Социальные сети как средство эффективной коммуникации в реализации тьюторской поддержки студентов вуза
Выпуск:
ART 86221
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пивоварова
Е.
Ф.,
Ермолович
Е.
В. Социальные сети как средство эффективной коммуникации в реализации тьюторской поддержки студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1021–1025. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86221.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема низкой профессиональной самоактуализации современных студентов педагогических вузов, которую в рамках магистерской диссертации авторы решают с помощью организации тьюторской поддержки посредством социальных сетей (на примере социальной сети «ВКонтакте»). Также авторы раскрывают сущность тьюторской поддержки, описывают характерные для неё особенности и процессы, происходящие во время эффективной коммуникации со студентами в дистанционном формате.
Ключевые слова:
педагогическое образование, социальные сети, эффективная коммуникация, тьюторская поддержка, профессиональная самоактуализация
Текст статьи
Ермолович Елена Владимировна,канд.пед.наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г.Красноярскdr_elen@mail.ru
Пивоварова Евдокия Фёдоровна,магистрант 2 курса Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г.Красноярскdsha11@rambler.ru
Социальные сети как средство эффективной коммуникации в реализации тьюторской поддержки студентов вуза
Аннотация.В статье рассматривается проблема низкой профессиональной самоактуализации современных студентов педагогических вузов, которую в рамках магистерской диссертации авторы решают с помощью организации тьюторской поддержки посредствомсоциальных сетей(на примере социальной сети «ВКонтакте»). Также авторы раскрывают сущность тьюторскойподдержки, описывают характерные для неё особенности и процессы, происходящие во время эффективной коммуникации со студентами в дистанционном формате.
Ключевые слова:тьюторская поддержка, социальные сети, эффективная коммуникация, профессиональная самоактуализация, педагогическое образование
В настоящее время Интернеттехнологии оказывают все большее влияние на многие сферы деятельностилюдей, в том числе и на образование.Согласно даннымВЦИОМ в конце 2014 года, по вопросамработы и образованияк сети Интернет регулярно обращаются 70% пользователей. Благодаря возможностям виртуального пространства все участники образовательных процессов(педагоги и обучающиеся, их родители)могут эффективно взаимодействовать, независимо от времени, местонахождения и прочих обстоятельств. Как показывает практика, эти возможности становятся все более востребованными, на всех ступеняхобучения. Начиная от дошкольных учреждений, где инициируется форма дистанционной коммуникации воспитателей и родителей через социальные сети, и заканчивая высшим профессиональным и дополнительным образованием, где в организации образовательного процесса уже активно используютсяLMSсистемы (LearningManagementSystem‱s)и наряду с ними различные социальные сервисы.
Социальные сети, становятся своеобразным информационным микромиром для пользователей изразличныхгрупп общества. По заключениюМеждународной исследовательской группы TNS, по состоянию на 2013 год одним из самых популярных Интернетресурсов являлись социальные сети (около 80%). По доводамTNS, еще два года тому назад пользователи тратили на социальные сети 3040% времени от всего времяпровожденияв Интернет. Сейчас эти показатели увеличилисьв связи с доступностью к сети с использованием различных цифровых и мобильных устройств. Изменились и возрастные группы пользователей социальных сетей –аудитория значительно молодеет: среди зарегистрированных появляютсямладшие школьники.Поданным ВЦИОМ, самая посещаемаясоциальная сетьв России—«ВКонтакте»,которуюежедневно предпочитает другим социальным сервисамкаждый третий пользователь Интернета. При этом данную сеть выбирают, впервую очередь, 18—24летние сограждане (51%), а 45—59летние респонденты (40%) предпочитают социальную сеть «Одноклассники»
вторую по популярности, на данный момент. Что касается остальных социальных сетей, тоими большинство опрошенных непользуются: это Twitter, «Мой круг», Blog.ru, Facebook, MySpace, Livejournal и др.Начало современной теории социальных сетей положили Рэй Соломонофф и Анатолий Рапопорт в 1951 году. Затем,спустя десятилетие, венгерскими математиками Полом Эрдосом и Альфредом Реньи были изучены принципы формирования социальных сообществ.А сам термин «социальные сети» был введён в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом [1]. В настоящее время ученыесоциологипонимают под этим термином особую социальную структуру, которая состоит из групп связанных узлов (социальных объектов: людей или организаций), каждый из которых занимает определенную позицию в обществе. При этом в любой социальной сети происходит непрерывный обмен ресурсами: материальными, интеллектуальными, информационными и эмоциональными.