Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лыхенко Ю. В. Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2251–2255. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970777.htm.
Аннотация. В статье раскрыто своеобразие нарушений просодики у детей со стёртой формой дизартрии, а также особенности формирования просодической стороны речи у детей с изучаемой патологией. На основе экспериментов и исследований, проведённых учёными, автор описывает уровень речевого развития детей со стёртой дизартрией, причины нарушений просодической стороны речи у таких детей. Данный материал будет полезен специалистам в области дефектологии, педагогики и психологии, студентам дефектологических факультетов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лыхенко Юлия Владимировна,студент, ОмГПУ,г.Омскlyxenko50@mail.ru

Научный руководитель: Викжанович Светлана Николаевна,к.п.н., доцент, ОмГПУ, г. Омск

Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии

Аннотация.Встатье раскрыто своеобразие нарушений просодики у детей со стёртой формой дизартрии, а также особенности формирования просодической стороны речи у детей с изучаемой патологией. На основе экспериментов и исследований, проведённых учёными, авторописывает уровень речевого развития детей со стёртой дизартрией, причины нарушений просодической стороны речи у таких детей. Данный материал будет полезен специалистам в области дефектологии, педагогики и психологии, студентам дефектологических факультетов.Ключевые слова:стёртая форма дизартрии, просодическая сторона речи, голос, интонация.

В литературе описания нарушений развития просодии у детей со стёртой дизартрией немногочисленны. Это происходит потому, что нарушения просодии при этой форме дизартрии носят стертый характер. Второй причиной является то, что исследования речи людей с дизартрией в основном проводились в отношении взрослых, а не детей.Л. В. Лопатина пишет [5], что стёртая дизартрия является речевой патологией, возникающей как следствие поражения головного мозга, которое является микроорганическим и невыраженным. Патология проявляется в расстройствах фонетики и просодии. Именно эти компоненты речевой системы значительно нарушены при стёртой форме дизартрии, являясь ведущими в структуре дефекта. Так же для детей с такой патологией характерны такие нарушения, как:Нарушения лексики и грамматики языка;Расстройство моторики (оно касается и общей, и мелкой моторики);Расстройства моторики артикуляции и мимики;

Подробно изучили нарушения просодии у детей с дизартрией Р.Е.Идес и Г.В. Бабина [1]. Авторы исследовали особенности использования голоса и описали следующие своеобразия нарушений:–невозможность оперирования высоким голосом припроизношении коротких фраз, автоматизированных высказываний. Ребёнок не может эмоционально имитироватьречь сказочных персонажей, отмечаются замены высокого голоса низким или средним, высокого голоса –громким.–затрудненность в передаче особенностей низкой и средней высоты голоса, их взаимозамены. Отмечается смещениеголоса на средний регистр к концу предложения.–замена громкого голоса на средний, постепенное затихание голоса к концу фразы (ребёнок громкопроизносит только первые слова предложения);–доминирование тихого голоса;–недоступность проговаривания фразы в быстром темпе, проявляется в его замене на средний или замедленный. Наблюдается нарушения использованиямедленного темпа в речи (ребёнок обычно заменяет его на средний или несколько ускоренный темп).–низкий динамический потенциал голоса:1) полная неспособность изменить высоту голоса, произвольно переключиться с низкого голоса на высокий, со среднего на низкий, невозможность плавного перехода по различным диапазонам звучания;2) полное неумение изменить силу голоса (ребёнок использует речь со средней силой), зацикливание натой громкости, с которой начиналось высказывание. Детям доступен переходс шепотной речи на среднюю по силе и наоборот, также возможно короткое громкое начало речи с резким, контрастным скачком на среднее, затем на тихое проговаривание.3) отсутствие коннотативности в высказываниях (невозможность передачи положительных(удивление, восторг, радость) и отрицательных коннотаций (страх, злость, обида));невозможность определения интонации речи, соответственно отсутствие понимания значений высказывания; неспособность к дифференциации наиболее и наименее контрастных интонационных рисунков предложений и коннотаций (радость –грусть,вопрос повествовательный ответ, приказ –просьба, радость –удивление)неадекватность реализацииконнотативности в речи (проявляется в заменах страха злостью, радости удивлением);В результате исследования Р.Е. Идес и Г.В. Бабина [1] сформулировалиряд причин,описанных выше нарушений:

недостаточность речевого опыта;

низкий уровень сформированности диалогической речи;

присутствие нарушений физических свойств голоса;

