Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Выпуск:
ART 86293
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саввиди
М.
И.,
Черепкова
Н.
В. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1366–1370. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86293.htm.
Аннотация. В статьи рассмотрены задачи, цели, а также особенности использования сказкотерапии в логопедической работе.
Текст статьи
Саввиди Марина Исаковна,студентка 3 курса кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» г. Ставропольm.savvidi96@mail.ru
Научный руководитель –Черепкова Наталья Викторовна,доцент кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» г. Ставропольkostin072008@ya.ru
Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Аннотация.В статьи рассмотрены задачи, цели, а также особенности использования сказкотерапии в логопедической работе. Ключевые слова:сказка, сказкотерапия, логопедическая работа, этапы применения сказкотерапии.
В настоящее время актуальной является проблема развития речи детей. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей имеющих речевые нарушения. В связи с тем, что характер нарушений речи становится сложнее у детей дошкольного возраста, возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применение инновационных технологий в процессе коррекционноразвивающего обучения и воспитания[5]. Одним из методов активно разрабатываемым в последнее время и применяемым в коррекционной работе с дошкольниками является сказка. Этот метод является наиболее универсальным методом воздействия[2].Как известно, сказка для любого ребенка является маленькой жизнью полной ярких красок и приключений. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными
и российскими
учеными.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм[3].По мнению Шороховой Ольги Алеексеевны сказкотерапия —интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний[3].Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности. Следует отметить, что сказкотерапия относится к числу здоровьесберегающих технологий, которое не требует особых усилий, оптимизирует процесс коррекционной работы, а также способствует улучшению состояния всего организма. Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии используемые в логопедической работе:превращение занятия в сказочный сюжет;привлечение к занятию сказочного героя;употребление фрагментов из сказок;придумывание сказокВ процессе работы над сказками происходит обогащение словарного запаса, автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребенок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы,что в свою очередь способствует развитию связной речи[2]. Развитию таких компонентов просодической стороны речи как: темп, тембр, сила, интонация, выразительность, способствует драматизация сказки. Формированию положительных черт характера способствует введение сказочного героя в логопедическое занятие. В логопедической работе применение элементов сказкотерапии даёт возможность решать следующие задачи:1.Коррекционнообразовательные: развитие всех компонентов речи, фонематическое восприятие, проводить работу над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией, а также введение звуков в свободную речь, развитие слоговой структуры слова.2.Коррекционноразвивающие: развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, просодической стороны речи.3.Коррекционновоспитательные: развитие чувства доброты, любви к природе, ответственности, сопереживания.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д.предложила ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. предложила структуру коррекционноразвивающего сказкотерапевтическогозанятия. В которой выделила следующие этапы[1]: 1.Ритуал «входа» в сказку. Целью данного этапа является создание настроя на совместную деятельность. 2.Повторение. Его цель состоит в том, чтобы вспомнить то, что делали в прошлый раз, чему научились и какой опыт приобрели. 3.Расширение. Цель заключается в том, чтобы расширить представления ребенка о чемлибо.4.Закрепление. Приобретение нового опыта.5.Интеграция. Цель состоит в том, чтобы связать полученный опыт с реальной жизнью. 6.Резюмирование. Состоит в обобщении полученного опыта и связи его с уже имеющимся.7.Ритуал «выхода» из сказки. Заключается в том, чтобы закрепить полученный опыт и подготовить ребенка к взаимодействию в социуме. Следует подчеркнуть особенности выбора сказки:используются простые, уже знакомые детям сказки, например такие как: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д.сюжет сказок должен вызывать интерес и эмоциональный отклик у ребенка;можно использовать фрагмент сказкиОчевидно также, что в атмосфере сказки ребенок раскрепощается, становится более уверенным и заинтересованным в выполнении различных заданий[3].
