознать свои изменения: физические показатели, практические умения (например: скорость чтения), круг интересов, увлечения, ценности, степень участия в гимназических событиях, социальных проектах. Важно заострять внимание на собственных достижениях ребёнка.  Ребёнок начинает понимать, что он меняется: вчера – не умел, сегодня – научился. Этому пониманию способствуют этапы урока: целеполагание и рефлексия. На этапе целеполагания дети под руководством учителя формулируют личностно-значимую цель: «Сегодня на уроке мы научимся писать письменную букву А», «Мы научимся работать в паре дружно». Чем конкретнее сформулирована цель, тем легче ребёнку её принять, а в конце урока сделать вывод «Я научился…», «У меня получилось …». Поэтому важно в каждый урок включать этапы целеполагания и рефлексии, учить детей ставить цель, отслеживать её достижение или причины неуспеха. Постепенно у ребёнка приходит понимание «Если я что-то не умею, то смогу этому научиться».

Младшему школьнику сложно отделить свои реальные качества от идеальных. На это есть объективные причины: зачастую родители идеализируют своего ребёнка, что приводит к формированию завышенной самооценки у детей. Учителям, работающим в первых классах, следует помнить, что завышенная самооценка – это  характерная особенность  детей старшего дошкольного возраста. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Он испытывает радость от самого процесса: слепил, нарисовал, рассказал, считая выполненную работу идеальной. Чтобы вчерашний дошкольник включился в учебную деятельность, учитель побуждает его сравнивать свои прежние достижения с сегодняшними результатами, сравнивать результат своей работы с эталоном. Это способствует развитию ребёнка в учебной деятельности.

Работа с образом реального Я является достаточно сложной для понимания ребенком.  Но это сложно и для педагога, поскольку не все учителя владеют информацией о психологических особенностях формирования самосознания и не  учитывают степень её важности для формирования предметных умений.

С данной проблемой эффективно работать как в рамках урочной, так и во внеурочной деятельности. Планируя уроки, учитель продумывает задания, направленные на осознание детьми уровня своего «знания и незнания». Это могут быть проблемные ситуации, выделение незнакомой информации в тексте, обсуждение проблемных вопросов. Все эти задания лежат в зоне ближайшего развития ребенка и поэтому всегда содержат то, что ребенок еще не умеет. Чаще всего учителя используют их на этапе актуализации и мотивации, а в технологии развивающего обучения на этапе погружения.

Например, на уроке математики во втором классе при изучении темы «Знакомство с действием умножения» на этапе актуализации учитель предлагает такое задание:

На доске записаны выражения:

15 + 2       54 – 3        9 · 2          

27 – 2         7· 2          8 + 2

- Ребята, рассмотрите запись на доске. Разделите данные выражения на три группы по самостоятельно найденному признаку. Запишите те выражения, значение которых вы можете найти. Какие выражения вы не записали? Почему?

Дети выходят на понимание того, что они пока не знакомы с действием умножения.

 Если в классе найдётся ученик, для которого эти примеры не вызвали сложности, то учитель может предложить ему объяснить смысл действия умножения. Скорее всего, ребёнок столкнётся с затруднением. Учителю важно, донести мысль, что любое действие должно быть осознанным, а не просто заученным.

На уроке русского языка во втором классе при изучении темы «Разделительный мягкий знак» учитель создаёт  проблемную ситуацию, решая которую дети выходят на формулировку темы и цели урока.

На доске записаны предложения с пропущенными словами:

Таня ………. цветы.

Мы совершили ………. на самолёте.

Учитель предлагает учащимся вписать в предложения пропущенные слова.

Проверяя задание, учитель выписывает на доске верные и неверные варианты написания слов в предложениях:

- Задание было одно?

- Одно.

-  Как вы думаете, почему получились разные результаты?

Системная работа по данному направлению помогает детям определить границу своих возможностей, что в свою очередь способствует формированию у ребёнка адекватного Образа-Я.   

Целенаправленная работа с портфолио проводится тьютором все четыре года. Анализ заполненных страниц портфолио позволяет учителю и родителям сделать выводы о личностном росте учащегося, а ребёнку наглядно проиллюстрировать процесс формирования Образа – Я. В конце каждого года обучения проходит защита портфолио, где ребенок выбирает для презентации одноклассникам наиболее значимые для него результаты, события, достижения. Форму представления материала младший школьник выбирает сам.  Это может быть презентация, сказка, демонстрация отдельных листов портфолио, видеоролик.  В ходе защиты портфолио видно, как меняются целевые установки ребёнка по мере взросления.

