Патриотизм современного студента

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воробьева Н. В., Яблочко Е. Патриотизм современного студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 531–535. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86117.htm.
Аннотация. Исследование нацелено на анализ патриотизма в ракурсе социокультурного подхода и призвано выявить проблемы и противоречия культуры патриотизма студенческой молодежи в современной социально-экономической, социально-политической и социокультурной ситуации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яблочко Екатерина,Студентка группы иЮ035АНО ВО «Омский экономический институт», Омскkafedra_06@list.ru

Ннаучный руководитель–Воробьева Наталия Владимировна,доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарносоциальных дисциплин и иностранных языков АНО ВО «Омский экономический институт», Омскnat.vorobiova@gmail.com

Патриотизмсовременного студента

Аннотация.В статье рассматриваются результаты социологического исследования гражданственности, патриотизма и исторического самосознания студентов, проведенного в АНО ВО «Омский экономический институт» в 20152016 учебном году.Изучаются особенности ценностных ориентаций современной студенческой молодежи.Ключевые слова:гражданственность, нравственность, патриотизм, социологические исследования, ценностные ориентации молодежи

Исследование нацелено на анализ патриотизма в ракурсе социокультурного подхода и призвано выявить проблемы и противоречия культуры патриотизма студенческой молодежи в современной социальноэкономической, социальнополитической и социокультурной ситуации. Цель исследования –анализ особенностей становления и развития культуры патриотизма у современной студенческой молодежи. Эта цель реализуется на основе решения ряда исследовательских задач:выявление факторов, проблем и противоречий становления и изменения культуры патриотизма современных студентов;анализ содержания ориентаций и установок студентов на освоение культуры патриотизма, ее проявлений в их повседневных практиках.Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание является необходимым условием существования страны и основой укрепления государства. Чувство личного вклада в торжество справедливости и улучшение человеческой жизни, уважения к великим достижениям и героическим страницам прошлого, ощущение собственного влияния на ход истории является основой воспитания патриотизма молодежи.Гражданственность–нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.Нравственностьодинизсамыхважныхисущественныхфакторовобщественнойжизни,общественногоразвитияиисторическогопрогресса. Заключаетсявдобровольномсамодеятельномсогласованиичувств,стремленийидействийчленовобществасчувствами,стремлениямиидействиямисограждан,ихинтересамидостоинством,синтересомидостоинствомвсегообществавцелом.Патриотизм нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.Основа воспитания гражданственностии патриотизма у подрастающего поколения –это любовь к своей малой и большой родине, готовность к ее защите, формирование активной жизненной позиции, осознание своего места в обществе, толерантность, ценностное отношениек самому себе и к окружающему миру.На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма –культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, служение Отечеству –является важным условием возрождения России как великой державы. Патриотизм является фундаментом общества и государства, опорой их жизнеспособности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Система патриотического воспитания в образовательных учреждений призвана возродить в сознании подрастающего поколения патриотизм, духовнонравственные ценности, развить вкаждом обучающемся качества гражданина и патриота. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданскопатриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.В сентябредекабре 2015 г. Студенческой социологической лабораторией при кафедре гуманитарносоциальных дисциплин и иностранных языков АНО ВО «Омский экономический институт» (далее –ОмЭИ) было проведено исследование патриотических воззрений студентов, было опрошено 100 респондентов очного отделения, в подавляющем большинстве 1 и 2 курсов.Каким образом вы понимаете гражданственность как свойство человека?Подавляющее большинствоопрошенных ответили, что это чувство личной ответственности перед государством и народом, семьёй(50%), чувство принадлежности к государству и непреемлемость жизни без него (38%), защита государственных прав человека, представленных Конституцией (16%), гарантия внешней и внутренней защиты граждан (10%).Вы как гражданин Россиикак считаете, в чем заключается ваша гражданственность?Большинство студентов ответили, что вмоей позиции по отношении к событиям в стране, городе, группе(42%).Таким образом, чувство личной ответственности за происходящее является предпосылкой гражданской культуры и культуры патриотизма, по мнению наших респондентов.По мнению ряда исследователей, в современном обществе происходитувеличение патриотических настроений –совокупности устойчивых когнитивных, аффективных и поведенческих ценностных ориентаций. Компоненты «социального самочувствия» (надежды и страхи), связанны, прежде всего, с оценками макросоциального контекста жизни в стране [10;С.105123.].Отметим, что в восприятии молодежи роль государственной власти в формировании гражданской позиции –минимальна –так ответили, что гражданственность –это «гарантия защиты государством внутреннего и внешнего суверенитета» лишь 10% респондентов. По данным ВЦИОМ на март 2012 года [14], самой реальной угрозой для страны россиянам представляется рост цен на товары первой необходимости (81%), теракты (63%), массовая безработица, закрытие предприятий и вторая волна экономического кризиса (по 60%), всплеск преступности (59%); самыми маловероятными –хаос во власти (55%), установление диктатуры и военные конфликты с другими государствами (по 57%), возвращение «лихих девяностых» (64%) и гражданская война (66%).Какие «точки биффуркации» подъема гражданского самосознания выделяются нашими респондентами?Как вы считаете, в какой период истории нашей страны более всего проявлена гражданственность народа?72% опрошенных ответили, что в Великой Отечественной войне с фашизмом, 18% в строительстве социализма, 10% в борьбе с наполеоновской Францией в 1812 г.Полученные данные вполне соотносятсяс результатами исследования 20142015 учебного года, также проведенного Студенческой социологической лабораторией, но уровень высокой оценки победы в Великой Отечественной войне был несколько выше 87% [7; 3;4;5;]. Как вы считаете, в чем выражается на деле ваша гражданственность?Более половины опрошенных ответили, чтовсоблюдении своих гражданских прав и не нарушением прав других(52%), во включенности в жизнь страны, региона, института –26%, в желании помочь нуждающимся –18%, в способности не замалчивать, а противостоять безнравственным знаниям –12%.Что более всего влияет на формирование вашего гражданского самосознания?80% студентов ответили, что история страны, её правдивое освещение, восприятие её в семье, образовательная система, по мнениюстудентов, влияет лишь на 10%, СМИ –на 20%.Если мы сопоставим ответы, результатами опроса 20142015 учебного года:студенты выделяли в качестве наиболее значимого социального института, в рамках которого формируется гражданственность и историческое сознание СМИ и образовательную систему, в 20152016 году на первое место, в ответах студентов вышла также семья.

