Проектирование методики комплексной диагностики сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в психическом развитии
Выпуск:
ART 86708
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Селина
А.
В.,
Леханова
О.
Л. Проектирование методики комплексной диагностики сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в психическом развитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3356–3360. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86708.htm.
Аннотация. В статье актуализированы необходимость и пути диагностики сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. При проектировании методики авторами определены задачи и методы исследования, приведены методики и критерии оценки социальных компетенций.
Ключевые слова:
задержка психического развития, дети, старший дошкольный возраст, социальные компетенции
Текст статьи
Селина Александра Владиславовна,Магистрант, ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет, г. Череповецphalene@inbox.ru
Леханова Ольга Леонидовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет, г. Череповецlehanovao@mail.ru
Проектирование методики
комплексной диагностики сформированности социальных компетенций
у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в психическом развитии
Аннотация.Встатье актуализирована необходимость и пути диагностики сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. При проектировании методики авторами определены задачи и методы исследования, приведены методики и критерии оценки социальных компетенций. Ключевые слова: дети, задержка психического развития, старший дошкольный возраст, социальные компетенции.
Актуальностьпроводимого исследования обусловлена наличием социального и государственного запроса к академическому сообществу на обеспечение благополучного защищенного детства. Статус национального приоритета заявленной проблемы побуждает к поиску эффективных технологий социализации детей в условиях современного вариативного и меняющегося мира. Наиболее сложной группой в аспекте социализации и адаптации в обществе являются дети с нарушениями в психическом развитии, что определяет необходимость исследования их социальных компетенций и путей их формирования[2].Проблемы детства и пути их решения на законодательном уровне нашли свое отражение в федеральном законе «Об образовании в РФ» (N273ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013), Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)и ФГОС обучающихся с ОВЗ (2014). Анализ современных исследований работ по проблемам социальноличностного развития дошкольников (Т. И. Бабаева, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко и др.), формирования социальной компетентности (А. Г. Гогоберидзе, Е. О. Смирнова, Л. В. Трубайчук и др.), социального развития детей с ОВЗ (О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Е. В. Пахомова, Л.М. Шипицина и др.) показал, что наряду с декларированием необходимости действий в интересах детей, важностью обеспечения успешной и позитивной социализации дошкольников с особым статусом здоровья имеется недостаточная разработка теоретической и методической базы социальныхаспектовобучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)[1,3]. Противоречие между законодательным декларированием национальных интересов, социальным запросом на успешную социализацию детей и актуальным состоянием научнопрактического решения проблемы формирование социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР актуальность исследования.Нами были определены задачиисследования: 1) обосновать теоретические подходы к изучению проблемы формирования социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; 2) осуществить анализ современного состояния практики организации социальной инклюзии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в среду здоровых сверстников; 3) определить критерии и уровни сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, осуществить отбор и разработку диагностического инструментария, процедуру исследования состояния и оценивания социальных компетенций у дошкольников с ЗПР; 4) разработать и апробировать модель процесса формирования социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;5)выявить эффективность педагогических условий формирования начальных социальных компетенций у детей с ЗПР.Методы исследования: теоретический, экспериментальный (констатирующий, формирующий, контрольнооценочный эксперименты), статистический (количественная и качественная обработка результатов).При разработке социальнопедагогической модели и технологий развития социальных компетенций старших дошкольников с задержкой психического развития, были определены задачи, соответствующие диагностическому этапу:1)подобрать и апробироватьдиагностический инструментарий, позволяющий выявить особенности формирование социальных компетенций и уровень социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;2)определитькритерии анализа особенностей развития социальных компетенций и социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;3)осуществить проектирование методики комплексной диагностики сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в психическом развитии. Помимо основных задач диагностический этап предполагал изучение степенисформированности представлений родителей и педагогов о возрастной специфике развития социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, их информированности о возможностях содействия успешному социальному развитию детей данной категории;Методики исследования. При проектировании методики комплексной диагностики сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в психическом развитии изначально на основании проведённого анализа были определены критерии социализированности детей и соответствующие им компоненты для диагностики социальных компетенций:
