Эмоции студентов вуза в аспекте эффективности их учебно-профессиональной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горюнова Е. А., Пырьев Е. А. Эмоции студентов вуза в аспекте эффективности их учебно-профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 4106–4110. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86860.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена изучению эмоций как детерминантов эффективности учебно-профессиональной деятельности студентов вуза. Эмоции объективируются в академической успеваемости и посещаемости учебных занятий. Переживание эмоций студентами в адрес учебы представлено в мотивационном ключе, что доказывается посредством анализа теоретического материала и проведения эмпирического исследования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пырьев Евгений Александрович,

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург. evgpyrev@yandex.ru

Горюнова Евгения Александровна, студентка 2 курса института Педагогики и Психологии «Оренбургскогогосударственного педагогическогоуниверситета»г. Оренбург . jenyagor2015@yandex.ru

Эмоции студентов вуза в аспекте эффективностиих учебнопрофессиональной деятельности

Аннотация.Даннаястатья посвященаизучению эмоций как детерминантов эффективности учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза. Эмоции объективируются в академической успеваемости и посещаемости учебных занятий. Переживание эмоций студентами в адрес учебы представлено в мотивационном ключе, что доказывается посредством анализа теоретического материала и проведения эмпирического исследования.Ключевые слова:мотивация, эмоция, мотивационный характер эмоций, академическая успеваемость, посещаемость занятий.

Целью настоящей работы является исследование влияния эмоций на показатели учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза. Объектом исследования в данной работе является эмоциональная мотивация учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза.Предметом исследования является изучение влияния эмоций в качестве мотивационных на эффективность объективныхи субъективных показателейучебнопрофессиональной деятельности студентов вуза.В качестве объективных показателей эффективности учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза выступили: «общая академическая учебная успеваемость» и «успеваемость по дисциплинам специальности» (среднеарифметический балл).В качестве субъективных показателей эффективности учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза выступили: «время, затрачиваемое студентом на подготовку к занятиям», «усилия в учебной деятельности», «удовлетворенность учебой», «значение учебы», «самооценка себя как студента». В данном исследовании, на основании поставленной цели, нами была выдвинута гипотеза о том, что активные эмоции: радость, злостьи интерес являются мотивационными и обеспечивают эффективность учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза. В свою очередь, пассивные эмоции: страх, печальи разочарование являются демотивационными, поэтому не обеспечивают эффективность учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза.Экспериментальную базу работы составили результаты исследования студентов заочного отделения Оренбургского государственного педагогического университета, института Педагогики и Психологии. Общее количество испытуемых –78 человек, которые по гендерному признаку не делились.На первом этапе исследования была изучена эмоциональная мотивация учебнопрофессиональной деятельности студентов педагогического университета с помощью «Теста цветовой ассоциации»[1]. При исследовании эмоций, в качестве мотивационных, изучалось отношение студентов к разным сторонам учебнопрофессиональной деятельности, в частности были изучены эмоции студентов в адрес лекционных и семинарскихзанятий, в адрес написания контрольной работы, а также учебной деятельности в целом.На втором этапе исследования изучалась мотивационная функция эмоций путем нахождения взаимосвязи между переживанием эмоций к различным сторонам учебнопрофессиональной деятельности и объективными и субъективными показателями эффективности этой деятельности.Теоретическое обоснование исследования.Вопросы мотивации поведения и деятельности являются стержневыми в психологии. Впервые термин "мотивация" употребил А.Шопенгауэр, затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных[цитир. по 2].Значимость вопросов мотивации для современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельностии поведенияв целом. По словам отечественного психиатра, невропатолога и психолога В.Н. Мясищева, результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на двадцатьтридцать процентов зависят от его интеллекта, а на семьдесятвосемьдесят процентов –от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести [3].

Мотивация человека как одна из центральных проблем психологии личности и деятельности достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях. Этой теме посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Исследованием мотивации занимались такие известные отечественные психологи как В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В. К. Вилюнaс, В. И. Ковaлев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, Е.П. Ильин, П. В. Симонов, П. М. Якобсон. Среди зарубежных авторов, изучающих мотивацию человека следует назвать Дж. Аткинсона, А. Мaслоу, Р.У. Липера, Г.Оллпорта, X. Хекхaузена, Г. Холла [цитир. по 4]. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминaции, положили начало еще великие мыслители античности, которые значительную роль в психической активности человека отводили потребностям. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только приводит в действие эмоциональные переживания, но позволяет приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведения человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное иливредное значение[цитир. по 5].Более широкое изучение мотивации начинается с XV века, в период распространения идей гедонизма, в которых удовольствие, наслаждение считалось высшим благом и целью жизни.Изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта в XVII веке. Спиноза считал, что эффективность, страстность, мотивационная направленность и напряженность должны рассматриваться с объективной точки зрения. Им было замечено, что люди свои действия сознают, а причин, которыми они определяются, не знают [цитир по 5].