Вышеперечисленные процессы обеспечиваются различными сервисами и вебтехнологиями, предоставляющими организационные и методологические основы функционирования социальных сетей [1]. Таким образом, пользователи могут не только объединяться в онлайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам, но и совместно решать актуальные для них задачи, направленные на формирование социального опыта (мировоззренческого, профессионального, коммуникационного), взаимодействовать с помощью облачных технологий и сервисов с целью получения какоголиборезультата. Такая коммуникация, которая в узком смысле определяется как обмен информацией между двумя или болеелюдьми, по мнению Албастовой Л.М. и Игнатова В.Г. [2], может бытьэффективной, если пользователями социальной сети поддерживается информационная взаимовыгодная связь между собой, которая строится на взаимопонимании, лояльности и нацеленности на общий результат[3]. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество результата и то, как он в действительности будет реализован, а также соответствие коммуникации принципамдостоверности, открытости, своевременности, реальности, объективности и обратной связи. По мнению Назарова М.М., коммуникация может считаться эффективной, если уровень рациональности возрастает, в частности, стремление устранить факторы, мешающие коммуникации[4].
Недостаток использования социальных сетей в целях эффективной коммуникации заключается в том, что основные, так называемые «традиционные» средства коммуникативного процесса, а именно жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса, взгляды, которым придаёт особое значение Пиз А. [5], не задействуются. Однако современные возможности социальных сетей позволяют нивелировать эти недостатки за счёт видеосвязи, универсальных символов общения в Интернетпространстве (смайлов, стикеров, «эмоджи»), а также мгновенного обмена фотои аудиофайлами. Подтверждает это и суждение американскихисследователей Дж. Брайата и С. Томпсона о том, что «…характеристики новых технологий заставляют нас выйти за пределы традиционной коммуникации» [6].
Использование социальных сетей для осуществления коммуникаций в образовательном процессе становится привычным для большинства современных обучающихся. Также следует отметить, что часто учащиеся обмениваются учебной информацией различного вида именно посредством технологий социальной сети, организуя группы и публикуя в ней цифровые ресурсы или ссылки на методические материалы, представленные за пределами сети. Современные педагоги в свою очередь активно используют социальные сети для организационноинформационных действий и при необходимости также создают группы и размещают учебнометодические материалы, консультируют учащихся. Однако не всегда этот опыт успешен. Есть и негативные аспекты использования социальных сетей в образовательных целях. Не всегда коммуникации в социальных сетях инициированные педагогом успешны. Некоторые учащиеся воспринимают учителя в социальной сети как фактор раздражения и угрозу вторжения в их информационный микромир, какпопытку контролировать их деятельность. Достаточно трудно найти баланс и организовать продуктивную коммуникацию между учащимися и педагогом, тем более, если учитель не владеет методиками организации взаимодействия в условиях дистанционных коммуникаций. И уж тем более сложно получить образовательный результат используя только дистанционный формат взаимодействия. Мы бы хотели представить свой опыт организации образовательной коммуникации посредством социальных сетей.На протяжении двух лет нами реализуетсяонлайнпроект по тьюторской поддержке профессиональной самоактуализации студентов 12 курсов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», среди которых есть и обучающиеся, прошедшие отбор на уникальную по своей концепции программу подготовки «Тьютор» в Сибирском федеральном университете. Тьютор профессия новая и в связи с этим поступившие на курс будущие бакалаврытьюторы не все осознают специфику тьюторской деятельности. С другой стороны, как показывает опыт уже действующих тьюторов и писхологов, которые работают в школах, их деятельность во многом будет связана с онлайнподдержкой и консультированием. Таким образом, для будущих тьюторов становится актуальным приобретение опыта образовательных коммуникаций в форме консультаций, поддержки в вопросах учебнопрофессионального характера и личностной самоактуализации в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. Студентытьюторанты напрямую вовлекаются в педагогическое взаимодействие (в данном случае –дистанционное) с тьютором, имея возможность не только получить консультацию, поддержку в вопросах учебнопрофессионального характера и личностной самоактуализации в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, но и увидеть механизмы тьюторской деятельности в действии, проанализировать их и, возможно, присвоить для дальнейшего примененияв собственной профессиональной роли.