Таблица 1Структурные компоненты методики диагностики
социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Компоненты социализацииСоциальные компетенцииИндикаторы сформированности социальных компетенций1.КоммуникативныйКоммуникативные компетенцииумение сотрудничать умение пользоваться вербальными и невербальными средствами общения умение учитывать чужую точку зрения2.ПознавательныйПознавательные компетенцииумение анализировать, сравнивать, обобщатьумение осуществлять самоконтроль и самооценку умение решать задачи, связанные с проявлением социальногоинтеллекта3.ПоведенческийОбщекультурные компетенцииумение управлять своим поведениемумение соблюдать правила игровойипредметнопрактическойдеятельности
умение выполнять требования взрослых4. ЦенностныйЦенностносмысловые компетенцииумение выполнять обязанностиумениеоказывать помощьумение сопереживатьумение положительно относиться к окружающимумение ставить себя на место другого5.ЛичностныйЛичностные компетенцииумение осознавать свое «Я» умение положительно относиться к себеумение понимать свою позициюумение осуществлять самостоятельный выбор
При составлении диагностического комплекса по выявлениюуровня сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами были использованы следующие диагностические методики [5]:1.Тест –опросник родительского отношения (ОРО) (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин).2.Методика «Сюжетные картинки»по изучению эмоционального отношения к нравственным нормам(авторы Е. О. Смирнова, Р. Р. Калинина).3.Методика «Четвертый лишний» для оценки уровняразвития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.4.Методика «Конструирование»на выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу (автор С.Д.Забрамная).
5.Методика "Скульптура" на выявлениеуровня развития фантазии ребенка дошкольного возраста.6.Методика «Разноцветные шары»на оценкуумениядетей вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из прямоугольника, знание формы и цвета предметов.7.Оценочная методика (автор Репина Т.А.) на оценку умения детей сотрудничать с детьми и взрослыми.8.Методика «Изучение влияния мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности» (автор Нечаева В.Г.).9.Методика «Изучение понимания эмоциональныхсостояний» (авторы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.).10.Методика «Два дома» (авторы И. Вандвик, П. Экблат).11.Методика «Цветовой тест отношений» (вариант А. Эткинда).12.Методика социометрического исследования «Секрет» (автор Т.А. Репиной).13.«Изучение самооценки в разных видах деятельности» (авторы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А..). 14.Методика «Рисунок человека».15.
Методика «Лесенка».16.
Методика «Кинетический рисунок семьи».17.«Детский апперцептивный тест» (Л. Беллак, С. Беллак).18.«Методика диагностики эмоционального благополучия» (Т.С. Воробьева)19.Методика «Рукавички»(автор Г.А. Цукерман)20.«Тест на развитие самоконтроля»На основании проведённой диагностики была спроектированасобственная диагностическая программа, включающая элементы представленных диагностических заданий и позволяющая оценить уровень сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психическогоНа основе совокупности выделенных критериев нами были определены уровни развития социальных компетенций. Содержательная характеристика каждого уровня выглядит следующим образом:1уровень (низкий уровень развития социальных компетенций) соответствует уровню овладения отрывочными, бессистемными знаниями, отсутствием интереса к получению знаний и навыков, характеризующих социальные компетенции, несформированностью умений, входящих в структуру социальных компетенций;2уровень (средний уровень развития социальных компетенций) характеризуется наличием общего желания владеть навыками социальных компетенций, но отличающихся недостаточными знаниями и навыкам, характеризующими социальные компетенции.3уровень (высокий уровень развития социальных компетенций) соответствует уровню сформированности произвольных социальных компетенций, характеризуется проявлением всех критериев, применением навыков, характеризующих социальные компетентнциив микросреде жизнедеятельности.Таким образом, следует сделать вывод о том, что прикладное значениепроводимого нами исследования будет заключается в возможности применения полученных материалов в практике инклюзивного образования дошкольников с ЗПР.
