Формирование экологической культуры младших школьников через организацию проектной деятельности
Выпуск:
ART 86192
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волынкина
М.
Д.,
Новолодская
Е.
Г. Формирование экологической культуры младших школьников через организацию проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
891–895. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86192.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования экологической культуры младших школьников через реализацию проектов и включение детей в природоохранную деятельность. Представлен опыт организации проектной деятельности учащихся экологического содержания «Птицы – наши друзья» в рамках внеклассной работы по предмету «Окружающий мир».
Ключевые слова:
проектная деятельность, экологическая культура, проект, экологическое сознание, экологическое воспитание
Похожие статьи
Текст статьи
Новолодская Елена Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. БийскnovolEG2508@yandex.ru
Волынкина Марина Дмитриевна,студентка 4 курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийскvolinkinamarina@yandex.ru
Формирование экологической культуры младших школьников через организацию проектной деятельности
Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования экологической культуры младших школьников через реализацию проектов и включения детей в природоохранную деятельность. Представлен опыт организации проектной деятельности учащихся экологического содержания «Птицы –наши друзья» в рамках внеклассной работы по предмету «Окружающий мир». Ключевые слова:проект, проектная деятельность, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое сознание.
Экологическое воспитаниеиграет важную роль в процессе социализации личности, принятияи ответственноговыполнениязаконов существования человека в природе и обществе. Ответственноеотношениечеловека к окружающей среде строится на базе экологического сознания,предполагает соблюдение нравственных и правовыхпринципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Экологическое сознание личности рассматривается с точки зрения антропоцентризма и трактуется следующим образом:• знание овзаимных связях человека и среды, их значимости для человека и для сохранения устойчивого баланса между ними; понимание и оценка человеком своих возможностей по использованию этих связей для удовлетворения потребностей и определения границ антропогенного воздействия;• знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познания самого себя как элемента экологической системы;• отражение в сознании процессов взаимодействия между человеком как организмом и человеком как личностью, с одной стороны, и обществом и окружающей средой –с другой, в тех аспектах биологической и социальной жизни, которые обусловлены природными факторами;• сложная, саморегулирующаяся система, сформированная для решения задач установления, стабилизации или изменения взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающими в процессе удовлетворения человеком своих потребностей [1].Экологическая культура выступает регулятором отношений человека (общества) и природы, ориентирована на перспективу и связана с решением глобальных проблем современности, а также с дальнейшим прогрессом социального развития. Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой.
Экологическая культура представляет собой новый способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания –совокупность экологически развитых сознания, операциональнодеятельностной, эмоциональночувственной и волевой сфер личности, характеризующаяся достаточным уровнем проявления человека в самосозидании и созидании экологически здоровой окружающей среды.Это сложное структурное новообразование личности включает основные блоки:• Ценностноориентационный блокобъединяет интеллектуальный, волевой, эмоциональный, мировоззренческий и отношенческий аспекты формирования экологического сознания личности, ценностных представлений о природной среде и ее роли в жизни человека.Экологическое мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, включает систему экологических знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к сохранению и приумножению природных богатств, оздоровлению природной среды и самооздоровлению.• Операциональнодеятельностный компонент включает в себя систему экологических умений и навыков, владение технологиями сохранения и оздоровления природной среды. Система экологических умений и навыков охватывает методики выявления экологических условий местности и их оценки, техники саморегуляции, предупреждения или снижения негативного влияния экологических факторов, осуществление природоохранных мероприятий.• Личностнотворческий блок –творческий поиск, стремление к самореализации личности, процесс ее саморазвития и самосовершенствования в ходе экологической деятельности. Процесс саморазвития и самосовершенствования личности подразумевает осознание себя как творца окружающей действительности, своего места в природе и своей роли в ее сохранении и развитии, а также создании условий для творческой самореализации в ходе экологической деятельности[2].Основы экологической культуры следует закладывать с самого раннего детства, когда идет наиболее активное развитие и формирование организма ребенка, его функций, интеллекта, духовной сферы и образа жизни. Младший школьный возраст является фундаментом формирования нравственноэкологической позиции личности. У воспитанника вырабатывается осознанное отношение к окружающему миру, определение своего места среди других живых организмов, стремление общаться и сопереживать им.Одной из продуктивных технологий включения младших школьников в природоохранную деятельность, формирования и развитияэкологической культуры личности выступает метод проектов. Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе –идет от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность. Это один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний среды на личность[3].