К началу ХХ века проблема мотивации рассматривается в зарубежной психологии в ряде школ. Так, по мнению основоположника бихевиоризма Дж. Уотсона, мотивы поведения понимаются как причина телесных реакций организма в ответ на внешние воздействия. Это выражено в известной формуле «стимул –реакция». Бихевиоризм объявляет поведение людей как ответную реакцию на внешний раздражитель, т.е. стимул. В необихевиористских концепциях Д. Макклелланда возникает понятие «драйва» (drive), который означает побудительную силу или животные побуждения, которые заставляют животное быть активным [6].

Новый этап изучения детерминации поведения начался в связи с появлением учения австрийского психолога, психиатра и невролога З. Фрейда о бессознательноми влечениях человека. Согласно его воззрениям, решающая роль в организации поведения принадлежит бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. Под их источником понимается соматический процесс в какомлибо органе или части тела,который воплощается во влечении. З.Фрейд считал источником мотивации инстинкт сохранения вида и индивида [7].В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. МакДугал, который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он выдвинул концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия, определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая,умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как предрасположенияк действию. Таким образом, он пытался объяснить поведение индивида изначально заложенным в глубинах его психофизиологической организации стремлением к цели [цитир. по 5].

Представители гуманистического направления, среди которых следует выделить А. Маслоу, пересматривают понятие инстинкта. Так, А. Маслоу заменяет его понятием «базовыепотребности», образующих иерархию, при этом потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней.Другой представитель гуманистического направления Г. Оллпорт на основе жизненных наблюдений, экспериментальных и клинических данных пришёл к выводу, что любое действие, первоначально подчиненное какойто определённой цели и служившее лишь механизмом её достижения, может превратиться в мотив, обладающий самостоятельной побудительной и направляющей силой. Основным условием такого превращения мотивов является несовершенство действия, служившего средством достижения первоначальной цели. Таким образом, мотив, по Г. Оллпорту, это всегда своего рода стремление к завершению, это неразряженное напряжение, которое должно«замкнуться» на текущей активности [цитир. по 8].