Ссылки на источники1.Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст //Дошкольное воспитание. –2010. № 8 С. 3645.2.Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. МоскваНальчик, 1996.3.Трубайчук Л. В. Социальная компетентность дошкольника. // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научнопрактической конференции. Челябинск: «Образование», 2007. С. 300307.
Леханова Ольга Леонидовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет, г. Череповецlehanovao@mail.ru
Проектирование методики
комплексной диагностики сформированности социальных компетенций
у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в психическом развитии
Аннотация.Встатье актуализирована необходимость и пути диагностики сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. При проектировании методики авторами определены задачи и методы исследования, приведены методики и критерии оценки социальных компетенций. Ключевые слова: дети, задержка психического развития, старший дошкольный возраст, социальные компетенции.
Актуальностьпроводимого исследования обусловлена наличием социального и государственного запроса к академическому сообществу на обеспечение благополучного защищенного детства. Статус национального приоритета заявленной проблемы побуждает к поиску эффективных технологий социализации детей в условиях современного вариативного и меняющегося мира. Наиболее сложной группой в аспекте социализации и адаптации в обществе являются дети с нарушениями в психическом развитии, что определяет необходимость исследования их социальных компетенций и путей их формирования[2].Проблемы детства и пути их решения на законодательном уровне нашли свое отражение в федеральном законе «Об образовании в РФ» (N273ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013), Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)и ФГОС обучающихся с ОВЗ (2014). Анализ современных исследований работ по проблемам социальноличностного развития дошкольников (Т. И. Бабаева, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко и др.), формирования социальной компетентности (А. Г. Гогоберидзе, Е. О. Смирнова, Л. В. Трубайчук и др.), социального развития детей с ОВЗ (О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Е. В. Пахомова, Л.М. Шипицина и др.) показал, что наряду с декларированием необходимости действий в интересах детей, важностью обеспечения успешной и позитивной социализации дошкольников с особым статусом здоровья имеется недостаточная разработка теоретической и методической базы социальныхаспектовобучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)[1,3]. Противоречие между законодательным декларированием национальных интересов, социальным запросом на успешную социализацию детей и актуальным состоянием научнопрактического решения проблемы формирование социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР актуальность исследования.Нами были определены задачиисследования: 1) обосновать теоретические подходы к изучению проблемы формирования социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; 2) осуществить анализ современного состояния практики организации социальной инклюзии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в среду здоровых сверстников; 3) определить критерии и уровни сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, осуществить отбор и разработку диагностического инструментария, процедуру исследования состояния и оценивания социальных компетенций у дошкольников с ЗПР; 4) разработать и апробировать модель процесса формирования социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;5)выявить эффективность педагогических условий формирования начальных социальных компетенций у детей с ЗПР.Методы исследования: теоретический, экспериментальный (констатирующий, формирующий, контрольнооценочный эксперименты), статистический (количественная и качественная обработка результатов).При разработке социальнопедагогической модели и технологий развития социальных компетенций старших дошкольников с задержкой психического развития, были определены задачи, соответствующие диагностическому этапу:1)подобрать и апробироватьдиагностический инструментарий, позволяющий выявить особенности формирование социальных компетенций и уровень социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;2)определитькритерии анализа особенностей развития социальных компетенций и социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;3)осуществить проектирование методики комплексной диагностики сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в психическом развитии. Помимо основных задач диагностический этап предполагал изучение степенисформированности представлений родителей и педагогов о возрастной специфике развития социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, их информированности о возможностях содействия успешному социальному развитию детей данной категории;Методики исследования. При проектировании методики комплексной диагностики сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением в психическом развитии изначально на основании проведённого анализа были определены критерии социализированности детей и соответствующие им компоненты для диагностики социальных компетенций:
