К вопросу о методах моделирования предстоящей профессиональной деятельности в рамках внеаудиторной работы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бережнов А. А., Фролова Н. А. К вопросу о методах моделирования предстоящей профессиональной деятельности в рамках внеаудиторной работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 566–570. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86124.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены инновационные способы моделирования предстоящей профессиональной деятельности в высшем учебном заведении. Вводятся определения понятий «социально-личностные компетенции», «профессиональная компетенция» в контексте профессионально-ориентированной подготовки студентов, рассматривается мотивационное поле образовательного процесса и подчёркиваются необходимость становления тесных интердисциплинарных связей в рамках формирования навыков и умений будущих специалистов инженерно-технического профиля. В контексте осваиваемой студентами профессии выделяются базовые формы организации внеаудиторной работы, предлагается к внедрению интерактивный концепт «Учебная фирма», совмещающий в себе целый ряд мотивирующих признаков, что позволит в дальнейшем разрешить противоречие между теоретическим предметным характером обучения и практическим характером предстоящей профессиональной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бережнов Алексей Александрович,студент факультета «Промышленные технологии», академическая группа КТМ141, Камышинский технологический институт (филиал)ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», город Камышинfnataliefnatalie@gmail.com

Научный руководитель–Фролова Наталья Алексеевна,доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и гуманитарные науки» КТИ (филиал) ВолгГТУ

fnataliefnatalie@mail.ru

К вопросу о методах моделирования предстоящей

профессиональной деятельности в рамках внеаудиторной работы

Аннотация.В статье рассмотрены инновационные способы моделирования предстоящей профессиональной деятельности в высшем учебном заведении. Вводятся определения понятий «социальноличностныекомпетенции», «профессиональная компетенция» в контексте профессиональноориентированной подготовки студентов, рассматривается мотивационное поле образовательного процесса и подчёркиваетсянеобходимость становления тесных интердисциплинарных связей в рамках формирования навыков и умений будущих специалистов инженернотехнического профиля. В контексте осваиваемой студентами профессии выделяются базовые формы организации внеаудиторной работы, предлагается к внедрению интерактивныйконцепт «Учебная фирма», совмещающий в себе целый ряд мотивирующих признаков, что позволит в дальнейшем разрешить противоречиемежду теоретическим предметным характером обучения и практическим характером предстоящей профессиональной деятельности. Ключевые слова: социальноличностные компетенции, профессиональная компетенция, познавательные мотивы, профессиональные мотивы, профессиональноориентированное обучение, интерактивные технологии.

Проблема целенаправленного формирования и развития социальноличностных и профессиональных компетенций будущих специалистов является актуальной в современном профессиональном образовании. Объект исследования: процесс формирования и развитиясоциальноличностных и профессиональных компетенцийстудентов вуза. Под социальноличностной компетенциейв работе понимается способность человека к межличностным, в том числе и к профессиональным отношениям[2]. Она является базисной,интегральной характеристикой личности, отражающей её достижения в развитии отношений с другимилюдьми, обеспечивающей полноценное овладение социальной реальностью и дающей возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данныймомент нормами и ценностями. В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции: способность человека действовать в соответствии со стандартами;характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.Эффективность формирования и развития социальноличностных и профессиональных компетенцийстудентов достигается при соблюдении комплекса педагогических условий[1;6]:

ориентация образовательного процесса на актуальный уровень развития социальной компетенции студентов;

социальнопрофессиональная направленность образовательного процесса; усиление межпредметных связей;

применение активных методов и коллективных форм обучения;

проведение занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности;

создание психологически благоприятного климата для всех субъектов обучения и ситуации успеха. Одним из эффективных путей развития социальноличностных и профессиональных компетенцийбудущего специалиста в высшем учебном заведении, на наш взгляд,являетсягрупповая учебная работа во всём её организационном многообразии. Задача представленного исследования заключается в выявлении и обосновании педагогического потенциалаинтерактивной «Учебной фирмы», разновидности групповой работы, как действенного метода формирования социальной компетенции. Концепт Учебная фирма(Übungsfirma) дляпрофессиональноориентированного обученияактивно используется в немецкоязычном образовательном пространстве. Групповая учебная работа в рамках учебной фирмы призвана смоделировать реальныеситуациипрофессиональногообщения.Учебная фирма дает возможность студентам усваивать различные социальные роли.Чем активнее студентвключается в совместную деятельность, тем эффективнееразвиваются его социальноличностныеи профессиональная компетенции. Вучебной фирме студенты могут осуществлять сообща виртуальное производство, продажу, поставку и доставку товара, консультировать клиентов по поводу качества товара,предлагать дополнительные услуги финансирования, сервиса и маркетинга, наблюдать за рынком и осуществлять тесное взаимодействие с производителем. При этом предоставляется возможность погрузиться не только свою предметнуюобласть, но и в смежные сферы деятельности [3]. Уникальность учебной фирмы состоит в том, что эта технология может бытьположена в основу учебных программ студентов любой специальности и профиля подготовки.