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека –его поведения, деятельности. Среди отечественных психологов начала ХХ века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, следует отметить,прежде всего А. Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью намеренийи способностью к внутренней задержке побудительных импульсов [цитир. по 3].Если объединить идеи авторовизучающих явления мотивации, то онапредставляет собой сложное объединение, движущих сил поведения, открывающийся,субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социальнопсихологические характеристики. Следовательно, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.Одной из основных психологических категорий,которую признают важным побудителем поведения человека является эмоция.По словам видного исследователя эмоций В.К. Вилюнаса, проблема детерминации поведения всегда привлекала внимание исследователей. Эмоциям отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека, но исследовательских работ, где раскрывалась бы данная функция эмоций в мировой психологии очень мало[4].Список исследователей, считающих, что эмоция может побуждать поведение человека, достаточно большой. Сторонниками эмоциональной мотивации сегодня и в прошлом, в ретроспективе по годам, следует назвать: С.Л. Рубинштейна, который считал, что эмоция, являющаяся формой потребности, выступает психическим побудителем к деятельности [9].Р.У. Липера(эмоции –это доминирующая мотивация в психике человека) [10]; П.М. Якобсона (поведение человека мотивируют очень сильные эмоции) [11]; Е.П. Ильина (мотивация представляет собой сложную иерархическую структуру и эмоция один из ее компонентов) [12]; К.Э. Изарда (эмоции наряду с инстинктами рассматриваются основой мотивационной системы личности) [13]; Е.А. Пырьева (эмоции раскрываются в отношениях личности и выполняют мотивационную функцию в адрес предметов, с которыми связаны эмпирически) [14]. Мотивационный характер эмоций может быть представлен с двух сторон: эмоция как источник активности, т.е. то с чего активность начинаетсяи эмоция, на что активность направлена. Эмоция как мотив рассмотрена в конце XIXфранцузским исследователем Т. Рибо и вначале XXвека россиянином Л.И. Петражицким[15;16]. Прошло много лет, но практических исследований на эту тему так и не появилось. Второй аспект мотивационных эмоций в 1978 году рассмотрел А.И. Додонов. Детерминацию поведения он видел в стремлении к переживанию эмоций. Для него эмоциональная мотивация заключена в стремлении человека к получению искомых эмоций[2]. Настоящая работа выполнена в рамках первой мотивационной схемы с участием эмоций. Итак, эмоция является причиной или мотивом, запускающим поведение человека.Мотивационная схема с участием эмоций выглядит следующим образом:восприятие предмета человеком запускает механизм появления эмоции, переживаемой в адрес предмета. Эмоциональное отношение существует на двух уровнях: уровень памяти, где эмоция связана с образом предмета (ситуации); уровень актуального восприятия ситуации, оцененной в эмоциях. При появлении предмета (ситуации)его оценка в эмоциях происходит мгновенно, так как основана на прошлом индивидуальном опыте. С появлением эмоций вадрес предмета, ситуации, деятельности разворачиваются непреднамеренные действия, отвечающие модальности эмоции [14].Эмоциональная память на события очень устойчивое явление и сохраняется годами. Существует эмоциональная память в форме мотивационной установки, готовой развернуться при появлении ситуации в будущем. В этом случае человек реагирует уже выученным способом. Так, если учеба в школе приносила положительные эмоции, то позднее эмоциональные реакции, например, студента вуза на учебный процесс будут похожими. Установка, основанная на эмоциональной памяти, является источником выражения эмоций, которые затем побуждают действия человека на предмет (или от предмета).Эмоциональная установка обладает рядом специфических мотивационных характеристик. В частности, она существует на неосознаваемомуровне психики в форме напряжения и обладает определенной энергетикой. В момент встречи с объектом установка автоматически раскрывается и человек начинает переживать эмоции гнева, ярости, печали, радости. Переживание эмоций в адрес объекта (предмета) является источником направленных на него действий человека. Эмоция –это не только неосознаваемое явление. При желании эмоции осознаются субъектом, поэтому он может отдать отчет в своих переживаниях. Неосознаваемость эмоций проявляется как в оценке действительности, так и в схеме побуждения поведения человека. Таки образом, поведение или активность, исходящая от эмоций в сторону предметов и объектов носит малосознательный характер.Переживание эмоции злости, печали или радости создает напряжение, которое приводит поведение человека к активности, направленное в сторону предмета (явления). Эмоции разворачивают непреднамеренные (неосознаваемые) действия в адрес предмета, с которым имеют, как правило, длительные эмпирические связи.Эмоциональная мотивация –это комплексное реагирование человека на ситуацию, включающее в себя эмоциональную установку, эмоцию определенной модальности, появившуюся в процессе автоматического оценивания человеком предмета (явления) и побудительные действия в адрес предмета, вызвавшего эмоцию. Эмоция является продуктом неосознаваемого или малосознаваемого в психике. Автооценивание объектов (явлений) происходит на механическом уровне. Также механическим и неосознаваемым является возникновение связи эмоции с событием (предметом).На примере учебной деятельности студентов вуза мотивационная схема с участием эмоций выглядит следующим образом. Переживание эмоций злости, печали или радости в адрес учебнопрофессиональной деятельности создает напряжение, которое заставляет студента совершать неосознаваемые непреднамеренные действия, ведущие к укреплению или разрыву связей с этой деятельностью.Эмоции можно поделить на мотивационные и демотивационные. В частности, мотивационными являются положительныеэмоции радости, удовольствия, интереса. Данные эмоции направляют активность студентов в сторону учебной деятельности на укрепление с ней более тесных связей. В свою очередь, демотивационными являются отрицательныеэмоции–печали, горя и разочарования. Они демотивационные, так как ведут к разрыву связей студента с его учебной деятельностью. Однако следует отметить, что вне зависимости от характера влияния все эмоции, вызывающие напряжение и поведенческую активность в сторону предмета (деятельности) следует считатьмотивационными.

