Организация дополнительной дифференциации в профильных классах как средство повышения индивидуализации образования
Выпуск:
ART 86633
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мясникова
В.
М.,
Кремень
С.
А. Организация дополнительной дифференциации в профильных классах как средство повышения индивидуализации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3001–3005. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86633.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации дифференцированного обучения в старших классах средней школы. Авторами предлагается примерная модель разноуровневого обучения в рамках профильного класса на старшей ступени школы. Обоснована необходимость осуществления целенаправленной консультационной работы.
Ключевые слова:
разноуровневое обучение, дифференцированное обучение, профильное образование, школьное консультирование
Текст статьи
Зорина Влада Михайловна,студент филологического факультета ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет» (СмолГУ), г. Смоленскelfuk@mail.ru
Кремень Сергей Анатольевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО«Смоленский государственный университет» (СмолГУ), г. Смоленскskremen@yandex.ru
Организация дополнительной дифференциации в профильных классах как средство повышения индивидуализации образования
Аннотация.В статье рассматривается проблема организации дифференцированного обучения в старших классах средней школы. Авторами предлагается примерная модель разноуровневого обучения в рамках профильного класса на старшей ступени школы. Обоснована необходимость осуществления целенаправленной консультационной работы.Ключевые слова:дифференцированное обучение, разноуровневое обучение, профильное образование, школьное консультирование.
В современном российском образовании существуют многие нерешенные проблемы, связанные с качеством образования и его результативностью. Они выражаются не только в низкой удовлетворенности результатом школьного образования, но и в отставании школы от темпов динамических процессов общественного развития. Все более высокие требования к школьному образованию выдвигают вузы, государство, родители, а зачастую и сами школьники. В высших учебных заведениях с каждым годом растет конкурс на бюджетные места, что стимулирует выпускников школ и их учителей к более напряженной деятельности. Ужесточение процесса проведения ЕГЭ, а также повышение минимального балла для поступления во все вузы играет большую роль в том, насколько усердно проходит подготовка к экзаменам и дальнейшему поступлению. В улучшении качества образования заинтересованы все субъекты образовательного процесса:
дети, стремящиеся к получению качественного среднего образованию, позволяющего им получить хорошее профессиональное образование;
родители, желающие вырастить своих детей всесторонне развитыми и грамотными,
школы, оценка деятельности которых связана с качеством их образования,
государство, которое нуждается в образованном населении. Органы власти предпринимает значительные меры по решению проблем в образовании, ожидая подъема уровня образованности граждан. Мы видим, чтопроисходящие изменения в этой сфере (принятие новых образовательных стандартов, создание новых типов учебных заведений, разработка новых требований к личности педагога и другое), как правило, не затрагивают основы традиционной работы учителей школ в условиях классноурочной системы. В законе «Об образовании в РФ» закреплены требования по созданию образовательными учреждениями условий для развития личности, её самореализации и саморегуляции [1], но пока это не всегда удается реализовать педагогам. Прежде всего, это связано с особенностями классноурочной системы, которая в той или иной форме существует в большинстве стран мира. Несомненно, в ней есть огромное количество плюсов, однако в ее рамках не всегда могут быть учтены в полной мере индивидуальные особенности каждого учащегося, так как основное время, учитель вынуждены уделять работе со всем классом, а не с каждым учеником в отдельности, то есть ориентироваться на «среднего ученика». Мы видим возможность повышения качества образования в школе, связав его не только с работой учителя или содержанием учебнометодических материалов, но с механизмом разноуровнего обучения учеников профильных классов.История дифференцированного обучения имеет давние традиции. О том, что среди множества учеников каждому нужно давать знания, согласно его способностям, говорили в Древнем Китае и в Древней Греции. Идея о применении индивидуального подхода в обучении проходит красной нитью сквозь историю педагогической науки. Я.А.Коменский, создавая классноурочную, систему выдвинул принцип педагогического оптимизма и отмечал, что все дети способны к обучению, но учить нужно поразному, о чем достаточно часто забывают в современной массовой школе. Высокая степень дифференциации содержания образования и организации учебного процесса в большинстве развитых стран мира сложилась под воздействием ряда исторических, экономических и социокультурных факторов. Доля обучающихся в профильной школе неуклонно возрастает, что объясняется ее широкими возможностями в процессе личностного и профессионального самоопределения.Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Разрабатывая основы профильного обучения, очень много внимания уделяют опыту зарубежных стран, хотя в нашей стране традиции дифференциации обучения также имеют глубокую историю, которая во многом была забыта. Его основные подъемы связаны с периодами коренных реформ, как в политической сфере, так и в экономике. Можно выделить важнейшие периоды развития дифференцированного обучения в нашей стране:1) вторая половина XIX века. Создание реальных училищ с делением старших классов на профили, можно считать одним из первых в мире опытов создания системы дифференцированного обучения в рамках школы;2) советская школа с момента своего зарождения и до начала 30х годов ХХ века предусматривала профилизацию содержания образования, исходя из интересов и индивидуальных особенностей детей, в большой степени базируясь на педологическихисследования;3) конец 50х –начало 60х годов –введение двух форм дифференциации содержания образования: факультативные занятия в 810 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов;4) 90ые годы ХХ века современный этап развития образования характеризуется тенденцией к сужению специализаций. Закрепленные в Законе РФ «Об образовании» 1992 года вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ, способствовали не только открытию новых видов общеобразовательных учреждений лицеев, гимназий, профильных школ, но и ориентировали обычные средние школы к введению повсеместного профильного обучения, что и было закреплено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [2]. Былапоставлена задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынкатруда ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [2]. Эта идея была конкретизирована в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в котором под профильным обучением понимают «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [3].Переход к профильному обучению преследовал следующие основные цели: обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными возможностями и потребностями; расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [3]. Проведенные, в том числе и нами [4; 5], исследования показывают, что попрежнему выбор профиля обучения, будущей профессии, учебного заведения и карьерного пути обычно не являются результатом целенаправленного процесса, осуществляемого в рамках средней школы. Многие задачи профильного обучения, заложенные в Концепцию: выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости переориентация школьника с одного профиля на другой; обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантия трудоустройства в избранной сфере деятельности; развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, целостных ориентации, исследовательских умений и навыков, не решены в полной мере. Большинство учащихся выбирают профиль обучения, не обладая глубокими знаниями о нем, а необдуманный выбор приводит к таким последствиям, как неудовлетворенность им, низкая успеваемость, желание сменить профиль. Эти проблемы отрицательно влияют не только на саму личность, но и создают трудности педагогам и родителям [4], а так же ведут к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п. Изучение исторического и современного отечественного и мирового опыта развития системы дифференцированного обучения, позволило нам предложить модель разноуровневого обучения в рамках профильного класса.Известно, что дети имеют разные способности к обучению, усваивают информацию с разной скоростью, а также имеют разную степень стремления к получению знаний по предметам. Учителю приходится «разрываться» между теми, кто может и готов продолжить изучение материала, теми, кто только что усвоил его и теми, кому еще потребуется время, чтобы обработать полученную от педагога информацию. Это приносит некоторые неудобства всем участникам образовательного процесса. Поэтому, наша модель предполагает, что в каждом классе с количеством 2530 человек обучаются дети, имеющие подходящий тому или иному профилю склад ума или же просто интерес к определенным предметам. В свою очередь, класс подразделяется на две подгруппы, основанные на средней успеваемости по профильным предметам. Таким образом, несколько категорий учеников профильного класса (одаренные, со способностями выше средних, средними способностями и интересом к предметам профиля) будут получать немного разный объем знаний: программа профиля –более простой уровень; программа профиля с добавлением разбора олимпиадных заданий или иного дополнительного и усложненного материала –усложненный уровень.Конечной целью такого обучения является становление творческой индивидуальности личности.Как проводить распределение?Мы предлагаем проводить академические тесты по некоторым предметам школьной программы (предметы, относящиеся к тому или иному профилю обучения). По общему рейтингу будет определено, в каком из классов будет обучаться ученик. Несомненно, распределение –лишь первый шаг. Следующим шагом станет разделение класса на подгруппы, которое может быть основано на результатах тех же тестов, что и для определения профиля, или же новых. Очевидно, что тесты должны иметь более широкую шкалу оценивания, чем пятибалльную. Таким образом, это могут быть задания, в которых важен процент выполненной работы или же количество набранный баллов из общей возможной суммы.