Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рогова А. А., Салаватулина Л. Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 561–565. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86123.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной организации. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системно-деятельностного подхода, раскрывающую основные направления деятельности в процессе сопровождения: диагностическое, профилактическое, консультативное, коррекционно-развивающее, поддерживающее, просветительское, образовательное. Данная модель может быть использована педагогами-дефектологами, логопедами, психологами образовательных дошкольных организаций, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рогова Алена Алексеевна,магистрант факультета коррекционной педагогикиФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинскblond9191@bk.ru

Научный руководитель –Салаватулина Лия Рашитовна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинскliya4441@mail.ru

Психологопедагогическоесопровождениедетей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиIIIуровня

в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации психологопедагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной организации. Авторы предлагают модель, разработанную на основе системнодеятельностного подхода, раскрывающую основные направления деятельности в процессе сопровождения: диагностическое, профилактическое, консультативное, коррекционноразвивающее, поддерживающее, просветительское, образовательное. Данная модель может быть использована педагогамидефектологами, логопедами, психологами образовательных дошкольных организаций, осуществляющих психологопедагогическое сопровождении детей с общим недоразвитием речи.Ключевые слова: психологопедагогическое сопровождение, общее недоразвитие речи, дошкольная образовательная организация, комбинированное дошкольное образовательное учреждение, коррекционная работа.

Комплексное психологопедагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медикопсихологопедагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.В связи с этим, как мы отмечали ранее [1],возникает необходимость комплексного подхода к психологопедагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) IIIуровня, что подразумевает направления организационноуправленческой и коррекционнопедагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебнотематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)в осуществлении коррекционной работы.Проблема психологопедагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ недостаточно разработана. Трудности построения коррекционнопедагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей,посещающих коррекционную (логопедическую) группу разнородна по составу [2].Разработанная намимодель выявляет и фиксирует пути и способы психологопедагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ. На наш взгляд, в условиях дошкольной образовательной организации комбинированного типа, психологопедагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участниковединого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения (Рис. 1):

детей дошкольного возраста нарушениями речи и их родителей,

детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и их родителей,

педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ.

Рис. 1. Участники психологопедагогического сопровождения

в едином образовательном пространстве

Остановимся на описании предложенной нами модели психологопедагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в комбинированном ДОУ. (рис. 2).Целью сопровождения является создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов старших дошкольников с ОНР III уровня.Исходя, из поставленной цели мы определили задачи психологопедагогического сопровождения в соответствии с субъектами образовательного процесса: в отношении детей дошкольного возраста с нарушениями речи: систематическое отслеживание психологопедагогического статуса дошкольника в динамике его психического развития; создание социальнопсихологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития старших дошкольников с ОНР IIIуровня;обеспечение систематической помощи детям с ОНР IIIуровня в рамках образовательного пространства комбинированного ДОУ; организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических, физических возможностей; Психологопедагогическое сопровождениеПедагоги комбинированного ДОУДети с ОНР IIIуровня Семья детей с ОНР III уровняНормально развивающиеся дети

Рис. 2 Модель психологопедагогического сопровождения старших дошкольников сОНР IIIуровня в условиях комбинированного ДОУ.

в отношении детей с нормальным психофизическим развитием: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;психологическое обеспечение образовательных программ; в отношении семей дошкольников: систематическая психологическая помощь родителям детей; повышение уровня психологопедагогической компетентности родителей; повышение уровня реабилитационной компетентности родителей детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР IIIуровня);оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи (ОНР III уровня);формирование психологической культуры; в отношении педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ:повышение профессиональной компетентности; формирование навыков командной работы; формирование психологической культуры. Для успешной организации психологопедагогического сопровождения мы выделили принципы организации этого процесса:

приоритет интересов сопровождаемого;

непрерывность сопровождения;

целенаправленность сопровождения;

систематичность сопровождения;

гибкость сопровождения;

комплексный подход к сопровождению;

преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

принцип сетевого взаимодействия;

рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.На наш взгляд, эффективноепсихологопедагогическое сопровождениереализуется через следующие направления деятельности:

диагностическая деятельность.В ДОУ проводились следующие виды диагностики:

психологическая (предмет диагностики –психическое состояние ребёнка);

педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);

медицинская (предмет диагностики –состояние здоровья и физического состояния ребёнка);

управленческая (предмет диагностики –деятельность образовательного учреждения).

профилактическая деятельность.Профилактика нарушений речи у детей с ОНР III является чрезвычайно важной задачей. Логопедическая профилактика осуществлялась при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и т.д.) с опорой на нормативы развития. Так же профилактика направлена развитие познавательных процессов на всех этапах дошкольного детства.

консультативная деятельность.В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционноразвивающей работе через систему методических рекомендаций.