Ребенок, активно находясь в окружающем пространстве, творит, создает себя, самоопределяется в системе жизненных отношений. Создание у ребенка творческого мышления способствует развитию позитивного отношения к жизни, восприятию мира, формированию особых умений выбирать способы творения, проектирования своей жизни, умений свободно выражать себя, ощущать собственную волю, собственный выбор и творчество. В своей деятельности педагоги нередко используют разнообразные учебныепроекты: от минипроектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.Учебный проект –это возможность делать чтото интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности –найденный способ решения проблемы –носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.Проходя педагогическую практику в МБОУ «СОШ №8» (г. Бийск, Алтайскийкрай), мы использовалиметод проектов в рамках организации внеклассной работы младших школьников по предмету«Окружающий мир» (сентябрь –ноябрь 2015). При изучении темы: «Птицы –наши друзья» во 2 «Б» классе учащихся заинтересовала проблема: почему мы называем птиц своими друзьями? Это послужило обоснованию дальнейшей проектной деятельности по данной теме.Были обозначены основные категории проекта: коллективный среднесрочный информационный и практикоориентированный проект. Цель –выяснить, почему мы называем птиц своими друзьями и какую помощь мы можем им оказать.Задачи:•из различных источников информации найти сведенияо роли птиц в природе и жизни человека, их участии в сохранении экологического равновесия;• провести наблюдения за особенностями поведения зимующих птиц во время экскурсий в городском парке и на пришкольной территории;• принять участие в организациина пришкольной территории «птичьегогородка», осуществлять подкормку зимующих птиц;• изготовить продукты проекта: фотоальбомо жизни зимующих птиц и стенгазету о роли птиц в природе и жизни человека, представить их на экологическом празднике «Покормите птиц зимой».Проектная деятельность включала следующие последовательно реализующиеся структурные компоненты: мотивация → постановка проблемы→ постановка цели→ постановка задач→ подбор методов и способов→ планирование деятельности по реализации проекта→ сбор необходимой информации→ редактирование информации→ изготовление и оформление продуктов проекта → выбор формы презентациипродуктов → подготовка презентации→ презентацияпродуктов деятельности → подведение итогов: самооценка и самоанализ.Реализация проекта носила комплексный и интегративный характер, что было обусловлено:• психологическими и возрастными особенностями детей младшего школьного возраста: эмоциональное восприятие окружающего мира, конкретнообразное мышление, преобладание игровой и продуктивной творческой деятельности и пр.;• необходимостью включения учащихся в различные направления деятельности: познавательное, поисковоисследовательское, практикоориентированное, операциональнодеятельностное, созидательнотворческое, рефлексивнооценочное;• взаимосвязью содержания проектной деятельности с материалом учебных дисциплин: окружающий мир, технология, литературное чтение, изобразительное искусство [4].В рамках организации проектной деятельности младших школьников были проведены следующие мероприятия:• организация продуктивной деятельности: рисование птиц (на уроке изобразительного искусства), лепка и аппликация птиц нашей местности (на уроках технологии);• развитие речи: чтение и анализ рассказов писателейнатуралистов «Воробей», «Сорока», «Яшка» Е. Чарушина, «Наши птицы», «Грачи открыли весну», «Дятел и малиновка», «Синичкин календарь», «Чей нос лучше?»В. Бианки;проведение викторины«Где обедал Воробей»по материалам произведений детской литературы и мультфильмов;• составление «меню для птиц», конкурс на лучший рисунок «Птичье кафе»;• изготовление и развешивание кормушек на пришкольном участке, подкормказимующих птиц;• экскурсии в городской парк и на школьную территорию, наблюдение за повадками и поведением птиц, распознавание птичьих следов;• оформление фотоальбома о жизни зимующих птиц;• выпуск стенгазеты «Роль птиц в природе и жизни человека»;• экологический праздник «Покормите птиц зимой».На наш взгляд, в процессе реализации данного проекта у младших школьников были сформированы некоторые показатели экологической культуры:• ценностноориентационный блок: система представлений о роли птиц в природе и жизни человека, знания о перелетных и зимующих птицах родной местности, положительное эмоциональное и бережное отношение к птицам, осознание их значения в поддержании экологического равновесия в биосфере; убеждения в необходимости их изученияи охраны;• операциональнодеятельностный компонент: навыки изготовления кормушек и отбора необходимого корма для зимующих птиц, умения различать виды птиц по внешним признакам и следам, проводить наблюдения за особенностями их поведения, анализировать, делать выводы и обобщения;•личностнотворческий блок: самореализация и самоутверждение личности ребенка в процессе природоохранной деятельности, осознание своих возможностей в сохранении экологического равновесия, в оказании посильной помощи объектам природы, оценка собственного поведения в природной среде.После реализации проекта мы предложили младшим школьникам выполнить методику «Мое отношение к проекту» в рамках самооценки и самоанализа отношения к проектной деятельности. Учащиесявыбиралипо однойиз пары характеристик и ставилизнак «+»: Процесс и содержание работы над проектом был для меня:доступным сложным интересным неинтересным увлекательным скучным спокойным тревожным полезнымбесполезнымрасширяющим мой кругозор ограничивающим мой кругозор предоставляющим простор для творчества ограничивающим творческую инициативу способствующим саморазвитию не способствующим саморазвитию Посчитав ответы детей в процентном соотношении, мы пришлик выводу, что выбор положительных
характеристик оказался значительно выше, чемотрицательных (рисунок 1).