В роли тьютора для будущих бакалавров выступают магистранты, которые не являются их преподавателями, позиционируются как члены одной и той же социальной группы, но в то же время обладают более высоким профессиональным уровнем и помогают бакалаврам актуализировать свои будущие профессиональные компетенции.Говоря о сути тьюторской поддержки, важно отметить, что это своеобразная интеграция педагогической поддержки и тьюторской деятельности. Тьюторская деятельность, по мнению МаклафлинаК., направлена на социализацию и профессиональное развитие личности, что предусматривает поддержку, развитие навыков учебной деятельности, ориентирование в мире профессий и помощь в их выборе [7], что в нашем исследовании в рамках магистерской диссертации и является основой относительно профессиональной самоактуализации студентов. Так, тьютор выступает носителем педагогической роли, наставником, способным дистанцироваться при необходимости и тактически направлять тьюторанта в учебнопрофессиональных вопросах, и, к тому же, обеспечивать разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ, профессиональных маршрутов обучающихся. Исходя из зарубежного опыта, тьютор издревлепозиционировался как педагог, дающий частные уроки, либо преподаватель университета, куратор, гувернер, наставник, попечитель. В России же роль тьютора принято ассоциировать с куратором, коучем, учителем надомного обучения. Впоследнее время всё чаще эту позицию с функциями психологопедагогической поддержки, наставничества, координирования можно встретить в школах и специализированных учреждениях для детей с особенностями развития, но, согласно официальным документам о квалификационных характеристиках тьютора, он упоминается в контексте высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, а именно среди должностей работников административнохозяйственного и учебновспомогательного персонала.Так, Приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»предписывают тьютору, помимо вышеупомянутых функций, осуществлять поддержку и контроль в учебной деятельности студентов (выбор элективных курсов, прохождение обучающимися промежуточных и итоговых аттестаций, содействие в выполнении учебных заданий, их проверка и оценка). Но ив той, и в другой ипостаси тьюторская деятельность обязательно сопровождается индивидуализацией процесса обучения и ориентируется на личностьв интересах самого тьюторанта (того, с кем работает тьютор), что реализуется через процессы непосредственнопрямойили дистанционной коммуникации.
Коммуникация подразумевает под собой регулярное взаимодействие в социальной сети «ВКонтакте» тьютора и студентов, которое включает в себя прямую и косвенную коммуникацию. Под прямой коммуникацией в данном случае мы понимаем систематическое диалоговое и групповое общение, когда тьютор и студент регулярно обмениваются информацией в контексте профессиональной самоактуализации тьюторантов (эссе, ментальные карты и их рефлексия, консультирование по учебнопрофессиональным возможностям, промежуточные результаты работы, что можно отнести к признакам эффективности коммуникации). Также используются такие возможности для коммуникации как видеосвязь, облачные технологии, совместное редактирование документов, опросы в группе с последующим обсуждением. Групповая коммуникация в виде общей беседы показала свою неэффективность, так как студенты воспринимают сообщения неадресными, а, значит, считают, что информация к ним не относится. В случае отправки личных сообщений студенты, в большинствесвоём, давали обратную связь. Косвенной коммуникацией в контексте нашего проекта считаем регулярные сообщения в созданном в целях тьюторской поддержки онлайнсообществе, так называемый «постинг», когда в ленте новостей студентов появляется особого рода информация с характерным тематике сообщества контентом, при этом используется обращение к тьюторантам. В этом виде эффективной коммуникации в социальной сети мы используем некоторые принципы, перечисленные в исследованиях Антоненко С.В. [8], а именно соответствие запросам и потребностям целевой аудитории, выверенность и лаконичность информации, использование тематических графических элементов, частое обновление и последовательностьобъявлений. Реализация тьюторской поддержки студентов вуза в дистанционном формате показала, что социальная сеть является средством эффективной коммуникации, но принципиально отличным от традиционных средств (реальная беседа с использованием речи с интонацией, акцентов, жестов и мимики, визуального контакта и тактильных воздействий), поскольку оно представляет собой иные инструменты и формы взаимодействия людей в процессе передачи информации, которые, в свою очередь, позволяют также добиться необходимого результата.