В настоящей работе эмоции поделены на четыре группы, каждая из которых осуществляет в адрес учебнопрофессиональной деятельности побудительные действия. Эти действия исходят от эмоций и выступают их вспомогательными средствами в направленном поведении на явление, в данном случае, на учебнопрофессиональную деятельность.Эмоции могут быть:активно положительными, когда деятельность вызывает радость,интерес, восторг, блаженство, ликование; активно отрицательными, когда деятельность вызывает злость, гнев и ярость; пассивно положительные эмоциивключают в себя удовольствие, покой, умиротворение, безмятежность; пассивно отрицательные, это эмоции страха, печали, разочарования, горя, страдания[1].В данной работе для простоты расчетов и описания используется другая классификация. В частности, эмоции поделены на три группы: активные, пассивные и нейтральные. Активные эмоции: радость, злость, интерес; пассивные эмоции: страх, печаль, разочарование; нейтральные эмоции: удовольствие и равнодушие.Модальность эмоции придает активности человека избирательность и направленность в отношении деятельности, которой занят человек. В частности, активные эмоции мотивируют студента к активным действиям созидательного характера. Переживание данных эмоций в адрес учебнопрофессиональной деятельности побуждает студента на преобразование и совершенствование деятельности, которой он занят.Отдельные активные эмоции, такие как злость и гнев побуждают студента на преодоление препятствий посредством волевого усилия. Студент сохраняет связи с деятельностью посредством участия волевого напряжения.Пассивные эмоции побуждают студента к избеганию активных действий, к бездействию или поиску нецелевых альтернатив. Эти эмоции направлены на разрушение существующих связейстудента с учебнопрофессиональной деятельностью.Третья группа эмоций –нейтральные –побуждают активность студента на сохранение связей с учебнопрофессиональной деятельностью. Связь эмоции с деятельностью в этом случае не разрывается, но имеет пассивно оборонительный характер.Мотивационная функция эмоций проверялась на примере установления корреляции по коэффициенту Пирсона между эмоциями, переживаемыми студентами в адрес различных сторон учебнопрофессиональной деятельности и объективными и субъективными показателями этой деятельности. Экспериментальное исследование. В настоящем эксперименте, эмоции изучались с помощью восьми базовых цветов, известных в психофизиологии, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. В основе теста цветовая ассоциация студентов в адрес учебнопрофессиональной деятельности. Данный диагностический подход отвечает теоретическим конструктам, изложенным выше. Изучение цветовых ассоциаций студентовв адрес учебнопрофессиональной деятельности позволяет раскрыть особенности их эмоциональной мотивации. При экспериментальном исследовании эмоциональной мотивации с помощью «цветового ассоциативного теста» использовано следующее психологическое значениецветов: эмоции синего цвета удовольствие и безмятежность; эмоции зеленого цвета –интерес; эмоции красного свидетельствуют о переживании амбивалентных эмоций –злости, гнева и радости; эмоции желтого цвета радость, бодрость и нежное возбуждение; эмоции фиолетового цвета свидетельствуют о склонности студента к равнодушию с одной стороны и мрачномеланхолической серьезности, с другой; эмоции коричневого цвета говорят о переживании тревоги, беспокойства, разочаровании; эмоцией черного цвета является страх; эмоциями серого цвета являются печаль, горе и страдание.Цветовая ассоциация студентов в адрес учебнопрофессиональной деятельности рассчитывалась, исходя из активности цвета и эмоции. Так, желтый цвет в ассоциации (радость) –8баллов; зеленый (интерес)–7 баллов; красный (злость) –6 баллов; синий (удовольствие) –5 баллов; черный (страх) –4 балла; фиолетовый (равнодушие) –3 балла; коричневый (разочарование) –2 балла; серый (печаль) –1 балл. Независимая переменная «эмоциональное отношение к учебнопрофессиональной деятельности» соотносилась с зависимыми переменными: «общая академическая успеваемость», «успеваемость по дисциплинам специальности» (среднеарифметический балл), «время, затрачиваемое студентом на подготовку к занятиям», «усилия в учебнойдеятельности», «удовлетворенность учебой», «значение учебы», «самооценка себя как студента».Академическая успеваемость студентов изучалась на основании оценок, полученныхстудентамиза последнюю сессию. Использовалась как средняя оценка, так и балл успеваемости по учебным дисциплинамспециальности.Переменные «время, затрачиваемое студентом на подготовку к занятиям», «усилия в учебной деятельности», «удовлетворенность учебой», «значение учебы», «самооценка себя как студента»изучались на основе самооценки студентов по десятибальной шкале, где,чем выше балл, тем выше самооценка переменной.На первом этапе исследования изучались эмоции в адрес различных сторон учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза, таких как: лекции, семинары, контрольные работы, профессии, на которую учатся, психологии, учебы в вузе. Результаты переживания эмоций в адрес разных сторон деятельности студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Эмоции, переживаемые студентами вуза в адрес различных сторон учебнопрофессиональной деятельности

(данные представлены в процентах)

Эмоции, переживаемые в адрес:РадостьИнтересЗлость Удовольствие Равнодушие. Безразличие СтрахРазочарованиеПечальпрофессия, на которую учатся студенты23,538,416,611,53,82,52,51,2учеба в вузе12,816,623,032,08,91,72,52,5лекции20,521,75,124,311,52,58,95,1семинары11,521,712,817,98,91,27,615,3контрольные работы15,310,211,517,910,211,511,511,5психология15,332,012,817,96,41,23,810,2Сумма процентных данных98.9140,681.8121,549,720,636,845,8