Рис. 1. Выбор характеристик проектной деятельности младшими школьниками
Таким образом, на основеполученных результатов можно сделать вывод, что проектирование экологической деятельности учащихся –многоэтапная целенаправленная воспитательная работа, ориентированная на развитиеценностной ориентации ребенка на природоохранное поведение –формирование динамичной поведенческой системы: выработка экологических убеждений на основе обретаемых знаний и опыта → устойчивая мотивация на соблюдение правил поведения в природной среде → самосозидание и созидание экологически здоровой среды → готовность к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром.
Ссылки на источники1. Медведев, В.И., Алдашева, А.А.Экологическое сознание: учебное пособие. –М.: Логос, 2001. –376 с.2. Новолодская, Е.Г.Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебнометодическое пособие для студентов вузов. –Бийск: АГАО им. В. М. Шукшина, 2012. –248 с.3. Цветкова, И.В.Экология для начальной школы. Игры и проекты: популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: «Академия развития»,1997. –192 с.4. Новолодская, Е.Г. Логика проектирования здоровьесберегающейдеятельности младших школьников в креативном контексте // Концепт. –2015. –Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 2. –ART 65022. –URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65022.html
Гос. рег. Эл№ ФС7749965. –ISSN 2304120X –[Датаобращения20.01.2016].
Волынкина Марина Дмитриевна,студентка 4 курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийскvolinkinamarina@yandex.ru
Формирование экологической культуры младших школьников через организацию проектной деятельности
Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования экологической культуры младших школьников через реализацию проектов и включения детей в природоохранную деятельность. Представлен опыт организации проектной деятельности учащихся экологического содержания «Птицы –наши друзья» в рамках внеклассной работы по предмету «Окружающий мир». Ключевые слова:проект, проектная деятельность, экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое сознание.
Экологическое воспитаниеиграет важную роль в процессе социализации личности, принятияи ответственноговыполнениязаконов существования человека в природе и обществе. Ответственноеотношениечеловека к окружающей среде строится на базе экологического сознания,предполагает соблюдение нравственных и правовыхпринципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Экологическое сознание личности рассматривается с точки зрения антропоцентризма и трактуется следующим образом:• знание овзаимных связях человека и среды, их значимости для человека и для сохранения устойчивого баланса между ними; понимание и оценка человеком своих возможностей по использованию этих связей для удовлетворения потребностей и определения границ антропогенного воздействия;• знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познания самого себя как элемента экологической системы;• отражение в сознании процессов взаимодействия между человеком как организмом и человеком как личностью, с одной стороны, и обществом и окружающей средой –с другой, в тех аспектах биологической и социальной жизни, которые обусловлены природными факторами;• сложная, саморегулирующаяся система, сформированная для решения задач установления, стабилизации или изменения взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающими в процессе удовлетворения человеком своих потребностей [1].Экологическая культура выступает регулятором отношений человека (общества) и природы, ориентирована на перспективу и связана с решением глобальных проблем современности, а также с дальнейшим прогрессом социального развития. Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой.
