Реализация теории детской одаренности Л. С. Выготского в современной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бекасова С. А., Немудрая Е. Ю. Реализация теории детской одаренности Л. С. Выготского в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2166–2170. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86462.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению теории детской одаренности в трудах Л. С. Выготского. Особое внимание уделено анализу понятия «зона ближайшего развития». Проблема реализации теории детской одаренности в современной школе освящена в теоретико-экспериментальном плане. С этой целью проведен опрос учителей г. Миасса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Немудрая Елена Юрьевна,кандидат педагогических наук, доценткафедры педагогики и психологииФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»nemudraja72@mail.ru

Бекасова Софья Андреевна,студентка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственныйпедагогический университет»so09ni08a@yandex.ru

Реализация теории детскойодаренности Л.С. Выготского в современной школе

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению теории детской одаренности в трудах Л.С. Выготского. Особое внимание уделено анализу понятия «зона ближайшего развития». Проблема реализации теории детской одаренности в современной школе освящена в теоретикоэкспериментальном плане. С этой целью проведен опрос учителей г. Миасса. Ключевые слова:одаренность, детская одаренность, теория детской одаренности Л.С. Выготского, зона ближайшего развития, выявление одаренности.

Детская одарённость –это одна из наименее изученных областей педагогики и психологии. Талантливые школьники нуждаются в повышенном внимании и заботе со стороны учителей и родителей. Важно выявить одарённость ребёнка ещё в школе и развивать его не только впредметной отрасли, соответствующей его талантам и способностям, но и как личность.

Актуальность данной темы заключается в том, что одной из приоритетных задач современного образования является выявление и развитие талантливых детей. Одарённые дети нуждаются в особом подходе, индивидуальных учебных программах, проблема создания и разработки которых на сегодняшний день стоит особенно остро. Так, в национальной образовательной инициативе «Дети России» определены основные направления государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них –создание системы воспитания и обучения талантливых учащихся [4]. Именно поэтому в новых Федеральных государственных стандартах образования отводится важное место проблеме диагностики и спецификеработы с одарёнными детьми.

Термин «одарённость» имеет несколько значений. Наиболее распространённым является определение немецкого психолога В.Штерна:Одарённость –это общая способность индивида сознательно ориентировать своё мышление на новые требования; общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни [4].

Также одарённость –это системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённость определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, физическими данными и психологическим развитием [2, 16].

Л. С. Выготский рассматривает детскую одаренность как «способность к творчеству", которая является генетически обусловленной (наследственностью), развивающуюся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии»[1].

Важно заметить, что Л. С. Выготский утверждал, что высокий уровень способностей (одаренность) может быть достигнут только в ходе развивающего обучения, которое опирается на зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития–это расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития, который учащийся может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками) [5].

Принято считать, что диагностика детской одарённости (это проблема психологическая, которая рассматривается на двух уровнях: теоретическом (критерии и концепции одарённости) и методическом/психометрическом (разработкa диагностических процедур (методик), позволяющих идентифицировать одарённых).

Одарённость в большинстве случаев можно выявить в младшем возрасте: ранняя речь, большой словарный запас, отличная память, внимательность и любознательность. Однако не всегда талантливый в детстве ребёнок на более позднем этапе сможет достигнуть высокого уровня развития способностей и наоборот. Так, Л.С. Выготский утверждал, что тесты для определения умственных способностей диагностируют лишь степень развития ребенка на момент тестирования, однако их нельзя использовать для определения зоны ближайшего развития. Различия детей заключаются не только в наличном уровне развития, но и в потенциальных возможностях развития [1, 2327]. Выявить одарённого ребенка возможно, лишь анализируя способности ученика в течение продолжительного времени, так как различные единичные тесты не в полной мере отображают картину талантливости в связи с возрастными, психосоматическими особенностями на момент проведения теста. Следовательно, необходимо постепенно, поэтапно искать одарённых детей при индивидуальном обучении или при использовании программ дополнительного образования. С учётом специфики одарённости в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков талантливости является психологопедагогический мониторинг, комплексно оценивающий характер поведения идеятельности ребенка. Длительный период мониторинга позволяет наблюдать за ребёнком в разных ситуациях, беседовать, вовлекать его в специально организованные предметноигровые занятия, учитывать зоны ближайшего развития.

Для того, чтобы выявить, насколько основные положения концепции Л. С. Выготского о детской одаренности реализуются в современной школе, был проведен опрос среди учителей русского языка и литературы г. Миасса. В опросе приняли участие 23 человека. Респондентам были заданы следующие вопросы:1) Известны ли Вам основные положения концепции Л. С. Выготского о детской одаренности? Если да, перечислите их.2) Знаком ли Вам термин "зона ближайшего развития", введенный Л. С. Выготским? Если понятие известно, дайте его краткое определение.3) Какие методы Вы используете для выявления одаренных детей на уроках русского языка и литературы? Принимаете ли Вы во внимание, что тесты для определения умственных способностей диагностируют степень развития ребенка лишь на данный момент, что доказал Л. С. Выготский?4) Учитываются ли зоны ближайшего развития школьников при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе или? Если да, уточните, как именно.