В 20152016 учебном году нами была смоделирована и проиграна учебная фирмапроектное бюро «Экодом».Виртуальная фирма была выстроена на модульной основе(36 часов 6 модулей), содержание и объём которойможет варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной иуровневой дифференциации обучающихся. В рамках организуемой самостоятельной работы студентыэкономисты (бухгалтера и менеджеры), технологи и энергетики второго были объедены вединое предприятие. Каждая учебная группастала представителемконкретного отдела проектного бюро. Тем самым была сымитирована социально и профессионально значимая коммуникация студентов разного профиля подготовки в рамках единой фирмы, произошловиртуальноесоздание и развитие бизнеса, а также его вхождениев экономическую среду. Выбор профиля фирмы осуществлялся в соответствии с насущными потребностями региона ипредполагаемой возможностью дальнейшего сотрудничества и кооперации. Первый модуль обучения предполагает знакомство с концептом учебной фирмы в целом, атакже создание собственного предприятия. К задачам первого модуля может быть отнесено определениеотрасли деятельности, категории, юридической организации фирмы, правил регистрации предприятий, налогообложения,названия изготавливаемого продукта или оказываемой услуги,логотипа,структуры фирмы,должностных обязанностей каждого участника фирмы,возможных рынков сбыта, деловых связей с партнерами.

Второй модуль «Межкультурная коммуникация в учебной фирме» предполагает определение круга зарубежныхпартнеров, а также предмета возможных переговоров. Описываютсяделовыеи профессиональные качества потенциальных партнёров, обсуждаются причиныразличий вповедении, стиле общения, стиле руководства. Инсценируются предлагаемые рабочие ситуаций. Третий модуль «Письменная корреспонденция» включаетознакомление со стандартами, нормами, правилами профессиональнойпереписки, разнообразием форм письма,практику написания деловых писем на заданную тему и ответа на них.Четвертый модуль «Устная коммуникация в учебной фирме» подразумеваетзнакомство с многообразием видов офисной коммуникации, инсценировку формального общения, вариации диалогов на заданную тему в рамках созданной фирмы, анализ поведения в офисе с опорой на конкретные показательные примеры.Пятый модуль «Резюме и собеседование»реализовывает следующие задачи: ознакомление с особенностями составления резюме дляработодателя;разбор удачных и неудачных сопроводительных писем, биографий, резюме;написание совместных объявлений о вакансиях в каждом отделе и составление портфолио для требуемых сотрудников; ознакомление с правилами устного собеседования. Шестой модуль«Презентация» состоит из нескольких этапов: просмотр и анализ готовых презентаций в качестве образца (с точки зренияуспешности установления контакта с потребителем, объяснения уникальности,преимуществ, новизны продукта);просмотр и обсуждение преимуществ различного типа презентаций;подготовка и составление текста презентации производимого фирмой товараили услуги с опорой на речевыеклише. Итогом проделанной работы становится работа круглого стола«Учебная фирма: перспективы дальнейшего развития» с обсуждением полученного опыта, достоинств инедостатков методов осуществленной работы, степени уверенности в своихзнаниях и силах после прохождения практического обучения в учебной фирме.Условием включения «учебной фирмы» в образовательный процесс является использование компьютерныхплатформ исоциальных сетей, интеграция с другими студенческими «фирмами».

Таким образом, участвуя в развитиепрофессиональных компетенций, и прежде всего социальной, интерактивный проектвыходит за рамки какойлибо учебнойдисциплины. В процессе моделирования будущей профессиональной деятельностиосуществляетсяфундаментальная подготовка, формируются базовыезнания, умения, навыки, характеризующейся прикладной направленностью. Это решает одну из проблем профессиональной подготовки студентов –противоречиемежду теоретическим предметным характеромобучения и практическим межпредметным характером осуществляемой профессиональной деятельности.

Проведённая работа показала, что эффективность развитиясоциальной компетентности будущих специалистов определяется преобразованием всего учебного процесса с учетом целого комплекса педагогических условий и факторов.

Ссылки на источники 1. Алещанова И.В. Профессиональноориентированный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе / Алещанова И.В., Фролова Н.А. // Современные проблемы науки и образования. 2012.№ 6. http://www.scienceeducation.ru/1067959.2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции –новая парадигма результата современного образования// Высшее образование сегодня. №5. 2003.3.Фролова Н.А. Междисциплинарные связи и мотивация образовательного процесса на занятиях по иностранному языку / Фролова Н.А., Алещанова И.В. // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. № 8. –С. 8687.4. Фролова Н.А. К вопросу о методах инновационного обученияиностранному языку / Фролова Н.А., Алещанова И.В. // Педагогические науки. 2009. –1 (34). –С. 161164. 5.Hoffmann B., Langenfeld U. MethodenMix. Unterrichtliche Methoden zurVermittlung beruflicher Handlungskompetenz in kaufmännischen Berufen.Darmstadt, 2000.6. Schwerdtfeger, Inge C. (2001): Gruppenarbeit und innere Differenzierung. Ferstudieneinheit 29. Berlin/Muenchen: Langenscheidt. S. 3156.