Второй блоквопросов был посвящен ценностным ориентациям современной молодежи.Проблема трансформации ценностей подрастающего поколения и молодежимногократно обсуждалась в различных журналах и на конференциях разного уровня. Смысл и социальная значимость этого процесса определяется учеными противоположно. Этот парадокс объясняется тем, что содержательная интерпретация информации о ценностных ориентациях респондентов нередко определяется ценностными ориентациями исследователей, которым аномия сознания и противоречивость в ценностных суждениях не меньше, чем их респондентам [6;С.121126]Анализ данных социологических исследований показывает, что социальное пространство ценностных ориентаций современной российской молодежи противоречиво и размыто.

Как вы оцениваете исторический опыт старших поколений нашей страны?Большинство студентов ответили, что гордятсяими, отстояли отечество во многих войнах(80%), 14% респондентов заявили, что не принимают опыта старших и не хотят на него опираться.Что вы считаете для себя важными ценностными ориентациями?Половина опрошенных считают, чтонравственность,справедливость, порядочность в семье, группе, обществе, 32% получение профессии, специальности, 26% мир в стране и между народами, 12% наличие свободной и правдивой информации.

Как вы считаете, что сегодня самое главное в воспитании молодого поколения?42% опрошенных ответили, что сформированиеспособных, грамотных, смелых, деловых и стойких людей, примерно столько же (40%) –умение любить семью, страну, народ и их защита, привитие молодежи честности, организованности и трудолюбия в качестве главной ценности видят 30% опрошенных и умение планировать жизнь, пополняя знания отметили 24% респондентов. Как мы видим, преобладают личностные ориентации –96%, альтруистические ценности, общественные ориентации составляют лишь 40%.В20142015 учебном годув качестве основополагающих, студентами были выделены –семейные ценности, установление и поддержание порядка в стране и любовь как высшая нравственная категория. Структура времяпрепровождения в свободное времябыла описана следующим образом: общение с друзьями, Интернет, музыка, помощь родителям. Рассмотрим ответы в текущем учебном году:Что вы предпочитаете в сфере духовной жизни?Большая часть студентов ответили, что любятвсе развлекательное: литературу, кино, музыку, фантастику(70%), познавательные телепередачи смотрят 24% респондентов, классическойлитературой, кинематографом, музыкой увлечены 20% студентов..Как вы считаете, что нужно предпринимать в обществе сегодня, чтобы повысить нравственность и чувство гражданина?

