Обучение способам опосредованного запоминания языкового лексико-грамматического материала в средней школе (на материале английского языка)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малушко Е. Ю., Юрина Ю. А., Назаретян С. Г. Обучение способам опосредованного запоминания языкового лексико-грамматического материала в средней школе (на материале английского языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3726–3730. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86783.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам опосредованного запоминания материала английского языка учащимися средней школы и непосредственно методике развития опосредованного запоминания. Выявлено, что при применении разработанной методики значительно улучшаются результаты обучения иностранному языку, в частности эффективность запоминания иноязычных слов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
НазаретянСюзанаГоровна,ученица10«в»классаМОУ«Лицей№8«Олимпия»ДзержинскогорайонаВолгограда»,г.Волгоградsyuzi.nazaretyan@yandex.ru

Юрина Юлия Алексеевна,учитель английского языка МОУ «Лицей№8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда», г. Волгоградyurinaya@yandex.ru

Научный руководитель –Малушко Елена Юрьевна,к.пед.наук, зам.директора по информатизации, ст.преподаватель кафедры ПИК, Волгоградский государственный университет, г. Волгоградmalushko_elena@mail.ru

Обучениеспособамопосредованногозапоминания

языковоголексикограмматическогоматериалавсреднейшколе

(наматериалеанглийскогоязыка)

Аннотация.Статьяпосвященавопросамопосредованногозапоминанияматериалаанглийскогоязыкаучащимисясреднейшколы,инепосредственнометодикеразвитияопосредованногозапоминания.Выявлено, что при применении разработанной методики значительно улучшаются результаты обучения иностранному языку, в частности эффективность запоминания иноязычных слов.Ключевыеслова:память,опосредованноезапоминание,методикаразвитиязапоминания,английскийязык,психология.

Память

одинизсамыхсложныхидостаточноизученныхпроцессоввключающийфазызапечатления,храненияиизвлеченияпоступающейинформации.Всевпечатления,которыечеловекполучаетобокружающеммире,оставляютопределённыйслед,сохраняются,закрепляются,апринеобходимостиивозможностивоспроизводятся.Памятьлежитвосновеспособностейчеловекаиявляетсяусловиемнаучения,приобретениязнаний,формированияуменийинавыков.ВысокихуспеховвизучениипамятидобилисьанглийскиепсихологиXVIIIXIXвв.,собравшиебольшойэкспериментальныйматериал,давшийвозможностьсформулироватьцелыйрядтеоретическихположений.ХотяпопыткиподойтикпониманиюпамятимынаходимужеуПлатонаиАристотеля,которыеосмысливалиэтивопросывосновномсфилософскойпозиции.Памятьзадействованавнашейповседневной,учебнойипрофессиональнойдеятельности,иотнеечастозависитэффективностьнашеготруда.Особенносильнозависитотпамятиизучениеязыков,втомчислеиностранных,т.к.вэтомслучаеприходитсязапоминатьобширныйлексикограмматический массив.Мыневсегдаумеемправильнопользоватьсяпамятью,поэтомуисследованиемеханизмовэффективногозапоминанияврамкахязыковыхпредметовсоставляетактуальностьисследования.

Изучениеспециальнойнаучнойлитературыпорассматриваемойпроблемепоказало,чтопамять–важнейшаяпознавательнаяфункция.Онасоздаётусловия,необходимыедляуспешногообученияиразвития.Памятьлежитвосновеформированияречи,мышления,эмоциональныхреакций,двигательныхнавыков,творческихпроцессов.Памятьмногогранна:объединяетвсеберазличныепроцессы,такиекакзапоминание,сохранение,воспроизведениеизабывание.Похарактеруцелейдеятельностипамятьдифференцируетсянанепроизвольнуюипроизвольную[1].Попродолжительностизакрепленияисохраненияматериаларазличаютпамять

кратковременную,долговременнуюиоперативную[7].Взависимостиотвидавключённыхвпроцессыпамятианализаторов,сенсорныхсистем,памятьподразделяетсяна двигательную,эмоциональную,образную,зрительную,слуховую,осязательную,обонятельную,вкусовую,словеснологическую.Чистыетипывстречаютсяредко,чащевсегонаблюдаютсясмешанные:зрительнодвигательный,двигательнослуховойизрительнослуховойтипыпамяти[8].Школьныйвозрастявляетсяпериодом развитияикачественногопреобразованияпознавательныхпроцессов:ониначинаютприобретатьопосредованныйхарактеристановятсяосознаннымиипроизвольными[5].Опосредованнаяинепосредственнаяпамять

видыпамяти,различающиесяпокритериюиспользованиявспомогательныхсредстввпроцессезапоминания. Дляисследованияопосредованногозапоминаниямогутприменятьсяклассическиеметоды:методпарныхассоциацийиметодантиципации,атакжеспециальныеприемы,кчислукоторыхотносятсяметодпиктограммиметоддвойнойстимуляции[2][3].Намибыливыделенытипыопосредованногозапоминания,актуальныеименнодляпредмета«английскийязык»,вчислекоторыхдвигательный,образный(зрительныйислуховой),словеснологический(см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Схема взаимосвязи типов опосредованного запоминания

Практическаячастьработызаключаласьвисследованииэффективностиопосредованногозапоминания.Исследовательскуюбазусоставили2группыучащихся6классовМОУЛицей№8«Олимпия»всоставе23 человек:1группа

12человек,2группа

11.Принципделения–распределениенаподгруппывлицееприизучениипредмета.Первыйэтапэкспериментазаключалсявпроведениисловарногодиктантаудвухгруппшкольников,пословам,изученнымвпервыхразделахучебника.Намибылиотобранынепосредственнотеслова,ккоторымможноприменитьметодыопосредованногозапоминания.Витогебылоиспользовано15слов.Приобработкеполученныхданныхнамификсировалисьиподсчитывалисьверноичастичноверно(допущенанезначительнаяорфографическаяошибка)воспроизведённыеслова,атакжеколичествопропущенныхсловилизаписанныхневерно(сорфографическимиошибками,неверноеслово).Сравнениерезультатовпервого(входного)исследованияпоказывают,что1группасправиласьсзаданиемна26,7%, 2группа имеетсхожийрезультат

33,3%верновоспроизведенныхслов.