Обобщенные показатели эмоций, переживаемых студентами в адрес различных сторон учебнопрофессиональной деятельности, выглядят следующим образом. На первом месте среди эмоций –интерес (140,6 процентных данных); на втором –удовольствие (120,5); на третьем –эмоция радости (98,9); на четвертом –эмоция злости (81,8); на пятом –эмоция равнодушия (49,7); далее идут эмоции печали (45,8), разочарования (36,8) и страха (20,6). В целом можно сказать, что положительные эмоции: радость, интерес и удовольствие доминируют в учебнопрофессиональной деятельности студентов заочного отделения факультета психологии ОГПУ. Так, если на долю названных эмоций приходится 361,0процентная единица, то на долю отрицательных эмоций: страх, печаль и разочарование только 116,1процентных единицы, что в три раза меньше.Анализ переживания эмоций студентами в адрес различных сторон своей деятельности позволяет выделить ключевые моменты. В частности, в переживаниях студентов доминирует эмоция интереса. Наибольший процент студентов переживает интерес в адрес «профессии» (38,4 %) и «психологии» (32,0 %). В свою очередь студенты не любят писать «контрольные работы». Так, только 17,9 % студентов переживают удовольствие от «написания контрольных работ»; 11,5 % переживают эмоции печали от этой работы; столько же студентов испытывают эмоции страха и разочарования. Удивительно, что эмоции студентов в адрес «лекций» в целом более положительные, чем в адрес «семинаров». Например, «лекции» набрали 66,5 процентных единицы по положительнымэмоциям (радость, интерес, удовольствие), тогда как «семинары» только 51,1 %. Этот результат несколько диссонирует с традиционным негативным мнением студентов в адрес «лекций». Вполне возможно это показатель специфичен только для студентов заочного отделения,для которых лекции читаются по часам в сокращенном варианте, отдавая приоритет самостоятельной работе. Показатель «учеба в вузе» представлен в настоящей работев обобщенном виде, что достаточно трудно оценить в эмоциях.Учеба в вузе представляет собой огромное количество событий, в адрес каждого из которых переживаются определенные эмоции. Поэтому проще оценить «лекции» и «семинары», представляющие собой частный показатель учебной деятельности. Тем не менее 32 % студентов переживают эмоцию удовольствие отучебы в вузе; 16,6 % студентов переживают эмоцию интерес, еще 12,8 % эмоцию радости. Интересно, что 23 % студентов заочного отделения в адрес учебы в вузе переживают эмоцию злости. Данная эмоция интересна с точки зрения мотива, так как активирует большое количество энергии, направленной на преодоление трудностей, встречаемой в текущей деятельности. Эмоция злости возникает в ситуации преград и направляет активность человека на их преодоление. В этом специфика и мотивационная особенность эмоции злости. Также важно обозначить мотивационные возможности эмоции удовольствия, занимающей по данным таблицы 1 второе место в эмоциональных переживаниях студентов. Эмоция удовольствия признается положительной, но не активной. Она не активирует внешнее поведение человекаи вообще ничего не активирует. Довольный человек не стремится к созиданию или изменению, поэтому его активность заключается в сохранении достигнутого. Переживание удовольствия в адрес учебной деятельности можно рассматривать с мотивационных позиций несколько условно. Удовольствие пассивно, поэтому только сохраняет накопленные знания студентами. Приобретение новых знаний, в этом случае, не происходит.Равнодушие является эмоций, похожей по мотивационным признакам на удовольствие. Например, равнодушие побуждает студента к бездействию. Также равнодушный студент учится пассивно, по инерции, без «огонька». К этой категории относятся студенты, пришедшие в вуз не знаниями, а за дипломом. Равнодушный студент неинициативен, не настойчив, в какойто степени безволен. Активными мотивационными эмоциями можно назвать интерес и радость. Интерес побуждает к приобретению знанийи их совершенствованию. Являясь активной положительной эмоцией,интерес направлен на созидание, преобразование действительности. Учиться с интересом, значит легко получать и усваивать знания. Усилия при интересе тратятся большие, но субъективно воспринимаются незначительными.Эмоция интереса побуждает не только поисковое поведение студента, но и его интеллект. Студент внимателен на лекциях, всегда готов к ответу на семинарах, вовремя выполняет контрольные работы и рефераты.В свою очередь, эмоция злости свидетельствует о трудностях усвоениястудентами знаний. Субъективно студент осознает эти трудности. Вместе с тем на неосознаваемом, психофизиологическом уровне при переживании эмоции злости активируется большое количество нервной энергии, необходимой для активизации усилий по преодолению сложностей, встречаемых в учебнопрофессиональной деятельности студентов. Эмоция радости относится к категории мотивационных эмоций, побуждающих активность созидательного характера. В частности, радость способствует высвобождению большого количества энергии, направленной на получение и усвоение знаний студентами.Эмоция радости способствует высвобождению резервных сил организма без участия волевого напряжения. Сложности и трудности при переживании радости преодолеваются без усилий.Пассивными эмоциями являетсястрах, разочарование и печаль. Это демотивационные эмоции, которые побуждают отрицательное поведение студента. Это поведение, направленное на разрыв с учебной деятельностью.Такими действиями являются опоздания на учебные занятия,не подготовка к занятиям, просроченное время написания контрольных работ и рефератов. Таким образом, студент, переживающий в адрес учебнопрофессиональной деятельности пассивные эмоции, неосознанно совершает действия по уходу от учебных мероприятий. Демотивацияв ситуации переживания эмоции страха выражается в хаотичности поведения студента. Его действия в одних ситуациях могут быть скованными, в других, наоборот, слишком рискованны. В этом особенность переживания эмоции страха. Например, скованный страхом студент ходит на учебные занятия по привычке, инициативу не проявляет, усилия не организует, на лекции и семинарах не работает. Другой студент, наоборот, при переживании эмоции страха, развивает высокую бесполезную активность: много говорит, с готовностью пишет, посещает занятия, но интеллект при этом не включает. Его активность напускная и интуитивно направлена на преодоление психического дискомфорта, вызванного эмоцией страха.Эмоция печали свидетельствует о разрыве отношений студента с учебнопрофессиональнойдеятельностью. Печаль запускает механизм демотивации, побуждающий к уходу от учебы и профессии. Студенты, переживающие печаль неосознанно ищут варианты пропуска учебных занятий. Посещение лекций и семинаров такими студентами носит механический характер без понимания и осознания получаемой информации. Эмоция разочарования также демотивирует поведение студентов. Разочарованный студент когдато в прошлом испытывал активность в адрес новой для него деятельности, но сегодня вынужден пассивно существовать в рамках деятельности. На завершающем этапе исследования производился расчет эффективности побудительных действий эмоций.Побудительные действия эмоций, проявившиеся в процессе отношения, находят предметное воплощение в объективных и субъективных показателях деятельности студентов.Напомним, что вкачестве объективных показателей влияния эмоций на учебнопрофессиональную деятельность студентов выступают: общие баллыакадемической успеваемостистудентов и их баллы успеваемости по дисциплинам специализации. Установление корреляции между эмоциями, переживаемыми студентом в адрес учебнопрофессиональной деятельности и объективными показателями деятельности свидетельствует о побудительных возможностях эмоций.

