Педагогические кадры гимназий Орловской губернии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Перцев В. В. Педагогические кадры гимназий Орловской губернии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 181–185. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86936.htm.
Аннотация. Центральное место в образовательном процессе гимназии занимала личность учителя. В дореволюционной России выдвигались особые требования к людям, преподававшим в гимназии, но и от государства учителя гимназий получали заслуженное внимание и вознаграждение. То, каким образом функционировали педагогические кадры гимназии, рассказывается в данной статье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Перцев Владимир Владимирович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина), г. Елецmr.vladimir.pertsev@yandex.ruПедагогические кадры гимназий Орловской губернии

Аннотация. Центральное место в образовательном процессе гимназии занимала личность учителя. В дореволюционной России выдвигались особые требования к людям, преподававшим в гимназии, но и от государства учителя гимназий получали заслуженное внимание и вознаграждение. То, каким образом, функционировали педагогические кадры гимназии, рассказывается в данной статье. Ключевые слова: гимназия, дореволюционное образование в России, Орловская губерния, история народного образования, образовательный процессв школе.

Университет, стоявший во главе округа, был призван не только выполнять свою непосредственную функцию обучения, но и контролировать и укреплять преподавание на подконтрольной территории[1]. Во второй половине 19 века многие административные права университетов в отношении школы были переданы попечителю учебного округа. При попечителе существовал совет. В него входят помощник попечителя, ректор университета (он же являлся управляющим учебным округом), инспектор казенных учебных заведений, директор губернской гимназии и один из директоров других гимназий города по назначению министра[2, C. 24].Директор гимназии обычно подбирался попечителем учебного округа (утверждался министром МНП). Инспектор гимназии утверждался на должность попечителем, без дальнейшего представления министру. Директором и инспектором можно было стать только при наличии университетского диплома и определенного стажа работы в системе МНП[3, C. 5]. Подборучителей был тщательным. Все преподаватели гимназии, как правило (были и исключения), должны были иметь университетское образование. Однако одного этого было недостаточно для начала работы ‬требовался документ об окончании учительских курсов[4].Здесь следует отметить одну интересную деталь в плане управления казенными гимназиями. На практике действовала следующая система подчинения МНП: попечитель учебного округа ‬директор мужской гимназии[5]. То есть формально они не подчинялись местной администрации. На директора возлагались обязанности надзора за преподаванием и воспитанием учащихся, внешним порядком, забота о материальном благосостоянии учебного заведения, контроль за выполнением всех постановлений по гимназии. Он же осуществлял подбор педагогов (при последующем утверждении попечителем), классных наставников и письмоводителя (бухгалтера), представлял учителей как к государственным наградам, так и пособиям из специальных гимназических сумм.Главными обязанностями директора были: надзор за преподаванием и воспитанием учащихся, внешний порядок, забота о материальном благосостоянии вверенного учебного заведения, контроль за выполнением всех постановлений по гимназии. В случае отсутствия директора инспектору переходили все его функции[6]. Педагогический совет гимназии осуществлял руководство учебной и воспитательной работой учебного заведения. При каждой гимназии из почетных жителей города, меценатов создавался попечительный совет, его функция состояла в сборе и последующем контроле расходования внебюджетных средств. О том, что попечительный совет играл важную роль в жизни гимназии, нам удалось найти ряд документов в ГАОО[7]и ГАЛО[8]. Конфликт между попечительским советом и начальницей, описанный в них, получил в свое время широкую огласку. Свое отражение он даже нашел в произведении известного философа В.