Также дистанционная форма тьюторской поддержки позволила добиться существенных результатов.Исходя из проведённогов начале работы исследования (с помощью сервиса GoogleDocs)о мотивах выбора педагогической профессии и направления обучения в вузе, выяснилось, что 60% опрошенных не были замотивированы на получение педагогической профессии. Сейчас этот показатель сократился до 40% за счёт регулярной тьюторской поддержкипрофессиональной самоактуализации студентов по нескольким компонентам: мотивационному, когнитивному и деятельностному. За время эксперимента нам удалось вовлечь в сформированное сообщество 65 студентов, большинство из которых –будущие тьюторы. С помощью выполненных ими ментальных карт нам удалось определить и скорректировать учебнопрофессиональные цели тьюторантов. Студенты записались на курсы дополнительного образования, смежные с педагогическим направлением, посещают рекомендуемые тренинги для приобретения необходимых для специалиста компетентностей, мероприятия и конференции, а также осуществляют пробы в научноисследовательской, методической и педагогической деятельности. Так, тьюторанты работают над написанием статей для участия в международной научной конференции, активно занимаются методическими разработками для применения в ходе учебных практик, а также сотрудничают с образовательными организациями города в вопросах трудоустройства и в целях реализации совместных проектов. Помимо этого нельзя не отметить иобщее повышение академической успеваемости тьюторантов, заинтересованности в содержании и тонкостях получаемой ими профессии.
Ссылки на источники1.Алмаева,В.В. Виртуальные социальные сети как составляющая современного образовательного пространства/ В.В. Алмаева. Материалы конференции «ИТОТомск 2010»// URL:ito.edu.ru/2010/Tomsk/III/III01.html. –[Дата обращения 15.12.2015];2.Албастова,Л.М. Теория управления/ Л.М.Албастова, В.Г.Игнатов// РостовнаДону: Издво МаРТ, 2006;3.Фьоре,Н. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы/ Н.Фьоре//Москва: Манн, Иванов и Фербер,2013;4.Назаров,М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. 2е изд., испр. Москва: УРСС, 2002. 239 с.;5.Пиз,А. Язык жестов/пер. с англ. Котляра Н.Е., Островского Л.//Москва: Издво «Парадокс», 1995;6.Брайант,Дж. Основы воздействия СМИ/ Дж.Брайант, С.Томпсон//Москва: Вильямс, 2004. —425 с.;7.Газман,О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании/ О.С.Газман//Москва: УВЦ «Инноватор», 1996. –72с.;8.Антоненко,С.В. Социальные сети как инструмент профориентации/ С.В.Антоненко// Известия ТулГУ. Технические науки,Вып. 11, 2013.
Пивоварова Евдокия Фёдоровна,магистрант 2 курса Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г.Красноярскdsha11@rambler.ru
Социальные сети как средство эффективной коммуникации в реализации тьюторской поддержки студентов вуза
Аннотация.В статье рассматривается проблема низкой профессиональной самоактуализации современных студентов педагогических вузов, которую в рамках магистерской диссертации авторы решают с помощью организации тьюторской поддержки посредствомсоциальных сетей(на примере социальной сети «ВКонтакте»). Также авторы раскрывают сущность тьюторскойподдержки, описывают характерные для неё особенности и процессы, происходящие во время эффективной коммуникации со студентами в дистанционном формате.
Ключевые слова:тьюторская поддержка, социальные сети, эффективная коммуникация, профессиональная самоактуализация, педагогическое образование
В настоящее время Интернеттехнологии оказывают все большее влияние на многие сферы деятельностилюдей, в том числе и на образование.Согласно даннымВЦИОМ в конце 2014 года, по вопросамработы и образованияк сети Интернет регулярно обращаются 70% пользователей. Благодаря возможностям виртуального пространства все участники образовательных процессов(педагоги и обучающиеся, их родители)могут эффективно взаимодействовать, независимо от времени, местонахождения и прочих обстоятельств. Как показывает практика, эти возможности становятся все более востребованными, на всех ступеняхобучения. Начиная от дошкольных учреждений, где инициируется форма дистанционной коммуникации воспитателей и родителей через социальные сети, и заканчивая высшим профессиональным и дополнительным образованием, где в организации образовательного процесса уже активно используютсяLMSсистемы (LearningManagementSystem‱s)и наряду с ними различные социальные сервисы.