Экологическая культура представляет собой новый способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания –совокупность экологически развитых сознания, операциональнодеятельностной, эмоциональночувственной и волевой сфер личности, характеризующаяся достаточным уровнем проявления человека в самосозидании и созидании экологически здоровой окружающей среды.Это сложное структурное новообразование личности включает основные блоки:• Ценностноориентационный блокобъединяет интеллектуальный, волевой, эмоциональный, мировоззренческий и отношенческий аспекты формирования экологического сознания личности, ценностных представлений о природной среде и ее роли в жизни человека.Экологическое мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, включает систему экологических знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к сохранению и приумножению природных богатств, оздоровлению природной среды и самооздоровлению.• Операциональнодеятельностный компонент включает в себя систему экологических умений и навыков, владение технологиями сохранения и оздоровления природной среды. Система экологических умений и навыков охватывает методики выявления экологических условий местности и их оценки, техники саморегуляции, предупреждения или снижения негативного влияния экологических факторов, осуществление природоохранных мероприятий.• Личностнотворческий блок –творческий поиск, стремление к самореализации личности, процесс ее саморазвития и самосовершенствования в ходе экологической деятельности. Процесс саморазвития и самосовершенствования личности подразумевает осознание себя как творца окружающей действительности, своего места в природе и своей роли в ее сохранении и развитии, а также создании условий для творческой самореализации в ходе экологической деятельности[2].Основы экологической культуры следует закладывать с самого раннего детства, когда идет наиболее активное развитие и формирование организма ребенка, его функций, интеллекта, духовной сферы и образа жизни. Младший школьный возраст является фундаментом формирования нравственноэкологической позиции личности. У воспитанника вырабатывается осознанное отношение к окружающему миру, определение своего места среди других живых организмов, стремление общаться и сопереживать им.Одной из продуктивных технологий включения младших школьников в природоохранную деятельность, формирования и развитияэкологической культуры личности выступает метод проектов. Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе –идет от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирует детскую самодеятельность. Это один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний среды на личность[3].Ребенок, активно находясь в окружающем пространстве, творит, создает себя, самоопределяется в системе жизненных отношений. Создание у ребенка творческого мышления способствует развитию позитивного отношения к жизни, восприятию мира, формированию особых умений выбирать способы творения, проектирования своей жизни, умений свободно выражать себя, ощущать собственную волю, собственный выбор и творчество. В своей деятельности педагоги нередко используют разнообразные учебныепроекты: от минипроектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.Учебный проект –это возможность делать чтото интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности –найденный способ решения проблемы –носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.Проходя педагогическую практику в МБОУ «СОШ №8» (г. Бийск, Алтайскийкрай), мы использовалиметод проектов в рамках организации внеклассной работы младших школьников по предмету«Окружающий мир» (сентябрь –ноябрь 2015). При изучении темы: «Птицы –наши друзья» во 2 «Б» классе учащихся заинтересовала проблема: почему мы называем птиц своими друзьями? Это послужило обоснованию дальнейшей проектной деятельности по данной теме.Были обозначены основные категории проекта: коллективный среднесрочный информационный и практикоориентированный проект. Цель –выяснить, почему мы называем птиц своими друзьями и какую помощь мы можем им оказать.Задачи:•из различных источников информации найти сведенияо роли птиц в природе и жизни человека, их участии в сохранении экологического равновесия;• провести наблюдения за особенностями поведения зимующих птиц во время экскурсий в городском парке и на пришкольной территории;• принять участие в организациина пришкольной территории «птичьегогородка», осуществлять подкормку зимующих птиц;• изготовить продукты проекта: фотоальбомо жизни зимующих птиц и стенгазету о роли птиц в природе и жизни человека, представить их на экологическом празднике «Покормите птиц зимой».Проектная деятельность включала следующие последовательно реализующиеся структурные компоненты: мотивация → постановка проблемы→ постановка цели→ постановка задач→ подбор методов и способов→ планирование деятельности по реализации проекта→ сбор необходимой информации→ редактирование информации→ изготовление и оформление продуктов проекта → выбор формы презентациипродуктов → подготовка презентации→ презентацияпродуктов деятельности → подведение итогов: самооценка и самоанализ.