коррекционноразвивающая деятельность. При отборе программного материала учитывалась структура дефекта детей с ОНР IIIуровня. На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки.

поддерживающая деятельность.Поддержка детской инициативы очень важна, детская деятельность организована так, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.

просветительская деятельность.Просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей с ОНР III уровня, их родителями, педагогическими работниками.

образовательная деятельность.Образовательная деятельность осуществляется путем освоения детьми пяти образовательных областей «социальнокоммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественноэстетическое развитие», «физическое развитие»,ориентировалась на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОНР IIIуровня направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации и коррекции речевых нарушений.Рассмотрим этапы психологопедагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня:1 этап: организационный. Цель организационного этапа –организация процесса психологопедагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.Задачи данного этапа:

определениеспециалистов и педагогов, которые будут участвовать в психологопедагогическом сопровождении детей,

определение направлений психологопедагогического сопровождения,

определение последовательности процесса сопровождения,

подготовка документации,

составление графика и плана работы. 2 этап –содержательный. Цель содержательного этапа –определение содержания психологопедагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.Задачи данного этапа:

определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;

обсуждение единых подходов к реализации психологопедагогического сопровождения и его границ;

включение родителей в процесс психологопедагогического сопровождения (мотивационностимулирующая работа с родителями);

информационнопросветительская деятельность логопеда в отношении взрослых участников психологопедагогического сопровождения.3 этап –сопроводительный.Цель сопроводительного этапа –психологопедагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.Задачи данного уровня:

выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;

выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во времязанятий других мероприятий;

освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в мероприятия и пр.);

определение объема необходимой помощи ребенку;

реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);

коррекционнопедагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.Безусловно, для осуществленияпсихологопедагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровнядолжны быть определены основные формы работы Они представлены относительно всех субъектов, участвующих в этом процессе.Работа с детьми с ОНР IIIуровня.

профилактическая работа;

мониторинг;

тренинги;

создание ситуаций;

логопедические занятия;

непосредственная образовательная деятельность;

проектная деятельность и др.Работа с педагогами комбинированного ДОУ.

групповые и индивидуальные лекции;

семинары;

профконсультации;

тренинги и д.р.Работа с родителями детей с ОНР IIIуровня:

групповые и индивидуальные консультации, лекции;

беседы;

семинары;

родительские собрания;

тренинги.Педагоги, участвующие в психологопедагогическом сопровождении,используют следующие формы работы: –деловые, ролевые и имитационные игры; –разбор конкретных ситуаций; –групповые дискуссии; –логопедические занятия;–интегрированные занятия детей с ОНР IIIуровня с детьми из общеобразовательной группы;–коммуникативные, мотивационные, логопедические и социальнопсихологические тренинги; –артикуляционная гимнастика;–анализ решений проблем; –педагогическая мастерская.Педагоги сопровождения в своей работе используют такие средства сопровождения, как учебнометодические пособия, методические рекомендации, электронные издания, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, глобальная сеть Интернет. В образовательном учреждении организованны «уголок консультаций» для родителей, дни «открытых дверей», родительские вечера.Организация психологопедагогического сопровождения требует выполнениянекоторых условий. Необходимо определить и следовать приоритетным целям, и соотносить их с конечным результатом, проектировать желаемый результат, проводить мониторинг промежуточных достижений. Мотивировать всех участников сопровождения. Применять некоторый комплекс коррекционных мер в отношении ребенка с ОНР IIIуровня и его семьи. Проводить рефлексию совместных усилий, анализ достигнутых результатов.Результатом проделанной работы является переход старших дошкольников с ОНР III уровня на более высокий уровень развития речи и познавательных процессов.Таким образом, процесс психологопедагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ –это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Представленная нами модель психологопедагогического сопровождения имеет цель, задачи и состоит из нескольких этапов. Мы поставили свои задачи в отношении всех участников психологопедагогического сопровождения. Выделили три этапа сопровождения: организационный, содержательный, сопроводительный. Подобраны и реализованы формы работы к каждому участнику психологопедагогического сопровождения. Однако разработка подобной модели достаточно сложная работа и поэтому возможны различные корректировки в зависимости от индивидуальных условий, возникающих у детей с ОНР IIIуровня и организационных условийдошкольного учреждения.

Ссылки на источники1.Салаватулина, Л.Р, Рогова, А.А. Психологопедагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной организации [Текст] / Л.Р. Салаватулина, А.А. Рогова // Материалы международной научнопрактической конференции «Научные отрасли Европейского континента» Прага Publishing Hous «Education and Science», 2014, С.3538.2.Рогова, А.А. Методические рекомендации по комплексному сопровождению лиц с общим недоразвитием речи / А.А. Рогова // Материалы всероссийской студенческой научнопрактической конференции «Актуальные проблемы образования: позиция молодых» Челябинск 2015 г, С.248250.