Социальные сети, становятся своеобразным информационным микромиром для пользователей изразличныхгрупп общества. По заключениюМеждународной исследовательской группы TNS, по состоянию на 2013 год одним из самых популярных Интернетресурсов являлись социальные сети (около 80%). По доводамTNS, еще два года тому назад пользователи тратили на социальные сети 3040% времени от всего времяпровожденияв Интернет. Сейчас эти показатели увеличилисьв связи с доступностью к сети с использованием различных цифровых и мобильных устройств. Изменились и возрастные группы пользователей социальных сетей –аудитория значительно молодеет: среди зарегистрированных появляютсямладшие школьники.Поданным ВЦИОМ, самая посещаемаясоциальная сетьв России—«ВКонтакте»,которуюежедневно предпочитает другим социальным сервисамкаждый третий пользователь Интернета. При этом данную сеть выбирают, впервую очередь, 18—24летние сограждане (51%), а 45—59летние респонденты (40%) предпочитают социальную сеть «Одноклассники»
вторую по популярности, на данный момент. Что касается остальных социальных сетей, тоими большинство опрошенных непользуются: это Twitter, «Мой круг», Blog.ru, Facebook, MySpace, Livejournal и др.Начало современной теории социальных сетей положили Рэй Соломонофф и Анатолий Рапопорт в 1951 году. Затем,спустя десятилетие, венгерскими математиками Полом Эрдосом и Альфредом Реньи были изучены принципы формирования социальных сообществ.А сам термин «социальные сети» был введён в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом [1]. В настоящее время ученыесоциологипонимают под этим термином особую социальную структуру, которая состоит из групп связанных узлов (социальных объектов: людей или организаций), каждый из которых занимает определенную позицию в обществе. При этом в любой социальной сети происходит непрерывный обмен ресурсами: материальными, интеллектуальными, информационными и эмоциональными.Вышеперечисленные процессы обеспечиваются различными сервисами и вебтехнологиями, предоставляющими организационные и методологические основы функционирования социальных сетей [1]. Таким образом, пользователи могут не только объединяться в онлайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам, но и совместно решать актуальные для них задачи, направленные на формирование социального опыта (мировоззренческого, профессионального, коммуникационного), взаимодействовать с помощью облачных технологий и сервисов с целью получения какоголиборезультата. Такая коммуникация, которая в узком смысле определяется как обмен информацией между двумя или болеелюдьми, по мнению Албастовой Л.М. и Игнатова В.Г. [2], может бытьэффективной, если пользователями социальной сети поддерживается информационная взаимовыгодная связь между собой, которая строится на взаимопонимании, лояльности и нацеленности на общий результат[3]. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество результата и то, как он в действительности будет реализован, а также соответствие коммуникации принципамдостоверности, открытости, своевременности, реальности, объективности и обратной связи. По мнению Назарова М.М., коммуникация может считаться эффективной, если уровень рациональности возрастает, в частности, стремление устранить факторы, мешающие коммуникации[4].
Недостаток использования социальных сетей в целях эффективной коммуникации заключается в том, что основные, так называемые «традиционные» средства коммуникативного процесса, а именно жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса, взгляды, которым придаёт особое значение Пиз А. [5], не задействуются. Однако современные возможности социальных сетей позволяют нивелировать эти недостатки за счёт видеосвязи, универсальных символов общения в Интернетпространстве (смайлов, стикеров, «эмоджи»), а также мгновенного обмена фотои аудиофайлами. Подтверждает это и суждение американскихисследователей Дж. Брайата и С. Томпсона о том, что «…характеристики новых технологий заставляют нас выйти за пределы традиционной коммуникации» [6].