После формирования классов и подгрупп педагоги должны понимать, что оно происходило не зря, и что в разных группах предметы должны преподаваться поразному, на разном уровне. Это позволит подготовить учеников для различных видов деятельности, связанной с профилем обучения: от специальностей, связанных с той или иной сферой, до занятий научной деятельностью. Мы считаем, что на всех этапах работы, помимо проведения академических тестов,необходима система консультационной помощи ученику. К сожалению, в нашей стране пока отсутствует система полноценного школьного консультирования, поэтому профессиональный и социальный выбор школьников не является результатом динамического процесса, а чащевсего является изолированным актом. Предлагаемая во многих исследованиях помощь со стороны классных руководителей или школьных психологов не может в полной мере удовлетворить запросы учащихся в построении индивидуальной траектории движения (индивидуального образовательного плана), так как зачастую, эти специалисты не обладают достаточной компетенцией и специальной подготовкой по этому вопросу. Мы предлагаем разработать или усовершенствовать (где она существует) программу школьного консультирования, в которой найдут отражение наиболее важные консультационные направления в средней школе, базирующиеся на трех приоритетах –учебное, профессиональное и личностносоциальное развитие школьников. Она будет направлена на повышение успеваемости, профессиональное самоопределение и индивидуальное и социальное развитие школьников. В рамках этой программы школьникам будет оказана действенная помощь в выборе профиля обучения, развитии навыков, необходимых для знакомства с миром профессий и принятия обоснованного решения по выбору будущей профессии, понимании взаимосвязи между личностными качествами, образованием, практической подготовкой и миром труда.В работах зарубежных исследователей [6], основной акцент делается на стремление личности к обретению индивидуальной стратегии взаимодействия с обновляющейся окружающей реальностью, в соответствии с собственным мироощущением, с собственным видением происходящего и себя в нем. Они показали, что осуществление программ школьного консультирования дает положительные результаты для школьников в различных областях повышается успеваемость, готовность к будущей жизни, расширяется доступ к информации о профессиях и учебных заведениях и др.Поэтому мы считаем важным для успешного функционирования нашей модели создание школьной консультационной службы, в которой профессионально подготовленные специалисты –школьные консультанты будут работать по различным направлениям деятельности: ориентировать на решение конкретных проблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании учеников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности; нацеливать на гармоничное развитие школьников и формирование у них готовности к жизненному и профессиональному самоопределению, выработку необходимых компетенций [7].Мы рассчитываем, что система консультирования, осуществляемая в школе, либо в рамках межшкольных объединений, позволит эффективно выбрать профиль обучения, оказывать учащимся психологопедагогическую консультативную помощь, направленную на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора, их реальных образовательных возможностей и потребностей. Важным направлением деятельности будут разъяснительные беседы с родителями.Большое значение в организации консультационной помощи при организации профильного обучения заключается в помощи школьнику в составлении собственного индивидуального плана. Исследователи В.П.Лебедева, В.Я.Орлов, В.А.Ясвин [8] отмечают, что индивидуальные образовательные планы и программы должны разрабатываться в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами обучающихся, которые конкретизируются в процессе диалога с самими обучающимися и их родителями. Учащиеся всех классов должны участвовать в мероприятиях, которые формируют готовность к эффективному принятию решения. Таким образом, школьное консультирование, включающее в себя различные аспекты учебного, профессионального и социального развития необходимо превратить в интегральную часть всей учебной работы, а профильное обучение должно способствовать тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора. Только при этих условиях социальная и профессиональная адаптация личности будет успешной [9].Реализация нашей программы позволит формировать важнейшие компетенции школьников, объединенные вокруг поиска его профессионального призвания: определять цель своего личностного и профессионального развития, объективно оценивать свои индивидуальные особенности и способности, оценивать свою готовность к тем или иным видам трудовой деятельности, приобретать информацию, необходимую для успешного учебного, личностного и профессионального продвижения, ставить учебные и профессиональные цели и задачи, приобретать знания, необходимые для достижения целей и применять навыки для их достижения и другие. Все эти компетенции будут существенны для школьников не только при выборе профиля обучения, выборе учебного заведения, первичном устройстве на работу, но также и для подготовки к различным изменениям, которые они испытают в течение своей жизни в условиях рыночной экономики.