Погружение обучающегося в работу с портфолио (заполнение, сравнение, презентация) создаёт условия для формирования самоопределения. А педагог, анализируя портфолио ребенка, может выстроить индивидуальный маршрут сопровождения развития ребенка. Например, ребёнку, который любит рисовать, учитель предлагает участие в творческих гимназических, городских конкурсах и проектах, проведение мастер-классов для одноклассников, организацию выставки рисунков, совместное проведение  с учителем уроков изобразительного искусства.

 Невозможно говорить о формировании Образа–Я без учёта формирования адекватной позитивной самооценки. Для младших школьников в большинстве случаев,   учитель является значимым авторитетом, иногда более значимым, чем родители. Поэтому именно педагог оказывает большее влияние на формирование самооценки ребёнка. Важно помнить, что нужно оценивать не личность ребёнка («ты плохой»), а его деятельность («не постарался, поторопился»). Не следует оставлять ребёнка совсем без оценки: кроме отметки можно давать оценку действиям ребёнка словом, жестом, взглядом. Не следует давать только отрицательные или только положительные оценки. Важно научить детей понимать не только своё внутреннее состояние и настроение, но и обращать внимание на состояние и настроение окружающих людей.

 На уроках литературного чтения детям нужно предлагать задания:

- выскажи своё отношение к прочитанному;

- проанализируй поступки и характеры главных героев, понаблюдай за отношением автора к своим героям, определи собственное отношение к данному герою и ситуации;

- сформулируй личностно-значимый вопрос по пройденной теме;

- выполни творческое задание.

Например, изучая произведение А.Н. Митта «Шар в окошке» учитель предлагает детям представить себя на месте главного героя, мальчика Коли.

- Представьте, что вы заболели, остались дома одни, какие чувства вы испытываете? (Грустно, скучно, одиноко)

- Вдруг вы увидели в окошке воздушный шар. Опишите ваши ощущения. (Удивился, обрадовался, не поверил глазам, изумился)

Данный приём направлен на  развитие эмпатии, сочувствия, умения поставить себя на место другого.

  Важной составляющей самоопределения явлется осознание ребёнком себя частью социума.Чтобы осознать себя гражданином России, ребёнку необходимо сначала осознать себя членом семьи, понять особенности школы, в которой он учится, региона, в котором он живёт.

Первоклашкам очень важно дать понять, что каждый из них важен и значим для учителя, помочь завести новых друзей. Для этого в первом классе учитель может предложить участие в мини-проектах: «Кто я?» или «Мир моих увлечений».

Во втором классе акцентируется внимание на семье. На классных часах дети рассказывают о своей семье, о профессиях родителей, составляют древо семьи. В  третьем – узнают о своих корнях (предках), исследуют историю возникновения своей фамилии. В начальной школе традицией стало проведение «Фестиваля семьи», на котором семьи в творческой форме представляют себя, свои увлечения.

Таким образом, у ребёнка складывается понятие о семье, чем его семья отличается от других, какую роль он играет для близких, каковы традиции и ценности семьи.

Вопросы семейных отношений, ценностей, традиций проходят через содержание всех учебных программ и программы тьюторского сопровождения. Родители являются активными участниками гимназической жизни: проводят мастер-классы, беседы о профессиях, помогают в выпуске классных газет и фото, видеоотчётов школьных событий, наравне с детьми участвуют в социальных акциях: «Крастота своими руками» (посадка цветов у корпуса), сбор макулатуры, «Подарок солдату», «Вторая жизнь книге» и т.д.

Учителю, работающему в первом классе, важно помочь вчерашнему дошкольнику понять и принять новую социальную роль «школьник», ощутить себя частью классного коллектива. От понимания того, что «я теперь частица класса», идёт  понимание «я - часть гимназического сообщества».

    В гимназии этому способствуют единая форма одежды, традиционные события: праздники «Посвящение в гимназисты», «День рождения гимназии», «Выборы королевы гимназии», газета «На улице Свободы», участие младших школьников в проектах старшеклассников, в малых академических чтениях.

   Осознать себя кировчанами младшим школьникам помогают уроки окружающего мира и занятия по краеведению, целенаправленная воспитательная работа: эксурсии по городу и области, знакомство с промышленными предприятиями, посещение музеев, выставок, встречи с писателями, художниками – земляками.

 Краеведческий компонент входит в содержание программы предмета «Окружающий мир». На уроках учителя используют дополнительный дидактический материал, содержащий познавательную информацию, творческие задания, задания, побуждающие обратиться к дополнительным источникам информации, к своему личному опыту.

Например, перед изучением темы «Деревья нашего города» Окружающий мир 1 класс, дети вместе с учителем совершают экскурсию в парк. Рассматривая деревья и кустарники, растущие в парке, дети делают в блокнотах зарисовки, пометки. А на уроке учитель предлагает вспомнить эту экскурсию:

- Закройте глазки, впомните, как мы ходили в парк, сравнивали деревья и кустарники, рассматривали их листья,плоды и семена.