В. Розанова ‬©Сумерки просвещенияª[9, C. 208209]. А суть его, согласно архивным документам, состояла в том, что вследствие выявленных попечительским советом финансовых нарушений была уволена с должности начальница Елецкой женской гимназии. Согласно статье 23 Устава 1871 г. правил женских гимназий и прогимназий МНП, преподаватели женских гимназий и прогимназий избирались Председателем Педагогического Совета (которым как правило являлся директор мужской гимназии) из числа учителей мужских гимназий, прогимназий и уездных училищ, равно как из лиц, имеющих звание домашних наставников и учителей. Все они утверждались в должности Попечителем учебного округа. К преподаванию в приготовительных классах женских гимназий и прогимназий, в случае надобности, допускались и лица, имеющие звание приходского городского учителя, а также лица женского пола, имеющие звание учительницы начального училища[10, C. 76]. Администрации мужской классической гимназий ©строго предписывалось следить за их образом мысли и нравственными качествами, а также за учебновоспитательным процессом в частных заведенияхª[11, C. 23].Преподаватели мужских классических гимназий преподавали, как уже отмечалось выше, и в женских гимназиях. Именно они составляли педагогический костяк таких учебных заведений. А. Ветошко отмечает: открытый в 1877 г. Е.П. Чибисовой женский пансион (женская гимназия с 1881 г.) наибольшую известность приобрела в конце 19 века, когда ее начальницей стала М. В. Гиттерман: ©Успешной работе заведения способствовал высокий уровень образования ее учителей. Мужчиныпреподаватели, как правило, являлись выпускниками Московского и СанктПетербургского университетов, а также Московской и Киевской духовных академий, СанктПетербургского историкофилологического университета. Среди женщинучительниц большинство составляли выпускницы женских гимназий, но были и окончившие Санктпетербургский педагогический институт, специальные педагогические курсыª[12]. Директор классической гимназии одновременно являлся начальником всех учебных заведений города. В мужских гимназиях требования к преподавательскому составу были выше, чем в женских и частных учебных заведениях, где зачастую преподавали учителя, не имеющие университетского диплома. Факт появления в мужской гимназии Брянска учительниц, окончивших женские гимназии, свидетельствовал о нехватке квалифицированных педагогических кадров. В провинции такое явление можно было наблюдать в начале 20 века, когда происходило интенсивное развитие гимназического образования, открывалось много новых гимназий в уездных городах и к такому стремительному росту оказалась неготовой система подготовки кадров. Таким образом, требовательность к преподавателям мужских гимназий была более высокой, чем в женских. Качество знаний, даваемых в стенах классических гимназий, обеспечивалось высоким уровнем преподавателей, многие из которых имели университетское образование. Среди преподавателей Орловской гимназии были академики (И.П. Александров), депутаты Учредительного собрания (Ф.Д. Крюков), писатели (Н.А. ВербицкийАнтиохов), лауреаты премии Петра Великого (И.М. Белорусов) и т.д. [13, C. 5].Отдавая отчет в том, что решающая роль в обучении принадлежит учителю, необходимо отметить, что статус преподавателя гимназии был весьма высоким. Пост директора классической гимназии в табеле о рангах соответствовал генеральскому званию. Учительский персонал мужских гимназий был причислен к рангу государственных чиновников и пользовался материальными и прочими благами, ставившими учительский персонал в особое, привилегированное положение.Изначально на этапе становления гимназии как типа средней школы естественным было наличие большого количества иностранных учителей (спрос на них в последующие годы сохранялся). Например, после введения Устава гимназий и прогимназий МНП 1864 г. появилась необходимость увеличения числа учителей древних языков в гимназии. Так как специалистов такого рода в России было недостаточно, Министр народного просвещения разрешил иностранцам приезжать в Россию и преподавать эти дисциплины в гимназиях[14, C. 77]. Согласно Указу правительствующего сената ©… действительный студент Императорского московского университета Милошевич назначен преподавателем латинского языка в Елецкую гимназию с 1 августа1874г.ª, ©славянский стипендиат, австрийский подданный Якшичьª, назначен исполняющим должность преподавателя древних языков в Елецкую гимназию с 21 октября 1874г. [15].Согласно штатному расписанию, которое было приложено к Уставу 1871 года, в гимназии предполагалось иметь 12 учителей. Кроме них, в штат входили директор и инспектор гимназии, учитель Закона Божия. Кроме того, в гимназии работали учителя сверх штата (преподаватели пения, гимнастики, музыки, гигиены)[16]. Характерно то, что среди учителей было немало лиц, занимающихся научной и просветительской деятельностью, являвшихся авторами книг. Известно, к примеру, что учитель русского языка Елецкой гимназии В.Н. Фери имел печатный труд ©Хрестоматия избранных произведений в стихахª. Имели свои труды учитель географии Н.