Полный текст статьи
Печать

Данная статья опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Современные стандарты определяют универсальные учебные действия как обязательные результаты обучения наряду с предметными знаниями и умениями. Формирование универсальных учебных действий – длительный процесс, который требует организации специальных условий не только в рамках школьного обучения, но и дома. Ребенок, который может организовать себя в бытовых вопросах, сможет справиться и с организацией учебной деятельности. В связи с этим родители, понимая содержание универсальных учебных действий, могут создать условия, необходимые для их формирования в повседневной жизни и помочь своему ребенку в обучении. Поэтому перед школой встает задача показать родителям важность формировании универсальных учебных действий и тех способов и приемов, которые доступны родителям. Мы предлагаем серию родительских собраний, раскрывающих эти вопросы. Каждое родительское собрание может быть посвящено отельной группе умений или рассматривать их комплексно через создаваемые условия.

В структуру универсальных учебных действий современные стандарты включают: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия включают: самоопределение, смыслообразование и моральное оценивание. Причём важно понимать важность всех трёх компонентов.

Для младшего школьного возраста очень важно формирование самосознания, а значит представление о себе и своих возможностях. Первое представление о себе складывается как представление о своих физических качествах и возможностях. Далее ребёнок учится понимать себя как человека, имеющего разные черты характера, как положительные, так и отрицательные. Затем формируется представление о своих умственных способностях. Родителям важно осознавать своё участие в формировании самосознания, быть рядом, дать совет и показать свой собственный пример, пример семьи. Показать традиции и ценности семьи, её особенности. А также укрепить эмоциональную связь с ребёнком для уверенности и адекватной самооценки.

Смыслообразование основано на понимании мотивации учения, построении личностных смыслов и принятии внутренней позиции ученика. Любая деятельность, реализуемая ребенком, начинается с мотива, желания, который побуждает проявлять активность, преодолевать трудности, добиваться результата. Поэтому, чем больше мотивов задействовано, тем выше общий уровень мотивации, который неизменно приводит ребенка к успеху в осуществлении деятельности. А успех в свою очередь подкрепляет, а иногда и создает новую мотивацию к деятельности. Поэтому важно, как проведение мотивационных бесед с ребенком, чтобы активизировать различные мотивы, так и создание ситуации успеха, для формирования новых мотивов. Создавая мотивацию важно помнить, что по отношению к деятельности, а мы говорим в первую очередь об учебной деятельности, мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация связана с содержанием деятельности, ее процессом реализации и полученным результатом. А внешняя мотивация сводится к наказанию и вознаграждению, не имеющих никакого отношения к реализуемой деятельности. Как следствие эта мотивация не развивает деятельность, длиться недолго и требует постоянного подкрепления, с каждым разом все большего.

Регулятивные универсальные учебные действия включают: целеполагание – как некий алгоритм постановки цели, для её достижения, планирование – жизненно важная составляющая, которая помогает ребёнку правильно распределить свои силы, возможности и саму деятельность, прогнозирование – умение ребёнка ориентироваться либо на свой личный опыт, либо на опыт других людей, контроль – сравнение своих способов действий с эталоном, или нормами и правилами, заложенными  родителями или обществом, оценку – как способ анализа действий и полученных результатов, коррекцию – собственно умение исправлять ошибки, находить возможность и формировать то что не получается, саморегуляция – это умение управлять своими эмоциями, действием и волевыми качествами, а также это формирование всех психических функций (память, внимание, мышление) на произвольном, а не механическом уровне.

Познавательные универсальные учебные действия делятся на общеучебные, логические, решение проблем. Под общеучебными мы подразумеваем знаково-символические умения, которые дают нам представление о предмете в виде символа, схемы, модели и формирует умение представлять, а значит, мыслить образно. Информационно-коммуникационные технологии позволяют грамотно пользоваться и выстраивать работу с интернетом, с целью поиска в нём информации, онлайн-обучения, а не бессмысленное и некорректное, а порой и приводящее к нарушению эмоционально-волевой сферы действие. Смысловое чтение рассматривается, как умение считывать информацию данную в явном и скрытом виде с различных источников (книги, энциклопедии, газеты, фото, видео и др.).

Младший школьный возраст — это период формирования логических операций, которые включают в себя: анализ, синтез, сравнение, классификацию, причинно-следственные связи, построение логических цепочек и рассуждений. Все эти умения являются составляющими логических операций и позволяют ребёнку решать познавательные задачи и проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия включают учебное взаимодействие, сотрудничество, речевые действия.

Взаимодействие включает понимание возможности различных позиций и точек зрения, умение предвидеть разные возможные мнения других людей, что приводит к пониманию мыслей, чувств, стремлений и желаний окружающих, относительности оценок или выборов, ориентировке на позицию партнёра в общении [1].

На первом этапе ребенок учиться ориентироваться в пространстве, затем преодолевая эгоцентризм пространственных отношений, начинает понимать чужую точку зрения на пространственные объекты. Следующим этапом формирования взаимодействия должно стать понимание межличностных отношений, понимание и осознание того, что мы отличаемся не только физическими качествами, но и разными увлечениями, разным характером и т.д. Эти знания важны при сотрудничестве, при распределении ролей в группе или в коллективе детей, а также при выполнении разного рода заданий. Реализовать взаимодействие и сотрудничество ребёнок может непосредственно через речевые действия, которые порой не понятны и не несут логичности. Поэтому важно научиться строить свои высказывания, а для этого родители должны сами корректно общаться с ребёнком.