- Сегодня мы продолжим знакомство с деревьями нашего города.

- Выберите из предложенных карточек те, на которых изображены деревья нашего города. Назовите их (берёза, дуб, липа, тополь, яблоня)

- У нас остались пальма, клён ясенелистный, фиговое дерево, хлебное дерево. Действительно ли эти деревья не встречаются в нашем городе. Давайте рассмотрим семена некоторых деревьев.

Дети обращаются к своему жизненному опыту, рассматривают семена, находят знакомые крылатки. Делают для себя открытие: и клён растёт в Кирове, искренне этому удивляются. Этот момент удивления и работает как мотивация, порождающая интерес к дальнейшему изучению родного края.

В каждом учебном предмете заложен материал по формированию гражданской идентичности. На уроках русского языка дети объясняют смысл пословиц, например, «Родина мать, умей за неё постоять», работают с текстами краеведческого характера: о капа-корне, кукарских кружевах, о дымковской игрушке, о Нургушском заповеднике. На уроках физкультуры разучивают народные игры. В рамках занятий музыкой разучивают гимн, знакомятся с творчеством русских композиторов Прокофьева, Глинки, Чайковского, оперой Иван Сусанин. На уроках английского языка знакомятся с обычаями и традициями другой культуры, сравнивают их с нашими, выделяют особенности.

Таким образом, у младшего школьника  складывается целостная картина социокультурного мира, осознание своего места в обществе.

Становлению основ гражданской идентичности способствует предметное содержание учебных курсов.Проектируя любой урок необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Поэтому на этапе проектирования урока важно внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться на формирование каких УУД они направлены.

       Например, в учебнике Ефросининой «Литературное чтение» 1 класс УМК Начальная школа XXI века при знакомстве с произведением Михаила Есеновского «Моя небольшая Родина» авторы предлагают задать детям такие вопросы:

- как ты понимаешь слова «моя небольшая Родина?»

- сделай рисунок и расскажи друзьям о своей небольшой Родине.

Во 2 классе при знакомстве с произведением Сергея Романовского «Русь» в учебнике даются вопросы:

- прочитай последние предложения выразительно,

- как ты понимаешь ряд слов: Русь, Родина, родительница моя?

Одним из инструментов формирования гражданской идентичности является гимназический дневник. В нём содержатся информационные  страницы: правила для учащихся, требования к одежде и внешнему виду, представлен Кодекс чести гимназиста, гимназическая символика (знамя, гимн, герб), символика Кировской области (флаг, герб), государственные символы России (герб, флаг, гимн). Данный материал тьютор использует и на уроках, и при проведении цикла бесед на часах общения. Дома дети могут вернуться к этим станицам, прочитать вместе с родителями, рассказать  об этом близким.

    Учителю проще работать над формированием когнитивного компонента, например: познакомить, дать понятие, разучить…. Сложнее формировать ценностный компонент, потому что это вопрос воспитания: «Да, я знаю, но как я к этому отношусь?» Здесь важна позиция семьи и её ценности. Гражданская идентичность проявляется через поведение (соблюдение норм и правил школьной жизни), а так же через деятельность (участие детей в школьных делах, в проектах, социальных акциях).

Часто учителя в своей практике сталкиваются с тем, что одни дети активно принимают участие во всех школьных делах, а другие проявляют пассивность. Как работать с такими детьми? В подобных ситуациях важна мотивация.

    Сиюминутный актуальный мотив (почему сейчас я это делаю)  складывается из двух составляющих: особенности личности (интересы, ценности, личностно значимые мотивы и т.д.) и особенности ситуации. Например, если ребёнок любит считать, то на уроках математики он будет более активен, чем на других предметах.

В данном случае особенности личности в большей степени влияют на актуальный мотив. Учитель не может на прямую влиять на особенности личности ребёнка, но может учитывать в своей работе. А вот личностно-значимые ситуации на уроке учитель проектирует сам, используя соответствующие техники.

Так, например, на занятиях краеведения в рамках внеурочной деятельности в начальной школе учитель создаёт личностно-значимую ситуации. Педагогу необходимо выстроить работу так, чтобы у гимназиста появилась необходимость личностно-значимого мотива.  У младшего школьника мотивация формируется через развитие системы деятельностей, которую можно представить в виде цепочки причинно-следственных связей: любопытство – интерес – потребность – личностный мотив. На первом занятия в рамках кружка гимназистам был задан личностно-значимый вопрос: «Почему для меня важно изучать краеведение?». Перед постановкой вопроса, был использован приём «якорь» - просмотр презентации, где демонстрировались памятные, значимые и, просто, для кого-то любимые места города. Отвечая на вопрос, часть учащихся просто процитировали определение понятия «краеведение», работа над которым велась на уроке. Другие гимназисты, выразили свою личную позицию, которая состоит в проявлении интереса к конкретному занятию и курсу в целом, в активном проявлении себя, как ученика, на уроке, в ответственной и качественной подготовке дополнительных сообщений, то есть дальнейшая работа по курсу «Краеведение» необходимо лично ему, конкретному гимназисту.