К. Казанцев (©Русская географияª) и преподаватель природоведения В.К. Овечников. Общеизвестно, что В.В. Розанов вместе с преподавателем греческого языка П.Д. Первовым перевел ©Метафизикуª Аристотеля. Сам Розанов по ходатайству директора Елецкой гимназии в 1890 году пошел на повышение: был произведен в чин коллежского советника. И в это время в Ельце написал знаменитую ©Легенду о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевскогоª; опубликованная в начале 1891г в ©Русском вестникеª, она выдержала три издания. Такие примеры можно видеть и в других гимназиях губернии. Из всего сказанного, видно, насколько важную роль играл преподаватель классической гимназии в провинции. Во многом именно эти люди стояли у истоков исследовательской и просветительской деятельности, зачастую происходило это по их собственной инициативе: так они были воспитаны. Но и государство не оставалось в стороне от проблем учителя гимназии. Во многом современный педагог позавидовал бы преподавателю старой гимназии. Например, по гимназическому уставу 1871 г. недельная нагрузка учителя составляла 12 часов[17]. Учителя (включая директора и инспектора) считались на государственной службе и пользовались теми же правами, что и все государственные служащие (выслуга, звания, пенсии, награды). О характере наград можно судить по сведениям из отчетов о деятельности Елецкой гимназии, приводимых В.Н. Мезиновым и М.В.Яровиковым: ©Государь Император по удостоению комитета Г. Г. Министров в 21 день декабря 1874г. соизволил пожаловать за отличие по службе преподавателя Елецкой гимназии Степановского орденом Св. Анны 3й степени и письмоводителя гимназии Лукашова П.С. денежною наградой в количестве 100 рублей, а по удостоению Святейшего Синода в 3й день апреля 1875г. законоучителя гимназии СвященникаСелихова ‬камилавкоюª[18, C. 81].До революции была введена единая форменная одежда для всех гражданских чинов МНП. Им полагалась парадная, праздничная, обыкновенная, особая будничная и дорожная одежда. За срок службы от 20 лет назначалась пенсия в ½ оклада. 25летняя работа учителем давала возможность получить пенсию в размере годового оклада. Каждые пять лет работы сверх этого прибавляли еще 1/5 пенсии. При службе в гимназиях свыше 10 лет и при выходе на пенсию в полную отставку полагалось единовременное пособие в размере годового оклада[19].В случае выхода на пенсию по состоянию здоровья, при службе от 10 до 15 лет выплачивалась 1/3 оклада; от 15 до 20 лет ‬2/3, а более 20 лет службы ‬полный оклад в качестве пенсии. Если бывший учитель не мог обходиться без посторонней помощи, пенсия выплачивалась в следующих размерах: за службу от 5 до 10 лет ‬1/3 оклада, от 10 до 15 ‬2/3; от 15 лет ‬полный оклад. Для семей пенсионеров (живых и умерших) существовали еще некоторые льготы. Если человек прослужил в любом ведомстве МНП, то его дети получали пособие на учебу в любом заведении система МНП. После смерти учителя гимназии пенсия выплачивалась его семье[20].Звание заслуженного учителя присваивалось попечителем учебного округа по представлению педагогического совета гимназии лицам, прослужившим в звании учителя 15 лет и зарекомендовавших себя опытностью и прилежанием. Заслуженный учитель получал прибавку к должностному окладу: 150 рублей для учителей прогимназий, а для учителей гимназий, имеющихвысшее образование, 250 рублей. Прибавки эти принимались во внимание и при исчислении пенсии по выслуге 25 лет.Преподаватели гимназии имели высокие чины статских и надворных советников. К примеру, приехавший в Елец В.В. Розанов, после 5 лет работы учителем в Брянской четырехклассной прогимназии, имел уже VIIIчин (коллежского асессора), равный воинскому штабскапитану, дававшему личное дворянство и обращение ©ваше высокоблагородиеª. И за учительский труд к тому времени он был уже награжден орденом Св. Станислава 3й степени[21].На примере того же В.В. Розанова легко убедится в том, что комплектование гимназии педагогическими кадрами шло на уровне высших органов народного образования: перевод его в Елецкую гимназию из Брянска в 1887 году производилось по решению попечителя Московского учебного округа[22]. Судя по всему, перемещение преподавателей из одного города в другой было тогда обычным делом. И такие перестановки производились, в том числе в целях укрепления педагогических коллективов. Учителя пения и гимнастики в штат не входили и не пользовались такими преимуществами. Преподаватель Закона Божия состоял в штате. Он нанимался непосредственно директором, а затем утверждался попечителем округа (епархиальное начальство должно было одобрить этот выбор).