низкая степень развития произносительных компонентов речи;По мнению Г.В. Чиркиной [7], недостатки интонационного оформления голоса обусловленны нарушением мимики. У детей со стёртой формой дизартрии обычно выявляются следующие особенности в работе артикуляционного аппарата:1)Наблюдается паретичностьмышц органов артикуляции: мышцылица вялые, губы не принимают необходимого положения при артикулировании. Язык обычно тонкий, вялый, малоактивный, находится на дне ротовой полости.2)В другом случае отмечается спастичностьмышц: мышцы лица напряженные, твердые, оно амимично (губы всегда вполуулыбке, дети проявляют неумение придать губам нужную артикуляционную позу). Язык чаще всего толстый, малоподвижный, не имеет выраженного кончика.3)При дизартрии часто проявляются гиперкинезы (дрожание, тремор голосовых связок и языка), апраксии (неумение выполнять определённые артикуляционные позы или невозможность их переключения). Возможным нарушением является девиация,проявляющаяся в отклонении языка от средней линии. Обычно она сочетается со сглаженной носогубной складкой и ассиметричностью губ. Отмечается также гиперсаливация.Часто стёртая дизартрия сочетается с нарушениями звукопроизношения [6]. При первоначальном общении с ребенком его звукопроизношение рассматривается как дислалия. При дальнейшем обследовании выявляются: искажение звуков, смешение, замены и отсутствия звуков, что имеет определённую схожесть с дизартрией. Однако, в отличие от дислалии, помимо этих нарушений, при стёртой форме дизартрии страдает и просодика. Наиболее часто встречающимся нарушением звукопроизношения при дизартрии является дефект, распространяющийся на шипящие и свистящие звуки, их межзубное и боковое произнесение. Довольно часто отмечаются элизии при стечении согласных, сокращение звуконаполняемости слова и его слоговой структуры.В связи с вышесказанным, можно разделить детей с дизартрией на группыпо общему речевому развитию [3].В первую группу входят дети, которые имеют нарушения и звукопроизношения и просодики. Дети находятся на хорошем уровне речевого развития, имеют богатый словарный запас, владеют связнойречью, однако испытывают трудности в усвоении слов сложной слоговой структуры, предлогов. У этих детей нарушено различение пространственной ориентации (справа слева, вверху внизу и т.д.).Вторая группаэто дети, имеющие помимо нарушений звукопроизношения и просодики, недостатки формирования фонематическогослуха (единичные ошибки в восприятии оппозиционных звуков, слогов, слов с такими звуками).В третью группу можно отнести детей, которые помимо стойкого нарушения звукопроизношения и просодики, имеютгрубое недоразвитие фонематического слуха.В результате обследования логопед отмечает неспособность к связному высказыванию, бедный словарный запас, стойкие ошибки при воспроизведении грамматического строя и слов с различной слоговой структурой.Рассмотрим подробнее особенности формирования речи у детей с рассматриваемой патологией.До года у детей с дизартрией недоразвиты разнообразные интонационныеи мимические реакции голоса. По мнению Е. Н. Винарской [2], это обусловленолокальными поражениями мимической, дыхательной и голосовой мускулатуры. В раннем же возрасте нарушено восприятие и различение эмоциональных реакций, оно фрагментарно. У детей дошкольного возраста нарушениепроявляется в недостатках мелодической организации высказывания, нарушениях, темпа речи, тембра, отмечается назализованныйоттенок голоса и его быстрое истощение. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются стойкие нарушения компонентов просодии. Как указывают Н.В. Серебрякова иЛ.В. Лопатина [5], у детей появляется неполнота процесса дыхания, которая проявляется в неверности типа дыхания (в основном брюшной тип дыхания, большая частота и недостаточная глубина вдоха). Физическое напряжение учащает дыхание, вследствие чего появляются искажения. Учащённое дыхание приводит к нарушению плавности речи и её ритма, что и объясняет появление искажений речевого высказывания. Даже неумение ребёнка дышать ртом отражается на произношении–речь на вдохе, пропуски звуков, «смазанная» речь, отсутствие эмоций в речи, назальный оттенок голоса, нарушения темпоритмической организации речи [5].Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что стёртая дизартрия является сложным расстройством речи, включающим в себя стойкие нарушения мимики, голоса, артикуляции, дыхания, просодических компонентов речи. Следовательно, речь детей с этими нарушениями, не выполняет функцию коммуникации, не даёт собеседнику информации об интонационных различиях фраз, об отношении говорящего к сообщаемым сведениям[4].

Ссылки на источники1.Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине логопедия: Дизартрия / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес. М.: Прометей, 2012. 108 с.2.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. М.: Просвещение, 1987. 165 с.3.Лопатина, Л.В.О дифференциации групп детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Выявление и коррекция нервнопсихических и речевых расстройств у детей / Л.В. Лопатина. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1985. 95100 с.4.Лопатина, Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией. Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научнометодической конференции/Л.В. Лопатина. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1999. 5359с.5.Лопатина, Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью/ Л.В. Лопатина. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1996. 2536 с.6.Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 03.08 «Дошкольное воспитание»/ М. Ф. Фомичева.М.: Просвещение, 1989.239 с.7.Чиркина, Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. Педагогика и психология / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989. —223 с.