Шороховой О.А. были выделены этапы применения сказкотерапии:1этап познавательноэффективная ориентировка. Данный этап направлен на понимание сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное исполнение сказочного образа, где ведущим методом является словесная режиссерская игра[4].Цели:
догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев,а такжеприродных явлений;
выразительно интонировать голоса героев;
для формирования артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова и голоса животных;
знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слова так же обращать внимание детей на содержательную сторону слова. 2 этап словесное комментирование эмоциональноаффективных ситуаций. На данном этапе ребенок учится управлять своим поведениемс помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. Целиданного этапа:
раскрытие замысла сказки, побуждение ребенкак высказываниюпо содержанию;
воспроизведениеосновныхэпизодов и фактов, выразить словом свое отношение;
совместно составлять словесные описания, активизировать в речи ребенкаобразные выражения,а такжесказочные повторы. В процессе игрна разгадываниеэмоциональных состояний героев сказки ребенокучатся отбирать слова, которые выразительно описываютмимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации, комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные взгляды, анализировать и замечать неточности, ошибки. 3 этап выражение замещающей потребности.На данном этапе ведущим методом считается совместная импровизация, где предлагается разыграть отдельные фрагменты сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Они стремятсяпривнестиновые элементы в сказку, при этом сохранив сюжет. Существеннаяроль отводится в занятиях на этом этапе специальным играм и упражнениям, которые направленына развитие воображения, формирование дыхания, четкой дикции, интонации, а также артикуляции. Эти игры группируютсяв соответствии с тематическим планом работы и применяютсяв процессе проведения физкультминуток и организационных моментов[4]. Дидактическим сказкам на занятиях отводится особое внимание, в форме которых подаются учебные задания, при этом абстрактные символы, такие как: цифры, буквы, звуки и арифметические действия одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития[3].Ведь сказка для ребёнка —это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько само поддержание игровой, необходимой для ребёнка, понастоящему сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и перед вами счастливыйи здоровый ребенок.В заключении, хотелось бы отметить, что применение сказкотерапии в логопедической работе способствует тому, что у ребенка устраняютсяболезненные переживания, связанные с дефектами речи, улучшается его психическое состояние, что, в свою очередь, положительного влияет на его социальную адаптацию. Использование комплексной системы коррекционновоспитательной работы приводит к положительной динамике в
речевом развитии и эмоциональноволевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексикограмматические отношения,а такжесвязная речь[5].
Ссылки на источники1.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. —СПб.: ООО «Речь»,2000. –310 с.2.Никитинская С. В.Сказкотерапия в системе коррекционнологопедической работы с заикающимися дошкольниками / С.В. Никитинская // Известия Самарского научного центра Российской академии наук № 46 / том 11 / 2009. 14961499 с.3.Соколов Д. Сказки исказкотерапия / М; Класс / 19994.Шорохова О.А.Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. —М.: ТЦ Сфера, 2006. —208 с. 5.Черепкова Н.В., Гурина А. А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении // Science Time. 2015.№11(23). С. 182187.
Научный руководитель –Черепкова Наталья Викторовна,доцент кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» г. Ставропольkostin072008@ya.ru
Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Аннотация.В статьи рассмотрены задачи, цели, а также особенности использования сказкотерапии в логопедической работе. Ключевые слова:сказка, сказкотерапия, логопедическая работа, этапы применения сказкотерапии.
В настоящее время актуальной является проблема развития речи детей. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей имеющих речевые нарушения. В связи с тем, что характер нарушений речи становится сложнее у детей дошкольного возраста, возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применение инновационных технологий в процессе коррекционноразвивающего обучения и воспитания[5]. Одним из методов активно разрабатываемым в последнее время и применяемым в коррекционной работе с дошкольниками является сказка. Этот метод является наиболее универсальным методом воздействия[2].Как известно, сказка для любого ребенка является маленькой жизнью полной ярких красок и приключений. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными
и российскими
учеными.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм[3].По мнению Шороховой Ольги Алеексеевны сказкотерапия —интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний[3].Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие, поэтому большинство логопедов применяют данный метод в своей практической деятельности. Следует отметить, что сказкотерапия относится к числу здоровьесберегающих технологий, которое не требует особых усилий, оптимизирует процесс коррекционной работы, а также способствует улучшению состояния всего организма. Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии используемые в логопедической работе:превращение занятия в сказочный сюжет;привлечение к занятию сказочного героя;употребление фрагментов из сказок;придумывание сказокВ процессе работы над сказками происходит обогащение словарного запаса, автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребенок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы,что в свою очередь способствует развитию связной речи[2]. Развитию таких компонентов просодической стороны речи как: темп, тембр, сила, интонация, выразительность, способствует драматизация сказки. Формированию положительных черт характера способствует введение сказочного героя в логопедическое занятие. В логопедической работе применение элементов сказкотерапии даёт возможность решать следующие задачи:1.