В конце XIX‬начале XXвв. заработная плата учителей в гимназиях оставалась на уровне, установленном уставом 1871 г. И. Алешинцев отмечал, что устав разделял преподавателей гимназии на 4 разряда. Учителям первого разряда назначалось жалование 750 р., второго ‬900 р., третьего ‬1250, четвертого ‬1500 р. в год при 12 уроков в неделю{23,С.250]. По расчетам Елецкого краеведа В.П. Горлова месячная зарплата учителя гимназии в сегодняшних рублях составляла 812 тысяч при 812 уроках в неделю[24].Эту зарплату можно сравнить с заработной платой учителей европейских стран и США. Имеет смысл частично привести любопытную таблицу из учебного пособия А. М.Цирульникова, озвучивающую данные по разным странам мира начала века, когда был тверд рубль[25, C. 95].







Таблица 1

Жалование учителя в рублях в:

Италии



210500Франции



338375Австрии



236473Испании



250750Дании



312Бельгии



375450Норвегии



538Германии



586732Голландии

546780Швейцарии

677835Англии



9461419Америке



10005826

Таким образом, в сравнении даже с европейскими странами зарплата учителя гимназии выглядела вполне приличной. В конце 19 ‬начале 20 века учителей для гимназий, реальных училищ, кроме университетов, готовили два историкофилологических института ‬в Петербурге и Нежине[26, C. 145]. С целью повышения профессионализма работающих учителей, появился закон об отпуске из Государственного казначейства средств на устройство ©Временных педагогических курсов для подготовки преподавателей средних учебных заведений и на командировки учителей с ученой целью за границуª. Смотрова отмечает, что учителя губернии получали педагогическое образование не только в России, но и Германии. Тот факт, что государство не жалело средств для содержания а также обучения учителей за границей, безусловно, свидетельствует, насколько высок был статус учителя до революции[27]. Действительно, в школьные годы закладывается фундамент личности, основы познания мира на всю жизнь. И у нас есть все основания полагать, что гимназическое образование в целом было на высоте стоящих перед ним задач. Орловский край давно признан одним из литературных центров провинциальной России. Однако этим вклад Орловщины в национальную интеллектуальную сокровищницу далеко не исчерпывается. Многие наши земляки стали выдающимися деятелями российской науки, культуры и образования. Всех их объединила учеба в гимназиях. В числе воспитанников Орловской и Елецкой гимназий много ученых, академиков, государственных деятелей, литераторов, музыкантов, краеведов. Во многом этому способствовало то, что гимназисты без экзаменов, по конкурсу аттестатов, поступали в любое высшее учебное заведение[28, C. 89].