Удовлетворенность учебой, ее значение, а также самооценка различных сторон деятельности выступают субъективными показателями побудительного влияния эмоций на учебнопрофессиональную деятельность студентов. В своей работе мы высказали предположение, что активные эмоции (радость, интерес и злость) приводят к активизации усилий в учебнопрофессиональной деятельности студентов. Наоборот происходит в ситуации переживания пассивных эмоций, к которым относятся страх, печальи разочарование. В условиях этих эмоций усилия студентов в адрес учебнопрофессиональной деятельности снижаются.Побудительные возможности эмоций были проверены с помощью расчета коэффициента линейной корреляции Пирсона. Особенностью расчетов по данному коэффициенту является соотношение переменных, где увеличение показателей по одной переменнойприводит к увеличению показателей по другой. Данная математическая зависимость отвечает условиям эксперимента. Так, важно было проследить соотношение следующих переменных:

зависимость между активными эмоциями и субъективными и объективными показателями академической успеваемостью учебнопрофессиональной деятельностистудентов вуза;

между пассивными эмоциями и субъективными и объективными показателями академической успеваемостью учебнопрофессиональной деятельностистудентов вуза;

между нейтральными эмоциями и субъективными и объективными показателями академической успеваемостью учебнопрофессиональной деятельностистудентов вуза;Расчетные данные эксперимента проводились только по двум блокамнезависимых переменных: «эмоциональное отношение студентов к профессии по специальности» и «эмоциональное отношение к учебной деятельности в целом»(см. Таблицу 1). Обе переменные, для удобства расчетов, переведены в числовую форму. Также в числовую форму были переведены зависимые переменные, т.е. субъективные и объективные показатели эффективности учебнопрофессиональной деятельности студентов.Выборка в эксперименте составила 78 респондентов (n= 78). Это студенты разных курсов института Педагогики и Психологии. Деления по профилям в расчетах коэффициента корреляции Пирсона не производилось. Гендерное деление выборки также не производилось.

На первом этапе расчетов независимая переменная «эмоциональное отношение к профессии по специальности» соотносилась с несколькими зависимыми переменными: «общая академическая успеваемость», «академическая успеваемость по дисциплинам специальности» (среднеарифметический балл), «время, затрачиваемое студентом на подготовку к занятиям», «усилия по овладению профессией», «правильность выбора профессии», «готовность осваивать профессию».Если независимая переменная представлена среднеарифметическим баллом по итогам последней сессии, то все зависимые переменные оценивались по десятибальной шкале «1» до «10». Максимальный балл обозначал рост усилий, удовлетворенности и значимостипеременной для студента. Данные коэффициента корреляции Пирсона по переменным «эмоциональное отношение к профессии по специальности» и «показатели успешности учебнопрофессиональной деятельности» представлены в таблице 2.Таблица 2Данные коэффициента корреляции Пирсона

НезависимаяпеременнаяЗависимая переменнаяКоэффициент КорреляцииЭмоциональное отношение студентов к профессии, на которую учатся (по специальности)Академическая успеваемость0, 278