Реализация проекта носила комплексный и интегративный характер, что было обусловлено:• психологическими и возрастными особенностями детей младшего школьного возраста: эмоциональное восприятие окружающего мира, конкретнообразное мышление, преобладание игровой и продуктивной творческой деятельности и пр.;• необходимостью включения учащихся в различные направления деятельности: познавательное, поисковоисследовательское, практикоориентированное, операциональнодеятельностное, созидательнотворческое, рефлексивнооценочное;• взаимосвязью содержания проектной деятельности с материалом учебных дисциплин: окружающий мир, технология, литературное чтение, изобразительное искусство [4].В рамках организации проектной деятельности младших школьников были проведены следующие мероприятия:• организация продуктивной деятельности: рисование птиц (на уроке изобразительного искусства), лепка и аппликация птиц нашей местности (на уроках технологии);• развитие речи: чтение и анализ рассказов писателейнатуралистов «Воробей», «Сорока», «Яшка» Е. Чарушина, «Наши птицы», «Грачи открыли весну», «Дятел и малиновка», «Синичкин календарь», «Чей нос лучше?»В. Бианки;проведение викторины«Где обедал Воробей»по материалам произведений детской литературы и мультфильмов;• составление «меню для птиц», конкурс на лучший рисунок «Птичье кафе»;• изготовление и развешивание кормушек на пришкольном участке, подкормказимующих птиц;• экскурсии в городской парк и на школьную территорию, наблюдение за повадками и поведением птиц, распознавание птичьих следов;• оформление фотоальбома о жизни зимующих птиц;• выпуск стенгазеты «Роль птиц в природе и жизни человека»;• экологический праздник «Покормите птиц зимой».На наш взгляд, в процессе реализации данного проекта у младших школьников были сформированы некоторые показатели экологической культуры:• ценностноориентационный блок: система представлений о роли птиц в природе и жизни человека, знания о перелетных и зимующих птицах родной местности, положительное эмоциональное и бережное отношение к птицам, осознание их значения в поддержании экологического равновесия в биосфере; убеждения в необходимости их изученияи охраны;• операциональнодеятельностный компонент: навыки изготовления кормушек и отбора необходимого корма для зимующих птиц, умения различать виды птиц по внешним признакам и следам, проводить наблюдения за особенностями их поведения, анализировать, делать выводы и обобщения;•личностнотворческий блок: самореализация и самоутверждение личности ребенка в процессе природоохранной деятельности, осознание своих возможностей в сохранении экологического равновесия, в оказании посильной помощи объектам природы, оценка собственного поведения в природной среде.После реализации проекта мы предложили младшим школьникам выполнить методику «Мое отношение к проекту» в рамках самооценки и самоанализа отношения к проектной деятельности. Учащиесявыбиралипо однойиз пары характеристик и ставилизнак «+»: Процесс и содержание работы над проектом был для меня:доступным сложным интересным неинтересным увлекательным скучным спокойным тревожным полезнымбесполезнымрасширяющим мой кругозор ограничивающим мой кругозор предоставляющим простор для творчества ограничивающим творческую инициативу способствующим саморазвитию не способствующим саморазвитию Посчитав ответы детей в процентном соотношении, мы пришлик выводу, что выбор положительных
характеристик оказался значительно выше, чемотрицательных (рисунок 1).
Рис. 1. Выбор характеристик проектной деятельности младшими школьниками
Таким образом, на основеполученных результатов можно сделать вывод, что проектирование экологической деятельности учащихся –многоэтапная целенаправленная воспитательная работа, ориентированная на развитиеценностной ориентации ребенка на природоохранное поведение –формирование динамичной поведенческой системы: выработка экологических убеждений на основе обретаемых знаний и опыта → устойчивая мотивация на соблюдение правил поведения в природной среде → самосозидание и созидание экологически здоровой среды → готовность к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром.
Ссылки на источники1. Медведев, В.И., Алдашева, А.А.Экологическое сознание: учебное пособие. –М.: Логос, 2001. –376 с.2. Новолодская, Е.Г.Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебнометодическое пособие для студентов вузов. –Бийск: АГАО им. В. М. Шукшина, 2012. –248 с.3. Цветкова, И.В.Экология для начальной школы. Игры и проекты: популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: «Академия развития»,1997. –192 с.4. Новолодская, Е.Г. Логика проектирования здоровьесберегающейдеятельности младших школьников в креативном контексте // Концепт. –2015. –Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 2. –ART 65022. –URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65022.html
Гос. рег. Эл№ ФС7749965. –ISSN 2304120X –[Датаобращения20.01.2016].