     Если у ребенка не достаточно сформирована личностная мотивация, то учителю приходится компенсировать это созданием мотивирующей ситуации. Это может быть приём стимулирования «удивление» - необычная картинка, выражение, эмоциональное приветствие, включение личного опыта ребёнка, акцент внимания на личностный результат, занимательность, игровые и соревновательные формы. Ребёнку здесь и сейчас становится интересно, появляется актуальный мотив, он включается в работу.

Таким образом, если у ребёнка есть  мотивация или мы её создали, тогда возникает активность, направленная на реализацию мотива. А если активность мотивирована, то она всегда приводит к успеху. Наличие успеха вновь создаёт мотивацию.

Опыт работы с младшими школьниками показывает, что близкие цели сильнее побуждают к деятельности. Чем чётче инструкция, тем лучше дети справляются с заданием. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Чем больше мотивов, тем выше общий уровень мотивации.

     Моральное оценивание включат знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.

     Ученики начальной школы постепенно осознают, что в жизни в отличие от сказки нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от самого человека. Любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди. В каждой конкретной ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить. Выбор этот не всегда простой и в этом возрасте на многие вопросы ученик ещё не готов дать самостоятельный ответ. Задача учителя – организовать полноценное глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в тексте. Для этого важно включать в урок вопросы и задания такие как:

- Как бы ты поступил в этой ситуации?

-Что привлекло или оттолкнуло тебя в поведении героя?

- Как вы думаете, каким могло быть продолжение?

- Разыграйте понравившуюся вам сценку из прочитанного произведения

- Придумайте свою сценку с этими героями, разыграйте её.

- Составьте синквейн по данной теме.

 Например, на уроке Литературного чтения при изучении произведения А.Н. Митта «Шар в окошке» учитель предлагает задания:

- Прочитайте слова на доске: другу, нет, верному, цены. Соберите из данных слов пословицу (Верному другу цены нет). Прочитайте её.

- Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

- А были ли у вас ситуации, когда ваш друг пришёл к вам на помощь? (Дети вспоминают и рассказывают случаи, когда друг пришёл на помощь)

- Кого мы можем назвать настоящим другом? (Ответы детей)

Учитель подводит детей к пониманию того, что важно не только найти друга, но и сберечь дружбу. Настоящий друг познаётся не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка.

Сочетание когнитивного и ценностного компонентов даёт возможность появления эмоционального компонента (возникают чувства).

Можно говорить о формировании личностных универсальных учебных действий с той минуты, когда ученик почувствует себя участником событий (реальных, либо прочитанных в художественных произведениях), поэтому большое значение имеет создание на уроке атмосферы погружённости, сопереживания, соучастия. Важно продумать форму урока: публичный урок, урок – экскурсия, библиотечный урок, урок – исследование.

Одной из интересных новых форм работы является публичный урок, который способствует комплексному формированию целого ряда УУД.

 Публичные уроки отличаются от открытых, на них приходят и педагоги и родители, но не в качестве гостей и наблюдателей, а как активные участники и соавторы урока. На таких уроках затрагиваются проблемы морального выбора, жизненного самоопределения, раскрываются общечеловеческие ценности. Публичный урок сопровождается раздаточным дидактическим материалом, который все участники могут унести с собой: справочными листами, презентациями, стихами, художественными текстами, таблицами, результатами своего творческого труда. Публичный урок всегда имеет отклик-резонанс. Одна из особенностей публичного урока: он не заканчивается со звонком, следует послесловие.

Например, в 4 классе на публичном уроке «Истинные ценности»  дети и родители искали ответ на вопрос, что ценно для  каждого в отдельности и для их семьи в целом. Работая с пословицами, читая и анализируя содержание произведений, участвуя в диалоге с учителем, друг другом, с родителями участники урока пришли к выводу, что ценности различны и зависят от возраста, от семейных установок и от личности самого человека. Дети ещё раз убедились, что «семья», «труд», «дружба», «природа» были и остаются значимыми для людей разных поколений.

Проектируя современный урок, учителю следует помнить, что каждый урок должен быть направлен на формирование трёх групп результатов, и личностные результаты оказываются одними из приоритетных.

Таким образом, проектируя урок, направленный формирование и развитие личностных УУД, учителю необходимо:

1)              внимательно изучить какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника;

2)              включать в урок проблемные и моделировать жизненные ситуации;

3)              создавать на уроке ситуации успеха для каждого ученика, учитывать все варианты ответов, помнить, что у ребёнка есть право на свой вариант, даже отрицательный.