Ссылки на источники1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273ФЗ от 29.12.2012. URL: http://www.zakonrf.info/zakonobobrazovaniivrf/[Дата обращения: 07.02.2016]2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml[Дата обращения: 05.02.2016]3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», принятой Министерством образования РФ от 18.07.02 № 2783. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fuokuragino.ru%2Ffiles%2F3_3_1.doc&name=3_3_1.doc&lang=ru&c=56c604bca267[Дата обращения: 10.02.2016]4. КременьС.А. Профессиональное развитие в условиях глобализации / Психология в современном информационном пространстве: материалы Международной научной конференции / Смол. гос. унт. –Смоленск: Издво СмолГУ, 2007. –Ч.1.–С. 255259.5. КременьС.А., СветнёваТ.В. Профессиональная ориентация старшеклассников в рамках профильного обучения / Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 2 Международной научнопрактической конференции. –СПб.: СПбИУиП, 2007. –Ч.1. –С.175178.6. Lapan,R.T., Gysbers,N.C., & Sun,Y. (1997). The impact of more fully implemented guidance programs on the school experiences of high school students: A statewide evaluation study. //Journal of Counseling & Development, 75, 292302.7. KremenS.A.,SparksH.E.Career counseling and the preparation of counselors in the technological era (Карьерноеконсультированиеиподготовкаконсультантоввтехнологическуюэру) //U.S.Russia Experts Forum (РоссийскоАмериканскийФорумЭкспертов). Policy Brief (Краткий аналитический обзор). Washington, DCMoscow, 2007. 8 p.8. ЛебедеваВ.П., ОрловВ.Я., ЯсвинВ.А. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы // Ученик в обновляющейся школе: Сб. научных трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. –М.: ИОСО РАО, 2002.
С. 307–312.9. КременьС.А.Современные профориентационныетехнологии в непрерывном сопровождении профессионального развития человека//Психологопедагогическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации формирования человека как личности на этапе межпоколенческого перехода молодежи: сб. статей/под общ. ред. С.П.Иванова. М.: Издво Московского психологосоциального института, 2008. С. 97102.
Кремень Сергей Анатольевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО«Смоленский государственный университет» (СмолГУ), г. Смоленскskremen@yandex.ru
Организация дополнительной дифференциации в профильных классах как средство повышения индивидуализации образования
Аннотация.В статье рассматривается проблема организации дифференцированного обучения в старших классах средней школы. Авторами предлагается примерная модель разноуровневого обучения в рамках профильного класса на старшей ступени школы. Обоснована необходимость осуществления целенаправленной консультационной работы.Ключевые слова:дифференцированное обучение, разноуровневое обучение, профильное образование, школьное консультирование.
