Организация дополнительной дифференциации в профильных классах как средство повышения индивидуализации образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мясникова В. М., Кремень С. А. Организация дополнительной дифференциации в профильных классах как средство повышения индивидуализации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3001–3005. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86633.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации дифференцированного обучения в старших классах средней школы. Авторами предлагается примерная модель разноуровневого обучения в рамках профильного класса на старшей ступени школы. Обоснована необходимость осуществления целенаправленной консультационной работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зорина Влада Михайловна,студент филологического факультета ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет» (СмолГУ), г. Смоленскelfuk@mail.ru

Кремень Сергей Анатольевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО«Смоленский государственный университет» (СмолГУ), г. Смоленскskremen@yandex.ru

Организация дополнительной дифференциации в профильных классах как средство повышения индивидуализации образования

Аннотация.В статье рассматривается проблема организации дифференцированного обучения в старших классах средней школы. Авторами предлагается примерная модель разноуровневого обучения в рамках профильного класса на старшей ступени школы. Обоснована необходимость осуществления целенаправленной консультационной работы.Ключевые слова:дифференцированное обучение, разноуровневое обучение, профильное образование, школьное консультирование.

В современном российском образовании существуют многие нерешенные проблемы, связанные с качеством образования и его результативностью. Они выражаются не только в низкой удовлетворенности результатом школьного образования, но и в отставании школы от темпов динамических процессов общественного развития. Все более высокие требования к школьному образованию выдвигают вузы, государство, родители, а зачастую и сами школьники. В высших учебных заведениях с каждым годом растет конкурс на бюджетные места, что стимулирует выпускников школ и их учителей к более напряженной деятельности. Ужесточение процесса проведения ЕГЭ, а также повышение минимального балла для поступления во все вузы играет большую роль в том, насколько усердно проходит подготовка к экзаменам и дальнейшему поступлению. В улучшении качества образования заинтересованы все субъекты образовательного процесса:

дети, стремящиеся к получению качественного среднего образованию, позволяющего им получить хорошее профессиональное образование;