Ссылки на источники1.Иванов А. Е. Университетские уставы // БСЭ Т.27 Третье издание / гл. редактор А. М. Прохоров. М.: Издво ©Советская энциклопедияª, 1977 г. ‬С. 39.2.Сборник документов "Начальное и среднее образование в СанктПетербурге (XIX начало XX века)"/ сост. Никольцева Н.Ф. ‬СПб: Архивное управление СанктПетербурга и Ленинградской области (ЦГИА СПб), 2000. 359 с. 3.Флит Н. В. Школа в России в к. XIX ‬ начале XX вв. Методическое пособие. Государственные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат. ‬Ленинград, 1991. ‬77 с. 4.Флит Н.В. Указ. соч. С. 7.5.Флит Н.В. Указ. соч. С. 5.6.Флит Н.В. Указ. соч. С. 6.7.ГАОО. Ф. 580. Ст. 2. Д. 2695. Дело о рассмотрении конфликта между попечительным советом Елецкой женской гимназии и начальницей гимназии Смирновой.44 л.8.ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 126. Переписка об освобождении Смирновой с поста директора женской гимназии. (1897 г.). Л. 15.9.Розанов В. В. Город и школа // Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. ‬М. Педагогика, 1990. ‬С. 206 ‬219.10.Елисеев В. Программы и правила Женских Гимназий и Прогимназий МНП (с последними дополнениями и разъяснениями). Издание 21ое исправленное и доработанное. МоскваОдесса: Книгоиздательство ©Родное словоª, 1913. 125 с.11.Сборник документов "Начальное и среднее образование в СанктПетербурге (XIX начало XX века)"/ сост. Никольцева Н.Ф. ‬СПб: Архивное управление СанктПетербурга и Ленинградской области (ЦГИА СПб), 2000. 359 с. 12.Ветошко, А. От мадам Лёвен до госпожи Гиттерман // Орловский вестник. ‬2000. ‬№ 32 (436) 10 авг. 13.Веркеенко Г.П., Казакова О.Ю.Вклад земляковорловцев в становление и развитие науки, культуры и образования // Всероссийская научнопрактическая конференция ©Вклад земляковорловцев в развитие и становление российской науки, культуры, образованияª. Материалы пленарного заседания. ‬Орел, 2003. ‬С. 3 ‬16.14.Смотрова, И. В. Становление и развитие гимназического образования в России в 19 ‬начале 20 вв. (наматериале Саратовской губернии). Дисс. … канд. пед. наук. Саратов, 2003. ‬214 с.15.Шиков С. С. Из воспоминаний выпускников // Красное знамя. 1996. ‬28 сентября.16.Флит Н.В. Указ. соч. С. 8.17.Флит Н.В. Указ. соч. С. 50.18.Мезинов В. Н. , Яровиков М.В.Гимназическое образование в Ельце // Педагогическое краеведение Липецкой области. Учебное пособие. Часть 1. Коллектив авторов. Под ред. В. П. Кузовлева и Е. П. Белозерцева. ‬Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2000. С. 73 89.19.Флит Н.В. Указ. соч. С. 55.20.Флит Н.В. Указ. соч. С. 56.21.Горлов В. П. Кавалер святого Станислава // Красное знамя. ‬2002. ‬24 октября.22.Там же.23.Алешинцев И. История гимназического образования в России 18 и 19 вв. ‬СПб.: Типография Я. Балянского, 1912. ‬346с. 24.Горлов В. П. Учитель в старой гимназии // Красное знамя. ‬2003. 2 сентября.25.Цирульников А. М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. ‬М.: ВЛАДОС, 2000. ‬272 с. 26.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX ‬начало XX века. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова и др.М.: Педагогика, 1991. ‬448 с.27.Смотрова И.В. Указ. соч. С. 80.28.Воробьева, В.Я. Роль Орловской гимназии начала XX века в образовании и воспитании юношества // Первые Денисьевские чтения: Материалы науч. практ. конф. по проблемам истории, теории и практики библ. дела, библиогр. и книговедения, г. Орел, 3031 окт. 2003 г. / Орл. обл. публ. бка им. И.А. Бунина; Орл. гос. институт искусства и культуры; Сост. Н.З.Шатохина. ‬Орел: Издательский дом ©Орликª, 2004. ‬С. 88 ‬95.