В современном российском образовании существуют многие нерешенные проблемы, связанные с качеством образования и его результативностью. Они выражаются не только в низкой удовлетворенности результатом школьного образования, но и в отставании школы от темпов динамических процессов общественного развития. Все более высокие требования к школьному образованию выдвигают вузы, государство, родители, а зачастую и сами школьники. В высших учебных заведениях с каждым годом растет конкурс на бюджетные места, что стимулирует выпускников школ и их учителей к более напряженной деятельности. Ужесточение процесса проведения ЕГЭ, а также повышение минимального балла для поступления во все вузы играет большую роль в том, насколько усердно проходит подготовка к экзаменам и дальнейшему поступлению. В улучшении качества образования заинтересованы все субъекты образовательного процесса:
дети, стремящиеся к получению качественного среднего образованию, позволяющего им получить хорошее профессиональное образование;
родители, желающие вырастить своих детей всесторонне развитыми и грамотными,
школы, оценка деятельности которых связана с качеством их образования,
государство, которое нуждается в образованном населении. Органы власти предпринимает значительные меры по решению проблем в образовании, ожидая подъема уровня образованности граждан. Мы видим, чтопроисходящие изменения в этой сфере (принятие новых образовательных стандартов, создание новых типов учебных заведений, разработка новых требований к личности педагога и другое), как правило, не затрагивают основы традиционной работы учителей школ в условиях классноурочной системы. В законе «Об образовании в РФ» закреплены требования по созданию образовательными учреждениями условий для развития личности, её самореализации и саморегуляции [1], но пока это не всегда удается реализовать педагогам. Прежде всего, это связано с особенностями классноурочной системы, которая в той или иной форме существует в большинстве стран мира. Несомненно, в ней есть огромное количество плюсов, однако в ее рамках не всегда могут быть учтены в полной мере индивидуальные особенности каждого учащегося, так как основное время, учитель вынуждены уделять работе со всем классом, а не с каждым учеником в отдельности, то есть ориентироваться на «среднего ученика». Мы видим возможность повышения качества образования в школе, связав его не только с работой учителя или содержанием учебнометодических материалов, но с механизмом разноуровнего обучения учеников профильных классов.История дифференцированного обучения имеет давние традиции. О том, что среди множества учеников каждому нужно давать знания, согласно его способностям, говорили в Древнем Китае и в Древней Греции. Идея о применении индивидуального подхода в обучении проходит красной нитью сквозь историю педагогической науки. Я.А.Коменский, создавая классноурочную, систему выдвинул принцип педагогического оптимизма и отмечал, что все дети способны к обучению, но учить нужно поразному, о чем достаточно часто забывают в современной массовой школе. Высокая степень дифференциации содержания образования и организации учебного процесса в большинстве развитых стран мира сложилась под воздействием ряда исторических, экономических и социокультурных факторов. Доля обучающихся в профильной школе неуклонно возрастает, что объясняется ее широкими возможностями в процессе личностного и профессионального самоопределения.Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Разрабатывая основы профильного обучения, очень много внимания уделяют опыту зарубежных стран, хотя в нашей стране традиции дифференциации обучения также имеют глубокую историю, которая во многом была забыта. Его основные подъемы связаны с периодами коренных реформ, как в политической сфере, так и в экономике. Можно выделить важнейшие периоды развития дифференцированного обучения в нашей стране:1) вторая половина XIX века. Создание реальных училищ с делением старших классов на профили, можно считать одним из первых в мире опытов создания системы дифференцированного обучения в рамках школы;2) советская школа с момента своего зарождения и до начала 30х годов ХХ века предусматривала профилизацию содержания образования, исходя из интересов и индивидуальных особенностей детей, в большой степени базируясь на педологическихисследования;3) конец 50х –начало 60х годов –введение двух форм дифференциации содержания образования: факультативные занятия в 810 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов;4) 90ые годы ХХ века современный этап развития образования характеризуется тенденцией к сужению специализаций. Закрепленные в Законе РФ «Об образовании» 1992 года вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ, способствовали не только открытию новых видов общеобразовательных учреждений лицеев, гимназий, профильных школ, но и ориентировали обычные средние школы к введению повсеместного профильного обучения, что и было закреплено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [2]. Былапоставлена задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынкатруда ... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [2]. Эта идея была конкретизирована в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в котором под профильным обучением понимают «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [3].