Коррекционнообразовательные: развитие всех компонентов речи, фонематическое восприятие, проводить работу над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией, а также введение звуков в свободную речь, развитие слоговой структуры слова.2.Коррекционноразвивающие: развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, просодической стороны речи.3.Коррекционновоспитательные: развитие чувства доброты, любви к природе, ответственности, сопереживания.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д.предложила ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. предложила структуру коррекционноразвивающего сказкотерапевтическогозанятия. В которой выделила следующие этапы[1]: 1.Ритуал «входа» в сказку. Целью данного этапа является создание настроя на совместную деятельность. 2.Повторение. Его цель состоит в том, чтобы вспомнить то, что делали в прошлый раз, чему научились и какой опыт приобрели. 3.Расширение. Цель заключается в том, чтобы расширить представления ребенка о чемлибо.4.Закрепление. Приобретение нового опыта.5.Интеграция. Цель состоит в том, чтобы связать полученный опыт с реальной жизнью. 6.Резюмирование. Состоит в обобщении полученного опыта и связи его с уже имеющимся.7.Ритуал «выхода» из сказки. Заключается в том, чтобы закрепить полученный опыт и подготовить ребенка к взаимодействию в социуме. Следует подчеркнуть особенности выбора сказки:используются простые, уже знакомые детям сказки, например такие как: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д.сюжет сказок должен вызывать интерес и эмоциональный отклик у ребенка;можно использовать фрагмент сказкиОчевидно также, что в атмосфере сказки ребенок раскрепощается, становится более уверенным и заинтересованным в выполнении различных заданий[3].
Шороховой О.А. были выделены этапы применения сказкотерапии:1этап познавательноэффективная ориентировка. Данный этап направлен на понимание сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное исполнение сказочного образа, где ведущим методом является словесная режиссерская игра[4].Цели:
догадаться по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев,а такжеприродных явлений;
выразительно интонировать голоса героев;
для формирования артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова и голоса животных;
знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слова так же обращать внимание детей на содержательную сторону слова. 2 этап словесное комментирование эмоциональноаффективных ситуаций. На данном этапе ребенок учится управлять своим поведениемс помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. Целиданного этапа:
раскрытие замысла сказки, побуждение ребенкак высказываниюпо содержанию;
воспроизведениеосновныхэпизодов и фактов, выразить словом свое отношение;
совместно составлять словесные описания, активизировать в речи ребенкаобразные выражения,а такжесказочные повторы. В процессе игрна разгадываниеэмоциональных состояний героев сказки ребенокучатся отбирать слова, которые выразительно описываютмимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации, комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные взгляды, анализировать и замечать неточности, ошибки. 3 этап выражение замещающей потребности.На данном этапе ведущим методом считается совместная импровизация, где предлагается разыграть отдельные фрагменты сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Они стремятсяпривнестиновые элементы в сказку, при этом сохранив сюжет. Существеннаяроль отводится в занятиях на этом этапе специальным играм и упражнениям, которые направленына развитие воображения, формирование дыхания, четкой дикции, интонации, а также артикуляции. Эти игры группируютсяв соответствии с тематическим планом работы и применяютсяв процессе проведения физкультминуток и организационных моментов[4]. Дидактическим сказкам на занятиях отводится особое внимание, в форме которых подаются учебные задания, при этом абстрактные символы, такие как: цифры, буквы, звуки и арифметические действия одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития[3].Ведь сказка для ребёнка —это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько само поддержание игровой, необходимой для ребёнка, понастоящему сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и перед вами счастливыйи здоровый ребенок.В заключении, хотелось бы отметить, что применение сказкотерапии в логопедической работе способствует тому, что у ребенка устраняютсяболезненные переживания, связанные с дефектами речи, улучшается его психическое состояние, что, в свою очередь, положительного влияет на его социальную адаптацию. Использование комплексной системы коррекционновоспитательной работы приводит к положительной динамике в
речевом развитии и эмоциональноволевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексикограмматические отношения,а такжесвязная речь[5].
Ссылки на источники1.ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. —СПб.: ООО «Речь»,2000. –310 с.2.Никитинская С. В.Сказкотерапия в системе коррекционнологопедической работы с заикающимися дошкольниками / С.В. Никитинская // Известия Самарского научного центра Российской академии наук № 46 / том 11 / 2009. 14961499 с.3.Соколов Д. Сказки исказкотерапия / М; Класс / 19994.Шорохова О.А.Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. —М.: ТЦ Сфера, 2006. —208 с. 5.Черепкова Н.В., Гурина А. А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении // Science Time. 2015.№11(23). С. 182187.