Все виды универсальных учебных действий связаны друг с другом и на практике мы можем увидеть их взаимодополняемость. К сожалению, нет единого универсального пособия для родителей по организации учебной деятельности, но мы попытались систематизировать рекомендации таким образом, чтобы было доступно и понятно для практичного использования в домашних условиях.

Все рекомендации строятся на ценности организации семейного досуга, корректного взаимодействия с детьми. Поэтому одним из ключевых условий является совместная игровая деятельность детей и родителей. Игры – самый важный и нужный для данного возраста способ взаимодействия и усвоения необходимых навыков, именно в игре формируются все учебные универсальные действия. Игра – эмоционально значима для ребенка. Рассмотрим игры с точки зрения создания условий для формирования универсальных учебных действий.

1. Настольные и настольно-печатные. Это любые игры, печатающиеся и издающиеся для совместной деятельности: игры-бродилки, ребусы, карточные игры, лото, экономические игры. Данные игры развивают все группы универсальных учебных действий: умение соблюдать правила и образец, спокойно относиться к выигрышу/проигрышу, внимание, логическое мышление, анализ, сравнение, обобщение, причинно-следственные связи, память, быстроту реакции и наблюдательность, знакомят со знаково-символическими системами, договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, предвидеть разные возможные мнения других людей,  ориентироваться на позицию партнёра.

2. Игры-упражнения. Эти игры представляют собой развивающие задания в игровой форме. Большое количество таких игр публикуется в детских журналах и пособиях по развитию способностей: найди отличия, реши ребус, пройди лабиринт, найди слово, логические загадки и т.д. эти игры позволяют развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, координацию, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Сюда же будут относиться игры, направленные на отработку навыков движения – кинезиологические игры, глазодвигательные игры. Это использование различных упражнений на внимание, выполнение набора письменных игр и отработки навыков или тех функций, которые недостаточно сформированы.

          3.Игры-рассуждения, где с помощью обсуждения или специально поставленных вопросов формируется правильное представление или выявление черт, качеств, действий необходимых для самосознания. В то же время, поскольку это речевые игры, они активно формируют умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет, умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, владение планирующей и регулирующей функцией речи. «Цветик-семицветик», «Волшебная палочка».

4. Игры-коммуникации. Это игры, направленные на сотрудничество и развитие речевого действия. «Близнецы», «Противостояние», «Дорога домой», «Горная тропа», «Жмурки», «Корректор», «Волшебное слово», «Запрещённое движение», «Скажи молча», «ДА и НЕТ не говорите, ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ не берите», «Считалочки-бормоталочки», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Будь внимателен», «Муха», «Несмеяна» и др. Они формируют умения строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, согласовывать усилия по достижению общей цели, договариваться, находить общее решение, убеждать, брать на себя инициативу в организации совместного действия.

5.Спортивные игры. Спортивные игры разнообразны по содержанию и воздействию не только на организм, но и на психологическое развитие ребенка. Как физическое упражнение они обладают рядом особенностей. Непрерывная смена игровых положений в процессе игры заставляет участников немедленно реагировать на действия противников и партнеров, совершая нужные, чаще новые движения. Благодаря этому спортивные игры больше, чем другие физические упражнения, в которых последовательность движений заранее определена или они в основном повторяются, развивают такие ценные качества, как находчивость, решительность, способность быстро ориентироваться в неожиданной обстановке. Необходимость соблюдать установленные правила, воспитывает у играющих дисциплинированность; игра в команде воспитывает также уменье действовать в коллективе, чувство взаимной выручки.

6. Народные игры. Это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру. 

7. Интеллектуальные игры. Это в первую очередь командные игры, направленные на познавательную активность. «Что? Где? Когда?», викторины, «конкурс знатоков», игры по станциям и др. Командные интеллектуальные игры формируют не только познавательные способности, но и умение планировать свою деятельность и деятельность группы, задавать вопросы, согласовывать усилия по достижению общей цели, договариваться, находить общее решение, убеждать, брать на себя инициативу в организации совместного действия.

8. Визуализации позволяют с помощью наглядного, образного представления отслеживать результаты своей деятельности.  Составление портфолио, карты желаний, лестницы успеха, карты успеха, тетради успеха и т.д. позволяют создавать мотивацию, формировать осознание своей деятельности, понимание причин успешности/неуспешности деятельности, ставить цели и планировать свою деятельность, прогнозировать развитие событий, отслеживать успешность продвижения к цели и корректировать свою деятельность.

Таким образом, организация совместной деятельности родителей и детей в семье, совместное чтение книг, просмотр фильмов, альбомов с фотографиями, с их последующим обсуждением, совместное игровое времяпрепровождение создают не только атмосферу взаимопонимания, но и условия для формирования всех групп универсальных учебных действий, так необходимых для успешного школьного обучения.