Переход к профильному обучению преследовал следующие основные цели: обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными возможностями и потребностями; расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [3]. Проведенные, в том числе и нами [4; 5], исследования показывают, что попрежнему выбор профиля обучения, будущей профессии, учебного заведения и карьерного пути обычно не являются результатом целенаправленного процесса, осуществляемого в рамках средней школы. Многие задачи профильного обучения, заложенные в Концепцию: выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости переориентация школьника с одного профиля на другой; обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантия трудоустройства в избранной сфере деятельности; развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, целостных ориентации, исследовательских умений и навыков, не решены в полной мере. Большинство учащихся выбирают профиль обучения, не обладая глубокими знаниями о нем, а необдуманный выбор приводит к таким последствиям, как неудовлетворенность им, низкая успеваемость, желание сменить профиль. Эти проблемы отрицательно влияют не только на саму личность, но и создают трудности педагогам и родителям [4], а так же ведут к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы и т.п. Изучение исторического и современного отечественного и мирового опыта развития системы дифференцированного обучения, позволило нам предложить модель разноуровневого обучения в рамках профильного класса.Известно, что дети имеют разные способности к обучению, усваивают информацию с разной скоростью, а также имеют разную степень стремления к получению знаний по предметам. Учителю приходится «разрываться» между теми, кто может и готов продолжить изучение материала, теми, кто только что усвоил его и теми, кому еще потребуется время, чтобы обработать полученную от педагога информацию. Это приносит некоторые неудобства всем участникам образовательного процесса. Поэтому, наша модель предполагает, что в каждом классе с количеством 2530 человек обучаются дети, имеющие подходящий тому или иному профилю склад ума или же просто интерес к определенным предметам. В свою очередь, класс подразделяется на две подгруппы, основанные на средней успеваемости по профильным предметам. Таким образом, несколько категорий учеников профильного класса (одаренные, со способностями выше средних, средними способностями и интересом к предметам профиля) будут получать немного разный объем знаний: программа профиля –более простой уровень; программа профиля с добавлением разбора олимпиадных заданий или иного дополнительного и усложненного материала –усложненный уровень.Конечной целью такого обучения является становление творческой индивидуальности личности.Как проводить распределение?Мы предлагаем проводить академические тесты по некоторым предметам школьной программы (предметы, относящиеся к тому или иному профилю обучения). По общему рейтингу будет определено, в каком из классов будет обучаться ученик. Несомненно, распределение –лишь первый шаг. Следующим шагом станет разделение класса на подгруппы, которое может быть основано на результатах тех же тестов, что и для определения профиля, или же новых. Очевидно, что тесты должны иметь более широкую шкалу оценивания, чем пятибалльную. Таким образом, это могут быть задания, в которых важен процент выполненной работы или же количество набранный баллов из общей возможной суммы.После формирования классов и подгрупп педагоги должны понимать, что оно происходило не зря, и что в разных группах предметы должны преподаваться поразному, на разном уровне. Это позволит подготовить учеников для различных видов деятельности, связанной с профилем обучения: от специальностей, связанных с той или иной сферой, до занятий научной деятельностью. Мы считаем, что на всех этапах работы, помимо проведения академических тестов,необходима система консультационной помощи ученику. К сожалению, в нашей стране пока отсутствует система полноценного школьного консультирования, поэтому профессиональный и социальный выбор школьников не является результатом динамического процесса, а чащевсего является изолированным актом. Предлагаемая во многих исследованиях помощь со стороны классных руководителей или школьных психологов не может в полной мере удовлетворить запросы учащихся в построении индивидуальной траектории движения (индивидуального образовательного плана), так как зачастую, эти специалисты не обладают достаточной компетенцией и специальной подготовкой по этому вопросу. Мы предлагаем разработать или усовершенствовать (где она существует) программу школьного консультирования, в которой найдут отражение наиболее важные консультационные направления в средней школе, базирующиеся на трех приоритетах –учебное, профессиональное и личностносоциальное развитие школьников. Она будет направлена на повышение успеваемости, профессиональное самоопределение и индивидуальное и социальное развитие школьников. В рамках этой программы школьникам будет оказана действенная помощь в выборе профиля обучения, развитии навыков, необходимых для знакомства с миром профессий и принятия обоснованного решения по выбору будущей профессии, понимании взаимосвязи между личностными качествами, образованием, практической подготовкой и миром труда.