родители, желающие вырастить своих детей всесторонне развитыми и грамотными,

школы, оценка деятельности которых связана с качеством их образования,

государство, которое нуждается в образованном населении. Органы власти предпринимает значительные меры по решению проблем в образовании, ожидая подъема уровня образованности граждан. Мы видим, чтопроисходящие изменения в этой сфере (принятие новых образовательных стандартов, создание новых типов учебных заведений, разработка новых требований к личности педагога и другое), как правило, не затрагивают основы традиционной работы учителей школ в условиях классноурочной системы. В законе «Об образовании в РФ» закреплены требования по созданию образовательными учреждениями условий для развития личности, её самореализации и саморегуляции [1], но пока это не всегда удается реализовать педагогам. Прежде всего, это связано с особенностями классноурочной системы, которая в той или иной форме существует в большинстве стран мира. Несомненно, в ней есть огромное количество плюсов, однако в ее рамках не всегда могут быть учтены в полной мере индивидуальные особенности каждого учащегося, так как основное время, учитель вынуждены уделять работе со всем классом, а не с каждым учеником в отдельности, то есть ориентироваться на «среднего ученика». Мы видим возможность повышения качества образования в школе, связав его не только с работой учителя или содержанием учебнометодических материалов, но с механизмом разноуровнего обучения учеников профильных классов.История дифференцированного обучения имеет давние традиции. О том, что среди множества учеников каждому нужно давать знания, согласно его способностям, говорили в Древнем Китае и в Древней Греции. Идея о применении индивидуального подхода в обучении проходит красной нитью сквозь историю педагогической науки. Я.А.Коменский, создавая классноурочную, систему выдвинул принцип педагогического оптимизма и отмечал, что все дети способны к обучению, но учить нужно поразному, о чем достаточно часто забывают в современной массовой школе. Высокая степень дифференциации содержания образования и организации учебного процесса в большинстве развитых стран мира сложилась под воздействием ряда исторических, экономических и социокультурных факторов. Доля обучающихся в профильной школе неуклонно возрастает, что объясняется ее широкими возможностями в процессе личностного и профессионального самоопределения.Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Разрабатывая основы профильного обучения, очень много внимания уделяют опыту зарубежных стран, хотя в нашей стране традиции дифференциации обучения также имеют глубокую историю, которая во многом была забыта. Его основные подъемы связаны с периодами коренных реформ, как в политической сфере, так и в экономике. Можно выделить важнейшие периоды развития дифференцированного обучения в нашей стране:1) вторая половина XIX века. Создание реальных училищ с делением старших классов на профили, можно считать одним из первых в мире опытов создания системы дифференцированного обучения в рамках школы;2) советская школа с момента своего зарождения и до начала 30х годов ХХ века предусматривала профилизацию содержания образования, исходя из интересов и индивидуальных особенностей детей, в большой степени базируясь на педологическихисследования;3) конец 50х –начало 60х годов –введение двух форм дифференциации содержания образования: факультативные занятия в 810 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов;4) 90ые годы ХХ века современный этап развития образования характеризуется тенденцией к сужению специализаций. Закрепленные в Законе РФ «Об образовании» 1992 года вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ, способствовали не только открытию новых видов общеобразовательных учреждений лицеев, гимназий, профильных школ, но и ориентировали обычные средние школы к введению повсеместного профильного обучения, что и было закреплено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [2]. Былапоставлена задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынкатруда ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [2]. Эта идея была конкретизирована в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в котором под профильным обучением понимают «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [3].Переход к профильному обучению преследовал следующие основные цели: обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными возможностями и потребностями; расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [3]. Проведенные, в том числе и нами [4; 5], исследования показывают, что попрежнему выбор профиля обучения, будущей профессии, учебного заведения и карьерного пути обычно не являются результатом целенаправленного процесса, осуществляемого в рамках средней школы. Многие задачи профильного обучения, заложенные в Концепцию: выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости переориентация школьника с одного профиля на другой; обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантия трудоустройства в избранной сфере деятельности; развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, целостных ориентации, исследовательских умений и навыков, не решены в полной мере. Большинство учащихся выбирают профиль обучения, не обладая глубокими знаниями о нем, а необдуманный выбор приводит к таким последствиям, как неудовлетворенность им, низкая успеваемость, желание сменить профиль. Эти проблемы отрицательно влияют не только на саму личность, но и создают трудности педагогам и родителям [4], а так же ведут к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п. Изучение исторического и современного отечественного и мирового опыта развития системы дифференцированного обучения, позволило нам предложить модель разноуровневого обучения в рамках профильного класса.Известно, что дети имеют разные способности к обучению, усваивают информацию с разной скоростью, а также имеют разную степень стремления к получению знаний по предметам. Учителю приходится «разрываться» между теми, кто может и готов продолжить изучение материала, теми, кто только что усвоил его и теми, кому еще потребуется время, чтобы обработать полученную от педагога информацию. Это приносит некоторые неудобства всем участникам образовательного процесса. Поэтому, наша модель предполагает, что в каждом классе с количеством 2530 человек обучаются дети, имеющие подходящий тому или иному профилю склад ума или же просто интерес к определенным предметам. В свою очередь, класс подразделяется на две подгруппы, основанные на средней успеваемости по профильным предметам. Таким образом, несколько категорий учеников профильного класса (одаренные, со способностями выше средних, средними способностями и интересом к предметам профиля) будут получать немного разный объем знаний: программа профиля –более простой уровень; программа профиля с добавлением разбора олимпиадных заданий или иного дополнительного и усложненного материала –усложненный уровень.Конечной целью такого обучения является становление творческой индивидуальности личности.Как проводить распределение?Мы предлагаем проводить академические тесты по некоторым предметам школьной программы (предметы, относящиеся к тому или иному профилю обучения). По общему рейтингу будет определено, в каком из классов будет обучаться ученик. Несомненно, распределение –лишь первый шаг. Следующим шагом станет разделение класса на подгруппы, которое может быть основано на результатах тех же тестов, что и для определения профиля, или же новых. Очевидно, что тесты должны иметь более широкую шкалу оценивания, чем пятибалльную. Таким образом, это могут быть задания, в которых важен процент выполненной работы или же количество набранный баллов из общей возможной суммы.После формирования классов и подгрупп педагоги должны понимать, что оно происходило не зря, и что в разных группах предметы должны преподаваться поразному, на разном уровне. Это позволит подготовить учеников для различных видов деятельности, связанной с профилем обучения: от специальностей, связанных с той или иной сферой, до занятий научной деятельностью. Мы считаем, что на всех этапах работы, помимо проведения академических тестов,необходима система консультационной помощи ученику. К сожалению, в нашей стране пока отсутствует система полноценного школьного консультирования, поэтому профессиональный и социальный выбор школьников не является результатом динамического процесса, а чащевсего является изолированным актом. Предлагаемая во многих исследованиях помощь со стороны классных руководителей или школьных психологов не может в полной мере удовлетворить запросы учащихся в построении индивидуальной траектории движения (индивидуального образовательного плана), так как зачастую, эти специалисты не обладают достаточной компетенцией и специальной подготовкой по этому вопросу. Мы предлагаем разработать или усовершенствовать (где она существует) программу школьного консультирования, в которой найдут отражение наиболее важные консультационные направления в средней школе, базирующиеся на трех приоритетах –учебное, профессиональное и личностносоциальное развитие школьников. Она будет направлена на повышение успеваемости, профессиональное самоопределение и индивидуальное и социальное развитие школьников. В рамках этой программы школьникам будет оказана действенная помощь в выборе профиля обучения, развитии навыков, необходимых для знакомства с миром профессий и принятия обоснованного решения по выбору будущей профессии, понимании взаимосвязи между личностными качествами, образованием, практической подготовкой и миром труда.В работах зарубежных исследователей [6], основной акцент делается на стремление личности к обретению индивидуальной стратегии взаимодействия с обновляющейся окружающей реальностью, в соответствии с собственным мироощущением, с собственным видением происходящего и себя в нем. Они показали, что осуществление программ школьного консультирования дает положительные результаты для школьников в различных областях повышается успеваемость, готовность к будущей жизни, расширяется доступ к информации о профессиях и учебных заведениях и др.Поэтому мы считаем важным для успешного функционирования нашей модели создание школьной консультационной службы, в которой профессионально подготовленные специалисты –школьные консультанты будут работать по различным направлениям деятельности: ориентировать на решение конкретных проблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании учеников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности; нацеливать на гармоничное развитие школьников и формирование у них готовности к жизненному и профессиональному самоопределению, выработку необходимых компетенций [7].Мы рассчитываем, что система консультирования, осуществляемая в школе, либо в рамках межшкольных объединений, позволит эффективно выбрать профиль обучения, оказывать учащимся психологопедагогическую консультативную помощь, направленную на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора, их реальных образовательных возможностей и потребностей. Важным направлением деятельности будут разъяснительные беседы с родителями.Большое значение в организации консультационной помощи при организации профильного обучения заключается в помощи школьнику в составлении собственного индивидуального плана. Исследователи В.П.Лебедева, В.Я.Орлов, В.А.Ясвин [8] отмечают, что индивидуальные образовательные планы и программы должны разрабатываться в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами обучающихся, которые конкретизируются в процессе диалога с самими обучающимися и их родителями. Учащиеся всех классов должны участвовать в мероприятиях, которые формируют готовность к эффективному принятию решения. Таким образом, школьное консультирование, включающее в себя различные аспекты учебного, профессионального и социального развития необходимо превратить в интегральную часть всей учебной работы, а профильное обучение должно способствовать тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора. Только при этих условиях социальная и профессиональная адаптация личности будет успешной [9].Реализация нашей программы позволит формировать важнейшие компетенции школьников, объединенные вокруг поиска его профессионального призвания: определять цель своего личностного и профессионального развития, объективно оценивать свои индивидуальные особенности и способности, оценивать свою готовность к тем или иным видам трудовой деятельности, приобретать информацию, необходимую для успешного учебного, личностного и профессионального продвижения, ставить учебные и профессиональные цели и задачи, приобретать знания, необходимые для достижения целей и применять навыки для их достижения и другие. Все эти компетенции будут существенны для школьников не только при выборе профиля обучения, выборе учебного заведения, первичном устройстве на работу, но также и для подготовки к различным изменениям, которые они испытают в течение своей жизни в условиях рыночной экономики.