Таблица 1Структурные компоненты методики диагностики
социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Компоненты социализацииСоциальные компетенцииИндикаторы сформированности социальных компетенций1.КоммуникативныйКоммуникативные компетенцииумение сотрудничать умение пользоваться вербальными и невербальными средствами общения умение учитывать чужую точку зрения2.ПознавательныйПознавательные компетенцииумение анализировать, сравнивать, обобщатьумение осуществлять самоконтроль и самооценку умение решать задачи, связанные с проявлением социальногоинтеллекта3.ПоведенческийОбщекультурные компетенцииумение управлять своим поведениемумение соблюдать правила игровойипредметнопрактическойдеятельности
умение выполнять требования взрослых4. ЦенностныйЦенностносмысловые компетенцииумение выполнять обязанностиумениеоказывать помощьумение сопереживатьумение положительно относиться к окружающимумение ставить себя на место другого5.ЛичностныйЛичностные компетенцииумение осознавать свое «Я» умение положительно относиться к себеумение понимать свою позициюумение осуществлять самостоятельный выбор
При составлении диагностического комплекса по выявлениюуровня сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами были использованы следующие диагностические методики [5]:1.Тест –опросник родительского отношения (ОРО) (авторы А. Я. Варга, В. В. Столин).2.Методика «Сюжетные картинки»по изучению эмоционального отношения к нравственным нормам(авторы Е. О. Смирнова, Р. Р. Калинина).3.Методика «Четвертый лишний» для оценки уровняразвития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.4.Методика «Конструирование»на выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу (автор С.Д.Забрамная).
5.Методика "Скульптура" на выявлениеуровня развития фантазии ребенка дошкольного возраста.6.Методика «Разноцветные шары»на оценкуумениядетей вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из прямоугольника, знание формы и цвета предметов.7.Оценочная методика (автор Репина Т.А.) на оценку умения детей сотрудничать с детьми и взрослыми.8.Методика «Изучение влияния мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности» (автор Нечаева В.Г.).9.Методика «Изучение понимания эмоциональныхсостояний» (авторы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.).10.Методика «Два дома» (авторы И. Вандвик, П. Экблат).11.Методика «Цветовой тест отношений» (вариант А. Эткинда).12.Методика социометрического исследования «Секрет» (автор Т.А. Репиной).13.«Изучение самооценки в разных видах деятельности» (авторы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А..). 14.Методика «Рисунок человека».15.
Методика «Лесенка».16.
Методика «Кинетический рисунок семьи».17.«Детский апперцептивный тест» (Л. Беллак, С. Беллак).18.«Методика диагностики эмоционального благополучия» (Т.С. Воробьева)19.Методика «Рукавички»(автор Г.А. Цукерман)20.«Тест на развитие самоконтроля»На основании проведённой диагностики была спроектированасобственная диагностическая программа, включающая элементы представленных диагностических заданий и позволяющая оценить уровень сформированности социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психическогоНа основе совокупности выделенных критериев нами были определены уровни развития социальных компетенций. Содержательная характеристика каждого уровня выглядит следующим образом:1уровень (низкий уровень развития социальных компетенций) соответствует уровню овладения отрывочными, бессистемными знаниями, отсутствием интереса к получению знаний и навыков, характеризующих социальные компетенции, несформированностью умений, входящих в структуру социальных компетенций;2уровень (средний уровень развития социальных компетенций) характеризуется наличием общего желания владеть навыками социальных компетенций, но отличающихся недостаточными знаниями и навыкам, характеризующими социальные компетенции.3уровень (высокий уровень развития социальных компетенций) соответствует уровню сформированности произвольных социальных компетенций, характеризуется проявлением всех критериев, применением навыков, характеризующих социальные компетентнциив микросреде жизнедеятельности.Таким образом, следует сделать вывод о том, что прикладное значениепроводимого нами исследования будет заключается в возможности применения полученных материалов в практике инклюзивного образования дошкольников с ЗПР.
Ссылки на источники1.Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст //Дошкольное воспитание. –2010. № 8 С. 3645.2.Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. МоскваНальчик, 1996.3.Трубайчук Л. В. Социальная компетентность дошкольника. // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научнопрактической конференции. Челябинск: «Образование», 2007. С. 300307.