В работах зарубежных исследователей [6], основной акцент делается на стремление личности к обретению индивидуальной стратегии взаимодействия с обновляющейся окружающей реальностью, в соответствии с собственным мироощущением, с собственным видением происходящего и себя в нем. Они показали, что осуществление программ школьного консультирования дает положительные результаты для школьников в различных областях повышается успеваемость, готовность к будущей жизни, расширяется доступ к информации о профессиях и учебных заведениях и др.Поэтому мы считаем важным для успешного функционирования нашей модели создание школьной консультационной службы, в которой профессионально подготовленные специалисты –школьные консультанты будут работать по различным направлениям деятельности: ориентировать на решение конкретных проблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании учеников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности; нацеливать на гармоничное развитие школьников и формирование у них готовности к жизненному и профессиональному самоопределению, выработку необходимых компетенций [7].Мы рассчитываем, что система консультирования, осуществляемая в школе, либо в рамках межшкольных объединений, позволит эффективно выбрать профиль обучения, оказывать учащимся психологопедагогическую консультативную помощь, направленную на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора, их реальных образовательных возможностей и потребностей. Важным направлением деятельности будут разъяснительные беседы с родителями.Большое значение в организации консультационной помощи при организации профильного обучения заключается в помощи школьнику в составлении собственного индивидуального плана. Исследователи В.П.Лебедева, В.Я.Орлов, В.А.Ясвин [8] отмечают, что индивидуальные образовательные планы и программы должны разрабатываться в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами обучающихся, которые конкретизируются в процессе диалога с самими обучающимися и их родителями. Учащиеся всех классов должны участвовать в мероприятиях, которые формируют готовность к эффективному принятию решения. Таким образом, школьное консультирование, включающее в себя различные аспекты учебного, профессионального и социального развития необходимо превратить в интегральную часть всей учебной работы, а профильное обучение должно способствовать тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора. Только при этих условиях социальная и профессиональная адаптация личности будет успешной [9].Реализация нашей программы позволит формировать важнейшие компетенции школьников, объединенные вокруг поиска его профессионального призвания: определять цель своего личностного и профессионального развития, объективно оценивать свои индивидуальные особенности и способности, оценивать свою готовность к тем или иным видам трудовой деятельности, приобретать информацию, необходимую для успешного учебного, личностного и профессионального продвижения, ставить учебные и профессиональные цели и задачи, приобретать знания, необходимые для достижения целей и применять навыки для их достижения и другие. Все эти компетенции будут существенны для школьников не только при выборе профиля обучения, выборе учебного заведения, первичном устройстве на работу, но также и для подготовки к различным изменениям, которые они испытают в течение своей жизни в условиях рыночной экономики.
Ссылки на источники1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273ФЗ от 29.12.2012. URL: http://www.zakonrf.info/zakonobobrazovaniivrf/[Дата обращения: 07.02.2016]2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml[Дата обращения: 05.02.2016]3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», принятой Министерством образования РФ от 18.07.02 № 2783. URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fuokuragino.ru%2Ffiles%2F3_3_1.doc&name=3_3_1.doc&lang=ru&c=56c604bca267[Дата обращения: 10.02.2016]4. КременьС.А. Профессиональное развитие в условиях глобализации / Психология в современном информационном пространстве: материалы Международной научной конференции / Смол. гос. унт. –Смоленск: Издво СмолГУ, 2007. –Ч.1.–С. 255259.5. КременьС.А., СветнёваТ.В. Профессиональная ориентация старшеклассников в рамках профильного обучения / Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 2 Международной научнопрактической конференции. –СПб.: СПбИУиП, 2007. –Ч.1. –С.175178.6. Lapan,R.T., Gysbers,N.C., & Sun,Y. (1997). The impact of more fully implemented guidance programs on the school experiences of high school students: A statewide evaluation study. //Journal of Counseling & Development, 75, 292302.7. KremenS.A.,SparksH.E.Career counseling and the preparation of counselors in the technological era (Карьерноеконсультированиеиподготовкаконсультантоввтехнологическуюэру) //U.S.Russia Experts Forum (РоссийскоАмериканскийФорумЭкспертов). Policy Brief (Краткий аналитический обзор). Washington, DCMoscow, 2007. 8 p.8. ЛебедеваВ.П., ОрловВ.Я., ЯсвинВ.А. Индивидуальные траектории образования учащихся профильной школы // Ученик в обновляющейся школе: Сб. научных трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. –М.: ИОСО РАО, 2002.
С. 307–312.9. КременьС.А.Современные профориентационныетехнологии в непрерывном сопровождении профессионального развития человека//Психологопедагогическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации формирования человека как личности на этапе межпоколенческого перехода молодежи: сб. статей/под общ. ред. С.П.Иванова. М.: Издво Московского психологосоциального института, 2008. С. 97102.