Использование социальных сетей для осуществления коммуникаций в образовательном процессе становится привычным для большинства современных обучающихся. Также следует отметить, что часто учащиеся обмениваются учебной информацией различного вида именно посредством технологий социальной сети, организуя группы и публикуя в ней цифровые ресурсы или ссылки на методические материалы, представленные за пределами сети. Современные педагоги в свою очередь активно используют социальные сети для организационноинформационных действий и при необходимости также создают группы и размещают учебнометодические материалы, консультируют учащихся. Однако не всегда этот опыт успешен. Есть и негативные аспекты использования социальных сетей в образовательных целях. Не всегда коммуникации в социальных сетях инициированные педагогом успешны. Некоторые учащиеся воспринимают учителя в социальной сети как фактор раздражения и угрозу вторжения в их информационный микромир, какпопытку контролировать их деятельность. Достаточно трудно найти баланс и организовать продуктивную коммуникацию между учащимися и педагогом, тем более, если учитель не владеет методиками организации взаимодействия в условиях дистанционных коммуникаций. И уж тем более сложно получить образовательный результат используя только дистанционный формат взаимодействия. Мы бы хотели представить свой опыт организации образовательной коммуникации посредством социальных сетей.На протяжении двух лет нами реализуетсяонлайнпроект по тьюторской поддержке профессиональной самоактуализации студентов 12 курсов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», среди которых есть и обучающиеся, прошедшие отбор на уникальную по своей концепции программу подготовки «Тьютор» в Сибирском федеральном университете. Тьютор профессия новая и в связи с этим поступившие на курс будущие бакалаврытьюторы не все осознают специфику тьюторской деятельности. С другой стороны, как показывает опыт уже действующих тьюторов и писхологов, которые работают в школах, их деятельность во многом будет связана с онлайнподдержкой и консультированием. Таким образом, для будущих тьюторов становится актуальным приобретение опыта образовательных коммуникаций в форме консультаций, поддержки в вопросах учебнопрофессионального характера и личностной самоактуализации в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. Студентытьюторанты напрямую вовлекаются в педагогическое взаимодействие (в данном случае –дистанционное) с тьютором, имея возможность не только получить консультацию, поддержку в вопросах учебнопрофессионального характера и личностной самоактуализации в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, но и увидеть механизмы тьюторской деятельности в действии, проанализировать их и, возможно, присвоить для дальнейшего примененияв собственной профессиональной роли.
В роли тьютора для будущих бакалавров выступают магистранты, которые не являются их преподавателями, позиционируются как члены одной и той же социальной группы, но в то же время обладают более высоким профессиональным уровнем и помогают бакалаврам актуализировать свои будущие профессиональные компетенции.Говоря о сути тьюторской поддержки, важно отметить, что это своеобразная интеграция педагогической поддержки и тьюторской деятельности. Тьюторская деятельность, по мнению МаклафлинаК., направлена на социализацию и профессиональное развитие личности, что предусматривает поддержку, развитие навыков учебной деятельности, ориентирование в мире профессий и помощь в их выборе [7], что в нашем исследовании в рамках магистерской диссертации и является основой относительно профессиональной самоактуализации студентов. Так, тьютор выступает носителем педагогической роли, наставником, способным дистанцироваться при необходимости и тактически направлять тьюторанта в учебнопрофессиональных вопросах, и, к тому же, обеспечивать разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ, профессиональных маршрутов обучающихся. Исходя из зарубежного опыта, тьютор издревлепозиционировался как педагог, дающий частные уроки, либо преподаватель университета, куратор, гувернер, наставник, попечитель. В России же роль тьютора принято ассоциировать с куратором, коучем, учителем надомного обучения. Впоследнее время всё чаще эту позицию с функциями психологопедагогической поддержки, наставничества, координирования можно встретить в школах и специализированных учреждениях для детей с особенностями развития, но, согласно официальным документам о квалификационных характеристиках тьютора, он упоминается в контексте высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, а именно среди должностей работников административнохозяйственного и учебновспомогательного персонала.Так, Приказ Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»предписывают тьютору, помимо вышеупомянутых функций, осуществлять поддержку и контроль в учебной деятельности студентов (выбор элективных курсов, прохождение обучающимися промежуточных и итоговых аттестаций, содействие в выполнении учебных заданий, их проверка и оценка). Но ив той, и в другой ипостаси тьюторская деятельность обязательно сопровождается индивидуализацией процесса обучения и ориентируется на личностьв интересах самого тьюторанта (того, с кем работает тьютор), что реализуется через процессы непосредственнопрямойили дистанционной коммуникации.