Успеваемость по дисциплинам специальности0, 360

Время, затрачиваемое студентом на подготовку к занятиям0,413

Усилия по овладению профессией0,601

Правильность выбора профессии0,619

Готовность осваивать профессию0, 714

Расчет коэффициента корреляции между переменными «эмоциональное отношение студентов к профессии» и «учебная успеваемость» составил 0,278, что свидетельствует о линейной зависимости переменных. Данный показатель не высокий, но статистически значимый для n= 78. Однако, если сравнивать расчетные данные по другим переменным, то первый коэффициент (0,278) можно признать «провальным», так как другие числа выше и располагаются в зоне высокозначимых показателей. Например, линейная корреляция с независимой переменной «успеваемость по дисциплинам специализации» составила –0,360; «по времени, затрачиваемому студентами на подготовку к учебе» –0,413; «по усилиям в учебной деятельности» –0,601; «по осознанию правильности выбора профессии» –0,619; «по готовности осваивать профессию» –0,714. Все перечисленные показатели коэффициента линейной корреляции Пирсона, кроме первого, располагаются в зоне 99 % значимости, т.е. данная связь между независимой и зависимыми переменными не является случайной.Расчет коэффициента линейной корреляции Пирсона свидетельствует о том, что эмоции действительно могут оказывать влияние на результативность деятельности и, в частности, на результативность деятельности студентов вуза. При переживании активных эмоций в адрес своей будущей профессии студенты много сил тратят на ее освоение. В частности, на чтение тематической литературы, на педагогическую практику, на посещение курсов повышения квалификации. Высокозначимый коэффициент корреляции между показателями: «эмоциональное отношение к профессии» и «успеваемость по дисциплинам специализации» (0,360) говорит также в пользу влияния эмоций. Переживание радости и интереса приводят к успеваемости на «4» и «5» (или по среднеарифметическому показателю на 4,5 –5,0). В свою очередь, переживание эмоций печали и разочарования в адрес профессии не способствует высоким оценкам (3,0 –3,5 –арифметический балл). Если учесть, что «единиц» и «двоек» в баллах успеваемости для студентов нет, то «тройка» –это низкая оценка.По данным расчетов линейной корреляции 99 % респондентов связали переменную «правильность выбора профессии» с эмоциями, переживаемыми в адрес будущей профессии. Так, коэффициент корреляции составил –0,619. Этот показатель свидетельствует, что переживание положительных эмоций связано с осознанием правильности выбора профессии, а переживание пассивных или отрицательных эмоций –с осознанием неправильности данного выбора.Время, затрачиваемое студентом на подготовку к занятиям, тесно связано с переживанием эмоций в адрес профессии по диплому. Коэффициент корреляции составил –0,413. Переживание эмоций радости, интереса и злости приводит к увеличению времени на подготовку к учебным занятиям. Наоборот, переживание эмоций огорчения и печали уводит студента от учебнопрофессиональной деятельности в вузе на другие мероприятия.

На втором этапе расчетов переменная «эмоциональное отношение к учебе в вузе» соотносилась с переменными: «общая академическая успеваемость», «академическая успеваемость по дисциплинам специальности» (среднеарифметический балл), «время, затрачиваемое студентом на подготовку к занятиям», «усилия в учебной деятельности», «удовлетворенность учебой», «значение учебы», «самооценка себя как студента».Данные коэффициента корреляции Пирсона по переменным «эмоциональное отношение к учебе в вузе» и «субъективные и объективные показатели успешности учебной деятельности» представлены в таблице 3.Таблица 3Данные коэффициента корреляции Пирсона

Независимая переменная ЗависимаяпеременнаяКоэффициент корреляцииЭмоциональное отношение к учебе в вузе Общая академическая успеваемость0, 469

Академическая успеваемость по дисциплинам специальности0, 469

Время, затрачиваемое студентом на подготовку к учебным занятиям0, 501

Усилия в учебной деятельности (подготовка к занятиям)0, 527

Удовлетворенность учебой0, 586

Самооценка своей учебной деятельности 0, 469

Значение учебы для студента0,571

Расчет коэффициента корреляции между независимой переменной «эмоциональное отношение студентов к учебе в вузе» и зависимой «учебная успеваемость» по всем дисциплинам последней сессии составил 0,469, что свидетельствует о линейной зависимости переменных. Точно такой же коэффициент (0,469) был обнаружен на зависимой переменной «успеваемость по дисциплинам специализации». Числовой показатель является высокозначимым для n= 78. Цифра (0,469) говорит о том, что в 99 % случаев связь между переменными не является случайной.Субъективными показателями эффективности учебнопрофессиональной деятельности студентов выступили: «удовлетворенность учебой в вузе», «самооценка себя как студента» и «значение учебы для студента». В условиях положительных эмоций в адрес учебы растет удовлетворенность в ее адрес (0,586), повышается самооценка (0,469) и значение учебы для студента (0,571). Под влиянием активных эмоций увеличиваются усилия, которые студент прилагает к освоению учебнопрофессиональной деятельности. В настоящей работе была сформулировали гипотеза, что активные эмоции побуждают к увеличению усилий студентов в учебнопрофессиональной деятельности, а пассивные эмоции к уменьшению этих усилий. Однако результаты научноисследовательской работы могут быть интерпретированы подругому. В частности, высокая академическая успеваемость студента по учебным дисциплинам приводит к переживанию положительных эмоций, а низкая академическая успеваемость –к переживанию отрицательных эмоций. Чтобы обосновать выдвинутые теоретические и экспериментальные конструкты была проведена диагностикаэмоционального отношения студентов к общеобразовательной школе, которую закончили несколько лет назад. Если между прошлыми эмоциями в адрес школы и настоящими в адрес вуза имеется статистически достоверная связь, эмоции можно рассматривать в качестве устойчивой независимой переменной. Обнаружено, что связь между переменными «эмоциональное отношение к вузу» и «эмоциональное отношение к школе, в которой учился» является статистическидостоверной: 0,512 по коэффициенту Пирсона. Результат расчета переменных позволил считать эмоции устойчивой диспозицией в психике человека. Эмоции, переживаемые человеком в школе,переносятся на его переживания в вузе. Таким образом, эмоции, переживаемые в человеком в прошлом переносятся на похожие ситуации в настоящем. Временная устойчивость эмоций позволяет рассматривать их в качестве диспозиции, детерминирующей разные формы поведенческой активности человека.Выводы по эксперименту.Студенты, переживающие активные эмоции в адрес своей учебы вовремя приходят на занятия, активно работают на семинарах и лекциях, вовлечены в научноисследовательскую деятельность, участвуют в жизни вуза; посвящают много времени подготовке к учебным занятиям. Кроме этого, студенты, переживающие активные эмоции в адрес учебнопрофессиональной деятельности, удовлетворены ею, также удовлетворены выбором вуза и профессии.Переживание пассивных эмоций (печаль, разочарование, страх), наоборот, приводит к негативным показателям учебнопрофессиональной деятельности. Студенты находят массу причин неучастия в своей учебнопрофессиональной деятельности. Они постоянно опаздывают на занятия, не работают на семинарах и лекциях;читают, играют в компьютерные игры, переговариваются или тихо дремлют на последних столах. Такие студенты неохотно участвуют в научноисследовательской деятельности, отдавая приоритет вневузовским мероприятиям. Иногда они могут участвовать в мероприятиях вуза, но делают это без интереса и из «под палки». Свободное время тратят на социальные сети, просиживают в них много часов.