Полученныерезультатысвидетельствуютотом, чтоученики,очевидно,испытываюттрудностипризапоминаниислованглийскогоязыка.

Второйэтапэкспериментазаключалсявработесгруппами.Послепроведениядиагностическогоисследованиянамибылапредпринятапопыткаразвития,формированияспособовзапоминанияиностранныхсловсиспользованиемметодовопосредованногозапоминания.Сэтойцельюиздвухгруппучащихсянамибыливыбраныэкспериментальная

6Э(ранее

1группа)иконтрольная

6К(ранее

2группа)группы. Исходныерезультаты,полученныевпроцесседиагностическогоисследования,вподгруппахбылипримерноодинаковыми.Сэкспериментальнойгруппоймыпровелизанятиепоиспользованиюопосредованногозапоминания,нагляднопоказавприменениеданныхметодовнапрактике.Мыпредложиликаждомуученикуэкспериментальнойгруппыиндивидуальнуютаблицудлязаполнения,гдебылиуказанытипыопосредованногозапоминанияисписоксловдлязаполненияпропусковвсоответствиисосвоимтипом.Этопомоглонамраспределитьребятнагруппыпопринципупреобладающеговидаопосредованногозапоминания.Этобылитежеслова,которыебылиотобранынамивначалеэксперимента.Занятиеотличалосьинтерактивностью:ребятапредлагалисвоивариантыираспределениесловпотипамзапоминания,рассказывалиометодахопосредованногозапоминания,которымиониужедавнопользуются,неосознаваяэтого.Проанализировавданные,мыполучилиследующиерезультаты:самаямногочисленнаягруппаспреобладающимобразнымзапоминанием,составила9(75%)человек,изних5человек(55,6%)зрительноеи4человека(44,4%)–слуховое.Группаучащихся,предрасположенныхкдвигательномутипузапоминаниясоставила3человека(25%).Учеников,склонныхсловеснологическомутипузапоминаниянамивыявленонебыло.Этомыможемобъяснитьновизнойпредложеннойметодикойзапоминания.Остальныерезультатыбылиожидаемы.Учтяиндивидуальныеособенностиучащихся,наследующемзанятиимыпредложилиим,объединившисьвгруппы,провестиповторнуюработусзаполнениемтаблицы.Поокончаниипрактическойчастиэкспериментальнойгруппенужнобылоподготовитьсяксловарномудиктанту,используяспособыопосредованногозапоминания,которыеонипроработалиназанятияхиндивидуальноисовместно.Контрольнойгруппе былопредложеновыучитьслова дляповторногодиктантапривычным механическимспособом.Третийэтапэксперимента.Длядоказательстварезультативностиформирующегоэкспериментабылопроведенаповторнаядиагностика:диктант.Исследованиепроводилосьвконтрольнойиэкспериментальнойгруппах.Отмечаетсяположительнаядинамикавколичествеверновоспроизведенныхсловпосравнениюспредыдущимэтапом:вконтрольнойгруппена26,7%,авэкспериментальнойна60%(см. Диаграмму 1 и 2).



Получениетакихрезультатовсвязано,нанашвзгляд,снесколькимифакторами[6].Вопервых,мынеможемисключатьмоментподготовленностиучениковкдиктанту,поэтомупрогрессзаметенвобеихнаблюдаемыхгруппах.Вовторых,очевидно,чтовэкспериментальнойгруппепоказателизначительновыше,чемвконтрольной.Этозначит,чтометодикаопосредованногозапоминания,авдальнейшемсоставлениеметодическогоматериалапопредмету«иностранныйязык»длясреднейшколы,можетспособствоватьзначительномуулучшениюфункциизапоминания,чтообеспечитповышениеэффективностиобученияиностранномуязыку.

Ссылкинаисточники1.Голубева,Э.А.Индивидуальныеособенностипамятичеловека[Текст].

М.:

2.Леонтьев,А.Н.Лекциипообщейпсихологии[Текст].

М.:Наука,1998.3.Лурия,А.Р.Курсобщейпсихологии:Лекции.Эволюционноевведениевпсихологию[Текст].

М.,1970.4.Лядиус,А.Р."Памятьвпроцессеразвития"[Текст].

М.,1990.5. Малушко Е.Ю. Развитие иноязычной аудитивной компетенции лингвистов на основе икт подкастов [Текст] // Лингводидактические и лингвистические аспекты межкультурной коммуникации: коллективная монография. –Волгоград: издво ВолГУ, 2014. –156 с. –С. 4049.6. Малушко Е.Ю., Лизунков В.Г., Марчук В.И. Формирование необходимых навыков у студентов с использованием интегрированного обучения [Текст] // Современные проблемы науки и образования. –2015. –№ 6; URL: www.scienceeducation.ru/13023618 (дата публикации: 30.11.2015, дата обращения:03.12.2015).7.Шаталов,В.В.Памятьивозможностиееразвития[Текст].–Киев,1997.

8.Флорес, Ц.Хрестоматияпообщейпсихологии//Психологияпамяти[Текст].–М.:МГУ,1979.