52%студентов ответили, что прививать уважение к семье, старшемупоколению, стране, 42% воспитывать с детства стремление к правде, любви к людям, уверенности, оптимизма, терпения, чувства национального духа и народной культуры, 24% оценивать труд людей в социальной жизни.Третий блоквопросов был посвящен диагностике патриотических и эмиграционных настроений современной молодежи.Как показывают результаты опросов, неоднократно реализованных за прошедшие пять лет по репрезентативной студенческой выборке Социологической лабораторией Российского университета дружбы народов, практически каждый второй студент в целом солидарен с российским правительством, поскольку уверен, что патриотизм следует целенаправленно воспитывать; мнения остальных распределились примерно поровну –каждый четвёртый убеждён, что патриотизм должен складыватьсястихийно, чтобы не стать принудительно навязанной псевдоценностью, каждый третий затрудняется с выбором какойто одной модели формирования чувства патриотизма, считая, что следует сочетать стихийный и целенаправленный векторы его формирования. Однако, оценивая нынешнюю российскую ситуацию, студенты утверждают, что правительство и президент скорее больше говорят об упрочении патриотического настроя населения, чем предпринимают грамотные и действенные шаги в этом направлении.Что вы вкладываете в понятие патриотизм как социальную ценность?Большинство студентов ответили, что иметь в себе уважение и любовь к семье, к своей стране, к нашей российской земле(56%), 32% респондентов считают патриотизм –народным духом, направленным на создание, сбережение нации, защиты страны.Как вы считаете, что более всего воспитывает чувство патриотизма?Подавляющие большинство опрошенных(70%)ответили, что семья, атмосфера семьи, отношения семьи к стране, её истории.Также респондентам был задан вопрос о том, какая личность вотечественной политике, культуре являет в большей степени для них образ патриота,были получены довольно интересные ответы:Как вы считаете, кем проявлен больший патриотизм?68%опрошенных студентов основным образом патриота считают Президента В.В. Путина.Как вы считаете, кто из руководителей страны наиболее являлся и является патриотом?52%студентов ответили, чтоПутин В.В, И.В. Сталин –26%, Петр Первый (24%).Подобные вопросывключены в состав лонгитюдногоисследования политических и исторических представлений студентов, начиная с 20032004 учебного года. Петр I«удерживал лидерство» в предпочтениях студентов вплоть до 2012 г., с 2012 г. по настоящее время напервом месте студенческих предпочтений находитсядействующий глава государства Президент В.В. Путин.Важный методологический принцип взаимодействия молодежи с властью заложен в Концепции социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., определяющей цельюгосударственной молодежной политики создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественного развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны.Учитывая тенденции социальноэкономического и общественнополитического развития России на период до 2020 г., в государственноймолодежной политике определены к реализации четыре приоритета:1. Совершенствование государственной политики в сфере духовнонравственного развития и воспитания детей и молодежи, защита ихнравственности;2. Вовлечение молодежи в социальную политику и ее информирование потенциальных возможностях развития в России;3. Развитие созидательной активности молодежи;4. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненнойситуации, вжизнь общества.Правительство разработало план развития России до 2020 года. С чем из нижеследующего вы не согласны?60%считают, что стратегия должна подвигнуть органы власти, весь народ к труду, развитию, 36% студентов полагают, что в случае разработки дополнительных стимулов к труду стратегия выиграет.Как вы считаете, что должно быть основой, фундаментом этой стратегии?Большинствореспондентов (32%)ответило, что военная мощь, второй по популярности ответ –объем производства (30%), развитие демократии отметило 26% опрошенных, повышение уровня потребления 18%.Кроме этого, мы задали студентам вопрос о проблемах современного российского общества.Какая сфера нашего общества на ваш взгляд, находится в наиболее худшем состоянии?Большая часть студентов ответили, что здравоохранение(62%), далее с одинаковым результатом 24% располагаются культура и образование, замыкает перечень наука (16%).Как вы считаете, что нужно предпринять, чтобы изменить в лучшую сторону состояние названных сфер общества?40%считают что, нужно запретить олигархам вывозить из страны миллиарды долларов, направлять их на развитие этих сфер, 32% улучшить работу всех сфер жизнедеятельности общества, по 20% определить приоритетные сферы в развитии общества и принять меры по повышению их финансирования.Как вы планируете свою дальнейшую жизнь?Подавляющее большинство(68%)ответили, что определиться на хорошую работу, чтобы было интересно,и оплата позволяла содержать семью прилично, создание семьи и воспитание детей является ведущим ценностным ориентиром для 34% опрошенных.Диагностика эмиграционных настроений также является частью лонгитюдного исследования студенческой молодежи ОмЭИ, начиная с 2011 г., тогда желание эмигрировать выказали 30% опрошенных, в исследовании 20142015 учебного года подобные настроения выявлены у 22%, в 20152016 учебном годувидна тенденция к повышению –28%.Как вы считаете жизнь за рубежом богаче, культурнее, свободнее?Большинство студентов(56%)ответили, что Запад погряз в самых пошлых, не приемлемых длянас формах брака, нарушении прав несовершеннолетних, изъятия детей из семьи навсегда, 48% опрошенных считают, что Запад увяз в кредидах, они не свободны.На основании проведенного исследования, мы можем выделить следующие черты гражданственности и патриотизма современной студенческой молодежи:1.происходитувеличение патриотических настроений;2.роль государственной власти в формировании гражданской позиции минимальна;3.в качестве наиболее значимого социального института у молодежи выступает семья;4.большая часть студентов считают, патриотизм следует целенаправленно воспитывать.Таким образом, формирование патриотизма как ценности возможно при условии создания среды, где молодой человек чувствует свою приобщенность к определенным референтным группам, которые становятся для него значимыми, где происходит гармоничная самоидентификация на всех уровнях через вовлечение его в социально значимую теоретикоприкладную деятельность, наполненную историческим и патриотическим содержанием. Государство в настоящее время уделяет большое внимание вопросам воспитания гражданственности и патриотизма как приоритетным в области воспитания, подтверждением чему служат основные документы в области образования последних полутора десятилетий. Определено, что согласно нормативным документам система гражданскопатриотического воспитания в России должна предусматривать формирование и развитие социальнозначимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех уровней. Особое внимание должно быть обращено на формирование гражданских и патриотических качеств студенческой молодежи, на которой лежит ответственность за будущее развитие благополучие страны как суверенного, экономически сильного, демократического государства. Создание такой системы предполагает объединение деятельности органов государственных структур, средств массовой информации, направленной на рассмотрение и освещение проблем воспитания, формирование и развитие гражданских и патриотических качеств личности: любви к родине, уважения отечественной истории и культуры, почитание общегражданских идеалов и ценностей, стремление к производительному труду, уважение культуры своего народа и народов, населяющих многонациональную Россию, осознанную законопослушность, чувство долга каждого гражданина перед обществом и государством.