Студенты, переживающие пассивные эмоции в адрес учебнопрофессиональной деятельности, не удовлетворены ею, а также не удовлетворены выбором вуза и профессии.Переживание нейтральныхэмоций (удовольствие и равнодушие) приводит студента к средним показателям результативности деятельности. Активность студента под влиянием нейтральных эмоций носит преимущественно хаотичный характер. В определенный период времени такие студенты дисциплинированны и ответственны, в другой опаздывают на занятия, не работают на семинарах и лекциях. Такие студенты охотно берутся участвовать в научноисследовательской деятельности: пишут контрольные, рефераты, курсовые работы, но быстро теряют к ним интерес, часто не доводят свои исследования до логического конца.Под влиянием нейтральных эмоций студенты могут посещать занятия, готовиться к семинарам, но делают это по инерции. Это своего рода компенсация за потерю интереса к учебе. Активная вовлеченность в «около вузовскую» деятельность является для них способом обретения целесообразности учебнопрофессиональной деятельности. Свободное время тратится на художественные книги, просиживание в социальных сетях, иногда на занятия спортом.Студенты, переживающие нейтральные эмоции в адрес учебнопрофессиональной деятельности, удовлетворены ею средне, также средний балл они выставляют удовлетворенности выбором вуза и профессии.Эмоции являются мотивами, побуждающими поведение человека и определяющими некоторые важные аспекты деятельности, которой человек занят. Мотивационные возможности эмоций объясняются тем, что при переживании злости, печали или радости создается напряжение, которое приводит поведение человека к активности, направленное в сторону предмета, явления, деятельности. В адрес этого предмета или деятельности эмоции разворачивают непреднамеренные (неосознаваемые) действия, приводящие к повышению эффективности деятельности или понижению этой эффективности.

Ссылки на источники1.Пырьев, Е.А. Эмоциональные и интеллектуальные аспекты мотивации человека \\Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Психология. Том 21. № 3. . –2015 С. 48512.Додонов Б.И. Эмоция как ценность. –М.: «Политиздат». –1978. 271 с.3.Мясищев. В.Н.Психология отношений. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». –1995. 356 с.4.Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологии эмоций. // «Психология эмоций». Хрестоматия. –СПб.: Питер. –2007. –С. 8425.Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность –2е изд. –СПб.: Питер; М.: «Смысл», –2003. –860 с: 6.Макклелланд, Д. Мотивация человека. –СПб.: «Питер». –2007. –672 с.7.Фрейд З. Психология бессознательного. –М.: «Просвещение» –1989. –424 с.8.Маслоу А. Мотивация и мотивы. 3е изд. –СПб.:«Питер». –2003. –352 с.9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –М.: «Просвещение». –1946. –702 с.10.Липер, Р.У. Мотивационная теория эмоций // «Психология эмоций» –СПб.: «Питер». –2007. –С. 21022411.Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. –М.:«Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», –1998. –197 с.

12.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: «Питер». 2000. –783 с.13.Изард, К. Е. Эмоции человека: СПб «Питер», –1999. –464 с.14.Пырьев, Е.А. Мотивационная функция эмоций в «теории связей» \\Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СанктПетербург. № 177. –2015. –С. 3542.15.Рибо Т. Психология чувств. –СПб.: «Издво Ф. Павленков»,–1898. –478 с.16.ПетражицкийЛ.И. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. –М.: Книжный дом «Либроком», –2011. –328 с