Коммуникация подразумевает под собой регулярное взаимодействие в социальной сети «ВКонтакте» тьютора и студентов, которое включает в себя прямую и косвенную коммуникацию. Под прямой коммуникацией в данном случае мы понимаем систематическое диалоговое и групповое общение, когда тьютор и студент регулярно обмениваются информацией в контексте профессиональной самоактуализации тьюторантов (эссе, ментальные карты и их рефлексия, консультирование по учебнопрофессиональным возможностям, промежуточные результаты работы, что можно отнести к признакам эффективности коммуникации). Также используются такие возможности для коммуникации как видеосвязь, облачные технологии, совместное редактирование документов, опросы в группе с последующим обсуждением. Групповая коммуникация в виде общей беседы показала свою неэффективность, так как студенты воспринимают сообщения неадресными, а, значит, считают, что информация к ним не относится. В случае отправки личных сообщений студенты, в большинствесвоём, давали обратную связь. Косвенной коммуникацией в контексте нашего проекта считаем регулярные сообщения в созданном в целях тьюторской поддержки онлайнсообществе, так называемый «постинг», когда в ленте новостей студентов появляется особого рода информация с характерным тематике сообщества контентом, при этом используется обращение к тьюторантам. В этом виде эффективной коммуникации в социальной сети мы используем некоторые принципы, перечисленные в исследованиях Антоненко С.В. [8], а именно соответствие запросам и потребностям целевой аудитории, выверенность и лаконичность информации, использование тематических графических элементов, частое обновление и последовательностьобъявлений. Реализация тьюторской поддержки студентов вуза в дистанционном формате показала, что социальная сеть является средством эффективной коммуникации, но принципиально отличным от традиционных средств (реальная беседа с использованием речи с интонацией, акцентов, жестов и мимики, визуального контакта и тактильных воздействий), поскольку оно представляет собой иные инструменты и формы взаимодействия людей в процессе передачи информации, которые, в свою очередь, позволяют также добиться необходимого результата.Также дистанционная форма тьюторской поддержки позволила добиться существенных результатов.Исходя из проведённогов начале работы исследования (с помощью сервиса GoogleDocs)о мотивах выбора педагогической профессии и направления обучения в вузе, выяснилось, что 60% опрошенных не были замотивированы на получение педагогической профессии. Сейчас этот показатель сократился до 40% за счёт регулярной тьюторской поддержкипрофессиональной самоактуализации студентов по нескольким компонентам: мотивационному, когнитивному и деятельностному. За время эксперимента нам удалось вовлечь в сформированное сообщество 65 студентов, большинство из которых –будущие тьюторы. С помощью выполненных ими ментальных карт нам удалось определить и скорректировать учебнопрофессиональные цели тьюторантов. Студенты записались на курсы дополнительного образования, смежные с педагогическим направлением, посещают рекомендуемые тренинги для приобретения необходимых для специалиста компетентностей, мероприятия и конференции, а также осуществляют пробы в научноисследовательской, методической и педагогической деятельности. Так, тьюторанты работают над написанием статей для участия в международной научной конференции, активно занимаются методическими разработками для применения в ходе учебных практик, а также сотрудничают с образовательными организациями города в вопросах трудоустройства и в целях реализации совместных проектов. Помимо этого нельзя не отметить иобщее повышение академической успеваемости тьюторантов, заинтересованности в содержании и тонкостях получаемой ими профессии.
Ссылки на источники1.Алмаева,В.В. Виртуальные социальные сети как составляющая современного образовательного пространства/ В.В. Алмаева. Материалы конференции «ИТОТомск 2010»// URL:ito.edu.ru/2010/Tomsk/III/III01.html. –[Дата обращения 15.12.2015];2.Албастова,Л.М. Теория управления/ Л.М.Албастова, В.Г.Игнатов// РостовнаДону: Издво МаРТ, 2006;3.Фьоре,Н. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы/ Н.Фьоре//Москва: Манн, Иванов и Фербер,2013;4.Назаров,М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. 2е изд., испр. Москва: УРСС, 2002. 239 с.;5.Пиз,А. Язык жестов/пер. с англ. Котляра Н.Е., Островского Л.//Москва: Издво «Парадокс», 1995;6.Брайант,Дж. Основы воздействия СМИ/ Дж.Брайант, С.Томпсон//Москва: Вильямс, 2004. —425 с.;7.Газман,О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании/ О.С.Газман//Москва: УВЦ «Инноватор», 1996. –72с.;8.Антоненко,С.В. Социальные сети как инструмент профориентации/ С.В.Антоненко// Известия ТулГУ. Технические науки,Вып. 11, 2013.