Ссылки на источники1.Бикбаева О.Н., Воробьева Н.В. Военнопатриотическое сознание студентов ОмЭИ // «Молодёжь Сибири –науке России»: материалы международной научнопрактической конференции / Сост. Т.А. Кравченко; Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». Красноярск, 2015. 404 с. С. 2630.2.Воробьева Н. В. Патриотизм студенческой молодежи (на примере ОмЭИ) [Текст] / Н. В. Воробьева, Т. И. Фадеева // Инновационное образование и экономика / гл.ред. А. И. Барановский. Омск: Издво Омского эконом. инта, 2015. N 17. С. 48543.Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: ЦСП, 2010.4.КазаринаВолшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи// Социс. –2012.№6.С.1211265.Кривых М.В., Манохина Э.А., Воробьева Н.В. Ценностные ориентации и жизненные планы студенческой молодежи // «Молодёжь Сибири –науке России»: материалы международной научнопрактической конференции / Сост. Т.А. Кравченко; Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». Красноярск, 2015. 404 с. С. 2062086.Купрейченко, А.Б. Нравственное самоопределение молодежи / А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева; Российская академия наук, Институт психологии. М.: Институт психологии РАН, 2013. 480 с. Библиогр. в кн.. ISBN 9785927002627 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271613(21.09.2015).7.Нарбут Н.П., Троцук И.В. Мировосприятиероссийской молодежи: патриотические и геополитические компоненты // Социологическая наук и социальная практика. –2014. № 4(8). –С. 105123.8.Мерзлякова И.Л., Линченко А.А., Овчинникова Э.В. Об историческом сознании современной студенческой молодежи // СоцИС. –2014. №. –С. 89969.Страхи россиян [Электронный ресурс] // ЛевадаЦентр Аналитический центр Юрия Левады URL: http://www.levada.ru/20062013/strakhirossiyan (дата обращения 12.10.2014).