Анализ результатов исследования показал, что наиболее трудным для респондентов оказался первый вопрос, где требовалось указать основные положения теории Л. С. Выготского о детской одаренности. Лишь 6 человек ответили положительно, 17 участников опроса затруднились с ответом (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Известны ли Вам основные положения концепции Л. С. Выготского о детской одаренности?



Так, к центральным положениям концепции Л.С. Выготского, по мнению участников опроса, можно отнести следующие тезисы: "Л. С. Выготский изучал особенности творчества и воображения у детей, возможно, одарённость он рассматривал как психическую характеристику художественноэстетической деятельности детей"; "Л.С. Выготский считал, что одарённость объясняется генетической предрасположенностью. Так, например, только у математиков ребёнок может родиться великимматематиком, у родителей, обладающих музыкальным слухом –музыкально одарённымребёнком"; "Развитие талантливого ребёнка невозможно без учёта сложных заданий, которые ребёнок выполняет самостоятельно" (3 сходных ответа, в которых понятие "одарённость" характеризуется учётом зон ближайшего развития); "Для стимулирования одарённых детей нужно создавать условия для творчества и самовыражения". Обобщив данные высказывания, можно представить концепцию Л.С. Выготского о детской одарённости с точки зрения учителей русского языка и литературы в виде схемы:









Термин «зона ближайшего развития» оказался знаком многим учителям (20 человек), так, только 3 человека затруднились с ответом (диаграмма 2).

Положения концепции Л. С. Выготского известны

Затрудняюсь с ответом

Детская одарённостьгенетическая предрасположенностьзоны ближайшего развитиясвобода творчествасамовыражениевоображение

Диаграмма 2. Знаком ли Вам термин «зона ближайшего развития», введённый Л. С. Выготским?



Приведём некоторые примеры суждений: «Зону ближайшего развития можно определить тем, какие упражнения ребёнок может решить самостоятельно, а какие лишь с учителем»; «Зона ближайшего развития –это психическая характеристика, которая развивает способности ребёнка»; «Это перспектива уровня обучения».

Ответы на вопрос об используемых методах выявления одаренных детей на уроках русского языка и литературы были представлены наиболее развернутои полно. Обобщив полученные результаты, можно прийти к выводу о том, что учителя используют различные методы психодиагностики:1) наблюдение;2) беседа;3) анализ продуктов деятельности; 4) тестирования на выявление зон ближайшего развития;5) предметноигровые занятия;6) психологические тренинги (помощь школьного психолога при выявлении одарённости учащихся);7) проведение нестандартных уроков в игровой форме ("КВН", "Что? Где? Когда?", "Своя игра", "Эрудит" и другие) с привлечением материала повышенной сложности и олимпиадных заданий;8) применение методики "карты одарённости (интересов)", которая выявляет степень развития одарённости в конкретной сфере (интеллектуальная деятельность, артистизм, творчество, лидерство, музыка, спорт и другие);9) использование на уроках русского языка и литературы разноуровневых заданий;10) анализ творческих работ (сочинения, стихотворения, буриме, шарады, ребусы, научноисследовательские работы).

Респонденты единогласно ответили, что единственный тест по выявлению детской одарённости показывает лишь уровень развития способностей намомент прохождения тестирования. Опрос показал, что все преподаватели согласны с утверждением Л. С. Выготского, что тесты для определения умственных способностей диагностируют степень развития ребенка лишь на момент тестирования. Необходим продолжительный и комплексный психологопедагогический мониторинг, который Затрудняюсь с ответом

Термин «зона ближайшего развития» известен

учитывает зоны ближайшего развития и индивидуальные психомоторные и личностные особенности учащихся.

Многие преподаватели учитывают зоны ближайшего развития при обучении учащихся на уроках русского языка и литературы. Однако при подготовке к олимпиадам используют редко. Это можно объяснить тем, что программа занятий с одарённым учеником индивидуализирована под познавательные, личностные и психомоторные особенности ребёнка,и зоны ближайшего развития учитываются изначально при разработке плана подготовки к олимпиадам, в дальнейшем, возможно, внимание на этом аспекте не акцентируется.«Роль учителя в образовательном процессе сводится к организации активной самостоятельной познавательной деятельности, к созданию условий, способствующих раскрытию потенциальных возможностей учащихся, развитию их творческих способностей. Это возможно только при изменении позиции учителя, которая выражается в организации их взаимодействия: сотрудничество, совместное творчество, управление познавательной деятельностью, демократический стиль общения вот далеко не полный список качеств современного учителя» [3,41].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявление одаренных детей следует проводить с учетом специфики

детской одаренности, используя психологопедагогический мониторинг. Поиск одаренных детей нужно связывать с задачами обучения, воспитания, оказываядетямпсихологическуюподдержку.

Ссылки на источники1.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выготский // СПб.: СОЮЗ, 19972. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Л.С. Выготский //Избр психол. иссл. –M, 19563. Елагина, В.С., Немудрая, Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая //Международный журнал экспериментального образования. –2009. –№5. –С.41424. Одарённые дети: Пер. с англ., Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. –М: Прогресс, 19915. Правовая консультационная служба «Закон прост» [Электронный ресурс].(Режимдоступа:http://www.zakonprost.ru/content/base/part/33833