Ссылки на источники1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273ФЗ от 29.12.2012. URL: http://www.zakonrf.info/zakonobobrazovaniivrf/[Дата обращения: 07.02.2016]2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml[Дата обращения: 05.02.2016]3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», принятой Министерством образования РФ от 18.07.02 № 2783. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fuokuragino.ru%2Ffiles%2F3_3_1.doc&name=3_3_1.doc&lang=ru&c=56c604bca267[Дата обращения: 10.02.2016]4. КременьС.А. Профессиональное развитие в условиях глобализации / Психология в современном информационном пространстве: материалы Международной научной конференции / Смол. гос. унт. –Смоленск: Издво СмолГУ, 2007. –Ч.1.–С. 255259.5. КременьС.А., СветнёваТ.В. Профессиональная ориентация старшеклассников в рамках профильного обучения / Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 2 Международной научнопрактической конференции. –СПб.: СПбИУиП, 2007. –Ч.1. –С.175178.6. Lapan,R.T., Gysbers,N.C., & Sun,Y. (1997). The impact of more fully implemented guidance programs on the school experiences of high school students: A statewide evaluation study. //Journal of Counseling & Development, 75, 292302.7. KremenS.A.,SparksH.E.Career counseling and the preparation of counselors in the technological era (Карьерноеконсультированиеиподготовкаконсультантоввтехнологическуюэру) //U.S.Russia Experts Forum (РоссийскоАмериканскийФорумЭкспертов). Policy Brief (Краткий аналитический обзор). Washington, DCMoscow, 2007. 8 p.8. ЛебедеваВ.П., ОрловВ.Я., ЯсвинВ.А. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы // Ученик в обновляющейся школе: Сб. научных трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. –М.: ИОСО РАО, 2002.

С. 307–312.9. КременьС.А.Современные профориентационныетехнологии в непрерывном сопровождении профессионального развития человека//Психологопедагогическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации формирования человека как личности на этапе межпоколенческого перехода молодежи: сб. статей/под общ. ред. С.П.Иванова. М.: Издво Московского психологосоциального института, 2008. С. 97102.